1. Организационно-мотивационный | -Давайте вспомним направления внешней политики России в первой половине 19 века ? Слайд 2.- Давайте вспомним, что означает термин «восточный вопрос»?
-Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XIX в.?
-Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?
К началу 50-х гг. Восточный вопрос, ставший главным для российской внешней политики, заметно обострился. Чтобы его решить Николай 1 начинает войну против Османской империи. В Западной Европе эту войну называли Восточной, а в России-Крымской.
Слайд 3.Тема нашего урока Крымская война. -Давайте определим цели нашего урока. Слайд 4.Проблемный вопрос. - Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в Крымской войне? | 1.Европейское . 2.Восточное.
-Противоречия между европейскими государствами на Ближнем Востоке , борьба европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительными восстаниями Османскую империю. -Османская империя потеряла, а Россия приобрела Крым и Завказкое побережье в Русско-турецких войнах 1828-1829гг.
-По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.
-Цель выясним причины, ход и последствия Крымской войны, как к этой войне отнеслись европейские страны. Ребята, вспоминают алгоритм, по которому рассматривается любой военный конфликт.+заполняют рабочие листы по ходу урока. | Познавательные Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают Формируемые: Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания устной форме; Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении Формируемые: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка Регулятивные Осуществляемые: постановка темы, целей и задач урока Формируемые: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
II. Изучение нового материала | -Почему именно в 1853 году Николай1 решил начать войну с Османской империей ? -Выясните причины и повод войны 1853-1856 гг., а также обозначьте участников этого конфликта, опираясь на текст учебника на стр. 94 Слайд 5. -Какие страны оказались втянуты в эту войну и какие цели они преследовали ? - Каковы же причины Крымской войны? Слайд 6.-Вопрос: что послужило поводом к началу войны?
Слайд 7.- Выясним , как были подготовлены к войне страны. Слайд 8. Работа с документом. Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева стр.101 -Как была вооружена русская армия по воспоминаниям современника? Слайд 9.-20 октября 1853г.Николая Iобнародовал Манифест о защите православной церкви в Османской империи и об оккупации Дунайских княжеств. Война началась на двух фронтах — Балканском и Закавказском. Самым ярким событием этого периода войны стало Синопское сражение Слайд 10-11. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей. Слайд 12. Правительства Англии и Франции заключили военный союз с Турцией и предъявили России требование вывести войска из Дунайских княжеств. Одновременно в Черное море был введен англо-французский флот. В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну. -Турция нашла себе союзников , а как складывались союзнические отношения у России ? стр.96 Слайд 13.-Что показал первый этап войны в расстановке сил ?
Слайд 14. Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив, на Белом море Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане Петропавловск-Камчатский. Слайд 15. Все эти нападения были успешно отражены, попытки высадки десанта успеха не имели. Не оправдали надежд противников России и турки, разбитые летом 1854 г. в Закавказье. Николай I был вынужден под угрозой вступления в войну Австрии вывести войска из Дунайских княжеств. Слайд 16. В сентябре 1854 года армия союзников высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную крепость России на Черном море. Город был неприступен с моря, но беззащитен с суши. - Почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя ? стр.97 Слайд 17-19. -В каких условиях оказался Севастополь ?стр.97 Слайд 20. - Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов не только не выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения? Слайд 21. Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. Противник подвергал город жестоким бомбардировкам, первая из которых состоялась 5 октября 1854 года. В этот день погиб В.А. Корнилов. Руководителем обороны назначен П.С. Нахимов. Слайд 22. -Защитники крепости время от времени переходили в контратаки. В этих налетах особенно прославился матрос Петр Кошка. В одной из вылазок Кошка незаметно подкрался к неприятельской цепи, бросился на трёх вражеских солдат и, поразив их внезапностью, взял в плен. - Какую помощь оказывали женщины и дети для защиты Севастополя? Слайд 23. Самоотверженно помогали отцам и дети. В Севастополе не хватало боеприпасов . Командование организовало сбор пушечных ядер. По свидетельству очевидцев этим с удовольствием занимались дети. Слайд 24. Героиней обороны Севастополя стала Дарья Севастопольская – первая в русской армии сестра милосердия. Слайд 25. -Что вы знаете о Н. И. Пирогове?
Слайд 26. 30 июня 1855 года погибает Нахимов, а 27 августа 1855 г. был захвачен господствующий над городом Малахов курган, а русские войска отошли на север. Слайд 27. Почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал? |
-Работа с текстом учебника стр.94 и выясняют какие страны оказались втянуты в войну и какие цели они преследовали.
-Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке. - Работа с текстом учебника: (стр. 94, пункт 1, 2 абзац) -Работа с таблицей «Соотношение готовности к войне России и её противников»
-Читают документ. Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева стр.101 и делают вывод.
-Сообщение учащегося. Учащиеся заполняют рабочий лист.
-работа с текстом учебника стр.96 и отвечают на вопрос
-Вывод : У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России.
- Работа с картой.
Отвечают на поставленный вопрос.
Работуют с текстом учебника стр.97
Читают документы стр.100 -Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами.
-Сообщение учащегося
-Сообщение учащегося
-Сообщение учащегося
- Профессор медико- хирургической академии впервые в условиях военно-полевой хирургии применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз.
-Отвечают на поставленный вопрос | Личностные Осуществляемые: оценивают жизненные ситуации. Формируемые нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Коммуникативные Осуществляемые слушают, вступают перед коллективом Формируемые: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают. Формируемые: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей
|
III.Первичное осмысление и закрепление | Слайд 28. 18 марта 1856 г. Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Турция, Пруссия и Сардинское королевство подписали Парижский мирный договор. -Почему Парижский мир 1856 г. для русской дипломатии оказался провалом ? Учебник стр.99 Слайд 29-30. |
Читают текст учебника стр.99 , отвечают на поставленный вопрос | Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочем листе Познавательные самостоятельно производят поиск существенной информации. Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают. Формируемые: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей |
IV. этап: рефлексия осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Слайд № 31 - Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в Крымской войне? Слайд № 32 Составьте итоговый текст урока по следующей схеме: В результате урока мне открылись: Три самых важных имени - Нахимов, Корнилов, Тотлебен. Три самых важных события – Крымская война, оборона Севастополя, Парижский мир. Три самых важных качества – смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание. Три самых важных чувства – любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг. -
Проверка «Рабочего листа урока» | Отвечают на вопросы. | Регулятивные Осуществляемые Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения Формируемые оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |