2 февраля 1943 года- день победы в Сталинградской битве.
Цель:
-воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Задача:
-сделать осознанным чувство Родины, пробудить эмоциональное восприятие через поэзию.
«За светло светлую, и украсно украшену» Родину» шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово »Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Лермонтов, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев, Блок и Есенин, Твардовский и Симонов, Прокофьев и Рубцов…
Родина. Вслушаемся в это слово. Д.С.Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник, родня, родной, народ, природа». И наше чувство родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Лучше всего сказал об этом советский поэт К.М. Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года. Когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение «Родина».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока мужества»
Муниципальное учреждение образования
Кзыл-Агашская основная общеобразовательная школа
Москаленского муниципального района Омской области
«Час мужества пробил на наших часах…»
Методическая разработка
На областной конкурс
«ВАХТА ПАМЯТИ»
Тленовой Даметкен Уаповны
Учителя русского языка
и литературы
Кзыл-Агашской ООШ
2008 год.
День воинской славы России.
2 февраля 1943 года- день победы в Сталинградской битве.
Цель:
-воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Задача:
-сделать осознанным чувство Родины, пробудить эмоциональное восприятие через поэзию.
Оборудование:
-выставка книг и плакатов, посвященных Великой Отечественной войне;
-портреты героев, полководцев.
-аудиоаппаратура с записями фонограммы
-проигрыватель
Звучит мелодия песни В.Баснера «С чего начинается Родина?»)
1В: Всех нас волнует вопрос, с какими мыслями и чувствами войдет в жизнь человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание Гражданина, Человека, Патриота, способного воспринять прекрасное требует от нас духовной, эмоциональной, нравственной отзывчивости. Поэзия пробуждает «души прекрасные порывы», зовет «на бой за честь отчизны, за любовь», учит видеть красоту и бороться за нее.
1 чтец: «О светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными… Всего еси исполнена земля Русская…»
2В: Это строки древнего летописца. «За светло светлую, и украсно украшену» Родину» шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово »Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Лермонтов, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев, Блок и Есенин, Твардовский и Симонов, Прокофьев и Рубцов…
2 чтец:
Родина. Вслушаемся в это слово. Д.С.Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник, родня, родной, народ, природа». И наше чувство родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Лучше всего сказал об этом советский поэт К.М. Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года. Когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение «Родина».
3 чтец
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов.
Непобедима, широка, горда.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(На экране проецируется фотография «Русская береза»,
звучит фрагмент 4-й симфонии П.И. Чайковского.)
1В: «Чета белеющих берез»-это часть лермонтовской Родины, «страной березового ситца» предстала она перед Есениным. И в стихах советских поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н.Шестинский.
4чтец
Без березы не мыслю России,-
Так светла по- славянски она,
Что, быть может, в столетия иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах…
(Исполняется русский народный танец «Во поле березка стояла»)
2В: Каждый человек – своего рода первооткрыватель.Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек вступая в жизнь открывает для себя великое слово-Родина. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая Родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей-пусть самой скромной и непритязательной- красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. У поэта Н.М.Рубцова есть стихотворение «Тихая моя родина»:
1В: Вот уже на протяжении нескольких столетий живут в
добрососедских отношениях с русским народом казахи. Сохраняя свой язык, культуру, традиции и обычаи. Уважение и память предков- вот неотъемлемая черта казахского народа. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли все мужчины из нашего аула.
Большинство из них не вернулись домой. Среди воевавших были учителя нашей школы: Жумагулов Сабен Жумагулович участник боев за Ленинград, затем директор школы. Хусаинов Шарип Шарипович после ранения вернулся в родной аул в 1943 году, директор школы.
Кенжегозин Хайрулла Мухаметжанович участник войны, директор школы.
Работали в тылу женщины, старики, дети, внося свой вклад в победу.
Ну, а тех, кто уже не придет никогда, вечная им память и слава!
Стихи собственного сочинения на областной конкурс «Вахта памяти-2008»
« И славить вечно мы должны героев»
Ученица 6 класса Тленова Нургуль:
«Он не вернулся с той войны…»
Мой прадед ушел
в сорок первом на фронт.
и редко он письма
солдатские шлет.
Два года проходят
С испытаньем, до срока,
А в сорок третьем
Пришла похоронка.
Как горько остаться
Вдовой молодой.
Четверых ребятишек
Поднимать ей одной.
Еще тяжелей
От сознания того,
Что даже не знаем
Могилы его.
Осколок войны той
Нам в сердце проник.
Пропал он без вести,
За нас он погиб.
В последнем письме,
Что писал перед боем:
« Готовимся к битве,
Сталинградской защите!»
Письмо прервалось…
Ох, зловеща война.
жизнь бойца оборвала,
солдатская доля ведь такова!
За свободу народа,
И за мирный рассвет.
В безымянной могиле
Мой прадед лежит.
Стихи собственного сочинения на областной конкурс «Вахта памяти-2007»
« И славить вечно мы должны героев»
Габдуллина Жанара:
«Война»
Война, жестокая война!
Читаю я, листая книг страницы:
«Ушли на фронт мы воевать, не долюбив,
Не докурив последней папиросы».
Для всех одна лишь цель была-
Как победить проклятого врага?
Земля горела и стонала как душа.
Нет, не сдалась моя Москва.
Идут вдвоем любовь и смерть, измена иногда.
Надеялись, что спишет все война.
А в жизни место есть подвигам всегда,
Была победы слишком высока цена!
2В: Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 году сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло советское полководческое искусство: генералы и высший командный состав разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений.
1В: Сталинградская битва - одно из величайших сражений Великой Отечественной войны, развернувшееся в районе Сталинграда с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. После поражения немецко-фашистских войск под Москвой и крушения стратегии молниеносной войны немецкое командование решило вернуть стратегическую инициативу на советско- германском фронте и довести до конца основные цели плана «Барбаросса. На лето 1942 г был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». В соответствии с директивой Гитлера №45 от 23 июня 1942г германские войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут затем удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к отрогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.
2В: Бои на дальних подступах к Сталинграду начались 17 июля 1942г. С немецкой стороны действовала 6-я армия.31 июля ударная группировка была усилена 4-й танковой армией. Им противостояла 62-я армия советских войск. Несмотря на героическое сопротивление, противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Город подвергся ожесточенной бомбардировке с воздуха, в которой участвовало до 2000 самолетов. 25 августа в городе было введено осадное положение.
1В: На защиту города встали отряды народного ополчения и резервы Сталинградского фронта. 4-й танковой армии немцев удалось прорвать советскую оборону и выйти на южные границы города. С 13 сентября начались упорные уличные бои. Немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли насмерть. В ожесточенной борьбе за город особо отличились бойцы и офицеры 13-й гвардейской дивизии генерала А.И. Родимцева. Группа разведчиков, возглавляемая сержантом Я.Ф.Павловым, захватила 4-этажный дом и с помощью подошедшего подкрепления героически удерживала его в течение 58 дней. Этот дом вошел в историю как Дом Павлова.
Инсценировка « Сон солдата»
(Снится солдату дом родной, жена и сын, будто склонилась она над зыбкой и тихо так поет сыну: )
Спи, мой крошка, спи прекрасный,
Баюшки-баю.
Уж не светит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Про отца в бою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Вот напали злые люди
На твою страну.
Они рыскали повсюду,
Сея смерть, беду.
Твой отец, солдат примерный,
Ранен был в бою.
Ты же спи, мой мальчик милый,
Баюшки-баю.
Не коснутся муки ада
Детских глаз твоих:
На защите Сталинграда
Твой отец стоит.
Он стоит, а ветер свищет,
Заметая след.
В сатанинской злобе рыщет
Гитлер-людоед.
Много детских слез пролито
по стране родной.
Подрастешь, услышишь это,
Славный мальчик мой.
Подрастешь-и ты полюбишь
Родину свою.
А пока ты крошкой будешь,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И широк душой.
Никому не дашь в обиду
Родины покой.
2В: К осени 1942г. советские войска, действовавшие севернее Сталинграда, были усилены артиллерией, танками и авиацией. В Ставке ВГК начал разрабатываться план контрнаступления. Его идея сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и правого крыла Сталинградского фронтов окружить ее и ликвидировать.
1В:Контрнаступление началось 19 ноября 1942г. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями. Советские танковые группы стремительным броском вышли к Дону, захватили переправы и в районе Калача замкнули кольцо окружения. В «мешке» оказалась 300-тысячная группировка противника. Германское командование предприняло попытку деблокировать окруженные войска ударом танковой группы «Дон», но немецкие танки были остановлены. Также не имело успеха снабжение осажденных воздушным путем.
(Звучит песня: «Эх, путь-дорожка фронтовая»)
2В: 8 января 1943г. командованию окруженной группировки был предъявлен ультиматум о капитуляции, но генерал Паулюс отклонил предложение, второй ультиматум 17 января был также отклонен. 25 января войска 21-й армии, наступавшей с запада, соединились в районе Мамаева кургана с частями 62-й армии Сталинградского фронта. Окруженная немецкая группировка была расчленена на две части: южную и северную. 31 января ввиду безвыходности положения сдался Паулюс, которому А.Гитлер накануне присвоил звание фельдмаршала. 2февраля капитулировала группировка в северной части города. Этим была завершена историческая 200-дневная битва под Сталинградом.
(Звучит в исполнении песня В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»)
1В: В плен была взята 91 тыс.немецких солдат и офицеров, число погибших насчитывало 142 тыс. человек. В ходе Сталинградской битвы было нанесено поражение 48 немецким дивизиям и 3 бригадам, что составляло 20% всех сил, действовавших на советско-германском фронте. Гитлер объявил в Германии 3-дневный траур.
2В: Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Опыт военных действий на окружение и разгром врага, примененный советскими войсками в Сталинградской битве, нашел отражение в последующих операциях Великой Отечественной войны.