: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии).
: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии).
Цель урока :
- дать возможность учащимся (самим , работая с текстом или с помощью учителя) познакомиться с информацией об отмене крепостного права в России и Калмыкии;
- провести сравнительный анализ документов, текстов;
- продолжить формирование умений делать выводы ;
- сотрудничать в процессе групповой работы.
Урок истории в 8классе, рассчитан на 2 урока.
Оборудование урока : карта "Отмена крепостного права в России в 1861г.", иллюстрации портрета Александра II, картины жизни и быта калмыков в 19 в .; дополнительные тексты " Положение 19 февраля 1861г."; " Реформа 16 марта 1892г." ,отрывки из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Форма урока: групповая работа.
План урока:
1. Причины и предпосылки отмены крепостного права.
2. Реформы 1861 и 1892гг.
3. Значение и последствия реформ 1861 и 1892гг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии). »
Тема урока: Реформы 1861 и 1892гг.
(сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии).
Цель урока :
- дать возможность учащимся (самим , работая с текстом или с помощью учителя) познакомиться с информацией об отмене крепостного права в России и Калмыкии;
- провести сравнительный анализ документов, текстов;
- продолжить формирование умений делать выводы ;
- сотрудничать в процессе групповой работы.
Урок истории в 8классе, рассчитан на 2 урока.
Оборудование урока : карта "Отмена крепостного права в России в 1861г.", иллюстрации портрета Александра II, картины жизни и быта калмыков в 19 в .; дополнительные тексты " Положение 19 февраля 1861г."; " Реформа 16 марта 1892г." ,отрывки из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Форма урока: групповая работа.
План урока:
1. Причины и предпосылки отмены крепостного права.
2. Реформы 1861 и 1892гг.
3. Значение и последствия реформ 1861 и 1892гг.
Запись на доске и в тетради: 19 февраля 1861г.- отмена крепостного права в Росси, 16 марта 1892г.- отмена крепостного права в Калмыкии. Подготовительный этап . К данному занятию: необходимо создать 3группы,каждая из групп получит свое задание; на занятии участники групп будут использовать тексты, документальные материалы.
Задание 1группе- Подготовить сообщение об Александре 2(Необходимый минимум информации включает: годы жизни, основные этапы биографии, эпиграф, который группа хотела бы дать в начало биографии, оценки деятельности политического деятеля, данные различными людьми.) Задание 2 группе- Работа с "Положением 19 февраля 1861г."(Отметить статьи, которые характеризуют личные права крестьян, из крепостной зависимости, условия выкупа земли, обязанности крестьян по отношению к помещику и условия их прекращения, органы самоуправления.) Задание 3 группе-
Работа с материалами "Реформы 16 марта 1892г." Подготовить сообщение об условии отмены крепостного права в Калмыкии".
Подготовительный этап - 30минут. Презентация своего задания 5-7 минут.
Проблемное задание:
Подумайте в чем историческое значение и последствие реформ 1861 и 1892гг.
Ход урока.
Перед учащимися ставится задача по рассказу учителя, ответам учеников заполнить сравнительную таблицу "Реформы 1861 и 1892 гг."
Вопросы для сравнения
Россия
Калмыкия
1. Причины отмены крепостного
права.
2. Права и свобода, дарованные
крестьянам Манифестом 1861г.,
законом 1892г. "Об отмене обя-
зательных отношений между от-
дельными сословиями калмыц-
кого народа."
3. Решение аграрной стороны
крестьянского вопроса.
4. Значение последствия реформ
1861 и 1892гг.
I Слово учителя:
После Крымской войны даже в правящих сферах ясно осознавалось необходимость коренных преобразований. Александр II ,тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сторонником отмены крепостного права. II Сообщение об Александре IIIII Беседа с учащимися. -Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности: барщину, оброк и подчиняются власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.
-Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? (В Латвии и Эстонии в 1816г. Крестьяне получили личную свободу ,без земли.)
-Назовите причины отмены крепостного права?
1.Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде. 2.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих. 3Рост крестьянских восстаний. Возможность новой "Пугачевщины" 4.Крымская война. Таким образом , крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть страну в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества
(Проверка заполнения граф таблицы)
IV Сообщение об отмене крепостного права в России.
Вопросы:
-Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее)
-Подумайте какие права появились у крестьян? (производить сделки с имуществом, право заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия, выступать от своего имени в суде)
-Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет)
Далее учитель читает отрывок из поэмы Н.А .Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
В каком году -рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень-
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайна тож.
-Определите время ,когда могло происходить действие поэмы? (С 1861 до 1881гг.,до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)
V Сообщение об отмене крепостного права в Калмыкии.
Вопросы:
-О чем свидетельствует факт издания закона об отмене крепостного права в Калмыкии через 31год после падения крепостного права в России? (Свидетельствовал об отставании социально-экономического развития Калмыкии, запоздалом складывании здесь капиталистических отношений., калмыцкие нойоны, зайсанги и духовенство были заинтересованы в затягивании решения вопроса о реформе.)
-Какие права получили калмыки-простолюдины? (Калмыкам были дарованы все личные права, предоставленные общими законами империи свободным сельским обывателям, т.о. калмыки были уравнены в правах с крестьянами)
-На каких условиях происходило освобождение калмыков от феодальной зависимости? (Освобождение имело характер выкупа)
-Какой был размер "вознаграждения" нойонам-улусовладельцам по закону 1892г.?(Закон устанавливал сумму равною пятикратному сбору годового албана, кроме того "единовременное пособие")
-Какие преобразования произошли в административном устройстве калмыков? (По положению реформы органами общественного управления являлись улусные аймачные сходы. Хотоны должны были выбирать старосту, аймаки - старшин .Был расширен штат улусной администрации.)
-Какими налогами облагалось калмыцкое население по реформе?(Покибиточный налог-6 руб. вместо 8 руб.15коп., налог со скота, темные, подводные, дорожные)
(Проверка заполнения граф таблицы)
VIВыполнение проблемного задания:
В чем состоит историческое значение и последствия реформ 1861г. и 1892г.?
Для России: Крестьянская реформа 1861г. - важнейший исторический акт , переломный момент в истории России:
- создала необходимые условия для утверждения капитализма, способствовала появлению новых социальных слоев -пролетариата и промышленной буржуазии. Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение , реформа была непоследовательной и противоречивой, носила грабительский характер по отношению к крестьянам, способствовала ухудшению их положения. За 1861г.-1859 крестьянских волнений.
Учитель читает отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо."
Порвалась цепь великая,
Порвалась- расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
-Как вы понимаете слова Некрасова?
Для Калмыкии: Закон 1892г. был подготовлен изменением социальных и экономических отношений калмыцкого общества в условиях развития капитализма в России. Освобождение от феодальной зависимости облегчало включение калмыков в общерусский экономический процесс. Упразднение феодальной зависимости отвечало интересам и русской буржуазии, нуждавшейся в притоке дешевой рабочей силы. Закон 1892г. создавал предпосылки для изживания, хотя и медленного, феодальных пережитков в хозяйстве и в быту у калмыков и для дальнейшего проникновения капитализма в Калмыцкую степь.
VII Закрепление изученного материала.
-Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.(Один ученик называет, другой дает определение).(Реформа, временнообязанные, выкуп, личная свобода , "инородцы")
VIII Домашнее задание:
параграф 20 и материал по Калмыкии. Поразмышляйте над проблемой: В чем сходство и различие реформ 1861 и 1892гг.?