Рудик Людмила Дмитриевна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ Кавалерской СОШ№3
имени Героя Советского Союза А.П. Дубинца
Егорлыкского р-на, Ростовской области
«ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»
(историко-литературная композиция для классных и общешкольных мероприятий)
Главная цель данного мероприятия:
Показать подрастающему поколению, что память о былом, о людях, их трудовых и героических подвигах, мужестве должна жить в каждом из нас.
И сегодня, продолжая эстафету памяти, передавать дела и творения прошлых поколений, умножавших славу Отечества, возвышавших наш народ, от деда к внуку, от отца к сыну, так как это является самым дорогим и священным, без чего немыслима сама жизнь.
Вступительное слово (Рудик Л.Д.):
Будущее любого общество зависит от того, научим ли молодое поколение жить, отвечая за себя, служить обществу, быть истинными патриотами своей Родины, любить и защищать ее так, как это делали наши предки: прадеды, деды, отцы, матеря, сыновья, дочери и просто подростки и дети. Воспитание подрастающего поколения его интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за Родину, за сохранение демократического правового строя, жизненных основ государства. Сегодня главными задачами для нас учителей истории, обществознания права – это: помочь подрастающему поколению лучше понять условия жизни нашего общества, свободно ориентироваться в российской многовековой истории, поликультурном пространстве, облегчить им процесс врастания в открытое плюралистическое общество, социализация в становящимся все более сложном мире, выявлять соотношение общегражданской и патриотической позиции в молодежной среде, структуры ценных ориентаций через обращение к истории прошлого нашего народа, Родины, славным трагическим образцам, трудовым и военным подвигам мужественных сынов и дочерей Отечества. Чтобы не просто произносить слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». Стало для них клятвой на века: «Потомство мое, прошу брать моей примудрыми…До издыхания быть верными … Отечеству» (А.В. Суворов)
Россия – единственная в мире страна, называющая себя святой. Святая Русь… Наша святость – извечное стремление к идеалу, к нравственной чистоте, миру во всем мире.
В Нюрнберге 70 лет назад Международный военный трибунал судил главных нацистских преступников. Впервые в истории агрессия была тягчайшем преступлении против человечества. Почти 55млн людей погибло во вторую мировую войну, из них 20 млн – советские граждане. Уничтожены огромные материальные и культурные ценности. Сегодня эти жестокие, кровавые уроки прошлого политики некоторых государств пытаться забыть, историю переписать, победу советского народа исказить, народам своих государств привить другие ценности, качества, вновь возрождаются фашистские организации. Неофашисты Германии проповедуют нацизм, подымая правую руку вскрикивают «Хайль тебе!» Одеты в бриджи с кинжалами у пояса, на которых выгравировали буквы «ГЮ», такие кинжалы в фашисткой Германии носили члены организации «гитлерюгенд». В военизированном лагере для подростков проводятся состязания: кто точнее бросит копье, попадет в мишень с изображением красной звезды, лучшие проведут разведку на «вражеской территории», допросить «пленного» и т.д. Победителей награждают представители старшего поколения: бывшие офицеры вермахта, организации «гитлерюгенд», кавалеры «железного креста». Они внушают подросткам: «Освенцим, Бухенвальд, Саласпилс – выдумка красных. Зверства немцев придумали русские. Ваши деды были смелыми, отважными людьми, они погибли за чистое, святое дело и вы должны быть достойными их славы».
С помощью различных информационных диверсий, террористических актов неофашисты пытаются запугать жителей мнимой военной угрозой, создать в своих образах обстановку неуверенности, страха ненависти Огромную роль в этом играет массовая литература, интернет, фильмы, где пропагандируется верноподданичество, культ Силы, жестокость, шовинизм, расизм. Отсталый Восток, под которым ниже подразумевается Россия, противопоставляется «просвещенному Западу». Народы, проживающие в России, и вообще на Востоке, изображаются людьми «низкой расы», поэтому с ними отношения должны быть только враждебными, а неминуемые войны с ними – это «крестовые походы», направленные на их уничтожение, захват территорией и превращение их в свои сырьевые придатки.
Крайне опасен растущий фашизм в США. В этой стране не существует законов, запрещающих фашистскую пропаганду «деятельность профашистских организаций». Здесь никто никогда не преследовал неофашистов за их реакционные убеждения, в то время как прогрессивные организации подвергаются нападками. Совершая поездки в Западную Европу президенты США посещают кладбище эсесовцев в г.Битбурге. США являются главной питательной средой для возрождения фашизма. В США есть фабрика, которая штампует десятками тысяч эмблем эсэсовцев. Свастики, ордена, медали фашисткой Германии. Клиентов с избытком: Польша, Украина Литва, Латвия, Эстония и т.д. в странах открыто и действуют свыше 2500 военизированных полуфашистских организаций, где проходят выучку неофашисты из Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии. У них есть свой «манифест». Вот лишь одна фраза из него: «Дух Гитлера живет в наших сердцах. Давайте пообещаем, что все мы будем управлять собой с помощью его идей и ученья». Активно изучают и пропагандируют книгу Гитлера «Майн кампф», современные нацисты не стыдятся делать такие заявления «Надо одним махом покончить с русскими, неграми, евреями и арабами».
В Англии открыто действует «Национальный фронт», выступающий за создание «чисто белой Британии», активизировала свою деятельность подпольная организация неофашистов «Колонна 88», готовящая кадры для «социалистической армии», она считает, что только путем вооруженной борьбы можно добиться установления «сильной власти», опирающейся на нацистскую идеологию. Объявлена война на тех, у кого темная кожа, направляя свои усилия на возвращение утраченных территорий, т.е. бывших колоний.
В Италии тоже немало различных неофашистских группировок так, например, «Национальные правые силы» в ней насчитывается 300 тыс человек, к ней примыкают «Национальный авангард», «Новый строй», «Черный орел», «Феникс», «За Италию», «Роза ветров», «Новый орден». Преступления неофашистов: взрывы на улицах, расправа над неугодными. Провокации, борьба в «горячих точках» на стороне своих сторонников. Члены молодежной организации «Городские индейцы», например, отрицает учебу, презирают труд, требуют разрешить свободное употребление наркотиков, однополые браки, парады геев и т.д. В западноевропейском неофашистском движении ведущая роль принадлежит несколькими организациями разных стран, которые в 1978 г создали объединение «Европейские правые» В него вошли неофашистские организации Германии, Англии, Франции, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Турции, Испании, а в настоящее время Польши, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Португалии, Бельгии, Греции, Дании и некоторые латиноамериканские страны, они создали организацию «Черный интернационал» цель - свержение власти, теракты, диверсии, консолидация неофашистов, националистов разных мастей их связь с военно-промышленным комплексом вызывает глубокую тревогу во всем мире. Неофашисты, националисты по всему миру развязывают локальные войны, перевороты, кровавые расправы с неугодными руководителями тех стран, которые им оказывают отпор, Многочисленные примеры в современном мире особенно нагло стали проявлять после распада Советского Союза и социалистического содружества. Под эгидой США проводятся бесконечные военные конфликты, перевороты, войны, вмешательства во внутренние дела многих государств: Афганистан, Иран, Ирак, Ливия, Сирия, Пакистан, Египет, Украина, Чили, Югославия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия и т.д. , сея разруху, разрушая экономику, навязывая режимы, культуру, смерть, страдания и бесконечное горе. Прав был в свое время Ю.Фучик, который произнес: «Люди, будьте бдительны».
Учитель: Нужно ли сегодня помнить о войне? Некоторые люди говорят, что уже не следует слишком много проблем текущих, да и боль притупилось.
Ученик: Я так не думаю, забывать о войне нельзя, особенно сегодня, когда она стоит на пороге нашей Родины. Братский украинский нам народ подвергается чудовищным испытанием на прочность, порядочность, нравственность, и не все сегодня эти испытание проходят достойно. Руководители этого государства, не без помощи США и других друзей в кавычках. Из цветущей, высокоразвитой страны сделали полигон для отстаивания своих бредовых идей, направленных на уничтожение своего народа, его экономики, культуры, традиций, обычаев, на развязывание братоубийственной войны, на полнейшее уничтожение всей инфраструктуры данного государства и размещения своих военных баз на границе с моей Родиной.
Ученик: О кошмарах войны нужно помнить: пока в мире есть оборонные заводы, пока «лихие ораторы» думают о прогулках в Украине, Ливии, Сирии, Иране на своих танках и БТР-ах. С неба на головы мирных жителей летят бомбы, падают самолеты с гражданскими пассажирами, рвутся метро, дома, захватываются больницы и школы, где заложниками становятся больные и школьники. Когда можно тысячами безнаказанно убивать мирных жителей в Луганске и Донбассе, заживо сжигать в крематориях людей в Одессе, наехать на коляску с младенцем и девочку, идущую рядом с мамой, зная, что за это никто не понесет наказание. О войне нужно помнить до тех пор, пока фабрики детской игрушки выпускают пистолеты и ружья, пока на улицах наших городов и сел звучат выстрелы. Но даже и тогда, когда на нашей планете не останется ни одной армии, ни одного военного предприятия, о войне все равно надо помнить. Помнить для того, чтобы трагедия народа не повторилась вновь, чтобы каждой из нас мог спокойно спать, пахать землю, варить сталь, читать лекции, воспитывать детей, чтобы наш Земной шар продолжал свою поступь, а жизнь на ней была вечной и бесконечной.
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить какую цену заплатили прадеды и деды, прабабушки и бабушки, юноши и девушки, подростки и просто дети в страшном испытании, которое выпало на их долю и название этому испытанию Великая Отечественная война 1941-1945гг.
Ученица: Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем…
Только вдруг сорок первый ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.
(Л.Ошанин)
Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Доносится отдаленный и все нарастающий гул самолетов, звучит (в записи) голос Ю.Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря….» (Ученик на карте показывает границу СССР от Балтийского до Черного моря)
Звучит в записи песня «Священная война» (сл Лебедева-Кумача, муз А. Александрова). На экране – фрагменты из документального фильма «Цитадель славы», режиссера М.Горбушова.
Ведущая: Гитлер составил план уничтожения славянских народов, в первую очередь русского, украинского и белорусского. Европейскую часть СССР предполагалось заселить немецкими колонистами.
Ученица: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
(А. Ахматова)
На экране – кадры из кинофильма «Обыкновенный фашизм».
Ученица: Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина!
Тихо сказала: «Вставай на помощь…»
(Р. Рождественский)
Ведущая: Тяжелым испытанием для страны и народа явилась война, развязанная фашистской Германией 22 июня 1941 года. Особое место в планах немецкого командования занимал город Ростов-на-Дону, который был назван генералом Клейстом, одним из крупнейших военачальников вермахта «ключом к Кавказу». Это предопределило ожесточенность боев за Ростов-на-Дону в ноябре 1941 и феврале 1943г.
Ученица: Как подули железные ветры Берлина,
Как вскипели над Русью военные грозы!
Провожали на фронт своих сыновей…
Проливая материнские слезы
Ведущий: С первых дней войны сменился прежний мирный настрой жизни ростовчан и жителей области. Развернулась мобилизация военнообязанных, формировались добровольческие объединения для борьбы с врагом, строились оборонительные сооружения. Враг приближался к Ростову. 21 ноября 1941г немецкие оккупанты заняли город Ростов. Пробыв в городе всего неделю, оккупанты успели уничтожить тысячи людей, не жалея ни женщин, ни детей, ни стариков. Проводилась политика террора и жестоких репрессий, в ответ на которые началась партизанская война. В области отсутствовали леса и другие естественные укрытия, поэтому в ней сражались небольшими подвижными группами, которые в данный момент возникли в Ростове, Таганроге, Шахтах, Каменске, Азове. В этой борьбе участвовали коммунисты, комсомольцы, пионеры и масса беспартийных жителей Ростовской области. Патриоты Дона уничтожили несколько тысяч фашистов, взорвали 9 мостов, подбили 199 танков, на предприятиях устраивали саботаж, препятствовали угону населения области в Германию. 600 дней продолжалась оккупация города, гитлеровцы совершили чудовищные злодеяния. Более 5 тыс. мирных жителей, в том числе женщин, стариков и детей было расстреляно и замучено фашистами. Широко известен подвиг Вити Черевичкина, Саши Котова, Кости Пчелки, Игоря Похомова, Виктора Чаленко, Аркадия Каманина, Васи Коробко и других ребят, которые за свои подвиги были удостоены ордена Красного Знамени. За годы Великой Отечественной войны этим орденом было награждено свыше 300 тыс. человек. Ростовская область продолжала сражаться. Партизанские отряды, подпольные группы, диверсионные - действовали по всей области. Особенно усилилась активность народных мстителей, после того как Красная Армия перешла в наступление под Сталинградом. Приближался час освобождения донской земли. В декабре 1942 года Центральный штаб партизанского движения разработал план действий отрядов в Сталинградской, Ростовской областях и Калмыцкой АССР. Главной задачей партизан было уничтожение коммуникаций противника, устанавливалось тесное взаимодействие партизан с наступающими частями Красной Армии. По прямому указанию советского командования действовали отряды Орловского, Семикаракорского, Зимовниковского, Сальского, Егорлыкского, районов. Цель - проникать на территорию, занятую фашистами и наносить, как можно больше урона немцам. Особенно прославились партизанские отряды «За Родину», «Степной орел», который позднее был переименован в отряд имени «В.И.Чапаева» и дошёл до Берлина. Родина высоко оценила патриотов, героически сражавшихся в тылу врага на Дону. Около 500 защитников Ростовской области были награждены орденами и медалями. Руководителю таганрогского подполья С.Г.Морозову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий: Немалый вклад в разгром врага внесли жители Егорлыкского района. С первых же дней многие ушли на фронт, в столице была сформирована кавалерийская сотня, в которой сражался наш земляк (житель хутора Кавалерского), участник гражданской войны, Иосиф Сидельников, который стал её командиром, вскоре она вошла в состав 116 дивизии пятого казачьего корпуса, участвовал во многих военных операциях. И.Сидельников с боями прошел всю войну, награжден многими орденами и медалями. После войны возглавлял колхоз имени С.М.Кирова в хуторе Кавалерском, сегодня одна из улиц нашего поселения носит его имя.
Ведущая: В районе создавались отряды народного ополчения из тех, кто по различным причинам был освобожден от воинской службы и юношей, не достигших призывного возраста. В их задачу входила борьба с вражеской агентурой, к августу 1941 г. в рядах ополченцев насчитывалось более 1338 человек. В станице работала подпольная группа. Ребята выполняли многочисленные задания: руководили борьбой на местах, проводили разведку, собирали сведения о передвижениях фашистских войск, наносили удары по наиболее чувствительным местам противника. Вася Малов надел ненавистную повязку и вскоре появился на улицах станицы в форме немецкого полицая, главной задачей его был сбор сведений о передвижениях немецких эшелонов, о готовящейся отправке жителей Егорлыкского района в Германию, о том, где немцы формируют эшелоны с хлебом для отправки в Германию и на фронт. Виктория Улюра стала переводчицей в комендатуре, Рита Балой, работая на строительстве железнодорожного депо, наблюдала за количеством и направлением передвижения немецких эшелонов. Аня Горбатенко вместе со своими братьями и Петей и Гришей (13 и 15 лет) собирали оружие, устраивали тайники для его хранения. Миша Яценко вместе с З.И.Бадюкиным (участник гражданской войны) готовили и распространяли листовки, поддерживая жителей и вселяя в них веру в победу.
Ученица: Простяся с мирной юностью своей,
Длину дорог измеряв фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они,
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Ведущая: В далеком 1911 году в многодетной крестьянской семье родился А.П.Дубинец. Жилось очень трудно, бедно. Андрей, как и мы, помогал родителям, учиться долго не пришлось – закончил всего 4 класса. В 1933 г. его призвали в армию, где он получил специальность механика танка. Когда закончился срок службы, он не демобилизовался, а остался на сверхурочную. За безупречную службу был награжден благодарностями. В 1938 году его направили служить в Белоруссию, здесь его и застала война. Силы были не равны, к вечеру 23 июня между Северо-Западным и Западным фронтами образовался разрыв шириной в 130 км, сюда устремились танковые части противника и продвинулись на глубину 120 км. Танковый взвод лейтенанта А.П.Дубинца прикрывал отход своей части. Личным примером он увлекал бойцов 2-го отряда. Отряд уничтожил 100 автомашин, 130 мотоциклов, 2 штаба противника. В ходе боя Андрей Петрович был ранен. Потеряв несколько своих танков, взвод Дубинца уничтожил 13 гитлеровских. Подвиг танкистов был высоко оценен. В августе 1941г. грудь Андрея Петровича украсила Звезда Героя Советского Союза. Звание Героя – это высшая награда за совершенный подвиг. А.П.Дубинец после окончания краткосрочных курсов Академии (Ташкент, Москва) снова был направлен на фронт Сталинградского направления. Наш земляк был командиром танкового батальона и одновременно помощником разведотдела 1-го Гвардейского танкового корпуса, 1-я танковая армия была сформирована в июле 1942г., участвовала в оборонительных операциях на Сталинградском фронте, в этих боях участвовал и А.П.Дубинец. Свой последний рейд он совершил от волжского берега к городу Калач-на-Дону. Андрей Петрович погиб от прямого попадания снаряда в танк… На территории общеобразовательной школы №2 города Калач-на-Дону, за небольшой железной оградой, над могильным холмиком возвышается обелиск. На нем написано: «Бессмертная слава гвардии капитану Герою Советского Союза А.П.Дубинец. 22 ноября 1942 года». В апреле 1943г. его жена Феона Прокофьевна и родители получили похоронку – извещение о гибели мужа и сына. Все горько переживали утрату… На защиту Отечества встали его братья Василий, Петр, Степан, Иван. Василий Петрович – лейтенант, командир роты – погиб 29 января 1943 года и похоронен южнее хутора Каменный Зерноградского района Ростовской области.
Сегодня Кавалерская средняя школа №3 хутора Кавалерского Егорлыкского района Ростовской области носит имя Героя Советского Союза А.П.Дубинца, нашего славного, мужественного земляка, на фасаде школы установлена мемориальная доска.
Ученица: Слава вам, храбрые!
Слава, бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно павшие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Ведущий: Славные силы донского края с честью и достоинством выполняли свой сыновний долг перед Родиной, сражаясь на всех фронтах Отечества.
Гречко Андрей Антонович родился в деревне Голодаевка Ростовской области в 1903г. Во время Великой Отечественной войны командовал 34 кавалерийской дивизией, 5-м кавкорпусом, 12, 47, 18 армиями, 1-ой гвардейской армией. После войны с апреля 1907г. был Маршалом Советского Союза, Министром Обороны СССР.
Ведущая: Ефимов Александр Николаевич родился в 1923 году в городе Миллерово. Летчик АС, за годы войны совершил 222 боевых вылета. Генерал-полковник авиации, наш земляк.
Ведущий: Ляшенко Дмитрий Данилович родился в 1901 г. в селе Ново-Кузнецкая Мечетинского района. Во время войны командовал 1-м гвардейским корпусом, 30-й армией, 3-й гвардейской армией, 4-й танковой. Войну начал в Прибалтике. После войны закончил Академию Генерального штаба.
Ведущая: Гулаев Николай Дмитриевич родился в 1918г. в станице Аксайской. Защищал небо Сталинграда, Ростова, Таганрога. Провел 69 боев, лично сбил 57 самолетов. Был командиром эскадрильи. После войны окончил Красноармейскую Воинно-воздушную Академию, Академию Генерального штаба.
Ведущий: Фесин Иван Иванович родился в 1904г. в хуторе Муравлево Каменского района Ростовской области. В годы войны полковник Фесин И.И. командовал мотострелковой бригадой, затем дивизией. В ходе Россошанской операции войны стрелкового полка под командованием Фесина уничтожили многочисленный гарнизон гитлеровцев, около 18 тыс. взяли в плен, войну генерал Фесин И.И. закончил в Берлине.
Ведущая: Клубов Алексей Фёдорович родился в 1918г, на войне командовал эскадрильей. Освобождал Сталинград, Ростов-на-Дону, Моздок, Украину. Участвовал в боях за Киев, Яссы, Днестр, Вислу. Совершил на фронте 447 вылетов. Принял участие в 50 воздушных боях. Сбил 17 фашистских самолетов, и 19 в групповых боях. В 1944 г на прифронтовом аэродроме под Львовом, испытывая новый самолет трагически погиб.
Ведущий: Лавриненко Владимир Дмитриевич - математик в авиации, он бил точно и наверняка . В боях над Волгой в течение месяца сбил 16 фашистских самолетов. Летчик – ас. За 4 года войны, он совершил 500 боевых вылетов. Лично сбил 35 фашистских самолетов и 11 в групповых боях. Генерал-полковник. Закончил военную Академию имени Фрунзе, а затем Академию Генерального штата.
Ученик: Поднималась страна
и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды на полотнах знамен унося…
Они до последнего дрались-
Горящие гневом сердца,
И с нами навечно остались.
И нету их жизни конца.
Ведущая: Весомый вклад в разгром немецких захватчиков внесли славные труженики тыла. Они отдали все силы делу укрепления обороны. С утроенной энергией выполняли на заводах и фабриках заказы для фронта. На смену мобилизованных в армию становились старики, женщины, подростки. Работали, не считаясь со временем, старались как можно больше дать продукции фронту, не досыпали, не доедали, заботились о детях и стариках, жалели в трудную минуту тех, кому приходили похоронки. От рабочих не отставали колхозники. Мужчины ушли на фронт, вся техника, способная участвовать в военных операциях так же была отправлена на фронт, а надо было убирать, пахать, сажать и женщины, старики, подростки, всё взваливали на в свои плечи. Пахали на быках, коровах, а иногда и сами впрягались в плуг, валились с ног, но не падали духом, зная, что без них фронт не выживет. Более 500 матерей, жен, сестер не дождались своих сыновей, мужей, братьев, женихов с полей сражений и в нашем хуторе Кавалерском. Кто-то погиб на полях сражений, пропал без вести, замучен в гестаповских застенках. Сколько горя, слез пережили и выплакали они за пять длинных лет войны, но выстояли, не сломались сами и помогли выстоять своим защитникам на фронтах, детям-подросткам, которые росли без отцовской ласки, согретые заботливыми материнскими руками. И о таких женщинах хочется сказать словами Н.А. Некрасова.
Ученица: Есть женщины в русских селеньях
С покойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнцем осветит!
Посмотрит - рублем одарит!»
Ведущий: В годы Великой Отечественной войны наши земляки на фронтах и в тылу проявили мужество, стойкость, патриотизм, выносливость. Родина многих из них представила к наградам, орденам, медалям за особый вклад в разгром фашистских полчищ обрушившиеся на нашу родину. Медалью имени Г.К, Жукова в районе было награждено более 700 человек, из них жителей Кавалерского поселения 51 человек, среди которых 4 женщины: Куцевалова Таиса Васильевна, Рожкова Анна Павловна, Тинякова Евдокия Кирилловна, Шилова Нина Федоровна, которые 18-летними девчонками ушли на фронт и от Кавалерки до Пруссии, Венгрии, Чехословакии, Румынии шли с боями, обеспечивая связь, оказывая медицинскую помощь, работая водителями.
Ведущая: Труженики тыла награждены медалью «За доблестный труд», таких в районе больше 2 тыс, из них 287 человек из хутора Кавалерского, это они ковали победу в тылу: собирали урожай на полях, уверенно ведя комбайны по просторам донских полей, среди них был комбайнер Герасименко А.С., жительница Кавалерского. Когда муж уходил на фронт, он ей передал комбайн, т.к. понимал, что более надежных рук, чем у жены, не найти, а затем вместе с матерью стали работать сыновья: Николай, Александр, Анатолий, которые сели на трактора, потому что с детства были рядом с отцом и понимали толк в технике, хотя были еще подростками (16, 15, 17 лет). Руденко Н.Г. трудовой путь начал в 10 лет прицепщиком, а затем в совершенстве освоил все с/х машины. Днем на прицепе, а ночью с такими же мальчиками на быках прятали и свозили зерно со взрослыми в ямы, чтобы не досталось немцам, а сверху ставили копны соломы, чтобы помнить, где спрятали. После войны Николай Григорьевич окончил СПУ, заочно Зерноградский институт. За высокие показатели в уборке зерновых культур дважды награждён орденом Ленина. Был избран депутатом Верховного Совета, смог, используя свои депутатские возможности, вместе с председателем колхоза Диким Василием Афанасьевичем построить в нашем хуторе среднюю школу, трехэтажное здание городского типа, за что сегодняшние учащиеся и их родители очень благодарны Николая Григорьевичу и Василию Афанасьевичу.
Ведущий: Ни на один день не прекращала работу во время войны Кавалерская средняя школа. Директором была Картава Валентина Никаноровна. Немцы считали, что советским детям ни к чему образование. В районе были разрушены почти все школы, но учителя, вместе в тружениками тыла восстанавливали, как могли и продолжали учить детей. Не было книг, тетрадей, света, классы промерзали насквозь. Писали на обрывках газет, помещения освещали керосиновыми лампами, топили всем, чем придется, учебники собирали по хатам, но учились.
Ученица: Ничто не забыто,
Никто не забыт,
Не может безвестных героев быть.
Мы в краях, где огнем пронеслась война,
Безымянным героям
Вернем имена!
Ведущий: «Слушайте все!» (звучит запись голоса Ю.Б.Левитана): «Внимание, внимание, говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем приказ Верховного Главнокомандующего.8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков победоносно завершена. Германия полностью разгромлена!»
На экране кадры возвращения солдат с войны, салют Победы. На сцене старшеклассники в солдатских гимнастерках, пилотках, они поочередно произносят, обращаясь в зал…
- Вы помните этот день?
- Я не помню, я родился в 1998…
- Я родился 1999…
-Я родился 2000…
-Я родился 2003…
-Я родился 2005…
- 70 лет прошло…
Ведущий: Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней?
Ведущая: Дорогой ценой далась нашему народу Победа. Почти четыре года, 1418 дней, 43 тысячи часов, 20 миллионов погибших Советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года.
Ведущий: Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды пожилых и молодых, юношей и девушек, подростков и детей, которые никогда не увидели своих отцов вживую, а лишь на пожелтевших фотографиях, которые бережно хранятся в семейных альбомах. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ведущая: От Бреста до Москвы – 1000 км. От Москвы до Берлина – 2600 км… Поездом – четверо суток, самолетом – 4 часа…А дорогами войны – 4 года. (Звучит песня «Эх, дороги…») Видеоролик «О героях войны»
Ученик: Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.
Пусть всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый.
И дня восход, и дня закат
Над темным лесом – алый.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не забвенье!
(А.Твардовский)
Ученик: Седой солдат расскажет внукам
Про эту боль своих времен.
Как он герой, да маршал Жуков
Из Польши гнали немцев вон:
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей.
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей;
И разъяснит, как по уставу,
Куда какой врезался клин,
Когда была взята Варшава
И встал на очередь Берлин.
(А.Твардовский)
Ученица: Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста – помните!
Мечту пронесите через года, и жизнью напомните!
О тех, кто уже не придет никогда!
Заклинаю – помните!
Памяти павших- будьте достойны!
Вечно достойны… (Р.Рождественский)
Ученик: Гремит железо третьи сутки.
Вагоны ходят ходуном.
И вдруг смолкают смех и шутки:
Друзья, Россия за окном
Полей величие немое.
Река, село на берегу…
Не здесь ли памятной зимою
Мы жили в дымчатом снегу!
Нам старшина поднес по чарке,
Бутыль пуста в его руке
Поет гармонь трофейной марки
О Волге-матушке-реке.
И поезд, скорость набирая,
Бросает дым на грудь земли,
И нет земли конца и края…
А мы ее пешком прошли.
(С.Смирнов)
Звучит песня «Ехал я из Берлина» (слова Л.Шаинского, музыка И.Дунаевского)
Ученица: На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты
А в вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг
Горящее сердце солдата,
У братских могил лет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче
(В. Высоцкий)
(звучит песня «За того парня» сл. Р.Рождественского, муз. М.Фраткина)
На экране слова: Памяти павших
Будьте достойны!
(Объявляется минута молчания. Слышится звук метронома)
(на сцене учащиеся со школьными знаменами, которые склоняя их при чтении стихотворения)
Ученица: Знаем мы по именам
Всех героев бесстрашных
И склоняем знамена
Перед памятью павших
И ложатся цветы
На гранитные плиты…
Да, никто не забыт,
Ничто не забыто.
Хор исполняет песню «Никто не забыт.» (сл. Ю.Разумовского, муз. Ю.Чискова)
Ученик: Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем вас с великим днем
С днем нашей славы!
С днем Победы!
Ученица: Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май.
Ученик: Давно умолк войны набат,
Цветут сады в родном краю,
Но будет вечно жить солдат
Что смертью храбро пал в бою
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Ведущий. Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому – это память, память о былом, о людях, чьи дела и творения, бессмертные подвиги, мужество, честь, достоинство, любовь к Родине умножали и будут умножать славу Отечества, возвышали и будут возвышать наш народ, память не отделима от сущности человека, без нее не мыслима сама жизнь.
Еще раз с Днем Победы,
Слава ветеранам, мужественным защитникам нашей любимой Родины.
Участники праздника исполняют песню «День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова)
Литература.
Александров В. Край, воспетый в песнях и легендах: Ростовчане на БАМе. – Блокнот агитатора, 1980, № 24,26, с 4-9.
В боях за Дон. Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Ростов кн. изд. 1968г.
В.А. Селютин. Юг России в войне 1941-1945 гг. Ростов н/Д. 1995.
Во имя Победы(1941-1945гг.) Изд. Формат. Ст. Егорлыкская.
Воспитание школьников 1986г. Москва. Педагогика
Воспитание школьников 1990г. Москва. Педагогика
Воспитание школьников 2000г. Москва. Педагогика
Воспитание школьников 2005г. Москва. Педагогика
Говорят погибшие герои. Изд. Москва. 1994г.
Иншаков П., Шла война народная. Кн. изд. Краснодарское 1997г.
Историко – документальная хроника Егорлыкского района. Кн. изд. Ростов-на-Дону. 1989-1990 г.
К празднованию Дня победы. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского облИУУ. 1994г.
Над страной гремела гроза: Очерки о комсомольско-молодежном подполье Дона в годы Великой Отечественной войны. Ростов: Кн. изд. 1975г
Они прославили Родину: Очерки о героях Советского Союза. 3кн. Ростов. кн. изд. 1974г. 1975г.
Письма, опаленные войной. Ростов: Кн. изд. 1975г.
Юность в пути: очерки истории комсомольских организаций Дона. КН. Изд. 1968г.