Просмотр содержимого документа
«К 70-летию Великой Победы»
Мы – наследники победы. Нам завещаны память и слава.
Цели и задачи: 1)Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 годах, о блокаде Ленинграда, ее защитниках и подвигах; формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем.
2)воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.
3)воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.
Оформление: 1. Школьная газета “Оборона Ленинграда”.2. Книжная выставка: “Говорит Ленинград” 3. На столе – блокадный хлеб – 125 граммов. 4. Освещение: полумрак, свечи. 5. Плакаты: “Города - герои” и другие. 6. Музыкальное оформление: Седьмая симфония /Д.Шостаковича, Реквием/ В. Моцарт, Лунная соната / Л.Бетховен, Концерт №2 / С. Рахманинов Дорога жизни/слова и музыка А. Розенбаума, Братские могилы/ В.Высоцкий Примечание: стихи звучат под тихую музыку, подобранную в соответствии с идейным содержанием стихотворения. Приветственное слово учителя:- Здравствуйте, дорогие ветераны, работники тыла! Здравствуйте все, кто сегодня находится в этом зале. А это значит, что вы не остались в стороне от великого подвига нашего народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим чёрным крылом Великая Отечественная война. Память … Она имеет начало, но не имеет конца. И сегодня мы собрались все вместе в этом зале, чтобы сказать, что мы помним о вас, ветераны Великой Отечественной войны. Мы благодарны вам, мы склоняем перед вашим мужеством головы.
Ход мероприятия:
2 мальчика и 2 девочки кружатся в вальсе, внезапно музыка обрывается. (вальс Ю.Куксин «Предвоенный вальс» танцплощадка)
Ведущий ( выходит на сцену): 22 июня 1941года без объявления войны немцы напали на нашу Родину.
Из заявления советского правительства: ( звучит голос Молотова)
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
На сцену выходит хор Песня « Священная война»
^ Хор исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». Под танец
Девочки: Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы Наши мальчики головы подняли Повзрослели они до поры На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики, мальчики, Постарайтесь вернуться назад Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими Не жалейте ни пуль ни гранат И себя не щадите вы и все-таки Постарайтесь вернуться назад.
Мальчики: Ах, война, что ж ты, подлая, сделала? Вместо свадеб разлуки и дым. Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим
Сапоги, ну куда от них денешься, Да зеленые крылья погон. Вы наплюйте на сплетников, девочки, Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад. До свидания, девочки, девочки, Постарайтесь вернуться назад. До свидания, девочки, девочки, Постарайтесь вернуться назад.
Ведущая: ОДНА из героических страниц Великой Отечественной войны – защита города Ленинграда. -У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом .
Слышен сигнал воздушной тревоги 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. Фашисты обстреляли заводы «Большевик», «Красный нефтяник». 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы, которые упали на Охтинский химкомбинат, фабрику «Пятилетка». Первый сбитый самолет упал на Таврический сад. За годы блокады на каждый квадратный километр города упало 16 фугасных бомб, 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. Разделите дни блокады на эти взрывы, и получится, что на каждый день блокады приходилось по 300 упавших на дома и улицы бомб и снарядов. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. -Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни . Их было 900……Это было -2,5года.
Ученик 1. 29 месяцев блокады! Голод, мрак, обстрелы, боль утрат Но к врагу не знали мы пощады, Ты ему был страшен, Ленинград! Обожженный, весь облитый кровью, Был его сильнее во сто крат Всей страны храним любовью , Город Октября – наш Ленинград
Ученик 2: Пришла зима 1941 года – суровая, лютая. Не работали водопровод и канализация, нет электричества и топлива, встал транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили без освещения, в неотапливаемых квартирах и комнатах с выбитыми стеклами, за водой приходилось ходить к рекам и каналам.-Самой страшной оказалась зима 1942года.
Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.-Эта дорога помогла выжить и спасла от голода многих Ленинградцев.
-Жизнь в городе становилась все труднее и труднее. Единственным спасением для города была «Дорога жизни». ( учитель показывает слайды под песню А.Розенбаума « На дороге жизни»
3 ученик читает стих: -Расскажи нам старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи ,как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
Ведущая. Посмотрите, вот на этот кусочек хлеба. Его даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей. Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни. На территории сгоревших от бомбежки Бадаевских складов собирали комья промерзшей земли – ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей…
Ученик 4: На 6 сентября 1941 года запасы продовольствия в городе составляли: муки - на 14 дней, крупы - на 23 дня, мяса – на 19, жиров – на 21, сахара и кондитерских изделий – на 48. Но нормы выдачи продуктов резко сокращались.
2. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года эти нормы были самые низкие: рабочие и инженерно-технические работники получали по 250 граммов суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов в день!
Бойцы и командиры на передовой линии фронта получали по 300 граммов, а все остальные – по 150 граммов.
Ученик 5: Сто двадцать пять блокадных грамм, С огнем и кровью пополам. О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван, Обычный хлеб, и тяжкий грех,
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий. Много людей умирало в своих квартирах, на улицах, на рабочих местах.
Ученик 7: _Девчонка руки протянула
И головой на край стола
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из школы на носилках
Ребята понесли домой.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло ,сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.(уходит)
На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.
Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год. Лека - это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Ведущий. Эти листки из старой записной книжки лежат под стеклом в Музее истории Ленинграда. Никогда не проходят, не могут пройти люди мимо этих листков. Жила была девочка, ее звали Таня, Таня Савичева. Таня жила на Васильевском острове, 2 линия, дом 13. И сейчас стоит дом, в котором жила большая и дружная семья: мама, бабушка, братья Тани – Лека и Миша, сестры – Женя и Нина, да еще на верхнем этаже жили 2 дяди – братья отца. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Когда последней умерла мама, Таня сложила все записи в картонную коробку и ушла из дома. Ее определили в 48 детский дом Смольнинского района, а затем вывезли в город Горький. Там Таня заболела и ее отправили в больницу, где Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года от туберкулеза.
Ведущий 2.: Среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Имя Тани стало вечным. Весной 1980 года Международный планетарный центр утвердил названия новых планет, открытых советскими астрономами. Высокой небесной чести удостоилась и ленинградская девочка. Одна из малых планет так и названа — Таня.
Ученик 6 : Я к ним подойду. Одеялом укрою, О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят…А в комнате – трое. Нас в комнате трое, но двое не дышат. Я знаю: не встанут. Я всё понимаю… Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Таня Савичева :Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Выходят ребята с кусочками хлеба на тарелках ( 125 гр)
Ученик 1.-Я-хлеб. У меня есть душа.
Я-хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я-ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я-хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я- хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я –хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб. У меня есть душа. Я - хлеб…(уходят)
Ведущий 1: И все же никакие муки и лишения, никакие испытания не могли сломить мужества и стойкости героических защитников Невской твердыни, не могли поколебать их боевого духа и веры в окончательную победу.
Ведущий 2: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Но рабочих требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Многие подростки работали в бытовых отрядах, собирали металлолом, тушили зажигательные бомбы, работали связистами, рабочими в совхозах, сандружинниками, девочки вязали носки и варежки для фронта.
Ведущий 1. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.
Ведущий: 2.Вам, героическим защитникам Ленинграда, 1.Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 2.Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 1.Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых Xор: ПОСВЯЩАЕТСЯ!
ХОР. Песня «Ленинградские мальчишки», муз И.Шварца, слова В. Коростылева
1.В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у земли на виду,
Стояли со взрослыми рядом/
Мальчишки у стен Ленинграда / 2 раза
2. На парте осталась раскрыта тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город/
Фугасные бомбы и холод/ 2 раза
3. И мы никогда не забудем с тобой,
Как вместе со взрослыми приняли бой,
Им было всего лишь 13,/
Но были они ленинградцы/ 2 раза
1. ВЕДУЩИЙ: 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были дни мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.
2 Ведущий. Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады.
1 Ведущий. Давайте почтим память погибших минутой молчания. (Все встают).
Слышен звук метронома
Ребёнок: Клин белых журавлей по небу проплывает, В печальном сумраке их голоса слышны. Глядим им в след и молча вспоминаем Всех тех, кто не пришёл с войны.
Звучит в записи песня «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова.
Вед.1: 18января 1943года, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.
Вед 2:14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили город от фашистской блокады.
Вед.1:Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Вед.2: В современном, быстро меняющемся мире – целая эпоха. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Звучат колокола … (в записи)
Ведущий ребенок: Что это? Ты слышишь? Ведущий взрослый: Это колокола. Колокола памяти … Ребенок: Памяти? А разве такие бывают? Взрослый: Бывают, слушай! Это говорит сама память … Ребенок: Но разве память бывает живой? Взрослый: А ты не веришь? Человек может умереть дважды: Там на поле боя, когда его догонит пуля
А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!
Вед.1: Дорогие ветераны! Спасибо вам за то, что вы есть. Низкий вам за все поклон. Благополучия и мира вашему дому. Здоровья вам и долгих лет жизни!
Вед. 2: Дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны и труда. (называет фамилию, имя, отчество). Уважаемый … Как для вас начался этот трудный путь к победе ( рассказ ветерана)
Вед. Н.И. прошло много лет, вы встретили много мирных майских весен. А снится ли вам война? ( Ответ ветерана)
Вед: Каковы ваши пожелания молодым? Поздравления и пожелания молодым.
Уважаемый Н.И. для вас и всех участников нашей встречи поет
( песни ветеранов)
Учитель: Сегодня день особенный, ребята, День памяти- торжественный, святой, 70 лет со дня снятия блокады отмечает город Ленинград. Но в России нет не воевавших поколений.
Им, мальчишкам конца 70-х и 80-х, в качестве персональной линии фронта достался Афганистан.
Прошло 25 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск с территории Афганистана. 25 лет назад закончилась афганская война. Несмотря на переоценку аспекта афганской войны, подвиг российских солдат остается чистым и достойным. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. Да, наши войска ушли из Афганистана. Никто не должен считать это нашим поражением, потому что свой интернациональный и воинский долг выполнили до конца. Нас не разбили, мы уходили сами… Ведь нельзя же без конца делать то, что должна делать сама Афганская народная армия « Царандай»! « Пусть светлое, яркое, теплое солнце всегда светит вам, мои родные, любимые…» Эти слова солдата из письма звучат как завещание. Так хочется, чтобы оно сбылось… Для всех нас, живущих в стране с израненной душой. Мы – наследники победы. Нам завещаны память и слава.