kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская историко- краеведческая работа "Связь поколений". Тема исследования "Человек и война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. Система школьного исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной социализации личности. Значительную роль при этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы. Использование краеведческого материала на уроках истории приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории местного края, национального самосознания и социализации личности в целом.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека как личности.

     В школе был создан историко-краеведческий музей «Наследие», который способствует активизации мышления детей, прививает интерес к родной истории, формирует гражданскую позицию. 

     Краеведческая поисковая деятельность, направлена на воспитание  гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа,  истории родного  края.  Школьный  музей, является частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

   Результат исследовательской деятельности, становится все более востребованным, так как характеризуется личностным ростом школьников. Она призвана помочь каждому ученику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская историко- краеведческая работа "Связь поколений". Тема исследования "Человек и война" »

11


Управление образования

Гусь-Хрустального района Владимирской области


МБОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ

Школьный историко-краеведческий музей «Наследие»




Конкурс «ОТЕЧЕСТВО»




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА







Тема исследования: «Связь поколений»

( ранее неизвестные сведения о наших земляках-уршельцах участниках Великой Отечественной войны. Маликов Анатолий Алексеевич )





Руководитель исследования: Задоркина М.Ю. (учитель обществознания, руководитель школьного историко-краеведческого музея «Наследие»)



Группа исследователей «военные историки»: Потехина Дарья, Круглова Диана, Колбасов Артем, Годунов Влад, Боричевский Денис

Группа исследователей «биографы»: Кузнецова Анастасия, Желтухин Данила, Никандров Илья, Смирнова Елизавета, Баранова Дарья

2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цель, задачи и методы исследовательской работы - 2 стр.

  2. Актуальность работы - 2 стр.

  3. Вступление - 3 стр.

  4. Основная часть:

А) Отчет группы исследователей «биографов» 4-5 стр.

Б) Отчет группы исследователей «военные историки» 6-10 стр.

  1. Заключение. Выводы. 10-11 стр.

  2. Список использованных в работе ресурсов. 12 стр.

  3. Приложения.



Цель работы:

Популяризация знаний о родном крае, пополнение архива школьного историко-краеведческого музея, новыми ранее неизвестными, сведениями о ветеранах Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
    2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
    3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны



Методы исследования:

  • Поиск достоверных источников информации с помощью книг, использование компьютерных технологий, сети Интернет

  • Опрос близких родственников, старых жителей улицы и поселка





Актуальность.

Актуальность исследования. Система школьного исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современная школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной социализации личности. Значительную роль при этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы. Использование краеведческого материала на уроках истории приобретает особую важность как фактор формирования исторического мышления школьников, познания истории местного края, национального самосознания и социализации личности в целом.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека как личности.

     В школе был создан историко-краеведческий музей «Наследие», который способствует активизации мышления детей, прививает интерес к родной истории, формирует гражданскую позицию. 

     Краеведческая поисковая деятельность, направлена на воспитание  гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа,  истории родного  края.  Школьный  музей, является частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

   Результат исследовательской деятельности, становится все более востребованным, так как характеризуется личностным ростом школьников. Она призвана помочь каждому ученику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.



Вступление

Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений. А значит, жива Россия!

Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война.

Тема нашей исследовательской краеведческой работы «Связь поколений» предполагает изучение Великой Отечественной войны, через судьбы наших земляков-уршельцев. Эта работа даст возможность нам , и тем кто захочет изучить, исследовать и проанализировать исторические источники, документы, публикации о жизни солдат Великой Отечественной войны, сделать выводы и подвести итоги о вкладе земляков в Великую Победу.

Это не первое исследование о Великой войне 1941-1945 гг. К 65-летию Победы, наш музей систематизировал материалы о войне, которые уже были в наших архивах и продолжал вести поисковую работу, результатом которой стал выпуск книги «Навеки в памяти народной». Книга, как нам казалось, отразила полную информацию об участниках войны. Но прошло немного времени, на наш сайт стала поступать новая информация о ветеранах, которые волею судьбы, после войны не вернулись в наш поселок. Их дети и внуки посетив сайт, на котором размещена книга, стали переписываться с поисковой группой и присылали различную информацию, которая является для нас уршельцев ценной. Весь новый материал мы планируем оформить, как продолжение нашей первой книги. Сколько нового мы узнали, сколько судеб, сколько потерь…

В данном исследовании мы расскажем о поисковой работе, на которую нас с подвигло письмо, пришедшее на электронную почту нашей школы от незнакомого нам человека Махова Александра Сергеевича. Он обращался к нам с просьбой помочь разыскать его деда Маликова Анатолия Алексеевича. В наших архивах мы смогли найти только сведения, что он до войны проживал на нашей территории и остался в живых после (см. Приложение 1). Это была очень скудная информация собранная нами в то время, так как ни одного родственника на сегодняшний момент в нашем поселке нет, узнать что-либо не представлялось возможным.

Итак, наша поисковая группа принялась за работу.

1 подгруппа – Биографы, начала поиск информации о биографии Маликова А.А.

  1. Поиск улицы и дома, где жила семья Маликовых

  2. Беседа со сторожилами улицы Пушкина

  3. Скайп-интервью с дочерью Маликова А.А. и внуком Маховым А.С.

Родился Маликов Анатолий Алексеевич в поселке Уршель 20.03.1923 года, в доме 12 по ул. Пушкина (см.фото в Приложении №2). Этот дом сохранился и в наши дни. Его построил отец Анатолия Алексеевича - Маликов Алексей Павлович. Он захоронен вместе с супругой Александрой на Уршельском кладбище. Со слов дочери Маликова Анатолия Алексеевича – он был 18 ребёнком в семье - самым младшим.  До войны Маликов А.А. учился в Уршельской школе. В 1941 году поступил в Орловское бронетанковое училище. Когда началась война, он был призван на защиту Родины. (Но об этих страницах биографии позже.) После войны Анатолий Алексеевич находился на службе в органах МВД СССР. Мы попросили внука Махова Александра Сергеевича отослать запрос в архив МВД КОМИ ССР, где его дед проходил службу. Обещали прислать имеющую информацию о нём. Но кое-что, мы все-таки узнали, из беседы с дочерью Анатолия Алексеевича. Вот что она рассказала: «Мои родители познакомились после войны в Воркуте. Отец работал в органах МВД начальником лагеря в одном из отделений Воркутинского ИТЛ (исправительно-трудового лагеря) для политзаключённых, а именно 5-го лагерного отделения Речлага. Там он и познакомился со своей будущей женой моей мамой, ее звали Ольга Владимировна Маликова (в девичестве Сазанович), она умерла 30.08.1993 года, там же родилась и я Ирина Анатольевна Маликова (мать Махова А.С.). мама работала - в отделе кадров комбината "Воркутауголь".  Она отцу очень понравилась, но отношения не завязались. Как-то в один из отпусков отец уехал в Уршель, но приехав, решил, что надо срочно ехать обратно. Сказал, что такую красавицу одну надолго оставлять нельзя. Он был очень большой шутник. Шутил не краснея и не смеясь. Вернувшись в Воркуту, стал всем говорить, что женился. Когда его спрашивали на ком, он уверенно отвечал, что на Лёле Сазанович. В свою очередь, Лёлю начали все дружно поздравлять с замужеством, а она, что называется, "ни сном, ни духом". Отвечала, мол, что вы, за кого это интересно я замуж вышла? Ей, проясняя ситуацию. "напоминали" - за Анатолия Маликова. Собственно, после этого всё и началось. Детей у них рождалось трое, но первые двое умерли ещё в младенчестве. Я - третий ребёнок. Я родилась в Воркуте в 27.08.1953 г. Заключённые уважали моего отца, он даже обход делал без оружия. Относился к людям с уважением, понимая, что большинство сидели просто так, время было такое. Со многими он даже после окончания их срока был в дружеских отношениях, в частности с лучшим другом маршала Василевского. В его лагере отбывал так же срок главный врач Кремлёвской больницы, профессор Беляев (по громкому делу о смерти Максима Горького), да и многие другие. 
Связь с отцом была потеряна в 1969 году. Так получилось, что с мамой они расстались. Она его любила всю жизнь, замуж второй раз так и не вышла, но и простить не могла. Последняя новость о том, что он жив и здоров, была из Анапы, где он на тот момент жил. Мы так и предполагали, что он там и закончил свою жизнь, но оказалось, что нет…

Всю память об отце с любовью через всю жизнь пронесла мама, с которой он расстался, когда мне было 6 лет. Но мама передала свою любовь к нему и мне, не смотря на то, что была сильно обижена на него. Мой сын Махов Александр, сильно похож на него, и внешне, и по характеру. Может, поэтому он и проникся этими поисками. А ведь он даже ни разу не видел деда по маме, в отличие от деда по папе». Начиная с 2001 года Махов Александр Сергеевич, решает для себя, во что бы то ни стало найти сведения о своем деде. Из письма Махова А.С.: «..меня не покидала мысль, что я найду его. Понятно, что живым его увидеть было все меньше шансов: ранения и трудная служба после войны в органах МВД, не оставляла шансов на встречу живьем. Поэтому вершиной поиска было нахождение родственников и могилы деда.

Далее были попытки обратиться в очень уважаемую мной телепередачу «Жди меня», но всё тщетно. Финальная стадия поисков началась с простого письма в уршельскую школу, адрес которой я узнал в интернете. На моё удивление пришёл ответ от руководителя музея школы Задоркиной Марины Юрьевны, которая разыскала для меня троюродных сестёр – внучек Аркадия Алексеевича Маликова, до конца своих дней проживавшего в Уршеле и захороненного на местном кладбище.

Затем были запросы в военкоматы Анапы (именно из этого города в 1969 году пришла последняя весточка от деда), Гусь-Хрустального, а также ЗАГСы тех же городов. После того, как в июле 2014 года появилась информация, что дело майора Маликова находится в военкомате Гусь-Хрустального, я незамедлительно поехал туда.

На протяжении этих двух июльских дней непосредственного поиска, присутствовало такое ощущение, что кто-то прямо за руку ведёт меня к цели. Вот уж действительно Бог в людях. Даже случайные прохожие, не имевшие возможности помочь конкретными действиями, желали удачи в поисках.


Благодаря помощи этих людей я смог не только установить дату смерти деда (Маликов Анатолий Алексеевич умер 9 октября 1984 года), но и в августе 2014 года найти родственников, а также могилу деда.»


Маликов Анатолий Алексеевич захоронен в г. Владимир на кладбище в Улыбышево недалеко от центральной Аллеи Славы.




















2 группа – Военные историки-архивисты работали с интернет ресурсами, в частности с архивом ЦАМО (Центральный архив Министерства Обороны РФ), сайт-энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945», энциклопедиями и историческими источниками, которые дают обширную информацию о Великой Отечественной войне.

Результатом их деятельности стала следующая информация:

Маликов Анатолий Алексеевич 1923 года рождения был призван в ряды РККА с 07.07. 1941 года, участие в боевых действиях с 15.07.1941 года. (Сведения из наградного листа. Приложение №3) Воевал на разных фронтах в составе самоходно-артиллерийского полка. В 1942 году ведет боевую деятельность на Закавказском фронте (командир танка). Выполняя боевое задание, был тяжело ранен 14.09.1942 года (см. Приложение №3), но не покинул поле боя, до тех пор, пока не была выполнена боевая задача. В этом бою Маликов А.А. лично уничтожил немецкий танк. С апреля 1943 года Маликов А.А. защищал нашу Родину в составе 1453 самоходно-артиллерийского полка (Брянский фронт) В июле-августе 1943 года в районе Орла, Курска, Белгорода, Харькова развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. В ходе его освобождено село Холмищи, которое было занято немцами с ноября 1941 года и удерживалось ими 22 месяца.

По приказу Советского командования жителей села выселили за двадцать- тридцать километров в сторону города Козельска. 12 августа 1942 года немцы вновь заняли Холмищи, на этот раз основательно. Теперь уже они выселили всех оставшихся жителей и превратили село в укрепрайон (см. приложение №4 «Состав войск Красной Армии перед Орловской битвой»).

Село Холмищи располагалось в прифронтовой полосе Болховского плацдарма немцев. Здесь ими была оборудована вторая полоса обороны. Располагавшееся в шестнадцати километрах село Чернышино находилось в руках Советской Армии и было на переднем крае. Здесь располагались войска Западного фронта под командованием будущих Маршалов СССР Соколовского В.Д., командующего фронтом и Баграмяна И.Х., командующего армией. Немцы характеризовали Курский выступ как «готовый исходный рубеж для русских и ворота для вторжения на Украину». Орловский плацдарм (как и Белгородско-Харьковский) играли исключительную роль в планах немецкого командования. С ними были связаны последние надежды немцев на осуществление новой, решительной, наступательной операции, нового похода на Москву.

(см. Приложение№4)

Плану немцев был противопоставлен план Верховного Главнокомандующего, Маршала СССР Сталина И.В., предусматривавший разгром основных немецких группировок, созданных в районах Орла и Белгорода и окончательную ликвидацию всяких попыток немецкого командования осуществить новое наступление вглубь нашей страны.

Западному фронту ставилась задача в случае перехода немцев в наступление на Курск, наступать с Севера и Востока в общем направлении на Орел для того, чтобы ударом по тылу этой группировки разгромить ее и ликвидировать орловский плацдарм немцев (Болховский плацдарм входил в него).

Не без основания опасаясь ударов с Севера и Востока, немецкое командование вынуждено было значительную группу своих войск держать против Западного фронта.

К подготовке наступления на Курск немцы приступили в марте 1943 года. Плотность немецких войск на направлениях главных ударов составила 3 000 человек, 42 танка, 50 орудий на каждый километр фронта. Наличие у немцев большого количества танков, даже простое количественное превосходство танковых соединении над пехотными и сосредоточение здесь крупных сил авиации противника позволяло предполагать, что немцы, не располагавшие необходимым количеством свободных резервов и боявшиеся ввязаться в затяжное, дорогостоящее сражение, основную ставку делали на быстрый, молниеносный прорыв нашей обороны мощными ударами танковых таранов, путь которым должна была расчистить массированными бомбовыми ударами немецкая авиация.

Показания пленных и захваченные документы свидетельствовали о том, что немцы рассчитывали на пятый день наступления захватить Курск, то есть к 9-му июля.

Когда в ходе оборонительного сражения под Курском уже были подготовлены выгодные предпосылки для наступления Советской Армии и когда в результате нанесенных врагу потерь наступил для немцев кризис, наши войска 12 июля приступили к наступлению с целью разгрома основных немецких группировок и ликвидации орловского плацдарма немцев. Части к утру 12 июля произвели перегруппировку сил, сосредоточена была артиллерия и танки, пополнены боеприпасы, заготовлены материальные средства, изготовилась авиация. Тяжело пришлось службам тыла, но они справились.

Молодой офицер запомнился всем своим ярким выступлением на митинге, накануне боя. Он говорил: «Товарищи бойцы! Сейчас мы пойдем на прорыв вражеской обороны. Запомните крепко, что нужно для победы:

Первое. Не останавливайся, стремись только вперед!

Второе. Огонь из автомата веди на ходу.

Третье. Чем сильнее вражеский огонь, тем быстрее иди вперед, чтобы выйти из зоны обстрела.

Четвертое. Не задерживайся, не обращай внимания на трофеи. Твое главное дело – бить фашистов.

Пятое. Не жди команды идти вперед, не оглядывайся назад, огнем уничтожай и рассеивай врага на ходу. Стремись только вперед!» (Это целая программа действий пехотинца в наступательном бою.



На рассвете, 12 июля, наша артиллерия мощным сосредоточенным огнем обрушилась на оборонительные позиции немцев, подавляя ее на всю глубину, расчищая дорогу пехоте и танкам, разрушая вражеские заграждения и укрепления, громя их огневые средства и живую силу противника. Два часа сорок минут продолжался напряженный огонь крупных сил артиллерии.



В архиве ЦАМО мы нашли информацию о Маликове А.А.:

«В боях с 12 по 23 июля с/г. лейтенант Маликов показал себя смелым, волевым и находчивым командиром (в это время он командир взвода), умеющим быстро и правильно ориентироваться на поле боя.

В бою в районе д.д. Старица и Холмищи лейтенант Маликов вступил в бой, в единоборство с 3 пушками противника, и лично уничтожил их своим орудием.

Умело управляя на поле боя своей самоходной установкой, разбил огнем своего орудия – 2 блиндажа, взламывая передний край противника, уничтожил в окопах до 50 солдат и офицеров противника.

(Выписка из наградного листа от 24.07.1943 года)

За этот подвиг Маликов А.А. был представлен к награде «Орден Отечественной войны 2 степени» (фронтовой приказ №70/н от 01.09.1943) номер записи в ЦАМО19181994

(См. Приложение №5)



Оставшиеся в живых после артподготовки немцы были настолько потрясены, что первое время совсем не оказывали сопротивления. Пленные показали, что части первого эшелона 211 и 293 немецких пехотных дивизий потеряли более половины своего личного состава.



Орловский стратегический плацдарм немцев был ликвидирован к 18 августа.

Немцы потеряли убитыми несколько десятков тысяч солдат и офицеров. Взято в плен 3 000 человек, захвачено 100 танков, более 600 орудий, около 900 автомашин. Много техники немцев было уничтожено.

Работая с архивными документами, наша поисковая группа выяснила, что с декабря 1943 по июнь 1944 года Маликов А.А. сражается на Западном фронте в составе1830 тяжелого самоходно-артиллерийского полка, в качестве командира взвода управления (см. Приложение №6). Исследуя документы, убеждаешься в том, что патриотизм советских солдат был огромен. В каждом наградном листе, где характеризуется подвиг солдата, мы читаем следующие фразы: «…находясь на передовой показал себя смелым, инициативным офицером, точно и верно, рискуя своей жизнью осуществлял живую связь во время боя, что способствовало полку выполнения боевого задания.» Вроде ничего особенного. Подумаешь, выполнял боевую задачу, но ведь кругом пули, снаряды, а ему всего 20 лет. В этот период он показывает себя, как выдержанный, исполнительный, волевой офицер, о чем свидетельствуют документы архива ЦАМО (см. Приложение №7).

Правительство высоко оценило вклад Маликова А.А. и наградило орденом «Красной Звезды». Это событие подтверждает «Приказ по бронетанковым и механизированным войскам 2-го Белорусского фронта. О награждении личного состава. От 10 июля 1944 года» (см. Приложение №8).

С каждым боем все ближе Победа, гонит фашистов советский солдат.

С июня 1944 года Маликов А.А. защищает Родину на 2-ом Белорусском фронте в составе 366 гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка, в качестве офицера разведки (см. Приложение №6). И здесь он тоже проявляет себя, как настоящий герой. В сентябре 1944 года Красная Армия вышла к границам Югославии, где в то время против германских войск действовала достаточно мощная освободительная партизанская югославская армия, имевшая в своем составе 50 дивизий (около 400 тысяч бойцов). Произошла единственная в своем роде встреча Красной Армии за все время ее освободительного похода. Можно сказать, в сердце оккупированной Европы ее встречала армия, которая сама внесла свой значительный вклад в дело уничтожения германских войск. Это была встреча двух союзников, которые больше трех лет сражались против общего врага и стремились к одной цели, несмотря на то, что их разделяли тысячи километров.

 

Учитывая скорое начало решающей битвы на Балканах, Верховный штаб приступил к планированию первой фазы операции по полному освобождению страны. В соответствии с этим планом центр боевых действий следовало перенести в Сербию, военно-стратегическое и политическое значение которой к тому времени значительно усилилось. К сентябрю 1944 года все важнейшие города, основные железные и автомобильные дороги еще оставались в руках оккупантов. Только с выходом советских войск на болгарско-сербскую границу стало возможным изгнать врага со всей территории Югославии. В начале сентября руководитель партизанской армии маршал Тито обратился через советскую военную миссию к правительству СССР с просьбой о вступлении Красной Армии в Югославию.

Белградская операция проводилась в два этапа. На первом этапе (28 сентября — 10 октября)

  Оосновную роль выполняли армия генерала H.A. Гагена, действия которой имели решающее значение для развития наступления всего фронта Армии предстояло прорвать оборонительный рубеж противника на болгаро-югославской границе, во взаимодействии с частями 14-го армейского корпуса Народно-освободительной армии Югославии полковника Радивоя Иовановича преодолеть сопротивление немецких войск в еще не освобожденных районах Восточной Сербии, овладеть перевальными участками дорог, выйти в долину реки Велика Морава, с ходу форсировать ее и, захватив на левом берегу плацдармы, обеспечить ввод в сражение подвижных войск фронта.

 

Для решения этих задач командующий армией решил первоначально овладеть важными узлами дорог (Неготин, Рготина, Заечар), выводящими на направление главного удара фронта, установить тактическое взаимодействие с 75-м стрелковым корпусом и с корпусом полковника Радивоя Йовановича, надежно обеспечив свой правый фланг, развернуть наступление в западном направлении.

На втором этапе операции (11-20 октября) войскам 3-го Украинского фронта во взаимодействии с 14-м корпусом НОАЮ предстояло перерезать основные коммуникации противника в долине реки Велика Морава, соединиться с войсками 1-й армейской группы Народно-освободительной армии Югославии и, развивая наступление на белградском направлении.

Рискуя своей жизнью, зная, что в любой момент жизнь может оборваться, молодой офицер готов к выполнению боевых приказов. Особо Анатолий Алексеевич проявил себя в боях за город Заечар (Сербия) с 7 по 8 октября 1944 года. Рискуя жизнью, он лично разведал передний край противника, и узнал , где находятся их огневые точки. Благодаря этому, полк быстро подавил противника и обеспечил продвижение пехоте. Во время боя Маликов осуществлял взаимодействие самоходных установок друг с другом и указывал боевые цели экипажам. Все действия молодого офицера способствовали, тому, что боевые машины с честью выполнили приказ и захватили город Заечар (см. Приложение №9). За боевые заслуги офицер разведки 366 Гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского Могилевского ордена Суворова полка Маликов вновь удостаивается награды, ордена «красной Звезды» о чем свидетельствует «Приказ бронетанковым и механизированным войскам 57 армии /по награждению личного состава/ от 06.11.1944 года (См. приложение 9)

 

 

 10 февраля 1945 года Второй Белорусский фронт перешел в наступление в Восточной Померании. В ходе первых десяти дней войска фронта смогли продвинуться на 40-60 км, а затем были вынуждены прекратить наступление. Получив в свое распоряжение войска 19 армии и 2-й ударной армии, 24 февраля 1945 года Второй Белорусский фронт возобновил наступление одновременно с войсками Первого Белорусского фронта. К 5 марта войска двух фронтов рассекли восточно-померанскую группировку противника, вышли на побережье Балтийского моря. После этого Второй Белорусский фронт развернул наступление на северо-восток, овладел городами Гдыня и Данциг, победоносно завершив Восточно-Померанскую операцию. Затем войска фронта были привлечены к Берлинской операции. 16 апреля 1945 года они перешли в наступление, форсировали Одер в нижнем течении и, продвинувшись на глубину 200 км, разгромили штеттинскую группировку противника, обеспечив с севера наступление Первого Белорусского фронта на Берлин


Заключение. Выводы.


В своей исследовательской работе мы отразили наиболее важные события войны, в которых принимал непосредственное участие наш земляк и внес при этом не малый вклад. Наша группа изучила исторические факты, связанные с событиями этого периода, проработала документы архивов, фотоматериалы. Полученный материал найдет достойное место не только в экспозиции музея и оформлении второго сборника о наших земляках участниках войны, но также пригодиться для проведения классных часов и мероприятий о Великой Отечественной войне, на которых учащиеся на примере своих земляков будут учиться патриотизму и служению Отечеству. А это очень важно сейчас для молодого поколения не потерять ту связующую нас нить, которой мы связаны с поколениями прошлыми, взять все самое лучшее и в свою очередь передать ее своим детям.

В заключении хотим привести письмо внука Маликова А.А., как напутствие всем нам:

«Без прошлого нет будущего». Смысл этой известной фразы на самом деле гораздо глубже, по крайней мере, для меня. Занявшись поисками своего деда – Маликова Анатолия Алексеевича, я, наверное, больше не для себя старался, и не для моей мамы – его родной дочери, а уже для своих детей.

Глубоко убеждён, что с именно раннего детства необходимо рассказывать детям о своих родственниках, учить молодёжь, не смотря ни на что, уважать их, подчёркивать пользу, принесённую ими для общества.

Дети, воспитанные на ярких примерах доблести и чести своих предков, знающие историю своей малой родины, людей, которые внесли значительные вклад в её развитие, по другому относятся к своему Отечеству в целом, и к людям, окружающих их, в частности.

Тем более, это актуально сейчас, когда на Украине происходят уму непостижимые события, о которых, слава Богу, не знают наши деды, когда в городе-герое – Москве время от времени вспыхивают националистические веяния.

В случае с моим дедом – вашим земляком, дорогие уршельцы, пользу, принесённую всему русскому народу, как и пользу тысяч ушедших на фронт юнцов, наверное, нельзя оценить.

Окончив в 1941 году уршельскую школу, Маликов Анатолий Алексеевич поступил на ускоренный курс Орловского бронетанкового училища, затем с 1942 по апрель 1943 гг. постигал азы военного дела в Киевском артиллерийском училище. В этот же год 20-летним пацаном попал на фронт.

Вспомните себя в этом возрасте? Лично я, не смотря на то, что уже имел спортивный разряд кандидата в мастера спорта России, даже и представить себе не мог, как можно уже в этом возрасте командовать взводом, а через год быть офицером разведки полка?! Как можно, управляя самоходной установкой, врываться в самую гущу врага и вступать в единоборство с 3-мя пушками противника, потом разбить 2 блиндажа и уничтожить в окопах до 50-ти солдат и офицеров фашистов?! Как можно, будучи тяжело раненым, находить в себе силы не только на то, чтобы выжить, а ещё и на то, чтобы продолжать бой и подбить вражеский танк?!

При этом в характеристиках моего деда и в описаниях его подвигов, которые опубликованы на сайте Министерства обороны РФ, руководство отзывается о нём, как о смелом, волевом и находчивом командире. И это в 20-то лет!!!

Я очень люблю военные фильмы, готов пересматривать их снова и снова. Благодаря советскому кинематографу, мы часто видим подвиги нашего народа в борьбе с фашистами. Но когда, в результате поиска информации о своём деде, я, обнаружил подробности его боевого пути, о котором не знала даже бабушка, то, можно сказать, наяву пересмотрел эти фильмы. В его послужном списке: орден Отечественной войны II степени, два ордена Красной звезды, медали за взятие Белграда и Будапешта, медаль за освобождение Кавказа и Ленинграда.

Кто бы мог подумать, что младшенький ребёнок (дед был 18-м ребёнком в семье Маликовых), любимец прекрасной половины человечества, простой рубаха-парень из дома 12 по ул. Пушкина п. Уршель будет так отчаянно сражаться с фашистской чернью? И что именно он, судя из описания очередного подвига в наградном листе Анатолия Алексеевича, «…рискуя жизнью, лично сам тщательно разведает передний край укреплений противника в боях за г. Заечар (Сербия), благодаря чему боевые машины Советской Армии с честью выполнят боевой приказ и овладеют городом Заечар…»?!

В большой семье Маликовых, все братья деда – Аркадий, Виктор, Алексей и Борис в разное время защищали Родину. Виктор погиб в последний день войны с финнами, Алексей умер в Блокадном Ленинграде. Борис и Аркадий вернулись в Уршель живыми, также имея ордена и медали. Однако, их отец Алексей Павлович – мой прадед, всегда отмечал, что самую отчаянную борьбу с фашистами вёл Анатолий. После войны от большой семьи Маликовых в живых остались три брата – Аркадий, Борис и Анатолий и две сестры – Ольга и Мария, ставшие в последствие учителями во владимирских школах.

……

p.s. Проходя последнюю инстанцию в поисках, на тот момент, уже могилы деда, сотрудники организации спросили меня: «А зачем Вам это надо? Столько лет прошло?». В ответ услышали простую фразу с очень глубоким, на мой взгляд, смыслом: «Без прошлого нет будущего…».


Александр Сергеевич Махов,

внук Маликова Анатолия Алексеевича,

доктор педагогических наук,

профессор Ивановской государственной медицинской академии,

отличник физической культуры и спорта РФ

07.11.2014













Приложение №1

Выписка из книги «Навеки в памяти народной»

Маликов Анатолий Алексеевич, лейтенант

Медаль «За Победу над Германией»

http://ru.calameo.com/read/00158358384c1c2f1b80e


Приложение №2


Фотография дома, где жила семья Маликовых (ул. Пушкина, дом 12)

Фото 1938 года Маликов Анатолий Алексеевич


Анатолий и Ольга Маликовы

1948 г. - 1955 г. Воркутинский ИТЛ.

1946 год



1947 1972 1973

Приложение №3

1943 год

Приложение№4

СОСТАВ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ ПЕРЕД ОРЛОВСКОЙ БИТВОЙ

дата: 11-04-2011, 00:47 просмотров: раздел: Битва за Орел

Для осуществления плана операции «Кутузов» привлекались три фронта: Западный, Брянский и Центральный. Их войска должны были взломать вражескую оборону и, «наступая в обшем направлении на Орел, окружить орловскую группировку противника, рассечь ее на части и уничтожить».

Состав и задачи войск Брянского фронта (командующий — генерал-полковник Василий Данилович Соколовский)


По решению командующего войсками Западного фронта генерала армии В.Д. Соколовского оборону противника прорывала основная ударная группировка фронта - 11-я гвардейская армия — на участке фронта Глинная — Ожигово (14 км) в направлении на Волхов. 11-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта И.Х. Баграмяна, наносившая главный удар, имела в своем составе двенадцать стрелковых дивизий (1, 5, 11, 16, 18, 26, 31, 83, 84-ю гвардейские, 108, 169, 217-ю), два танковых корпуса (1-й и 5-й), четыре танковые бригады (10,29, 43-ю гвардейские и 213-ю), три артиллерийские дивизии прорыва (3,6 и 14-ю), два гвардейских танковых полка прорыва (2-й и 4-й), 1453-й самоходно-артиллерийский полк, три зенитно-артиллерийские дивизии (14,17 и 48-ю), 5-ю гвардейскую минометную бригаду РГК1 и множество других артиллерийских, минометных и инженерно-саперных частей. Нанося главный удар в направлении на Крапивну, к исходу второго дня наступления армия Баграмяна должна была выйти на рубеж реки Рессета, Веснины, Крапивна, Сорокино. Армия получила задачу: частью сил наступать на юг, на Узкое. Наступление левого крыла Западного фронта было очень тесно увязано с действиями не только правого крыла Брянского фронта (61 -я армия) на предмет окружения и уничтожения болховской группировки противника, но и с наступлением всего Брянского фронта генерал-полковника М.М. Попова. 50-я армия под командованием генерал-лейтенанта И.В. Болдина имела семь стрелковых дивизий (17, 49, 64, 212, 324, 326 и 413-ю), 196-ю танковую бригаду, 1536-й самоходно-артиллерийский полк и другие артиллерийские, минометные и инженерно-саперные части. 
Соединения фронтового подчинения
1-й танковый корпус генерал-лейтенанта В.В. Буткова (89, 117, 159-я тбр, 44-я мсбр, 1437-й сап, 86-й миб, 1514-й иптап , 108-й минп);
5-й танковый корпус генерал-лейтенанта М.Г. Сахно (24, 41, 70-я тбр, 5-я мсбр, 1435-й сап, 1515-й иптап, 731-й оиптдн, 277-й минп, 1708-й зенап).
1-я воздушная армия под командованием генерал-лейтенанта М.М. Громова имела в своем составе 201,202, 203, 234 и 235-ю истребительные, 204-ю бомбардировочную, 213-ю смешанную, 214, 224, 231, 232 и 233-ю штурмовые авиационные дивизии.

Приложение №4 «Орловская битва»



























Приложение №5



Приложение №6



Приложение №7

Приложение №8



Приложение №9



















Список использованных в работе ресурсов:

  • Великая Отечественная Война. 1941-1945 гг., И. И. Максимов. Атлас включает 160 цветных карт

  • Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия 3300 расположенных по алфавиту статей

  • Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945, Яков Нерсесов, Владимир Волков. 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/3078/%D0%92%D0%95%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%AF

http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3020&Itemid=159

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=184:sem-operatsiy-orlovskoy-bitvyi

http://holmishchi.jimdo.com/%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B8%D1%89%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Задоркина Марина Юрьевна

Дата: 20.08.2015

Номер свидетельства: 226080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Исследовательский проект "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "124003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414608822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства