kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа " Великие сражения в годы ВОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка классного часа о великих сражениях в годы великой отечественной войны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа " Великие сражения в годы ВОВ"»

УРОК ПОБЕДЫ


10-б класс

Классный час

Тема. Полководцы Великой Отечественной войны

Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

·  способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны

·  формировать чувство гордости за свою Отчизну

Ход мероприятия

Учитель. Полководцы были в разные времена. Есть полководцы античности, средневековья и современности. Вот они.

На экране: портреты полководцев разных времён  (Александр Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Петр I).

Более подробно об этих полководцах вы знакомились на уроках истории.

Сегодня мы будем говорить о великих полководцах времен Великой Отечественной войны

Ведущий 1.           Салют взрывает тишину

                                                 Палитрой красок в небе синем.

                                                 Давно прошедшую войну,

                                                 Не забывает вся Россия.

 

Ведущий 2.                            Мы знаем, что родная Русь

                                                 Своих героев не забудет.

                                                 Во славу им сегодня пусть

                                                 Грохочут тысячи орудий!

Учитель. (На фоне песни «Священная война»)

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.  (Звучит музыка «Священная война»)

1 чтец.

                           Июнь… Клонился к вечеру закат.

                           И белой ночи разливалось море,

                           И раздавался звонкий смех ребят,

                           Не знающих, не ведающих горе.

2 чтец.

                           Июнь. Тогда ещё не знали мы,

                           Со школьных вечеров шагая,                

                           Что завтра будет первый день войны,

                           А кончится он лишь в 45-м в мае.

3 чтец.

                          Казалось, было холодно цветам.

                          И от росы они слегка поблёкли.

                          Зарю, что шла по травам и кустам.

                          Обшарили немецкие бинокли.

4 чтец.

                          Такою всё дышало тишиной,

                          Что вся земля ещё спала, казалось,

                          Кто знал, что между миром и войной,

                          Всего, каких–то 5 минут осталось.

Учитель. Песня «Священная война» - песня военных лет, начала ВОВ.   Она придавала силу. Нелёгок был путь к победе.   1418 дней и ночей длилась битва нашего народа с ненавистным врагом. И всё-таки мы победили. Немаловажную роль в ней сыграли русские полководцы.

Вопрос учащимся.    Каких полководцев ВОВ вы знаете?

(Презентации о полководцах)

Учитель. Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников.

Операции, проведенные в минувшей войне нашими военачальниками, изучают сейчас во всех военных академиях мира. И если говорить об оценке их мужества и таланта, то вот одна из них, краткая, но выразительная: "Как солдат, наблюдавший кампанию Красной Армии, я проникся глубочайшим восхищением к мастерству ее руководителей". Это сказал Дуайт Эйзенхауэр, человек, понимавший толк в военном искусстве.

Суровая школа войны отобрала и закрепила к концу войны на должностях командующих фронтами наиболее выдающихся полководцев.

Ученик 1. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков родился 1 ноября 1896 года в Калужской области, в крестьянской семье. Пройдя Первую мировую, а затем и Гражданскую войну, Жуков к началу Великой Отечественной войны был одним из наиболее опытных советских военачальников. Именно поэтому перед самым началом войны он был назначен руководителем Генерального штаба РККА, а потом и членом Ставки Верховного Главнокомандования. Главной задачей Жукова была координация войск всех фронтов и разработка наступательных и оборонительных операций. Он внес свой неоценимый вклад в победу в крупнейших сражениях войны и лично принимал безоговорочную капитуляцию Германии 8 мая в Берлине от генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля.

Главные черты полководческого таланта Георгия Константиновича Жукова (1896-1974) - творчество, новаторство, умение принимать неожиданные для противника решения. Его отличали также глубокий ум и проницательность. По словам Макиавелли, «ничто так не делает полководца великим, как умение проникать в замысел противника». Эта способность Жукова сыграла особенно важную роль при обороне Ленинграда и Москвы, когда при крайне ограниченных силах только за счет хорошей разведки, предвидения возможных направлений ударов противника ему удавалось собирать практически все имеющиеся средства и отражать удары противника.

Ученик 2. Другим выдающимся военачальником стратегического плана являлся Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Будучи во время войны начальником Генштаба на протяжении 34-х месяцев, А. М. Василевский только 12 месяцев был в Москве, в Генштабе, а 22 месяца находился на фронтах. Г. К. Жуков и A. M. Василевский обладали развитым стратегическим мышлением, глубоким пониманием обстановки. Именно это обстоятельство привело к одинаковой оценке обстановки и выработке дальновидных и обоснованных решений по контрнаступательной операции под Сталинградом, к переходу к стратегической обороне на Курской дуге и в ряде других случаев.

Александр Михайлович Василевский, родившийся в семье простого сельского священника, после начала Первой мировой войны принял решение начать профессиональную военную карьеру. Как и Жуков, Василевский за годы службы в Красной армии приобрел солидный боевой опыт и в 1942 году был назначен начальником Генерального штаба. Именно благодаря Василевскому советские войска смогли отстоять Москву и начать дальнейшее контрнаступление. Огромный вклад он внес также в окружение и разгром сил Вермахта в Сталинградской битве: Василевский руководил совместными действиями фронтов. Под его руководством советские войска брали Кёнигсберг в 1945 году, а в августе того же года громили японскую армию в Маньчжурии.

Ученик 3. Неоценимым качеством советских полководцев была их способность к разумному риску. Эта черта полководческого таланта отмечалась, например, у маршала Константина Константиновича Рокоссовского (1896-1968). Одна из замечательных страниц полководческой деятельности К. К. Рокоссовского - Белорусская операция, в которой он командовал войсками 1-го Белорусского фронта.

Константин Константинович Рокоссовский родился в 1896 году в городе Великие Луки, но вскоре его семья переехала в Польшу. В 15 лет юноша остался сиротой, а с началом Первой мировой войны добровольцем поступил в один из русских полков. В Гражданскую войну стал воевать на стороне Красной армии. Свой выдающийся полководческий талант он проявил в битвах под Москвой, Сталинградом, стал автором победы в битве на Курской дуге. Его слава полководца гремела в западной прессе, горячо любили его и советские солдаты. Совместно с Жуковым и Василевским Рокоссовский разработал Белорусскую наступательную операцию «Багратион», в результате которой были освобождены территории СССР и Прибалтики.

Ученик 4. Важной чертой полководческого таланта является интуиция, позволяющая добиться внезапности удара. Этим редким качеством обладал Конев Иван Степанович (1897-1973). Его полководческий талант наиболее убедительно и ярко проявился в наступательных операциях, в ходе которых было одержано много блестящих побед. При этом он всегда стремился не ввязываться в затяжные бои в больших городах и обходными маневрами вынуждал противника покинуть город. Это позволяло ему уменьшить потери своих войск, не допустить больших разрушений и жертв среди мирного населения.

Иван Степанович Конев, как и многие другие полководцы той эпохи, свою военную карьеру начал на фронтах Первой мировой войны, затем была Гражданская война и офицерское звание в Красной армии. Из его наиболее известных побед в ходе Великой Отечественной войны стоит отметить Корсунь-Шевченковскую операцию, в ходе которой была окружена и уничтожена крупная группировка войск Вермахта. В результате его командования войска первого Украинского фронта захватили и удержали территории в Польше, которые в будущем стали удобным плацдармом для наступления и уничтожения гитлеровских войск в остальной Европе.

Ученик 5. Если И. С. Конев проявил лучшие свои полководческие качества в наступательных операциях, то Андрей Иванович Ерёменко (1892-1970) - в оборонительных.

Характерной чертой настоящего полководца является неординарность замысла и действий, уход от шаблона, военная хитрость, в чем преуспел великий полководец А. В. Суворов. В годы Великой Отечественной войны этими качествами отличался Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967). На протяжении почти всей войны примечательной особенностью его полководческого таланта было то, что он в замысел каждой операции закладывал какой-либо неожиданный для противника способ действий, умел целой системой хорошо продуманных мер ввести противника в заблуждение.

Испытав на себе весь гнев Сталина в первые дни кошмарных провалов на фронтах, Тимошенко Семён Константинович попросил направить его на наиболее опасный участок. Впоследствии маршал командовал стратегическими направлениями и фронтами. Под его командованием шли тяжелые оборонительные бои на территории Белоруссии в июле - августе 1941 года. С его именем связаны героическая оборона Могилева и Гомеля, контрудары под Витебском и Бобруйском. Под руководством Тимошенко развернулось самое большое и упорное сражение первых месяцев войны - Смоленское. В июле 1941 г. войска Западного направления под командованием маршала Тимошенко остановили наступление группы армий "Центр".

Ученик 6. Войска под командованием маршала Ивана Христофоровича Баграмяна участвовали активно в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге, в Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской и других операциях и в овладении крепостью Кенигсберг.

В годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Чуйков командовал 62-й (8-й гвардейской) армией, которая навечно вписана в летопись героической обороны города Сталинграда. Командарм Чуйков ввел в войска новую тактику- тактику ближнего боя. В Берлине В.И. Чуйкова называли: «Генерал – Штурм». После победы в Сталинграде были удачно проведены операции: Запорожье, форсирование Днепра, Никополь, Одесса, Люблин, форсирование Вислы, Познаньская цитадель, Кюстринская крепость, Берлинская и др.

Самым молодым из командующих фронтами Великой Отечественной войны был генерал армии Иван Данилович Черняховский. Войска Черняховского участвовали в освобождении Воронежа, Курска, Житомира, Витебска, Орши, Вильнюса, Каунаса, других городов, отличились в боях за Киев, Минск, в числе первых вышли на границу с фашистской Германией, а затем громили гитлеровцев в Восточной Пруссии.

Ученик 7. В годы Великой Отечественной войны Кирилл Афанасьевич Мерецков командовал войсками северных направлений. В 1941 г. Мерецков нанес войскам фельдмаршала Лееба под Тихвином первое в войне серьезное поражение. 18 января 1943 года войска генералов Говорова и Мерецкова, нанеся встречный удар под Шлиссельбургом (операция «Искра»), прорвали блокаду Ленинграда. В июне 1944 г. под их командованием был разгромлен маршал К. Маннергейм в Карелии. В октябре 1944 г. войска Мерецкова разбили врага в Заполярье под Печенгой (Петсамо). Весной 1945 года «хитрый Ярославец» (как называл его Сталин) под именем «генерала Максимова» был направлен на Дальний Восток. В августе-сентябре 1945 года его войска участвовали в разгроме Квантунской армии, ворвавшись из Приморья в Маньчжурию и освободив районы Китая и Кореи.

Михаил Ефимович Катуков, будущий маршал бронетанковых войск, с 1917 года активно поддерживал молодую на тот момент советскую власть. Танковые войска оказались настоящим призванием Катукова: в тяжелом 1941 году танковая бригада под его командованием остановила наступление немецких военных машин на Тулу под командованием самого родоначальника танковой войны — Гудериана. Сам немецкий генерал с почтением вспоминал о полководческом таланте Катукова. После такой громкой победы бригаду переформировали, и она стала именоваться 1-й гвардейской танковой бригадой. Танки под командованием Катукова громили войска Вермахта вплоть до самой Победы в мае 1945 года.


Ученик 8. Александр Александрович Новиков начал военную карьеру в 1919 году. После окончания Гражданской войны Новиков овладел искусством войны в небе: служба в ВВС стала его настоящим призванием. После назначения в Ставку Верховного главнокомандования, он координировал действия авиации нескольких фронтов во время всех крупнейших сражений Великой Отечественной войны: Сталинградской битвы, Курской, битве за Берлин... Советская авиация под талантливым командованием Новикова постепенно захватывала господство в небе, уничтожая самолёты Люфтваффе. Ему первому в истории советской армии было присвоено звание Главного маршала авиации в 1944 году.

Николай Герасимович Кузнецов родился в простой крестьянской семье в 1904 году. Окончив после гражданской войны военно-морское училище, он связал свою жизнь с военно-морским флотом. В 1930-е годы, находясь в должности командира боевого крейсера, Кузнецов довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. С началом войны ВМФ оказался под командованием Кузнецова: адмирал вовремя предчувствовал угрозу и вовремя объявил боеготовность — в результате советский флот избежал больших потерь в начале войны и дал серьезный отпор немецким силам. Кузнецов оперативно и энергично руководил морскими силами, координируя их действия с операциями прочих вооруженных сил. Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты.


Учитель.  Таким образом, в годы Великой Отечественной войны проявились многие замечательные полководческие качества у наших военачальников, что позволило обеспечить превосходство их военного искусства над военным искусством гитлеровцев.

Время неумолимо в своем движении, но каждый год наша Родина отмечает великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне; войне, в которой решалось: быть или не быть человечеству. Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года. 

Чтец 1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Чтец 2. Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Чтец 3. Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Чтец 4. Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Учитель. День Победы… В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Чтец. Помолчим над памятью друзей,

Тех, кого мы больше не увидим,

Не услышим, тех, кто жизнью всей

Вместе с нами в мир грядущий вышел.

Помолчим не потому, что нам

Нечего сказать об уходящих...

Мы их назовем по именам,

Как живых, живущих настоящим!

Помолчим, чтобы сказать о них

Не холодным, равнодушным словом,

Чтоб они воскресли хоть на миг

Всем звучаньем голоса живого!

Учитель. Вспомним и почтим всех минутой молчания.

 (Минута молчания)  

Ведущий 1. Говорят, будто время залечивает раны. Однако есть раны, которые кровоточат в памяти народной. И мы никогда не должны забывать зла, причинённого фашизмом.

Ведущий 2. Война закончилась давно, но нельзя предавать память о тех, кому война перечеркнула судьбы и жизни, о не вернувшихся отцах, дедах.

Ведущий 1. Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Ведущий 2. Мы – будущие защитники Отечества, должны помнить о цене Великой Победы!

Ведущий 1. И пусть всегда горит вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. 

Ведущий 2. Пусть 9 мая навсегда останется самым большим и светлым праздником.

Наша Победа

Нет, не помогут даже годы
Забыть об ужасах войны.
Когда сплотились все народы,
Став крепче каменной стены.
Вы победили лихолетье.
Загнали в логово фашизм.
Мы пронесем через столетья – 
Ваш подвиг, славу, героизм
 

Классный час заканчивается песней «Поклонимся великим тем годам»





 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка классного часа " Великие сражения в годы ВОВ"

Автор: Бухтиярова Наталья Викторовна

Дата: 10.05.2022

Номер свидетельства: 606455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Великий день победы "
    ["seo_title"] => string(23) "vielikii-dien-pobiedy-1"
    ["file_id"] => string(6) "240383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445006775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства