kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческое представление "День Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческое представление "День Победы"»

Сцена 1.

В полной темноте на сцену выходят участники представления в образах мед.сестры, девушки-связистки, партизана, солдата, офицера, девочки, узника концентрационного лагеря.

Их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрительному залу, по центру сцены Безымянный солдат на которого падает свет прожектора.

Ведущий. Голос за кадром:

Слушайте, это мы говорим, мертвые!
Слушайте, это мы говорим, оттуда, из тьмы!
Слушайте! Распахните глаза, слушайте до конца.
Это мы говорим, мертвые, стучимся в ваши сердца!
Не печальтесь, однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы, как шумят тополя,
Мы и землю забыли, какой она стала, земля?
Как там птицы, поют на земле без нас?
Как деревья, цветут на земле без нас?
Мы забыли траву, мы забыли деревья давно,
Нам ходить по земле не дано, никогда не дано.
Никого не разбудит оркестра печальная медь,
Только самое страшное, даже страшнее, чем смерть,
Знать, что птицы поют на земле без нас,
Что деревья цветут на земле без нас.
И синеет река, и летят облака, Над нами, без нас!!!

Мед. сестра: Я хотела жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стала доктором...

Узник: До войны, я поступил в сельскохозяйственный институт. Хотел стать агрономом.
Девушка связистка: В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
Солдат: Я мечтал закончить академию и стать инженером.
Партизан: Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...но пришлось идти воевать.
Девочка: Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотела посмотреть на дрессированных медведей.

Молодой человек: А я мечтал жениться и создать крепкую дружную семью. И что б детишек было трое…

Хором:

Мы, погибшие на полях сражений... (В темноте зажигается новый блок свечей)
Мы, замученные в концлагерях...(Зажигается новый блок свечей)
Мы, погибшие в оккупации...(Зажигается новый блок свечей)
Мы, умершие от голода... (Зажигается новый блок свечей)

ВЕДУЩИЙ. Недоучились, недостроили, недолюбили…Так и не воплотили свои мечты в жизнь. Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

(Участники представления разворачиваются в сторону предполагаемого громкоговорителя, Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г. На последних строчках заявления тихо, затем с нарастанием звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»).

Сцена 2.

Ведущая:

В первые дни войны у военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.

Девушка: Как только из репродукторов голос Левитана сообщил о начале войны, я с друзьями-студентами по авиационному институту побежала по военным академиям. Мы требовали и умоляли перевести к ним из нашего института, чтобы быстро получить нужную армии специальность и - на фронт.

(На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений.)
ВОЕНКОМ: (оторвавшись от дел): Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и учрежденческие бланки. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.

(В кабинет военкома неуверенно входит юноша.)
ВОЕНКОМ: (заметив юношу): Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!
ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу): Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).
ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...
ЮНОША: (перебивая): Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.
ВОЕНКОМ: (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, Иванова Л.П. прошу зачислить моего сына, Петра Иванова, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Будим бить врага вместе!». (Посмотрев на парня): Хорошо, приходи завтра на пункт сбора добровольцев!

Ведущий: Всего за первые 8 дней войны призвали в армию более 5 миллионов человек. Только в одном Смоленске за первую неделю в военкоматы поступило 10 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт. Летопись всех войн не знала такой мужественной сплоченности и стойкости, какие показал с первых же часов войны наш народ.

Сцена 3. Сцена заполняется людьми, одни из них уезжают на фронт, другие — провожают. Из толпы выходит женщина — очевидец событий.

ЖЕНЩИНА: Вокзалы, станции стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова. Плач, песни, гармошка, отрывистые, короткие пляски...Девушки танцуют вальс с солдатами.

(В подтверждение ее слов раздаются звуки гармошки. Звучат бравурные частушки на тему войны, разгрома врага и т. п., пение сопровождается переплясом.)

ДОБРОВОЛЕЦ: (закончив перепляс): Помню 22 июня сижу я в кухне и клею шину для велика. Клею, и радио не слышно. Вдруг вбегает тетя Дора, соседка — вбегает, глазами крутит, как велосипедными колесами: «Война! Молотов сказал!» Тут я как заору: «Ура! Пустим Гитлеру кровянку из носа!» Потому что ужасно мне Гитлер не нравился, морда его кривая. И противно, что мирились с ним. А теперь, думаю, за месяц-другой ликвидируем его как класс. И вообще, весело, когда наши бьют фашистов. И самому хотелось в танкисты. Очень шикарные ребята — танкисты: шлемы ихние, куртки. И ни пуля, ни снаряд внутри не берут!

Звучит голос: «По вагонам! Добровольцы уходят, девушки машут платочками .

ЖЕНЩИНА: Тогда мы были уверены, что война эта не надолго. И если бы нам тогда кто-нибудь сказал, что продлиться 4 года мы бы его подняли на смех! Мы были уверены, что наше государство готово было к этому испытанию. А пока... Сводки Совинформ не были утешительными...



(Вновь звучит фонограмма «Славянки» и шаги марширующих полков.)





Сцена 4.

(Звучит фонограмма боя. По сцене мелкими короткими перебежками продвигаются 2 бойца. Прячутся в укрытии.)

1 СОЛДАТ: Стреляют-то стреляют-то как! Ах, мамины дети!
2 СОЛДАТ: Ну и разошелся ты, Санька!
1 СОЛДАТ: Разойдешься от такой жизни!

(Внезапно бой стихает. Второй солдат снимает каску, вслушиваясь в тишину).

2 СОЛДАТ: Ну, вот и затихло... Как будто и боя не было... Надо же, только что кругом смерть ревела на все голоса, а вот изволь радоваться, тишина, и птицы поют...
1 СОЛДАТ: Боюсь, радость эта ненадолго. Эти подлюки явно что-то задумали... (Достает кисет, крутит самокрутку).

2 СОЛДАТ: Вот ты мне, Петро, объясни, как такое могло случиться, почему мы с тобой сидим в окружении? Как Сталин мог допустить такое?

(оглядываясь по сторонам)

1 СОЛДАТ: Ты бы поосторожнее... Язык у тебя...

2 СОЛДАТ: Хватит, наосторожничались. Ты только посмотри, что эти гады тут пишут (достает листовки). Да не бойся ты, никто не видел как я их подобрал. (Читает вслух). «Русские солдаты, сдавайтесь! Мы ведем наступление по всему фронту, протяженностью в 3000 километров. Воздушное нападение ведут 900 пикирующих бомбардировщиков и 200 истребителей».

1 Солдат: (берет другую листовку) Или вот: «К настоящему времени уничтожено 1800 русских самолетов. Все идет планомерно!

2 СОЛДАТ: (Сердито). План у них! Представляешь, план! Где же наша хваленая техника, самолеты? Много ты их видишь? Вот то-то! Да снарядов — и тех не хватает! Что это за вредительство?! Сталин же.. (Замечает приближение 3-го) Смотри!

(К бойцам подползает 3-й солдат, волочит за собой сумку с патронами.)

3 СОЛДАТ: (переводя дыхание): Боепитание доставил. Ну, отсыпай свою порцию. А что ты, браток, гнешься? Немца на виду нет, стрельбы тоже нету.
1 СОЛДАТ: (огрызаясь): А ты чего на пузе передвигаешься, если немца не видно и огня нет?
3 СОЛДАТ: (простодушно): Это я по старой привычке. Как бы вовсе не разучиться на ногах ходить. Все время так и тянет на брюхе ползти.
2 СОЛДАТ: Ты женатый?
3 СОЛДАТ: Не-а. Возраст мой молодой, не успел до войны.
1 СОЛДАТ: (подтрунивая): То-то, что не успел. Отвыкнешь ходить. После войны до девок на пузе будешь ползать?
3 СОЛДАТ: Да уж как-нибудь сообразим, лишь бы кончилась война. (Замечает, что патронов берется больше нормы). А ты мне зубы не заговаривай! Я слушать слушаю, а патронам счет веду. Кончилась заправка. Стрелять не тебе одному.

(Затишье внезапно прерывается. 3-й боец уползает.)

2 СОЛДАТ: (вглядываясь вдаль): Поперли сволочи. Сколько же вас, мать твою! Справа танки! До чего же обнаглели проклятые! Идут, как на параде... Ну, мы вам сейчас устроим встречу! Жаль только, что артиллерии нет, а то приняли бы ваш парад по всем правилам!
1 СОЛДАТ: Ну, Петро, подтяни штаны и держись! Да поглядывай, чтобы ни один танкист не ушел, когда запалю машину. Как у тебя настрой? Ничего? Вот и хорошо: главное в нашей вредной профессии — это чтобы настрой не падал!

Сцена 5.

Выходит военноначальник, он склоняется над картой. В это время за его спиной появляется фигура солдата.

СОЛДАТ: Так ответьте мне, как такое могло случиться, что в начале войны фашисты уничтожили значительную часть наших самолетов, танков, захватили склады с вооружением, заняли территории, где располагались основные заводы по изготовлению боеприпасов. С августа по ноябрь 1941 года из строя выбыло 303 предприятия, а они могли бы дать в месяц больше 8 миллионов снарядов, 2 миллиона авиабомб, 35 тонн тротила; ведь приходилось ограничивать число выстрелов на орудие — 1-2 в день.

ВОЕНАЧАЛЬНИК (размышляя): Как же такое могло случиться? Этот вопрос мне не раз задавали солдаты. Многие из них погибли, так и не получив на него ответ... Этот вопрос не дает мне покоя до сих пор, он и сейчас звучит как укор, но и сегодня я не знаю на него точного ответа... (Вспоминая). Я, как и многие другие, связал свою жизнь с Красной Армией. (Восторженно). И какой же народище мы вырастили за 20 лет! Образованные, умелые командиры, готовые по первому зову на защиту от любого врага. Не стяжатели, не карьеристы. Весь пыл наших сердец, всю силу расходовали на создание армии. Я никогда не уставал любоваться своими людьми. У всех были суворовские задатки. Насмотрелся я на своих в Испании и возгордился дьявольски! Какие орлы там побывали! Это же готовые полководцы, я бы сказал, экстра-класса! Даже те, кто помоложе, и те были на великолепном уровне! Как снег на голову свалился 37 год. (Пауза). Тогда мы в армии многих, очень многих потеряли.

Ведущий 1. Накануне войны армия была обезглавлена, был разгромлен ее командный состав. Теперь мы знаем, что перед войной было репрессировано (демонстрируются слайды с данными, демонстрация каждого слайда сопровождается фонограммой одиночного выстрела):

из 5 маршалов Советского Союза 3
из 2 армейских комиссаров 1 ранга 2
из 4 командиров 1 ранга 2
из 12 командиров 2 ранга 12
из 2 флагманов флота 1 ранга 2
из 15 армейских комиссаров 2 ранга 15
из 67 комкоров 60
из 28 корпусных комиссаров 25
из 199 комдивов 136
из 397 комбригов 221
из 36 бригадных комиссаров 34

Ведущий 2: Это далеко не полные данные. Общее число репрессированных командиров Красней Армии не поддается учету... Можно ли только этим объяснить наши провалы в начале войны?... Причины — их было много, и больших и мелких, и судить о них сейчас лучше вам. А мы, мы, несмотря на потери, отвоевали шаг за шагом наши территории, заставляя фашистов отступать.

Сцена 6.

Ведущий 1: В ходе войны войска Красной Армии провели 6 гигантских битв и около 40 крупных стратегических операций. Эти битвы и операции завершились разгромом больших стратегических группировок врага.

Звучит фонограмма песни «Первый солдат».

Ведущий 2. В начале июля 1941 года, развернулось Смоленское сражение. Советские бойцы сражались под Смоленском, проявляя массовый героизм. Не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где не стоял бы до последнего патрона, до последнего дыхания советский солдат.

1-й чтец: Недаром враг, приблизившись едва,

Нарвался на удар прямой и дерзкий,

Ведь первый клич, что за спиной Москва

Здесь прозвучал, в сраженье под Смоленском.



2-й чтец: На сталь шла сталь, на стену шла стена,

За шквалом шквал атак ожесточенных,

И образ генерала Лукина

И Городнянского воодушевляли!

3-й чтец: Враг был у нас на мушке каждый день, Твоим свинцом карающим пропорот

Стоял среди сожженных деревень, Сожженный, но сражающийся город.

Ведущий 1: За каждый дом, за каждую улицу, дерутся, гибнут, но не сдаются не только красноармейцы, но и милиция, отряды народного ополчения, истребительские батальоны. Даже старики, женщины и дети.

Ведущий 2: Еще не взошло солнце 16 июля, а на берегах Днепра разгорелись неравные бои. Золотые купола Успенского собора, крепостные башни и стены скрылись в дыму.

1-й чтец: Когда окружен фашистами был Наш город со всех сторон.

В грохот боя неистовый Ворвался церковный звон.

Священник в худой сутане,

Трясущимися руками

Звал верующих на борьбу

От бога не жди пощады

И жители сами

Бойцам бинтовали раны

И строили баррикады...

Держались как могли!

Ведущий 1: План гитлеровцев окружить и уничтожить в районе Смоленска войска Западного фронта провалился. Впервые в истории второй мировой войны фашисты вынуждены были перейти к обороне. Немцы накрепко застряли в «Смоленских воротах».

Ведущий 2: Героическая стойкость воинов в других местах Смоленщины, не допустила вражеского прорыва на Москву с любого направления. Рудня, Рославль, Ельня, Вязьма, Духовщина, Ярцево, Сычевка...

Ведущий 1: Не покорилась древняя земля! По всей Смоленщине уже в июле 1941 года действовало 54 партизанских отряда.

Песня «Ой туманы, мои...» (муз. В. Захарова, слова Исаковского)

Ведущий 2: В боях за Ельню, родилась Советская гвардия - здесь советские войска прорвали оборону, разгромили противника и освободили город Ельню - первый во всей Европе горд, освобожденный Советской Армией.



2-й чтец: Идут вперед неустрашимо

Бойцы - товарищи мои

И Ельня - город мой родимый

Опять в кругу своей семьи.



Ведущий 1: В огне Смоленского сражения гитлеровцы испытали на себе первые залпы ракетной артиллерии, вошедшей в историю войны под названием легендарных «катюш».

1-й чтец: И на море и на суше -

По дорогам фронтовым Ходит русская «катюша» Ходит шагом боевым.

2-й чтец: Немцам главный штаб прикажет

Чтобы шли они вперед

А «катюша» слово кажет,

Как метлою подметет.


3-й чтец: У красавицы «катюши»

Все выходит в аккурат

Словно рыбу, немцев глушит –

Про «катюшу» говорят.

Ведущий 2: Горела земля под ногами захватчиков. Битва за Смоленск и Смоленское сражение, длившееся с 10 июля по 10 сентября, сорвали попытку врага с ходу прорваться к Москве. И пока фашисты бились на смоленской земле, Москва готовилась к защите. Москвичи не забудут этого.



Сцена 7.
ВОЕНАЧАЛЬНИК (озвучивает видеоряд): Ранняя зима. Ветер. Холодно Опущенные ели. Снег на брусчатке. Ноябрьский парад 41-го года. Исторический парад. Как просто и как символично: прямо с Красной площади — в бой! Началось то, о чем мечтали с первых дней войны, чего ждали, во что верили.

Солдат. Верили, отходя на восток, вырываясь из окружений, оставляя один за другим населенные пункты, теряя дорогих товарищей.

Женщина. Верили, получая, или перестав получать с фронта бесценные треугольники писем, сутками, неделями не выключая радио в надежде услышать хорошие новости с фронта.

Комната, приспособленная под кабинет.

Г.К. Жуков (входит в кабинет и, взглянув на застывшего у порога навытяжку начальника разведки фронта, спрашивает): Ну что? Прибыли твои орлы из-под Велижа?

Начальник разведки фронта: Так точно. Прибыли!

Жуков: Где они?

- Здесь, в вашей приемной. Командир и комиссар.

Жуков: Давай их сюда.

Начальник разведки фронта: Есть!

Командир отряда входит в кабинет первым и, вскинув руку к фуражке, взволнованным голосом докладывает:

Командир отряда: Товарищ генерал армии! Фронтовой разведотряд…

Жуков: Не докладывайте. Вижу, что вернулись здоровы.

Командир отряда: Семнадцать человек погибли и тринадцать ранено.

Жуков: Не на прогулку ходили. Война.

Жуков садится за стол, что-то торопливо, коротко записывает в блокноте, снова выходит на середину кабинета.

Жуков: Слыхал о вас. Много слыхал. Докладывали мне о ваших проделках. Разгром колонн, захват штабных документов и офицеров, важных чиновников. А чем вы это докажете?

Комиссар отряда: Доказательства мы принесли с собой.

Жуков: Вот как? Ну,ну… Давайте, показывайте, коль принесли. Где они у вас?

Командир отряда: Здесь, в комнате адъютанта. Но удобно ли ими ваш кабинет заполнять?

Жуков: Ничего. Вносите. Потерпим…

В кабинет вносят набитые вещевые мешки.

Жуков: Высыпайте. Да, да. Прямо на пол. Что у вас там?

Красноармейцы высыпают содержимое вещмешков на пол.

Жуков рассматривает содержимое, ходит по бумагам.

Жуков: А это что? А это? Позовите переводчика!

Входит переводчик, рассматривает бумаги.

Переводчик: Эта вот медная штуковина на цепочке – медаль «За зимовку в России. А это пропуск на проезд в Москву на предстоящий парад.

Жуков (жестко):- Никакого фашистского парада в Москве не будет! Отбросим. Покатятся вспять. И зимовать в Подмосковье не позволим. Прочтите, что это? – Жуков копнул носком сапога лист.

Переводчик: Это гарантия.

Жуков: Какая?

Командир отряда: Что-то вроде ордера на русскую землю. Предъявителю сего обещан после войны надел земли в облюбованном районе России.

Жуков: И вы его землей наделили?

Комиссар отряда: Так точно, товарищ командующий! Он получил под Велижем надел в три аршина.

Жуков (поднимает записную книжку): Что в ней? Прочтите.

Переводчик (открывает страничку): Здесь выписки из циркуляров, инструкций и речей фюрера. «Надо взять из России все, что нам нужно.» - (перелистывает странички) - «Нужно разработать технику сокращения чужого населения», «Москву надо разгромить молниеносно!» И так далее. В общем, бред.

Жуков (задумчиво ходит по бумагам и рассматривает их): Нет. Это не бред. Это злобные планы наглых авантюристов. Не считаться с ними нельзя. Враг силен. Но мы его все равно разобьем! Запомните. Мы победим, а не они! Останавливается. А как народ, оставшийся там, в оккупации? Не потерял веру в наше возвращение?

Комиссар отряда: Никак нет, товарищ командующий. Тяжело достается людям. Но вера не потеряна. Народ переносит невзгоды стойко и сражается.

Командир отряда: Мы встречали в лесах и селах немало партизан, воюющих. В городах тоже оккупантам нет покоя.

Жуков: Это хорошо. Ну, а вы молодцы! Эдак наколошматили.

Начальник разведки фронта: Не только молодцы. Герои! Награждать их надо.

Жуков: За такие дела, конечно. (Подходит к сейфу, достает оттуда две красные коробочки.) От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю вас орденами Ленина. (Прикалывает ордена к гимнастеркам). Поздравляю вас, товарищи.

Командир и комиссар отряда (вместе): Служим трудовому народу! Уходят из кабинета.

Жуков: Да, с такими-то героями мы обязательно победим! Я верю в это.

Ведущий 1: Было сделано все, чтобы удержать Москву, каждый был готов умереть за Москву, сердцем прикрыть столицу. Женщины и молодежь — из деревень, из школ, из институтов — занимались строительством оборонительных рубежей. Сколько кубов тяжелой земли выбросили их штыковые и совковые лопаты! И все это вдали от дома, в тревоге, в холоде, впроголодь.
Солдат. Это наступление запомнилось миру, а более всего тем, кто когда-нибудь поднимался под огнем в рост, и, забрав под ремень полы шинели, проваливаясь по пояс, рвался вперед по белой целине, хватая морозный воздух раскрытым ртом, трудно дыша и привычно хрипя свое и общее «Ура!»

Ведущий 2. Битва под Москвой положила начало крутому повороту в Великой Отечественной и развенчала фальшивую нацистскую легенду о непобедимости германской армии.

Военачальник. Но вот теперь, через много лет, я думаю, а что было бы, если бы враг все же вошел в город? Ведь его полчища стояли у самых ворот. Ведь его танки вырывались к самым Химкам!

СОЛДАТ: И все равно мы бы не сдались! Каждое окно, каждый дом, камень несли бы смерть врагу.










СЦЕНА 8. Блокадный Ленинград.

Житель Ленинграда 1:

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Житель Ленинграда 2.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.


Ведущий 1: 900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе оставалось около 400 тыс. детей.

Ребенок: В декабре прошел слух, что в школе будет новогодняя елка и что в подарок всем детям дадут еду. То, что будет елка, волновало не так, а вот, что дадут еду без карточек, было равноценно тому, как если бы в наше время всем школьникам пообещали бы выдать по автомобилю. Я до сих пор помню этот обед. Грибной суп с настоящей картошкой, котлеты с макаронами и кусок запеканки из выжимки каких – то злаков, залитых киселем. Я съела все, кроме котлеты, которую я положила в варежку и снесла маме.



Таня Савичева (сидит за столом и пишет):

Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком Лека умер… Умер Лека…

Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая 4 часа дня.

Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.

Савичевы умерли… умерли все…осталась одна Таня…



1 Ведущий: С 8 сентября по 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм…С огнем и кровью пополам…

Таня Савичева: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Житель Ленинграда 1:

Вместо супа-

Бурда из столярного клея,

Вместо чая-

Заварка сосновой хвои.

Это бы всё ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь,

Не смолкай!



Житель Ленинграда 2:

Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдёт!

… Сотый день догорал.

Как потом оказалось.

Впереди

Оставалось ещё восемьсот.


2 Ведущий:

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба.

1 Ведущий.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру. Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, но была и есть ОДНА дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

Ленинградец:

Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ведущий 1:

Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».


Ведущий 2.

На протяжении всей блокады тихий голос поэтессы Ольги Берггольц поддерживал в ленинградцах победный дух, ее стихи вселяли надежду.



Ольга Берггольц:

..Мы помним осень, сорок первый,

прозрачный воздух тех ночей,

когда, как плети, часто, мерно

свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

твердили, диким взрывам внемля:

— Ты проиграл войну, палач,

едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый

запечатлел в душе навек —

тот голод, тьму, ту злую жажду

на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

земле голодной ленинградской —

без бранных почестей, нагих,

в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,

твердили мы сквозь смерть и муку:

— Ты проиграл войну, палач,

едва занес на город руку!

Так пусть же мир сегодня слышит

салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит!

Победоносный Ленинград!


Ведущий 2.

В блокадном Ленинграде жил и работал известный композитор Дмитрий Шостакович. Его Седьмая симфония стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне. Эта музыка вселяла в жителей блокадного Ленинграда мужество и надежду: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…»


Ведущий 1: 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца. Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.



Участники выходят и хором по строчке:


За залпом залп.


Гремит салют.


Ракеты в воздухе горячем


Цветами пестрыми цветут.


А ленинградцы тихо плачут.


Рыдают люди и поют,


И лиц заплаканных не прячут.


Сегодня в городе салют!


Сегодня ленинградцы плачут…


Сцена 9.


Ведущий 2: Переломным моментом в ходе Второй мировой войны стала великая Сталинградская битва. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий противника. Сталинградское сражение продолжалась больше полугода.

Здесь проявился особый дух сплоченности и героизма советских воинов.

Потери с обеих сторон были колоссальные. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, на город было сброшено около миллиона бомб.

Мед. сестра: Что там в городе делается?

Раненный: Да сам черт не разберёт. Видишь? Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: заводы, земля, металл плавится…

Медсестра: А люди?

Раненный: Люди? Люди стоят! Стоят!..на смерть!


Медсестра:

Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.



Сцена 10.



Ведущий 1: Страна жила под государственным лозунгом «Все для фронта!» В тылу производили все необходимое для фронта: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежду, продукты питания. На оборонных заводах и в нечеловеческих условиях работали женщины, старики и подростки и с нетерпением ждали вестей с фронта.



Ведущий 2.

Если хочешь узнать о войне 
И о майской победной весне, 
Попроси солдатскую мать 
Письма сына ее прочитать. 

Солдат 1:

Здравствуй, дорогой Максим! 
Здравствуй, мой любимый сын! 
Я пишу с передовой, 
Завтра утром снова в бой! 
Будем мы фашистов гнать, 
Береги, сыночек, мать. 
Позабудь печаль и грусть – 
Я с победою вернусь! 
Обниму вас, наконец. 
До свиданья. Твой отец. 
Солдат 2. читает письмо и складывает конвертом
Дорогие, мои родные! 
Ночь. Дрожит огонек свечи. 
Вспоминаю уже не впервые, 
Как вы спите на теплой печи. 
В нашей маленькой старой избушке, 
Что в глухих затерялась лесах. 
Вспоминаю я поле, речушку. 
Вновь и вновь вспоминаю вас. 
Мои братья и сестры родные, 
Завтра снова я в бой иду. 
За Отчизну свою, за Россию, 
Что попала в лихую беду. 
Соберу свое мужество, силу. 
Стану недругов наших громить. 
Чтобы вам ничего не грозило, 
Чтоб могли вы учиться и жить. 

Ведущий 1: Последние бои под Курском совпали с началом общего наступления Красной Армии по всему фронту. Особенно тяжелыми были бои на подступах к Донбассу, в районе Полтавы, перед Брянском. В конце августа 1943 г. был освобожден Таганрог, советские войска вышли к Черному морю. Битва за Днепр включала ряд крупных операций. Силами советских войск были освобождены Украина, Крым, Керчь, Брянск, Смоленск.

Солдат 1: Смоленск горел. Подрывы зданий,
Издалека были слышны.
Фашисты всё уничтожали,
Спешили - дети сатаны!

Солдат 2: Все знали - надо торопиться.
Совсем нет время больше ждать!
От полного уничтожения,
Вам, надо город выручать.

Солдат 1: И в ночь на двадцать пятое -
Расплаты час настал!
Весь фронт пришел в движение -
фашист не ожидал.


Солдат 2: Сентябрь... 
Двадцать пятое число...
Освобождение Смоленска!
В наши сердца занесено...
И отшлифовано  -  до блеска!


Ведущий 1:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

отстаивая право на свободу,

к победе шел, Отчизна, твой солдат!

Ведущий 2:

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому дана.









Сцена 11.

Ведущий 1: Бои за Европу шли до конца весны 1945 года. Были проведены Висло-Одерская стратегическая наступательная операция, Белградская, Будапештская, Западно-Карпатская, Воссточно-Прусская, Восточно-Померанская, Венская и др.

Ведущий 2: Были освобождены Польша, Чехословакия, Болгария, Австрия, Румыния, Венгрия, Югославия.


Ведущий 1: Через потери и поражения шла страна наша, неуклонно шла победной дорогой войны. И вот наступило одно из последних сражений Великой Отечественной – Битва за Берлин. 

Ведущий 2: Дo тех пор, пока наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи!

Ведущий 1: Это хорошо понимали все наши бойцы – от рядового солдата до генерала.

Ведущий 2: Очень тяжело складывались бои. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались намертво. Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад...


Ведущий: Верховное главнокомандование и Генеральный штаб Красной армии начали разрабатывать Берлинскую операцию еще в середине 1944 года.

Ведущий: В начале 1945-го Верховное Главнокомандование поручает проведение Берлинской операции трем фронтам: 1-ому Белорусскому (командующий маршал Советского Союза Г.К. Жуков), 1-ому Украинскому (командующий маршал Советского Союза И.С. Конев), 2-ому Белорусскому (командующий маршал Советского союза К.К. Рокосовский).



















Инсценировка

Военные генералы и маршалы за столом

Ж: Каков количественный состав наших войск?

Р: Наших войск 2,5 миллиона человек. 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных орудий, 7500 боевых самолетов.

К: К взятию Берлина необходимо подготовиться тщательно, хотя сделать все нужное будет труднее чем когда либо.

Ж: Берлин занимает площадь в 900 квадратных километров – лабиринты улиц, дворов, переулков, каналов, дорог… В них и местному жителю легко заблудиться!

Р: Шесть раз наши самолеты фотографировали город и его окрестности. Обычная разведка, наземная, захватывала языков, карты, документы врага. Работа была кропотливая, сложная, но составлена карта города. Сделан точный макет города Берлина.

К: Нужно чтобы каждый командир роты держал в своем планшете карту участка, где предстоит бой.

Р: Нам необходимо скрыть от неприятеля всю боевую технику, которую перебрасываем к подступам Берлина. Наступление должно быть неожиданным для противника.

Ж: Предлагаю эшелоны с артиллерийскими, минометными, танковыми частями которые движутся через всю Польшу замаскировать. И везти в них сено, лес. Пусть враг остается в неведении.

К: Нам предстоит обеспечить быструю разгрузку эшелонов в ночное время. Убирать маскировку и тут же отправлять танки, орудия, тягачи в укрытия. Все работы вести только ночью. А днем не привлекать внимания жителей.

Ж: Необходимо создать хороший плацдарм для наступления, сделать маскировочные укрытия для орудий, техники. Для этого нам понадобятся тысячи людей с лопатами и кирками.

К: Будем рыть землю, создавать укрепления. Работа будет непростой. Близко подпочвенные воды, началась распутица.

(склонились над картой)

Ведущий: Свыше миллиона восьмисот тысяч кубометров земли было выброшено в эти ночи. А наутро никаких следов этой колоссальной работы нельзя было заметить. Все тщательно маскировалось.

Ведущий: Только в первый день Берлинской операции планировалось выпустить по врагу 1 147 659 снарядов и мин, 49 940 реактивных снарядов.

Ведущий: Чтобы подвести только эти боеприпасы, потребовалось 2 382 вагона. Ведущий: Представляете себе масштаб подготовки последней битвы Великой Отечественной войны! А началась она 16 апреля 1945 года.

(демонстрация документальной хроники о взятии Берлина)





Военные читают на фоне

К: Мы шли и шли в атаки неустанно.

Берлин пылал. Дымился каждый дом.

А май свечами укрывал каштаны

В разрытом парке, где катился гром.


Р: Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,

Валились башни в сломанных крестах,

Как жаждали мы ринуться на приступ,

Пробиться к центру, где горит рейхстаг.


Ж: Еще горячкой боя сердце билось,

А в мир уже вступила тишина,

Как будто время здесь остановилось,

Не веря вдруг, что кончилась война.


К: Пред арками обугленного свода

В какой-то первозданно тишине

Солдаты величайшего похода

Расписывались прямо на стене.


Р: Рейхстагова развалина дышала

Всем перегаром битвы мировой,

А в ней звучнее всякого хорала,

Пел хор имен, растущий как прибой


Ж: Открыто все свое писали имя,

Чтоб знали люди будущих времен,

Что подвиг сей свершенный всеми ими,

Во имя человечества свершен.

(фильм со звуком Взятие Берлина, водружение знамени)

Ведущий 1: В каждой из армий, наступающих на Берлин, готовилось по одному красному знамени для водружения над зданием Рейхстага. Красные знамена, флаги и флажки имелись во всех штурмовых группах, которые шли в бой с главной задачей - прорваться в Рейхстаг и установить их на здании. Всего над Рейхстагом было поднято около 40 флагов.



(видео – знамя над Рейхстагом)


Чтец: Получил боец задание,

В День Победы над Германией:

«Чтобы сдался быстро враг,

Водрузить Советский флаг».


Чтец: Пройдя сквозь смерти страшный вал,

Осколков свист и зуд шрапнели,

Солдат из мертвых восставал

В пропахшей порохом шинели.



В боях жестоких, в смертном бое,

В огнях мерцающих ракет

Из ста их оставалось трое,

А раненым и счета нет.



Прошел Европу в тех боях

Солдат от края и до края,

Но о любви к родным краям

Шептал он храбро, умирая.



Ведущий: Четыре года войны – это 1418 дней и 34 тысячи часов. Четыре года боев, крови, голода, страха.

Ведущий: Четыре года стойкости, героизма, надежды, веры, победы. Вы представляете, какая была цена победы – 27 миллионов погибших.

Ведущий: Если по каждому погибшему в нашей стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 50 лет!

Ведущий: 27 миллионов могил на 2,5 тысячи километров боев – это значит 11 тысяч убитых на каждый километр, 22 человека, на каждые два метра земли.

Ведущий: 27 миллионов за 1418 дней. Это значит 19 тысяч убитых ежедневно, 790 человек в час, 154 человек каждую минуту. Вот какова была цена Победы.


Ведущий 1: Высокой наградой за мужество и героизм их жителей и защитников удостоены города:  Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Брест, Мурманск. Им присвоили звание «Город-герой». Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину.


На сцену выходит безымянный солдат – памятник. Подходят люди с цветами. Под звуки метронома участники произносят:

Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,
Это надо — живым! 

Касаюсь мрамора могильных плит,
Как шрамы, под рукой шершавы даты... 


Здесь спят в боях погибшие солдаты, 
Но наша память никогда не спит. 

 Никто не заставлял, они шли сами, 
Хотя имели жизнь всего одну.


Но покидали мать, детей, жену, 
Чтоб мы под мирным небом жили с вами.

Весь под ногами шар земной. 
Живу. Дышу. Пою. 

Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. 



Помните! Через века, через года — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Люди, покуда сердца стучатся, - помните!


Какой ценой завоёвано счастье, Пожалуйста, помните!

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! 

Объявляется минута молчания. 


«Мы Помним! Мы гордимся!» Эти слова повторяет про себя каждый из нас в день – 9 мая в День Великой Победы!

С 2011 года в России проводится акция Бессме́ртный полк: 9 мая в День Победы все патриоты нашей Родины идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

И символом нашей с вами памяти давно стала двухцветная Георгиевская лента!

Цвета ленты — чёрный и жёлтый — символизируют «дым и пламя», «смерть и воскрешение». Раньше она являются знаком личной доблести солдата на поле боя, а сейчас символ нашей памяти.

Если война коснулась твоей семьи.

Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа.

Если ты гордишься своей историей, своей страной, своей семьей.

Если ты помнишь. Возьми с собой и сделай «Георгиевскую ленточку» символом твоей памяти — прикрепи ее на лацкан одежды или повяжи на руку.


23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Историческое представление "День Победы"

Автор: Ялшенкова Виктория Викторовна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 409097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Краткосрочный творческий проект    для детей   дошкольного возраста   «Этот славный День Победы!» "
    ["seo_title"] => string(97) "kratkosrochnyi-tvorchieskii-proiekt-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-etot-slavnyi-dien-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "125839"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415073785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "« 9 Мая – День Победы». "
    ["seo_title"] => string(21) "9-maia-dien-pobiedy-5"
    ["file_id"] => string(6) "235637"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443784470"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-dniu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "238575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444586432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "исторический турнир  «Ер есімі – ел есінде» «Имя героя в памяти народной» "
    ["seo_title"] => string(78) "istorichieskii-turnir-ier-iesimi-iel-iesindie-imia-ghieroia-v-pamiati-narodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "205531"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429905500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Педагогический проект к 70-летию Победы "
    ["seo_title"] => string(48) "piedaghoghichieskii-proiekt-k-70-lietiiu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "222838"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436876794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства