kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- познакомить учащихся с регентством Елены Глинской и  началом правления Ивана IV.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.»

Тема урока:Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.

Цель урока:

- познакомить учащихся с регентством Елены Глинской и началом правления Ивана IV.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личностипервого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство длястановленияРоссийскогогосударства.

- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализироватьисторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты,

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания наиспользование элементов причинно-следственного анализа.

- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициямнашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

регулятивные:

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

познавательные:

-использоватьобщиеприѐмырешенияпоставленныхзадач,выбирать

наиболееэффективные способы их решения;

-сопоставлять и обобщать факты;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально, в паре, группе;

-осуществлять самооценку и взаимооценку.

Личностные:

-осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- усваивать традиционные ценности многонационального российского общества;

-приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.

Тип урока - урок изучения нового материала

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах, вгруппах, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Ресурсы урока:-ИсторияРоссии.7класс.Учеб.дляобщеобразоват.

организаций.В2ч.Ч.1./{Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В.Торкунова - М.:Просвещение, 2016

-ноутбук, проектор, презентация к уроку, тест.

Основные понятия и термины: регентство, венчание на царство, боярское правление, Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве.

Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий.

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! У нас сегодня открытый урок на котором присутствуют гости.

II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили об органах власти в России 16 века и сейчас я предлагаю вам выполнить тест. На выполнение теста 10 минут.

Самостоятельноевыполнениеработы и взаимопроверка.

Давайте проведем взаимопроверку, обменяемся листочками, проверим работы и оценим их в соответствии с критериями.

Выставление отметок.

III. Мотивационно-целевой этап

Введение в тему урока. Определение целей.

Посмотрите на слайд здесь мы видим памятник «Тысячелетие России». Он установлен в Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания присутственных мест. Всего памятник содержит 128 фигур. Представлены князья, цари, государственные деятели, полководцы, писатели, художники. Но нет скульптуры Ивана IVили Грозного. Почему?

Ваши предположения(обучающиеся высказывают свои предположения)

В ходеуроканам необходимо будет оценить началоправления Ивана IV.

Когда мы изучаем историческую личность что нас интересует?

Верно его биография, черты личности, что им был сделано.

Начнем с биографии.

Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трѐхлетнего сына Ивана, назначив дляпопечения о сыне опекунский совет - из 7 бояр. Постоянная борьба за власть междубоярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взятьуправление государством в свои руки. Елена Васильевна (из рода князей Глинских)

управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской? Какоценивают они еѐ регентство?

Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими иправильными чертами удлинѐнного лица. В столице Русского государства Елена Глинскаяпоявилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярынь и

княжон. Увидев еѐ в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий IIIуже не смог еѐ позабыть. Она была второй супругой Василия III, которому было 47 лет,когда он еѐ встретил. Ему пришлось отправить в монастырь свою первую женуСоломонию Сабурову, от брака с которой у него не было детей.

Елена при изумительной красоте была ещѐ и умна, весела нравом и прекрасно образована:она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. К тому же была оназнатногородаисостоялавдальнемродствесомногимивластительнымиюжнославянскими домами.

Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляют за те реформы и твѐрдый курс,которые она проводила, другие осуждают за излишнюю жестокость, с которойонарасправляласьсосвоимиврагами. (Юрий Дмитровский, Андрей Старицкий)

Реформы.

–Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счѐта; введениекопейки).

– Единые для всех меры веса и длины

– Укрепление Москвы.

– Строительство стен Китай-города.

– Стабилизация отношений с Польшей и Швецией

- перемирие с Литвой (1537)

В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась. (В настоящее время уже доказано, что ЕленаГлинская умерла от отравления солями ртути. Этовыяснилосьприисследованииеѐостанков.

Вопросклассу:

-Что мы узнали о родителях Ивана?

- Какой правительницей была Елена Глинская?

После смерти матери Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал,

чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских группировок – Шуйские, Бельские, Глинские, которые боролись за власть, должности, расхищали казну.

В истории России Ивана IV известен под прозвищем – Грозный.Каким же он был? Как формировался его характер? От рождения он имел дурныекачества или приобрѐл их вследствие воспитания и обстоятельств? Мы найдѐм ответ наэтот вопрос, выполнив следующее задание. Работа с пунктом 2 параграфа 6, выписать черты характера Ивана IV в виде кластера(схемы).

-Какие черты личности Ивана IV для Вас положительны, а какие нет? Почему?

Вот что вспоминал сам Иван о своем детстве.

Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили. 

Нас же с единородным братом моим, Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет .

 Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Какой вывод можно сделать из этих отрывков?

Воспитанием юного правителя никто не занимался.

Митрополит Макарий занимался образованием Ивана.Митрополит старался внушить молодому Ивану мысль о его особомпредназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван долженпринять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых,стать вровень с великими монархами мира.

16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило вУспенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи оделибармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапкуМономаха.

Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.

Вгодыбоярскогоправлениярезкоухудшилосьположениенародных

масс.

Злоупотребления бояр стали, в конечном счете, главной причиной восстания в Москве в1547 году.

В этом же году произошел сильный пожар, в результате которого 80 тыс. Москвичейостались без крыши над головой. Иван только тогда понял, насколько все серьезно изадумался о реформах

Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому емупомогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой (совет)

Вывод: Таким образом, после венчания на царство в 1547 году и создания Избранной радыначалось самостоятельное правление Ивана IV Грозного.

Давайте вернемся к началу урока каким было начало правления Ивана IV (ответы обучающихся)

Рефлексия: (слайд)

-Мы узнали…, Мы развивали…, мы воспитывали в себе…, мне понравилось…. Менязаинтересовало…, Я смог…

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

для всех уч-ся: параграф 6, пункты 1-5 вопросы 1-3 устно




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.

Автор: Блинков Юрий Алексеевич

Дата: 01.12.2025

Номер свидетельства: 678103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Внутренняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "135938"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008200"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства