kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Герои Огненной дуги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: наглядно и образно воссоздать панораму событий, произошедших во время Курской битвы; показать ход и раскрыть значение Орловско-Курской битвы как завершающего этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Герои Огненной дуги»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ясеновская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»




Номинация «Сценарий мероприятий, посвященных

70 - летию Победы в Курской битве»








«Герои Огненной дуги»

классный час








Автор: Сидоренко Марина Тимофеевна,

учитель истории МБОУ «Ясеновская

средняя общеобразовательная школа»


















с. Свистовка, 2012

Пояснительная записка


Цель: наглядно и образно воссоздать панораму событий, произошедших во время Курской битвы; показать ход и раскрыть значение Орловско-Курской битвы как завершающего этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.


Воспитательные задачи:

-способствовать воспитанию у учащихся уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старшему поколению;

-воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданского долга, уважения к истории Отечества.


Оборудование: компьютер, экран, выставка книг и картин посвященных Курской битве.


Это мероприятие проводится для учащихся 8-11 классов в форме документального музыкально-поэтического монтажа.


Ход мероприятия

Ведущий 1. Наша встреча посвящена Курской битве, которая проходила с 5 июля по 23 августа 1943г. Она вошла в историю как величайшее событие Великой Отечественной войны, выдающаяся оборонительно-наступательная операция наших вооруженных сил. Результаты ее во многом определили дальнейший ход всей Второй мировой войны.


Звучит марш «Прощание славянки» (композитор В.Агапкин)


Ведущий 2. Шел третий год войны. Эта война была действительно народная. Все от мала до велика сражались за свободу родной земли и как могли при­ближали Победу.


Ведущий 1. Из письма Ады Занегиной в редакцию газеты «Омская правда».

«Я, Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я маленькая, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Дорогой редактор, напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали свои деньги на танк. И назовем его "Малютка". Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой».


Ведущий 2. А вот что писала в эту же газету Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальто. Деньги сдаем на танк».


Ведущий 1. Верховный главнокомандующий СССР И.В.Сталин писал: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка "Малютка" 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии».


Ведущий 2. Танк был сделан, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом, — орденом Отечественной войны.


Ведущий 1. Предыстория Курской битвы такова. В результате боевых действий 1942 г. и начала 1943г. в районе Курска образовался в линии расположения наших войск большой выступ — очень соблазнительная для немцев позиция: если в него ударить, то можно затем легко окружить и разгромить значительную группировку советских войск. Так родился замысел операции, которую Гитлер назвал «Цитадель».

Ведущий 2. Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага в районе Курского выступа с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера», а также орудий «Фердинанд». Затем до минут удалось выяснить время перехода немецких войск в наступление.


Ведущий 1. Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла такое решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть решительное наступление.


Ведущий 2. Пока в ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи.

В исполнении М.Бернеса звучит песня «Темная ночь» (музыка Н.Богословского, слова О.Агапова)

Чтец 1.

Военные ночи, суровые ночи,

Когда воспаленная память кричит,

Когда уже сердце вмещать не хочет

Раны и боль сумасшедшей земли.

Военные ночи, темные ночи,

Когда уж нет сил, чтоб себя превозмочь,

И шепчутся сосны, кому-то пророча

Подвиг и смерть в эту темную ночь.


Чтец 2. Участник Курской битвы поэт Николай Перевалов писал:

Ах, затишье перед боем,

Не баюкай, не морочь.

Нынче криком, свистом, воем

Разразится эта ночь.

И клокочущею лавой

Все кружа перед собой,

С лету бросится на правый

Левый берег огневой.


Ведущий 2. Накануне битвы Гитлер в обращении к солдатам вермахта заявил: «Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания».


Ведущий 1. Но этого не произошло. В предрассветные часы 5 июля 1943 г. на изготовившиеся к наступлению группировки противника был обрушен град артиллерийских и авиационных ударов. Враг понес значительные потери. Гитлеровское командование вынуждено было отсрочить наступление на 3 часа.


Ведущий 2. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков в книге «Воспоминания и размышления» писал: «Все мы, несмотря на то что удалось построить глубоко эшелонированную оборону и что в наших руках теперь находились мощные средства удара по немецким

войскам, сильно волновались... В 2 часа 20 минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался ужасный грохот — началось величай­шее сражение в районе Курской дуги. В этой адской "симфонии" звуков словно слились воедино удары тяжелой артиллерии, разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов "катюш"... Мы слыншали и ощущали ураганный огонь...»


Чтец 3.

Полей предвечная небыль,

Похода размеренный шаг;

Пыля, пробирается в небо

Войны бесконечный большак...

Но с мирной природою в споре,

Как грозного времени тень,

Чернеет народное горе

Спаленных войной деревень.

Чернеет и справа и слева...

И слышно, как там, впереди,

Огонь орудийного гнева

Гудит у России в груди!


Звучит фрагмент «Песни артиллеристов)' (музыка Т.Хренникова, слова В.Гусева)



Ведущий 1. «От Советского Информбюро. С утра 5 июля наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника. Все атаки немцев отбиты с большими для них потерями. Бои продолжаются».


Чтец 1.

Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле

Насмерть солдат стоял.


На экране кадры из кинофильма «Освобождение»


Ведущий 2. 12 июня 1943г. у деревни Прохоровка состоялось грандиозное танковое сражение. Прохоровский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Тяжкие испытания выпали на долю его жителей в годы Великой Отечественной войны. Одним из них была гибель людей. Так, в январе 1943 г. в здании Погореловской школы были заживо сожжены 615 советских военнопленных, 600 человек расстреляны в разных селах, 307 угнаны в Германию.


Ведущий 1. Маршал бронетанковых войск П.А.Ротмистров вспоминал: «Боевые действия начались 12 июня в 8 часов 30 минут после 15-минутной артиллерийской и авиационной подготовки. Две мощные лавины устремились друг другу навстречу. Наши танки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника, как бы пронизав боевой строй врага. И грянул встречный бой...»


Чтец 2. Участник Курской битвы поэт Юрий Белаш писал:

Шли танки...

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батарее — ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

И дым клубится по опушкам

Слепой и едкой пеленой,

Одна истерзанная пушка

Еще ведет неравный бой.


Ведущий 1.На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков.

Это сражение характеризовало большое разнообразие боевых действий. На одних участках велись встречные бои, на других — оборонительные действия, на третьих — наступление с одновременным отражением вражеских контратак.


Ведущий 2. Из воспоминаний генерала Егорова:

«Смешалось все: огонь, сталь, люди. Из уст в уста передавались вести о героических подвигах товарищей. На полном ходу танк старшины Найденова ринулся на вражескую батарею, смял четыре пушки и три миномета. Тяжелый удар потряс танк. Снаряд ударил в лобовую броню. Найденов вдруг почувствовал боль в глазах и на минуту потерял управление. Но могучая машина жила — мотор работал. Механик, еще сам не осознавая, что ослеп, вел машину, повинуясь выучке и яростной воле к победе. Командир экипажа Шурыгин, сообразив о беде товарища, своими командами помогал ему ориентироваться. Целый час танк, управляемый осл продолжалось целый день. Горели сотни танков и самоходок. Над полем боя знойное июльское солнце было закрыто тучами пыли и дыма. Люди, задыхавшиеся от недостатка кислорода, жестоко страдавшие от жажды, потеряв боевые машины, кидались на противника врукопашную; в бой шли ножи.


Чтец 3. Медсестра, участница Великой Отечественной войны, Юлия Друнина в 1943 г. писала:

Я только раз видела рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.


На экране кадры из фильма 10 документальной киноэпопеи «Великая Отечественная война»


Ведущий 1. Храбро воевали в эти дни и артиллеристы. Командир 1-й батареи лейтенант Юдин подобрался к переднему краю обороны противника и из немецкого подбитого танка корректировал огонь своей батареи. Когда мужественный офицер погиб, его место занял лейтенант Бородин. Вскоре он тоже был ранен, но поля боя не покинул и до конца управлял батареей.


Ведущий 2. Самоотверженно сражались связисты. Сержант А.И.Егоров под сильным артиллерийским огнем семь раз восстанавливал связь.


Ведущий 1. Большую самоотдачу проявляли медицинские работники. Военврач Б.Ефремов и медицинская сестра Л.Курылина только за одни сутки оказали помощь шестистам раненым.


Ведущий 2. Четко «работали» под Прохоровкой наши зенитчики. Сержант Кошкин сбил два самолета врага, сержант Калинин уничтожил три самолета. Когда на нашу 3-ю батарею напали фашистские автоматчики, командир батареи Володин умело организовал оборону; бойцы уничтожили многих гитлеровцев, отбили их нападение. Раненый Володин продолжал командовать батареей.


Ведущий 1. Над полем танкового сражения шли ожесточенные бои в воздухе. Благодаря мужеству и мастерству наших летчиков на Прохоровском направлении враг понес тяжелые потери.

В небе сражался Иван Кожедуб — впоследствии трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Здесь началась боевая слава одного из выдающихся летчиков-истребителей А. Ворожейкина. Патрулируя небо группой в составе восьми самолетов, он смело повел своих «ястребков» в атаку на вражескую группу, состоящую из сорока бомбардировщиков и шести истребителей, сбил девять фашистских самолетов. Среди прославившихся в Курской битве — французская эскадрилья «Нормандия».


Ведущий 2. Благодаря хорошей технической подготовке и стойкости наших бойцов за неделю ожесточенных боев на центральном участке фронта противнику удалось вклиниться в нашу оборону всего на 10-12 км. Фашистские войска вынуждены были прекратить атаки. Провалилось и их наступление с юга. 12 июля советские войска перешли в наступление. Враг лихорадочно перебрасывал резервы с одного участка фронта на другой.


Ведущий 1. Именно в этот момент началась «рельсовая война». В ночь на 3 августа по приказу центрального штаба партизанского движения 167 партизанских отрядов — численностью до 100 тыс. человек — нанесли мощный удар по коммуникациям противника.


Звучит первый куплет песни «Ой, туманы мои, растуманы»

(музыка В.Захарова, слова М.Исаковского)


Ведущий 2. «От Советского Информбюро. 5 августа наши войска после ожесточенных уличных боев овладели городом и железнодорожным узлом Орел.

5 августа наши наступающие войска после упорных боев овладели городом Белгород».


Ведущий 1. Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 г.: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей родины! Смерть немецким оккупантам!»


Ведущий 2. 5 августа 1943 г., на третий год войны, московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк.


Чтец 1.

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой

Внимала матушка-Москва.


Ведущий 1. Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение. Наша страна закрепила за собой военную инициативу, впервые полученную в битве под Сталинградом.


Ведущий 2. Дорогой ценой досталась эта победа: в Курской битве пали смертью храбрых тысячи советских воинов.


Чтец 2.

Шел боец наш по земле,

Изувеченной войною,

И пожары день и ночь

Полыхали за спиною...

И тогда сказал солдат:

«Это дело не годится.

Разреши к тебе, Земля,

Мне, солдату, обратиться.

Ты ответь, моя Земля,

Ты скажи хотя бы слово:

Где находится оно,

Наше поле Куликово,

Где та самая межа,

Где та самая граница,

Где с врагом своим сполна

Я сумею расплатиться?»


Ведущий 1. Одно из «полей Куликовых» — великих мест русской воинской славы — находится в окрестностях Прохоровки; здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812г. русские войска под командованием М.И.Кутузова дали решающий бой французам.

На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».





Библиографический список:

  1. Борисов Н.В. Кто был в Великой Отечественной войне: люди, события, факты: краткий справочник. М., 1995 г.

  2. Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия, М, 1985 г.

  3. Великая Отечественная война 1941–1945: события, люди, документы: краткий исторический справочник М., 1990 г.

  4. Война осколками в памяти залегла/Автор и сотавитель В.И.Бражников. - Белгород: «Везелица», 2002.

  5. Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне: Пособие для учителя/Сост. П.И.Потемкин; Под ред. Ю.В.Плотникова, Н.Г.Андронникова.-М.: Просвещение,1987.

  6. История Слобожанщины и Белгородского края: учебное пособие под общей редакцией: В.В.Овчинникова, Н.Н.Олейника. - Белгород,2011.

  7. Стеценко А.С. На огненной дуге. Путеводитель.- Воронеж. Центр.-Черноземное кн.изд-во,1983.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Герои Огненной дуги

Автор: Сидоренко Марина Тимофеевна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка мероприятия "День памяти" "
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-mieropriiatiia-dien-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "115814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412141286"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Учебно-методическая карта занятия по истории .Тема: "Курская битва" "
    ["seo_title"] => string(73) "uchiebno-mietodichieskaia-karta-zaniatiia-po-istorii-tiema-kurskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "125849"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415080098"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Тематическое  планирование музейных уроков по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9-11 классы) "
    ["seo_title"] => string(114) "tiematichieskoie-planirovaniie-muzieinykh-urokov-po-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-ghodov-9-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "183969"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425981356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Социальный проект "Звезда памяти" "
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial-nyi-proiekt-zviezda-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "218414"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433778528"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Проект "Звезда памяти" "
    ["seo_title"] => string(23) "proiekt-zviezda-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "218748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433907128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства