I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по вопросам по карте | Фр. Ответы на вопросы (повторение прошлой темы) И. 1-2 работа по карточкам у доски | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа Индивидуальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. Записи на доске |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа в группах Характеристика исторических деятелей Заполнение таблицы | Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки. Критерии оценки. На оценку «3» – заполнение таблицы. На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.). На оценку «5» – все сделано. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети. Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля. - Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи. - Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат? - Каковы были отношения с Византийской империей? - Каковы были отношения с восточными соседями? - Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению? Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося Таблица. Деятельность первых русских князей. Шаг 5. Учащийся представляют таблицу. | Заполняют таблицу Работа в парах за компьютером. Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. Заполняют таблицу (см.Приложение) | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: «Древо познания» - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б) - Как погиб князь Игорь? (1 б) - Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б) - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б) - Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б) - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б) - Что такое полюдье? (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б) - Что такое погост? (1 б) - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |