kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока :

дать возможность учащимся  (самим , работая с текстом  или с помощью учителя) познакомиться с информацией об отмене крепостного права в России и Калмыкии;

- провести сравнительный анализ документов, текстов;

- продолжить формирование умений делать выводы ;   

 - сотрудничать в процессе групповой работы.

Урок истории в 8классе, рассчитан на 2 урока.

Оборудование урока : карта "Отмена крепостного права в России в 1861г.", иллюстрации портрета Александра II, картины жизни и быта калмыков в 19 в .; дополнительные тексты " Положение 19 февраля 1861г."; " Реформа 16 марта 1892г." ,отрывки из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".                                                                                                                                                                            Форма урока: групповая работа.

План урока:

1. Причины и предпосылки отмены крепостного права.

2. Реформы 1861 и 1892гг.

3. Значение и последствия реформ 1861 и 1892гг.  

Просмотр содержимого документа
«: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии). »

Тема урока: Реформы 1861 и 1892гг.

(сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии).



Цель урока :

- дать возможность учащимся (самим , работая с текстом или с помощью учителя) познакомиться с информацией об отмене крепостного права в России и Калмыкии;

- провести сравнительный анализ документов, текстов;

- продолжить формирование умений делать выводы ;

- сотрудничать в процессе групповой работы.

Урок истории в 8классе, рассчитан на 2 урока.

Оборудование урока : карта "Отмена крепостного права в России в 1861г.", иллюстрации портрета Александра II, картины жизни и быта калмыков в 19 в .; дополнительные тексты " Положение 19 февраля 1861г."; " Реформа 16 марта 1892г." ,отрывки из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Форма урока: групповая работа.

План урока:

1. Причины и предпосылки отмены крепостного права.

2. Реформы 1861 и 1892гг.

3. Значение и последствия реформ 1861 и 1892гг.

Запись на доске и в тетради: 19 февраля 1861г.- отмена крепостного права в Росси, 16 марта 1892г.- отмена крепостного права в Калмыкии. Подготовительный этап . К данному занятию: необходимо создать 3группы,каждая из групп получит свое задание; на занятии участники групп будут использовать тексты, документальные материалы.

Задание 1группе- Подготовить сообщение об Александре 2(Необходимый минимум информации включает: годы жизни, основные этапы биографии, эпиграф, который группа хотела бы дать в начало биографии, оценки деятельности политического деятеля, данные различными людьми.) Задание 2 группе- Работа с "Положением 19 февраля 1861г."(Отметить статьи, которые характеризуют личные права крестьян, из крепостной зависимости, условия выкупа земли, обязанности крестьян по отношению к помещику и условия их прекращения, органы самоуправления.) Задание 3 группе-

Работа с материалами "Реформы 16 марта 1892г." Подготовить сообщение об условии отмены крепостного права в Калмыкии".

Подготовительный этап - 30минут. Презентация своего задания 5-7 минут.

Проблемное задание:

Подумайте в чем историческое значение и последствие реформ 1861 и 1892гг.

Ход урока.

Перед учащимися ставится задача по рассказу учителя, ответам учеников заполнить сравнительную таблицу "Реформы 1861 и 1892 гг."



Вопросы для сравнения

Россия

Калмыкия

1. Причины отмены крепостного

права.

2. Права и свобода, дарованные

крестьянам Манифестом 1861г.,

законом 1892г. "Об отмене обя-

зательных отношений между от-

дельными сословиями калмыц-

кого народа."

3. Решение аграрной стороны

крестьянского вопроса.

4. Значение последствия реформ

1861 и 1892гг.





I Слово учителя:

После Крымской войны даже в правящих сферах ясно осознавалось необходимость коренных преобразований. Александр II ,тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сторонником отмены крепостного права. II Сообщение об Александре II III Беседа с учащимися. -Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности: барщину, оброк и подчиняются власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.

-Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? (В Латвии и Эстонии в 1816г. Крестьяне получили личную свободу ,без земли.)

-Назовите причины отмены крепостного права?

1.Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде. 2.Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих. 3Рост крестьянских восстаний. Возможность новой "Пугачевщины" 4.Крымская война. Таким образом , крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть страну в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества

(Проверка заполнения граф таблицы)

IV Сообщение об отмене крепостного права в России.

Вопросы:

-Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или отдельно от нее)

-Подумайте какие права появились у крестьян? (производить сделки с имуществом, право заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия, выступать от своего имени в суде)

-Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет)



Далее учитель читает отрывок из поэмы Н.А .Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В каком году -рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

-Определите время ,когда могло происходить действие поэмы? (С 1861 до 1881гг.,до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)

V Сообщение об отмене крепостного права в Калмыкии.

Вопросы:

-О чем свидетельствует факт издания закона об отмене крепостного права в Калмыкии через 31год после падения крепостного права в России? (Свидетельствовал об отставании социально-экономического развития Калмыкии, запоздалом складывании здесь капиталистических отношений., калмыцкие нойоны, зайсанги и духовенство были заинтересованы в затягивании решения вопроса о реформе.)

-Какие права получили калмыки-простолюдины? (Калмыкам были дарованы все личные права, предоставленные общими законами империи свободным сельским обывателям, т.о. калмыки были уравнены в правах с крестьянами)

-На каких условиях происходило освобождение калмыков от феодальной зависимости? (Освобождение имело характер выкупа)

-Какой был размер "вознаграждения" нойонам-улусовладельцам по закону 1892г.? (Закон устанавливал сумму равною пятикратному сбору годового албана, кроме того "единовременное пособие")

-Какие преобразования произошли в административном устройстве калмыков? (По положению реформы органами общественного управления являлись улусные аймачные сходы. Хотоны должны были выбирать старосту, аймаки - старшин .Был расширен штат улусной администрации.)

-Какими налогами облагалось калмыцкое население по реформе? (Покибиточный налог-6 руб. вместо 8 руб.15коп., налог со скота, темные, подводные, дорожные)

(Проверка заполнения граф таблицы)

VI Выполнение проблемного задания:

В чем состоит историческое значение и последствия реформ 1861г. и 1892г.?

Для России: Крестьянская реформа 1861г. - важнейший исторический акт , переломный момент в истории России:

- создала необходимые условия для утверждения капитализма, способствовала появлению новых социальных слоев -пролетариата и промышленной буржуазии. Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение , реформа была непоследовательной и противоречивой, носила грабительский характер по отношению к крестьянам, способствовала ухудшению их положения. За 1861г.-1859 крестьянских волнений.



Учитель читает отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо."

Порвалась цепь великая,

Порвалась- расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

-Как вы понимаете слова Некрасова?

Для Калмыкии: Закон 1892г. был подготовлен изменением социальных и экономических отношений калмыцкого общества в условиях развития капитализма в России. Освобождение от феодальной зависимости облегчало включение калмыков в общерусский экономический процесс. Упразднение феодальной зависимости отвечало интересам и русской буржуазии, нуждавшейся в притоке дешевой рабочей силы. Закон 1892г. создавал предпосылки для изживания, хотя и медленного, феодальных пережитков в хозяйстве и в быту у калмыков и для дальнейшего проникновения капитализма в Калмыцкую степь.

VII Закрепление изученного материала.

-Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.(Один ученик называет, другой дает определение).(Реформа, временнообязанные, выкуп, личная свобода , "инородцы")

VIII Домашнее задание:

параграф 20 и материал по Калмыкии. Поразмышляйте над проблемой: В чем сходство и различие реформ 1861 и 1892гг.?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Горяева Баин Бадмаевна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149257

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства