kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Усиление Московского княжества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока позволяет изучить данную тему с использование материалов РЭШ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Усиление Московского княжества"»

Технологическая карта урока

Учитель истории и обществознания: Сельцова Юлия Владимировна

Класс: 6 «а» класс

Автор УМК: История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч.2. (Н .М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А .Я. Токарев). М.: Просвещение, 2016(ФГОС)

Тема урока: «Усиление Московского княжества»

Тип урока: изучение новой темы, комбинированный урок

Цель урока – сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой   половине XIV века и на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе.

Планируемые образовательные результаты.

Обучающийся по окончании изучения темы:

-показывает по карте города и княжества, которые претендовали на роль центра русских земель;

-выделяет основные направления деятельности московских князей;

- дает и обосновывает собственную оценку их политики и личностей.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Развитие навыков сотрудничества.

Планирование путей достижения цели.

Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Формулирование и обоснование собственной точки зрения.

Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей.

Использование исторической карты как источник информации о политических центрах Руси.

Проведение поиска информации в исторических текстах.

Оценивание деятельности исторических личностей.

Обязательный минимум содержания: Предпосылки объединения русских земель. Политическая ситуация Северо-Восточной Руси на рубеже XIII—XIV веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины возвышения Москвы. Правление Ивана Калиты.

Основные понятия и термины:
центры удельной Руси;
централизованное государство.

Личность в истории:
Даниил Московский – младший сын Александра Невского, основатель    династии московских князей,
Юрий Данилович, Михаил Тверской, Иван Данилович Калита.

Важнейшие даты:
1325-1340 – правление Ивана Калиты
1327 –  восстание в Твери
Технологии – практико-ориентированные: элементы критического мышления, проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: карты и тексты учебника, рабочая тетрадь, медиапроектор

Домашнее задание: прочитать § 20, ответить на вопросы и выполнить задание на стр. 48, подготовить сообщения отдельным ученикам о Дмитрии Донском, о Сергии Радонежском.







ХОД УРОКА



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя. – «Плечи расправили, спину выпрямили, подбородок подняли и улыбнулись. Вперед- к новым знаниям!» Мотивирует учащихся на работу: создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся

 Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места


II. Актуализация знаний.


Формулирование темы урока.    Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

О чем       новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская»
       Вопросы для беседы с учениками:
1.    О каком периоде российской истории повествует летописец?
2.    Что такое политическая раздробленность?
3.    К какому веку относятся слова летописца?




       


Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Отвечают на вопросы






Отсутствие единого политического центра, дробление государства на отдельные княжества

- 12-14 вв.



Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.


Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания


Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Цель.

Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи

Ребята, сформулируйте тему уроку, используя слова летописца как подсказку: «И почему было Москве царством быти? И хто то знал, что Москве государством слыти?»
           Какая будет тема нашего урока?

     Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока.
     Как вы думаете, что мы сегодня с вами  на уроке должны будем узнать?

Проблемный вопрос.
Почему  Москва стала центром объединения Русских земель?
     



Высказывают свои предположения.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении

По-разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему урока и проблемный вопрос





- Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы  и превращения Москвы  в центр объединения русских земель


























Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в буквенной форме выделенные связи и отношения.

Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


Ребята, какие у вас есть версии решения проблемы?

В диалоге выводит учеников на следующие версии:

Фиксирует на доске.

Версии:

1)выгодное географическое положение княжеств

2) удобные торговые пути

3) умная политика московских князей


-Что нужно знать, чтобы проверить наши версии и ответить на самый главный вопрос урока?

- Что нужно вспомнить?

Использование части видео из РЭШ





1.Политическая ситуация Северо - Восточной Руси в н XIV века

Используя задание из РЭШ, делают вывод

2. Москва против Твери

Сравните карты и ответьте на вопросы с.47 учебника

Проблема: Москва и Тверь – соперники или союзники?

Факты: работа текст учебника с. 42-43

Анализ: Запишите цели и средства князей Москвы и Твери. Как вы думаете: все ли средства московских князей честные и оправданные? Как бы вы поступили в такой ситуации? Выслушиваются ответы детей.



3. Политика Ивана Калиты.

Работая в микрогруппах (парах), прочтите пункт 3 параграфа и ответьте на вопрос:

- Мог Иван Калита считать тверичей «своими»?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством?

- Что объединяло русские княжества?

- Тогда поступок Ивана Калиты можно считать предательством?






Вопрос: Какие действия предпринимал Иван Калита, пользуясь результатами своей победы?

Укажите значение правления Ивана Калиты для Руси, используя пункт 4 и документ на с. 47( вопросы к нему).

Выслушиваются ответы детей. Предположения: он сумел укрепить позиции Московского княжества.

Называют версии:

Надо узнать:

1)Политическую ситуацию Северо-Восточной Руси в н XIV века

2) Географические и хозяйственно-экономические особенности Москвы

3)Политика Московских князей

Просмотр части видео из РЭШ

Фиксируют в тетрадях

Крупные княжества периода феодальной раздробленности.

Система зависимости и взаимоотношений Руси и Золотой Орды.










Работают в РЭШ, заполняя пропуски в тексте

Обсуждают, делают вывод: В начале XIV века Северо-Восточная Русь переживала пик государственной раздробленности.







Выводы: Москва и Тверь были соперниками, использовали различные средства в политической борьбе. У московских князей сложилось правило: цель оправдывает средства.

Читают текст пункта 3 и отвечают на поставленный по тексту вопрос






Ребята отвечают.


Выводы: На северо-востоке Руси нет единого народа, но есть общие цели - освобождение от монголо-татар. Тогда поступок Ивана Калиты можно расценивать как предательство.

Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель.

Ребята выписывают в тетрадь действия Ивана Калиты

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7918/main/297024/

Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.






Коммуникативные- рефлексия своих действий. Участвуют в обсуждении содержания материала.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7918/start/297023/









Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль ,принимают и сохраняют учебную цель и задачу.



V. Первичное закрепление Выражение решения проблемы.



Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с заданиями из РЭШ, самопроверку, самооценку.

Что же способствовало возвышению Москвы?

     Задание: составить кластер «Причины возвышения Москвы», используя текст параграфа 20, пункт 5

Работа с тестами из РЭШ







Создают кластер в тетради:

Причины возвышения Москвы:
1)Московское княжество имело выгодное географическое положение.
2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.
3) Москва была хорошо защищена от      воинственных кочевников.
4)Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским     князем Иваном Калитой (1325-1340).
5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и      получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех      русских земель.
6) В Москве началось грандиозное строительство,  создание      многочисленной дружины.
7) В Москву была перенесена резиденция митрополита.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7918/control/2/297042/


Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Коммуникативные- рефлексия своих действий


Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

VI. Рефлексия

Цель.

Домашнее задание.

Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Какие новые имена для себя открыли?

Какие поступки они совершали?

Почему они поступали именно так?

Кто может показать по карте города и княжества, претендующие на роль центра объединения русских земель?

Кто победил в этом соперничестве?

Как Иван Калита воспользовался результатами своей победы?

Какой у нас был главный вопрос урока и как мы на него получили ответ?

Какой вывод мы можем записать?

Москва победила в этой борьбе. Сумеют ли потомки Ивана Калиты закрепить успех, мы узнаем на следующем уроке.

Составляем синквейн:

1.существительное

2.2 прилагательных

3. 3 глагола

4. предложение

5. синоним

Заслушиваем 2-3 ученика


Вывод: Желание победить в политическом противостоянии с Тверью и стремление сохранить собственные земли, заставило Ивана Калиту использовать жесткие способы борьбы.









Вывод:

-В силу определенных причин, хитрой и продуманной политики московских князей к середине XIV века именно Москва одержала победу над Тверью и постепенно превращалась в государственный и духовный центр русских земель.



Составляют в тетради синквейн, используя полученные знания.

Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение


Коммуникативные- рефлексия своих действий







Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.





Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению   

Параграф 20,задание 3 на стр. 48 учебника










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Усиление Московского княжества"

Автор: Сельцова Юлия Владимиповна

Дата: 04.02.2024

Номер свидетельства: 645126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
    ["seo_title"] => string(71) "predposylki_obedineniia_russkikh_zemel_usilenie_moskovskogo_kniazhestva"
    ["file_id"] => string(6) "545422"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586071416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Усиление Московского княжества. Д. Донской. Куликовская битва"."
    ["seo_title"] => string(61) "usilenie_moskovskogo_kniazhestva_d_donskoi_kulikovskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "635802"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1692701260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок-презентация: "Причины усиления Московского княжества в XIV – XV вв." "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-priezientatsiia-prichiny-usilieniia-moskovskogho-kniazhiestva-v-xiv-xv-vv"
    ["file_id"] => string(6) "246780"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446457277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока."Усиление Московского княжества в Северо-Западной Руси." 6 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_usilenie_moskovskogo_kniazhestva_v_severo_zapadnoi_rusi_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "577683"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617816970"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Москва-центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. "
    ["seo_title"] => string(61) "moskva-tsientr-obiedinieniia-russkikh-ziemiel-dmitrii-donskoi"
    ["file_id"] => string(6) "114610"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411577852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства