kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории "Реформы П. А. Столыпина" 11 класс базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок раскрывает цели, суть и значение реформ П. А. Столыпина в непростое для Российской империи время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Реформы П. А. Столыпина" 11 класс базовый уровень»

Учитель истории, обществознания МОУ Жиндойской СОШ

Карбушева Л. В.

Урок истории в 11 классе

Тема: «Реформы П. А. Столыпина»

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

  2. Выявить цели, сущность и итоги аграрной реформы Столыпина.

  3. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой поддержки в стране.

  4. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы.

  5. Развивать критическое мышление, коммуникативные навыки.

  6. Воспитывать активную жизненную позицию, уважение к личности.


План урока:

I. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала

  1. Цели реформы.

  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.

  3. Итоги и значение реформы

III. Рефлексия

IV. Итог урока. Д./з.


Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Эпиграф: « Все для народа - вопреки народу»?


- Как вы понимаете данное выражение?

- С каким периодом в истории нашей страны мы можем его соотнести?

В шестидесятые Россия бунтовала.
Вбирая мятежи тех столь далёких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России своё сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.


– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?



  1. Изучение нового материала.

Его имя всегда вызывало и вызывает споры. Кстати, интересный факт, первый президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2020 года исполнится 114 лет со дня аграрной реформы П.А. Столыпина.

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

- Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

- Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы:

  • крестьянская община,

  • отрезки,

  • выкупные платежи,

  • помещичье землевладение,

  • малоземелье крестьян

Таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

- Как вы думаете, какую реакцию общества вызвал этот факт?

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел (убежденный монархист и сторонник решительных действий). Сын севастопольского героя генерала – адъютанта Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета начал карьеру в Министерстве внутренних дел, был переведен в 1903 году на должность губернатора в Саратовской губернии. В 1906 году был назначен министром внутренних дел. Для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы. Выступая в Думе, он заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы».

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. (В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.) Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.


- Каковы цели аграрной реформы П. А. Столыпина? Ответить на вопрос вам помогут высказывания П. А. Столыпина.

(Работа с документами)

  1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответ­ственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

  1. «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения от­жили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали прода­вать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Едино­личное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушитель­ных теорий»

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

  1. «Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном иму­ществе, а в богатеющем и крепком населении»

(Цель: продолжение модернизации России)





Таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом: Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).



  1. Основные мероприятия и осуществление реформы.

Задание учащимся:

Прочитайте фрагменты «Указа 9 ноября 1906 года» и «Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года и заполните таблицу:

Указ Правительствующему Сенату о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования ( с сокращениями)

9 ноября 1906 год

Указ положил начало аграрной реформе, вошедшей в историю как «Столыпинская». Указ подготавливался с мая 1906 года, после того как первый съезд дворянских обществ рекомендовал правительству разрешить крестьянам свободно выходить из общины и переселяться на окраины. Проект указа был внесен П.А. Столыпиным в Совет Министров 1 октября 1906 г. При обсуждении часть министров выразила опасение, что его принятие до созыва II Думы вызовет решительный отпор всех партий. Но П.А. Столыпин и большинство министров настояли на его утверждении.


Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока озна­ченные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ог­раничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.

  1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

  2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоя­щие в его постоянном (не арендном) пользовании.

  3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование.

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности к одному месту.

Законодательство эпохи империализма и буржуазно демократических революций

// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т. 9. С. 234-240.


«Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении»

14 июня 1910 г.

Был санкционирован III Государственной думой. Закрепил основные положения аграрной реформы, начатой указом 9 ноября 1906 г.

Глава 1.

О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли

А. В обществах и селениях, не производящих общих переделов.

  1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было об­щих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению.

Б. В обществах и селениях, производящих общие переделы.

9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления в личную его или в подлежащих случаях... в общую с другими членами семьи собственность причитающейся выходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальни­ка в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи является домохозяином, разрешаются волостным судом.

10. Владельцы укрепленных участков и неотделенные ко времени укрепле­ния члены их семейств лишаются права участия в оставшейся в общинном вла­дении надельной земле, которая к означенному времени переделялась на об­щинных основаниях, сохраняя за собой право участия в пользовании угодьями, переделяемыми на особых основаниях или вовсе непеределяемыми, согласно статьям 17 и 19.

17. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки об­щинной земли.., сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, например, по произведениям почвы и т.п.

19. Право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мир­ской усадебной землей, проездами, прогонами, выгоном, водопоем, пастбищем, оброчными статьями и проч., укрепляются в неизменной доле, если таковая может быть определена на основании актов землеустройства, общественных приговоров и других достоверных данных. В противном случае сохраняется лишь право на участие в пользовании названными угодьями на принятых в обществе основаниях.

  1. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 9-19 и 22-30, имеют право требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответствующий участок к одному, по возможности, месту.

  2. Если выдел (ст. 32) признан подлежащими установлениями удобным или невозможным, то общество обязано удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при не достижении соглашения - по оценке, установляемой уездной землеустроительной комиссией. Если домохозяин, желающий выделиться, найдет определенную комиссией оценку для себя невыгодной, то может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.

35. При общих переделах право требовать выдела к одним местам на осно­вании новой разверстки предоставляется также домохозяевам, не закрепившим ранее за собой участков надельной земли, если требование это заявлено до по­становления приговора о переделе.

Глава 2. О переходе целых обществ к отрубному владению

45. Переход целых обществ и селений с наследственным (участковым или подворным) землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановляемым простым большинством всех домохозяев, имею­щих право голоса на сходе.

Сидельников СМ. Аграрная реформа Столыпина. - М1973. С. 112-123.




Основные направления

аграрной реформы


Формы проявления

Итоги аграрной реформы

1. Разрушение крестьянской общины



2. Переселенческая политика




3. Крестьянская кооперация.






Беседа с учащимися по вопросам к документу

С. Какое право каждому крестьянину давал Указ 9 ноября 1906 года?

С. Каков «механизм» выхода крестьян из общины?

С. В течении какого времени крестьянин мог стать лично свободным?

С. Каковы, думаете, для чего было необходим разрушение крестьянской общины?

  1. Итоги и значение реформы



Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.

- Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение» страны

Добиться этой цели не удалось: сохранилось мало­земелье крестьян, противоречие между крестьяна­ми и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников — социаль­ной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Сто­лыпина замедлился.

Продолжение процесса мо­дернизации.


Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.





Используя учебник с. 58 - 59 учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина», соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.


Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительнос­ти сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротех­ники (использова­ние машин, удоб­рений).

Рост экспорта хле­ба.


Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал пересели­лось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин це­линных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не была решена.

От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись на­зад. В местах пере­селения возникали конфликты с мест­ным населением


Сравните взгляды и аргументы реформаторов П. А. Столыпина и С. Ю. Витте в отношении помещичьего землевладения, вы­сказанные ими в ходе проведения аграрной реформы.


Из выступления П. Л. Столыпина в Государственной думе (10 мая 1907 года)

«...Если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, от­дать в распоряжение крестьян, то... в 14 губерниях недостало бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9, а в Подольской всего по 8 десятин. Это объясняется крайне неравномерным распределени­ем по губерниям не только казенных и удельных зе­мель, но и частновладельческих. Из этого следует, что придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению... Россия, господа, не вымирает; прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств все­го мира, достигая на 1000 человек 15 в год. Так что для удовлетворения землей одного только прираста­ющего населения, считая по 10 десятин на один двор, потребно было бы ежегодно 3 500 000 десятин. Из этого ясно, господа, что путем отчуждения, разделе­ния частновладельческих земель земельный вопрос не разрешается».


Из доклада С. Ю. Витте (январь 1906 года)

«...Огромное количество поступающих крестьянских заявлений показывает, что в среде их слагаются весь­ма твердые, иногда своеобразные по этому предмету воззрения, как, например, повторяющееся в ряде за­явлений указание на приобретение ими уже права на арендуемые ими земли, много раз оплаченные в сто­имости своей внесенными арендными платежами. Представляется, по-видимому, предпочтительным для помещиков поступиться частью земель, как это было сделано в 1861 году, и обеспечить за собою вла­дение остальною частью, нежели лишиться всего, может быть, на условиях гораздо более невыгодных, или испытать на себе тяжесть введения прогрессив­ного подоходного налога, при котором существова­ние крупной земельной собственности немыслимо».


Приложение №3

Российский историк Лобанов Е.В. о результатах аграрных реформ П.А. Столыпина


Эффективность аграрной реформы П. Столыпина неод­нозначно оценивается историками. К положительным мо­ментам, несомненно, можно отнести попытку уничтожить такой архаичный институт, как община; политику пересе­ления крестьян, ликвидацию многих ограничений на их передвижение, избрание места жительства, вида занятий; размежевание запутанного землевладения соседствующих деревень. Негативными моментами можно назвать форсированное насаждение хуторов и отрубов... без учета местных условий...

Несмотря на различные точки зрения, большинство историков сходятся на том, что вопреки многим положительным моментам реформа все же не удалась: не уничтожила общины, не создала внушительный слой «сильных» хозяев, который составил лишь 4-5% сельского населения. Причинами неудачи называются многие факторы экономического и политического характера, хотя кроме них существовали и чисто психологические. Основной порок помещичьего землевладения... заключается даже не в крестьянском малоземелье и безземелье, а в том, что оно непомерным грузом давило на психологию мужика, приучало к сознанию своей второстепенности, примиряло с бесправным положением…

Кроме того реформу готовили люди, недостаточно знавшие русскую деревню. Сам Столыпин увлекся идеей перестройки России по западному образцу. Главный теоретик землеустройству А.А. Кофод (по происхождению датчанин) долгое время жил в Псковской губернии, однако, даже изучив русскую деревню, не смог постичь психологию рус­ского крестьянства...

Если говорить о столыпинской аграрной реформе как об аграрной революции, то она не удалась... Если же рассмат­ривать ее как первый шаг в эволюционной перестройке рус­ской деревни, то нельзя отрицать прогрессивности этой ре­формы и смелости человека, сделавшего этот решительный



III. Рефлексия

Тест по теме: Реформы П.А.Столыпина.

1. Основным пережитком крепостничества в начале XX века в сельском хозяйстве оставалось:

1) система отработок

2) регулярные переделы земли

3) отходничество

4) сохранение крестьянской общины


2. Аграрная реформа П.А.Столыпина началась в:

  1. 1906 г.

  2. 1907 г.

  3. 1908 г.


  1. Какие меры предусматривал правительственный указ от 9 ноября 1906 года:

      1. частичное отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян

      2. запрещение свободной купли-продажи земли

      3. поощрение выхода крестьян из общины с целью ее разрушения

      4. сохранение и укрепление помещичьего землевладения


  1. Что являлось главной целью указа от 9 ноября 1906 года:

    1. отвлечение внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель

    2. превращение России в правовое государство

    3. формирование рыночных отношений в аграрном секторе

    4. увеличение зернового экспорта;


5. Что из перечисленного предусматривала cтолыпинская аграрная реформа?

1) конфискацию помещичьих земель

2) укрепление крестьянской общины

3) отказ от переселенческой политики

4) создание широкого слоя мелких земельных собственников


6. В период проведения столыпинской аграрной реформы отруб – это:

    1. обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общинного поселения;

    2. земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы;

  1. крестьянский надел, используемый при чересполосном общинном землепользовании;


7. Дайте определение понятию «хутор»:

1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне

3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни


    1. Каков был социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина:

    1. разрушение общинной психологии русского крестьянства;

2) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;

      1. ликвидация крупных земельных собственников;


    1. Какие слои крестьян активно выходили из общины:

      1. зажиточные

      2. середняки

      3. бедняки и зажиточные крестьяне


10. Дайте определение понятию «хутор»:

1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки оставлял в деревне

3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни


Взаимопроверка

Оценивание


IV. Итог урока.


Д./з.: «Аграрная реформа в России: достижение или неудача» небольшое эссе




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории "Реформы П. А. Столыпина" 11 класс базовый уровень

Автор: Карбушева Людмила Васильевна

Дата: 24.10.2020

Номер свидетельства: 561113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства