Технологическая карта урока истории по теме: "Становление Древнерусского государства"
Технологическая карта урока истории по теме: "Становление Древнерусского государства"
Технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС по теме: Становление Древнерусского государства. Карта составлена на 2 урока (уроки 36 и 37 по плану), содержит ресурсный материал и учебную презентацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории по теме: "Становление Древнерусского государства"»
урок1
«Русь вIX-Xвв»
Вспомним основные признаки государства:
Единая ……….
Аппарат ………
Сбор ………
Обозначим задачи, цель и тему урока
Становление Древнерусского государства
Сравните развитие государств Европы и территории восточных славян вIXвеке
Работа с понятиями
*монархия
*князь
*дань
*дружина
На карте обозначен торговый путь «из варяг в греки»
Ладога
Новгород
Смоленск
Запомни географические точки его прохождения
1.Балтийское (варяжское) море
2.Через реку Неву в 3.Ладожское озеро
4.Город Ладога
5.Через реку Волхов
6.Город Новгород
7.в озеро Ильмень
8.Река Ловать
9. волоком в
10.Река Днепр
10. Город Киев
11.Через Черное море
12.наЦарьград/Константинополь/Стамбул
Туров
Чернигов
КИЕВ
Древнейшие центры Руси
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
Древнерусское государство в начале X века
Представьте, что вы – древнерусский купец. Какой товар вы везёте из варяг в греки? Что повезёте из Царьграда в Киев?
Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом.
С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.
торговля
В 882 году
объявил Киев
столицей
Выманил
Аскольда
и Дира из Киева
и убил их
Разгромил
хазар
Присоединил
земли радимичей,
северян, кривичей,
древлян
Поход Олега на Царьград
«И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено.
урок2
Покажите на карте путь «из варяг в греки»
Сформулируйте тему урока, учебные задачи исходя из материала Рабочего листа
« Становление древнерусского государства . Деятельность первых князей»
В результате каких событий князь Олег встал во главе государства?
В 882 году
объявил Киев
столицей
Выманил
Аскольда
и Дира из Киева
и убил их
Разгромил
хазар
Присоединил
земли радимичей,
северян, кривичей,
древлян
Какие черты государства сформировались на Руси при князе Олеге?
ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ
Опирался
на дружину
Племена
заключали
с князем договор
и платили дань
Князь и дружина
защищали
племена
Дружина была
советом
при князе
Какие отношения складывались у Киевской Руси с соседями?
ПОХОДЫ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
(ЦАРЬГРАД)
и
Был подписан
выгодный для Руси
торговый
договор
Вещий Олег
Возможно, в 912 году князь Олег уплыл на родину – в Скандинавию. По русской же легенде он погиб от своего коня и был похоронен в Киеве. А в Старой Ладоге сохранился огромный холм – многоугольник под названием «Олегова могила».
Олег сумел сплотить в единый союз славянские и угрофинские племена на Севере и окончательно объединить Русское государство,, захватив Киев.
Что для укрепления государства сделал князь Игорь?
ПОХОДЫ НА
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
(ЦАРЬГРАД)
и
Возобновил
выгодный
договор
с Византией
Заставил древлян
платить дань Киеву.
ВОССТАНИЕ ДРЕВЛЯН
Дружина Игоря
отправляется повторно
за полюдьем
"Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит"
Убийство Игоря
древлянами
ВОССТАНИЕ ДРЕВЛЯН
« Ольга же, раздав своим воинам
кому по голубю, кому по воробью,
приказала привязать каждому
голубю и воробью зажженный трут,
завертывая его в небольшие платочки
и прикрепляя ниткой к каждой птице.
И когда стало смеркаться,
приказала Ольга своим воинам
пустить голубей и воробьев.
Голуби же и воробьи полетели
в свои гнезда; голуби в голубятни,
а воробьи под крыши, и так загорелись –
где голубятни, где клети, где
сараи и сеновалы, и не было двора,
где бы не горело, и нельзя было гасить,
так как сразу загорелись все дворы».
Что для укрепления государства сделала княгиня Ольга?
ПРОВЕЛА РЕФОРМУ
СБОРА ДАНИ
Окончательно подчинила древлян
УРОКИ –
точный размер
дани
ПОГОСТЫ –
места сбора
дани
Что для укрепления государства сделала княгиня Ольга?
957 год
Приняла христианство
в Константинополе
20
Работа с понятиями по заданию 2 Рабочего листа
Запишите определение понятий.
Князь - ……………
Дружина - ……………………………..
Полюдье - …………………………………
Уроки - ………………………………………….
Погосты - …………………………………………………..
Гости - ………………………………………………………………
Волоки - …………………………………………………………………………
Что для укрепления государства сделал князь Святослав?
Почему Святослава называют русским Александром Македонским?
Отметьте на карте:
Составьте в паре с одноклассником диалог Святослава и представителя народа, на территорию которого собирается идти походом князь.
_Отметьте этот поход на контурной карте задания 3 Рабочего листа, опираясь на карту учебника.
Вернёмся к п.3 задания 1 рабочего листа.* Чем запомнился лично тебе кто-то из князей?
-Закончите предложения на рабочем листе:
• Самым интересным на уроке было…
• Мне понравилось…
• Сегодня я не понял…
• Хотелось бы подробнее узнать о…
Домашнее задание
Учебник, § 5 п.3-5 – стр.43-48 прочитать, устно ответить на три понравившихся вопроса; записи в тетрадях