kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для понимания учащимися причин и последствий Куликовской битвы. Работа организованна по группам, задания рассчитаны на разные уровни восприятия информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме "Куликовская битва"»

Тема урока: «Дело № 1380». (Куликовская битва).


Цель урока: создать условия для понимания учащимися причин и последствий Куликовской битвы, её исторического значения;

формировать ценностные ориентиры и убеждения, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом,

воспитывать чувство патриотизма к историческим ценностям страны.


Задачи урока:

1. Рассмотреть и понять причины Куликовской битвы;

2. Охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского;

3. Определить значимость победы на Куликовом поле;

4. Развивать умения, выстраивать логически- понятийные исторические связи, умения и навыки работы с текстом, картой, дополнительным материалом.


По окончании урока учащиеся должны:

Знать

• основные исторические события 2 половины XIVв, сопутствующие Куликовской битве;

• характеристику итогов этой битвы;

• основные этапы сражения на Куликовом поле.

Понимать

• роль Дмитрия Донского и всего населения Руси в организации первой победы над татаро-монголами;

• историческое значение Куликовского сражения и его влияние на подъем национального объединения;

• причины победы в битве.

Уметь:

• работать с текстами исторических документов, выводами историков по проблеме;

• формулировать свою точку зрения;

• анализировать историческую ситуацию, давать объяснения;

• работать с картами и карто-схемами;


Тип урока: изучение нового материала


Оборудование:

Персональный компьютер (1 шт.), мультимедийный видеопроектор, раздаточный материал к уроку (рабочие листы по уровням: круг – сильные учащиеся, квадрат – средний уровень, треугольник – слабые учащиеся), карта « Образование единого государства на Руси в XIV – XVI вв.», карта-схема Куликовской битвы, плакат с рисунками вооружения, презентация.










Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. В начале урока я предлагаю вам выбрать для себя одно из высказываний как руководство к действию на сегодняшнем уроке (слайд 1). Спросить 3 человек о выборе

Тема урока

Сегодня у нас с вами необычный урок. Я предлагаю вам, на время, стать следователями исторической полиции и разобрать «Дело № 1380» (слайд 2), материалы которого лежат у вас на партах. Как вы думаете, какой теме посвящено это дело? Куликовской битве.

Записать тему урока в тетрадь.

Цели урока

Основанием для дела послужило заявление темника Мамая, гражданина Золотой Орды (слайд 3). Определите по тексту, какие пункты обвинения вы должны разобрать (слайд 4). Сформулируйте их как цели.

Актуализация необходимого материла

Фронтальный опрос:

Какие города могли бы стать центром объединения русских земель? (карта)

В чем причины возвышения Москвы?

Как вы можете оценить правление Ивана Калиты?

Выполняют задание, выделенное красным цветом, в рабочих листах (приложение № 1). Проверка по слайдам 5 - 8

Изучение нового материала:

- подготовка к битве


















- ход сражения


















Последствия Кликовской битвы

Как вы думаете, усиление Московского княжества устраивало нового властителя Золотой Орды? Конечно, нет. Мамай Начал готовить поход.

∆ - стр. 165 состав войск Дмитрия (слайд 9)

- стр. 165 состав войск Мамая (слайд 10) инт. факты

O – дополнительный источник встреча с Сергием (приложение № 2) (слайд 11)

Вопросы:

  1. Кто такой Сергий Радонежский?

  2. Зачем к нему отправился князь Дмитрий?

  3. Что посоветовал старец князю?

  4. Кто такие Пересвет и Ослабя?

Беседа с учащимися по выполненным заданиям (задание № 1 на стр. 66 в раб. тетради).

Рассказ учителя о месте встречи, показ по карте, находят в атласах (стр.8) слайды 12 - 13 с фотографиями.


◊ - Используя текст, определите назначение и командующих каждой части русского войска в Куликовской битве.(приложение № 3) слайд 14

O – с помощью схемы расставьте события в хронологическом порядке (приложение № 4) слайд 15

∆ - стр. 167 – 169 учебника (ход сражения)

Ответы: 1) Поединок Пересвета и Челубея (Темир-Мурза) слайды 16 -17, отрывок мультфильма.

2) Атака Ордынцев против сторожевого и передового полков слайды 18 -19

3) Атака против Большого полка и полка Правой руки слайды 20-21

4) Сосредоточение против левого фланга и удар по полку левой руки слайды 22 - 23

5) прорыв левого фланга слайд 24 - 25

6) атака Резервнрго полка слайд 26 - 27

7) удар Засадного полка слайд 28 - 30


В чем были последствия Куликовской битвы?

Стр. 168 - 169 учебника

Можно ли считать заявление Мамая правдивым? Личная проблема: доверие к информации.

Закрепление

Определите по отрывкам из разных источников какие моменты подготовки к битве и самой битвы описаны.

  1. « Князь же попросил старца:  — Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей — Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.»

2.«Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, Князь же великий начал советоваться с братом и с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?»

3. До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, — и — кони на дыбы!

4. Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!»



Песня группы Алиса «Небо славян». Оценки. Домашнее задание § 23 (стр 164 – 170)









Приложение №1

На старте все равны умом и телом,

Но к финишу придут лишь те, кто занят делом.

Стремись с малолетства накапливать знанья,

Чтоб сделаться мудрым к поре возмужанья.

Познанье выше имени и званья,

И выше свойств врожденных – воспитанье.



О том, что ты узнаешь, всем поведай,

С упорством корни знания исследуй.





Приложение № 2.

В историческую полицию

отдела

«Патруль времени»

темника Мамая

заявление.

8 сентября 1380 года банда москвичей во главе с князем Дмитрием (по кличке Донской) неожиданно напала на нашу туристическую группу с целью грабежа. Нападение произошло на территории нашего государства (Золотой Орды). Прошу рассмотреть данный инцидент.

Мамай

P.S. Я не виноват…





















Рабочий лист по теме «дело 1380». Вариант I

  1. Вставьте пропущенную информацию

Дмитрий Иванович, сын ____________, родился в _______г. , на престол взошёл в ________г. В первые годы правления находился под опекой _______________.



  1. стр. 165 состав войск Дмитрия



  1. стр. 167 – 169 учебника (ход сражения)





  1. Определите по отрывкам из разных источников какие моменты подготовки к битве и самой битвы описаны.

  1. « Князь же попросил старца:  — Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей — Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.»



  1. «Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, Князь же великий начал советоваться с братом и с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?»

  2. До земли поникли травы луга,
    И до неба поднялись дубы:
    Всадники несутся друг на друга,
    Встретились, — и — кони на дыбы!



  1. Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!»













Рабочий лист по теме «дело 1380». Вариант II

  1. Установите соответствие:



  1. Алексий

  2. Владимир Серпуховский

  3. Михаил Александрович

  4. Мамай

  5. Ольгерд, Ягайло

А) литовский князь (я)

Б) митрополит (ы)

В) темник (и)

Г) родственник (и) Дмитрия

Д) князь (я) Твери



  1. стр. 165 состав войск Мамая



  1. Используя текст, определите назначение и командующих каждой части русского войска в Куликовской битве.

БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ РУССКИХ ВОЙСК

      1. Сторожевой полк. Командующие: кн. Семен Мелик и кн. Иван Оболенский. Задача заключалась в завязывании боя и возвращении в строй.
   2. Передовой полк. Командующие: кн. Дмитрий и Владимир Всеволожские. Задача - ослабить силу вражеского удара по главным силам.;
   3. Большой полк. Командующий боярин Тимофей Васильевич Вельяминов. Задача - основной бой
   4. Полки левой и правой. Командующие: князья Белозерские и кн. Андрей Ольгердович Брянский; задача – не дать обойти большой полк с флангов.
   5. Резерв:    Командующий кн. Дмитрий Ольгердович Брянский ; поддержка самых слабых мест в ходе битвы.
 6. Засадный полк: Командующие князья Владимир Андреевич Серпуховский и Дмитрий Боброк-Волынский; в решающий момент свежими силами ударить во фланг и тыл татарам.

  1. Определите по отрывкам из разных источников какие моменты подготовки к битве и самой битвы описаны.

  1. « Князь же попросил старца:  — Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей — Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.»

  2. «Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, Князь же великий начал советоваться с братом и с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?»

  3. До земли поникли травы луга,
    И до неба поднялись дубы:
    Всадники несутся друг на друга,
    Встретились, — и — кони на дыбы!



  1. Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!»

Рабочий лист по теме «дело 1380». Вариант III

1) Приведите три доказательства усиления Московского княжества при Дмитрии:

2) Ответьте на вопросы к тексту:

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей. И накануне битвы отправился к старцу князь за советом. Димитрий сказал преподобному Сергию: 
– Ты знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня и всех православных: – безбожный хан Мамай двинул все свои полчища. 
Услышав сие, преподобный начал ободрять князя и сказал ему: 
– Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных. 

Вопросы:

  1. Кто такой Сергий Радонежский?

  2. Зачем к нему отправился князь Дмитрий?

  3. Что посоветовал старец князю?

  4. Кто такие Пересвет и Ослабя?



3)








4)Определите по отрывкам из разных источников какие моменты подготовки к битве и самой битвы описаны.

  1. « Князь же попросил старца:  — Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей — Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.»

  2. «Дмитрий и Андрей Ольгердовичи прибыли быстро на Дон, и застали великого князя Дмитрия Ивановича Московского еще на этой стороне Дона, Князь же великий начал советоваться с братом и с литовскими князьями: «Здесь ли останемся или переправимся через Дон?»

  3. До земли поникли травы луга,
    И до неба поднялись дубы:
    Всадники несутся друг на друга,
    Встретились, — и — кони на дыбы!



  1. Пришел восьмой час дня, южный ветер потянул позади нас. И закричал Волынец громким голосом: «Князь Владимир, наше время приспело и час подходящий пришел!»






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории по теме "Куликовская битва"

Автор: Терехова Олеся Михайловна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Зачетная работа по истории 10 класс по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(67) "zachietnaia-rabota-po-istorii-10-klass-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "192577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427472990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация для урока истории в 6 классе по теме Куликовская битва "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-dlia-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "130151"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415823050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок по истории России "Куликовская битва" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "urok_po_istorii_rossii_kulikovskaia_bitva_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "519587"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568302172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva_1"
    ["file_id"] => string(6) "616626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667466881"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-исследование по теме «Куликовская битва и истоки русского национального самосознания»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_issliedovaniie_po_tiemie_kulikovskaia_bitva_i_istoki_russkogho_natsional_no"
    ["file_id"] => string(6) "355112"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478196123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства