kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с элементами критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«урок отмена_крепостного_права»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5
имени Героя Советского Союза О. В. Гудкова
города Георгиевска»












Урок:

«Отмена крепостного права в России»






Подготовила и провела:

Саркисян С.М.,

учитель истории и

обществознания







г.Георгиевск

2020 г.

Урок

Отмена крепостного права в России

Цели урока:

  1. Выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы:

  2. Развивать навыки анализа документов, умение сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.


План урока:

  1. Причины отмены крепостного права.

  2. Император Александр II – царь-освободитель.

  3. Проекты крестьянской реформы.

  4. основные положения реформы 1861 года.

  5. Отношение крестьян к реформе.


Основные понятия: редакционные комиссии; Секретный комитет с 1858 г.; Главный комитет по крестьянскому делу; рескрипт.


Оборудование: карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году»; портреты: Александра II, Н.А.Милютина, Я.И. Ростовцева; раздаточный материал.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Беседа с учащимися:

- На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Крымская война 1853 – 1856гг.» Нам необходимо вспомнить итоги войны.

Ответы:

- Россия войну проиграла. Подписан Парижский мирный договор.

Учитель:

- В чём вы видите причины поражения России?

Ответы: (обучающиеся в числе других причин должны назвать техническую отсталость России от передовых стран Европы).

Учитель:

- Что мешало России двигаться вперёд по пути технического прогресса?

Ответы: Крепостное право.

Учитель:

- Запишите тему урока «Отмена крепостного права в России» (Слайд 1).

Учитель:

- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права?

Ответы:

- Начало положил император Павел I указом 1797 г. о трёхдневной барщине. Затем в 1803 г. последовал указ Александра I о «вольных хлебопашцах». В 1842 г. Николай I издал закон об «обязанных» крестьянах.

Учитель:

- Почему эти проекты не были воплощены в жизнь?

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта в 1856 году перед представителями московского дворянства. (Слайд 2).

Работа с документом . (раздаточный материал)

- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить « свыше, нежели снизу» (Слайд 3).

- Почему о предстоящей реформе император высказывается сверхосторожно и, более того, сначала как бы даже опровергает слухи о ней?

Ответ: Он, несомненно, боялся роста массового недовольства дворян.

Учитель: Попробуйте обозначить основную цель нашего урока.

Ответ: Причины отмены крепостного права (Слайд 4)

Учитель: Найдите в документе основную причину, побудившую Александра II отменить крепостное право

Ответ: Враждебное чувство между помещиками и крестьянами, приведшее к массовому неповиновению крестьян помещикам.

  1. Проект крестьянской реформы.

- Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову, о решении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.

Запись в тетради:

Рескрипт- письмо монарха к подданному.

В течении 1858 год рескрипты были даны и остальным губернаторам, и губернские комитеты начали свою работу.


Составление таблицы-схемы « Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформ» (работа с учебником стр. 124-126. По окончании работы с учебником учитель демонстрирует Слайд 5)



Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Обязанности

Государственный Совет

Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу

Завершение обсуждение проекта закона

Редакционные комиссии(председатель – Я.И.Ростовцев)

Внесение поправок и изменений в проект

Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян

Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона



Беседа с обучающимися:

- Обсуждение, каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие диспуты?

Ответ: земля и выкуп.


4.Физкультминутка

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, (поворот влево)

Левое крыло вперёд. ( поворот вправо)

Раз, два, три, четыре – (исходное положение)

Полетел наш самолёт.


5.Составление таблицы «Основные положения реформы 1861 года; (работа с учебником стр.126-128. По окончании работы с учебником учитель демонстрирует Слайд 6)


Содержание реформы


Положительные стороны


Отрицательные стороны


Личная свобода


Получили гражданские права:

  1. Производить сделки с движимым и недвижимым имуществом;

  2. Открывать торговые и промышленные предприятия;

  3. Выступать от своего имени в суде;

  4. Не подвергаться телесным наказаниям;

  5. Переходить в другие сословия.



Несение повинностей в пользу помещиков и государства



До выкупа своих земельных наделов крестьяне были временнообязанными

т.е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком (барщину и оброк)

Крестьянин должен был отдавать государству выкупной долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых.


Собственность на землю


Крестьяне могли получить бесплатно лишь ¼ часть земельного надела («сиротские наделы»)


Сохранение помещичьего землевладения. Крестьяне не получили землю в полную собственность


Учитель: Сделайте вывод по содержанию реформы.


6. Отношение крестьян к реформе.

Беседа по репродукции картины художника Г.Г.Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года».(Слайд 7)

- Где и когда происходят изображенные на картине события?

- Кто изображен на картине?

- Предположите, кто читает манифест вслух?

- О чем думают изображенные на картине люди?





Анализ схемы «Крестьянские волнения 1858-1864 г.» (Слайд 8)




















Проблемный вопрос: Чем был вызван рост крестьянских волнений после отмены крепостного права?

Вывод: крестьянская реформа осталась незавершенной, крестьяне не получили земельных владений и оставались временнообязанными.


Вопросы к карикатуре: (Слайд 9)

- Дайте название карикатуре.

- Как карикатура характеризует отношение крестьян к земельному вопросу.

Закрепление материала: выполнение тестов, самопроверка.(Слайд 10)

Тест:

1.В результате реформы крестьяне получили:

а) освобождение от государственных податей;

б) личную свободу;

в) избирательные права.

2.Крестьяне были освобождены:

а) без земли;

б) с землёй;

в) с частью земли.

3.В ходе реформы крестьянские наделы в большинстве губерний:

а) сократились;

б) увеличились;

в) не изменились.

4.Чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были уплатить выкуп:

а) государству;

б) общине;

в) помещику.

5.До заключения выкупной сделки крестьянин считался:

а) частично свободным;

б) временнооброчным;

в) временнообязанным.



6) Вставить пропущенные слова:

Согласно реформе, крестьяне должны были____1______ у помещиков свою землю. Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь____2_____ определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне, становившиеся_______3________, должны были ____4____ или ____5_____ в пользу помещиков.




Задание на дом: § 19 – 20, составить синквейн «Александр II»
























Просмотр содержимого презентации
«Отмена крепостного права»

Отмена крепостного права в России в 1861г.

Отмена крепостного права в России в 1861г.

Александр II- царь освободитель  «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, существует. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.» 30 марта 1856 года.

Александр II- царь освободитель

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, существует. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.»

30 марта 1856 года.

Причины отмены крепостного  права 1.Низкая производительность крепостного, подневольного труда. 2.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности.  Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих. 3.Крепостное право- угроза общественного спокойствия.(Первая четверть XIX в.-651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в.- 1089 крестьянских волнений) 4.Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны.

Причины отмены крепостного права

1.Низкая производительность крепостного, подневольного труда.

2.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.

3.Крепостное право- угроза общественного спокойствия.(Первая четверть XIX в.-651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в.- 1089 крестьянских волнений)

4.Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны.

Учреждения , занимавшиеся подготовкой реформы Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности

Учреждения , занимавшиеся подготовкой реформы

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Обязанности

Н.А.Милютин Я.И.Ростовцев

Н.А.Милютин Я.И.Ростовцев

Физкультминутка Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, (поворот влево) Левое крыло вперёд. ( поворот вправо) Раз, два, три, четыре – (исходное положение) Руки в стороны - в полёт Полетел наш самолёт.

Физкультминутка

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, (поворот влево)

Левое крыло вперёд. ( поворот вправо)

Раз, два, три, четыре – (исходное положение)

Руки в стороны - в полёт

Полетел наш самолёт.

Основные положения реформы 1861г. Содержание реформы Положительные стороны Отрицательные стороны

Основные положения реформы 1861г.

Содержание реформы

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Крестьянские волнения в 1858- 1864 гг.

Крестьянские волнения в 1858- 1864 гг.

Дайте название карикатуре

Дайте название карикатуре

Выполни тест 1.В результате реформы крестьяне получили: а) освобождение от государственных податей; б) личную свободу; в) избирательные права. 2.Крестьяне были освобождены: а) без земли; б) с землёй; в) с частью земли. 3.В ходе реформы крестьянские наделы в большинстве губерний: а) сократились; б) увеличились; в) не изменились. 4.Чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были уплатить  выкуп: а) государству; б) общине; в) помещику. 5.До заключения выкупной сделки крестьянин считался: а) частично свободным; б) временнооброчным; в) временнообязанным.

Выполни тест

1.В результате реформы крестьяне получили:

а) освобождение от государственных податей;

б) личную свободу;

в) избирательные права.

2.Крестьяне были освобождены:

а) без земли;

б) с землёй;

в) с частью земли.

3.В ходе реформы крестьянские наделы в большинстве губерний:

а) сократились;

б) увеличились;

в) не изменились.

4.Чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были уплатить выкуп:

а) государству;

б) общине;

в) помещику.

5.До заключения выкупной сделки крестьянин считался:

а) частично свободным;

б) временнооброчным;

в) временнообязанным.

Проверь себя:

Проверь себя:

  • 1(б)
  • 2(в)
  • 3(а)
  • 4(а)
  • 5(в)
Источники:

Источники:

  • Журнал «Преподавание истории в школе» № 1,2003г.
  • Журнал «Преподавание истории в школе» № 3,2004г.
  • Е.В.Колганова «Поурочные разработки по Истории России XIX век»
  • http://az.lib.ru/m/minchenkow_j_d/text_0050.shtml
  • http://images.yandex.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Автор: Саркисян Сусанна Михайловна

Дата: 25.06.2020

Номер свидетельства: 554061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ": Реформы 1861 и 1892гг.  (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии). "
    ["seo_title"] => string(94) "rieformy-1861-i-1892ghgh-sravnitiel-nyi-analiz-otmieny-kriepostnogho-prava-v-rossii-i-kalmykii"
    ["file_id"] => string(6) "149257"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420057739"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-tiemie-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "112593"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408759958"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "конспект урока истории , презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "171294"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423661644"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "конспект урока истории ,презентация к уроку на тему: "Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права". "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-istorii-priezientatsiia-k-uroku-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-poslie-otmieny-kriepostnogho-prava-1"
    ["file_id"] => string(6) "171301"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423662343"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока  на тему: "Отмена крепостного права" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otmiena-kriepostnogho-prava"
    ["file_id"] => string(6) "221105"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435053661"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства