Разработка урока по истории России для 6 класса.Урок позволяет:
создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;
— способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного;
— создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, осуществить индивидуальный подход и уровневую дифференциацию учащихся.
Цель урока: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне и их соседи»
Тема урока: «Восточные славяне и их соседи» Класс: 6
Общедидактические цели:
— создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;
— способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного;
— создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, осуществить индивидуальный подход и уровневую дифференциацию учащихся.
Цель урока: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности
♦ Образовательная: знакомство обучающихся с восточными славянами – с местом их расселения, ближайшими соседями, основными занятиями и общественным строем.
♦ Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умение извлекать информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал.
♦ Воспитательная: подвести обучающихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности на уроке, ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи урока:
— используя историческую карту, называть и показывать место расселения племен восточных славян;
— используя различные источники (текст учебника, иллюстративный материал, рассказ учителя) рассказывать о занятиях восточных славян, определять тип хозяйства восточных славян;
— называть основные категории населения и располагать их в иерархическом порядке;
— познакомятся и смогут оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия; союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, народное ополчение, быт.
Планируемые результаты:
Предметные- Учатся рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
Метапредметные УУД-
Познавательные:Сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы.
Коммуникативные: Учатся задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные:Оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Личностные УУД- Формирование знания основных исторических событий развития общества.
УМК:История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2-х частях. Ч.1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я.; под ред. А.В.Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
Оборудование: -мультимедийная система;
— презентация, разработанная учителем;
УМК:
Исторический документ (раздаточный материал)
Контурные карты (раздаточный материал)
ПЛАН УРОКА
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2.Хозяйство славян.
3.Быт и нравы.
4.Система управления.
5.Соседи восточных славян.
6.Закрепление изученного материала
7.Рефлексия
8.Д/З
Организационный момент (Приветствие, представление учителя)
На доске текст с пропущенными словами и схема- (________ ЯНЕ):
Наши предки ____________ силой, выносливостью и смелостью. Их ____________ была так велика, что ___________________________ предков наших, воинов – богатырей. Часто другие народы звали на войну как союзников. ______________ сражались они мечом и копьем.
(Слова для справок: славились, слава, прославленных, славно.)
Изучение нового материала
(рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся)
-Ребята ,посмотрите пожалуйста на нашу доску. На ней вы видите текст с пропущенными словами. Давайте вместе с вами подберем и вставим нужные слова, которые перечислены снизу в свои места.
(выполняют вместе с учителем).
-хорошо. А теперь прочтите эти слова.(читают)
- — Как называются эти слова в русском языке?
— Назовите общий корень.
Если в данную схему (________ ЯНЕ) впишите корень «слав», то узнаете, как звали наших предков. - СЛАВЯНЕ.
Сегодня нам предстоит выступить в роли исследователей и узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили. Тема нашего урока «Восточные славяне и их соседи».
- Проблемный вопрос: главный вопрос , на который нам предстоит ответить в конце урока - Почему так важно знать историю восточных славян?
1. Происхождение и расселение восточных славян
(совместное изучение материала с учителем с опорой на презентацию)
Как вы знаете, значительные территории Европы и Азии издавна населяли народы, которые ученые называют Индоевропейскими . племена индоевропейцев находились в постоянном движении, осваивая новые территории . примерно во II тыс.до н.э, по мнению некоторых ученых, из индоевропейских племен выделились балтославянские племена. А примерно в V в.до н.э эти племена разделились на балтов и славян.
В V -VI вв.славянские племена мощными потоками устремились в разные стороны. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви –Восточную(предки русских, украинцев и белорусов), западную(поляки, чехи, словаки) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.)
-Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-европейской равнины проживало 15 племенных союзов. Но мы рассмотрим сегодня основные группы племен. Сейчас поработаем с историческим документом ,которые находятся у вас на партах.(-Карточка-инструкция для исследования вопроса
«Расселение и происхождение славянских племен».
«Повесть временных лет» автор Нестор).
Давайте попробуем найти их на карте на стр.29 учебника и отметить в контурных картах.(работа с картой –)
Проверка задания
(работа учащихся по группам 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд )
2. Хозяйство славян.
3. Быт и нравы.
4. Система управления.
-Мы неоднократно отмечали влияние природно-климатических условий на образ жизни того или иного народа. И наши предки не были исключением .
Теперь давайте поработаем по группам. Делимся на три группы, каждая из которых будет работать самостоятельно с документом и отвечать на вопросы после него.(работа по группам)
Проверка задания.
5. Соседи восточных славян.
До прихода славян Восточно-Европейская равнина была уже заселена различными народами. Вопросы к классу:
- Как могли складываться отношения между восточными славянами и этими народами? (подчинение слабых народов, уплата дани более сильному народу, ассимиляция с местным населением).
Закрепление изученного материала.
Подведем итог урока, что мы знаем о восточных славянах? (ответы учеников)
Сможем ли мы теперь ответить на наш вопрос , который был в начале урока- Зачем нам нужно изучать историю восточных славян?
Рефлексия.
Вы большие молодцы, спасибо вам за активную работу. Отметьте пожалуйста группой понравился ли вам наш сегодняшний урок. (смайлы от группы)
Домашнее задание:
Параграф 3 повторить. Рассказать про религию восточных славян
Приложение 1
Карточка-инструкция для исследования вопроса
«Расселение и происхождение славянских племен».
«Повесть временных лет» Нестор
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю. разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели.
эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Вопросы и задания к документу
1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.
2. 0 каких группах славянских племен идет речь в документе?
З. В чем особенности названий славянских племен
Приложение 2
Приложение 3
Карточка-инструкция 1 группы для исследования вопроса
«Занятия восточных славян»
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчовывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.
Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.
Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.
Вопросы и задания к документу.
Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на доске):
- занятия населения?
- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?
- каких домашних животных разводили?
- какие две системы земледелия существовали у древних славян?
Приложение 4
Карточка-инструкция третьей группы для исследования вопроса
«Быт и нравы».
Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»
Вопросы и задания к документам.
1. Прочитать документ и пользуясь текстом учебника 30-31составить схему: Как было устроено жилище древних славян?
2.Какие сведения о внешнем облике и одежде славян дает нам документ?
З. Какими качествами обладали славяне?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Карточка-инструкция 1 группы для исследования вопроса
«Занятия восточных славян»
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчовывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.
Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.
Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.
Вопросы и задания к документу.
Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на доске):
- занятия населения?
- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?
- каких домашних животных разводили?
- какие две системы земледелия существовали у древних славян?
Карточка-инструкция 1 группы для исследования вопроса
«Занятия восточных славян»
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.
Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчовывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.
Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.
Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.
Вопросы и задания к документу.
Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему (на доске):
- занятия населения?
- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?
- каких домашних животных разводили?
- какие две системы земледелия существовали у древних славян?
Карточка-инструкция для исследования вопроса
«Расселение и происхождение славянских племен».
«Повесть временных лет» Нестор
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю. разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели.
эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Вопросы и задания к документу
1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.
2. О каких группах славянских племен идет речь в документе?
З. В чем особенности названий славянских племен
Приложение 2
Приложение 4
Карточка-инструкция третьей группы для исследования вопроса
«Быт и нравы».Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую»
Вопросы и задания к документам.
1. Прочитать документ и пользуясь текстом учебника 30-31с и ответить на вопрос: Как было устроено жилище древних славян?
2.Какие сведения о внешнем облике и одежде славян дает нам документ?
З. Какими качествами обладали славяне?
Приложение 4
Карточка-инструкция третьей группы для исследования вопроса
«Быт и нравы».Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую»
Вопросы и задания к документам.
1. Прочитать документ и пользуясь текстом учебника 30-31с и ответить на вопрос: Как было устроено жилище древних славян?
2.Какие сведения о внешнем облике и одежде славян дает нам документ?
З. Какими качествами обладали славяне?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?
Приложение №5
Карточка-инструкция для третьей группы для исследования вопроса
«система управления восточных славян».
Вопросы и задания
Работая с текстом учебника на стр.32 расскажите как жили славяне?(община )
Дайте определение понятию «Вече» и назовите его основную функцию
Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?