Просмотр содержимого документа
«Расцвет Руси при Ярославе Мудром»
Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс
Цели:
Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.
Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.
Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.
Основные понятия: «Русская Правда», династические браки, усобицы, престол, вира, наместник
Персоналии: Борис и Глеб, Святополк Окаянный, Анна Ярославна,Ярослав Мудрый
Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.
Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», видеофрагменты по «Русской Правде», «Междоусобные войны» раздаточный материал (отрывки из «Русской Правды»)
Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент Домашнее задание
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века при Ярославе Мудром. Прочитай эпиграф.
Эпиграф.
“Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрёл оружием новых земель
но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал
мужество; успокаивал отечество и любил народ свой”. ( Н.М. Карамзин.)
Проблема: Почему Ярослава называли Мудрым?.
Что нам нужно узнать об этом периоде, чтобы ответить на вопрос?(ответы детей, формулировка целей урока)
На сегодняшнем занятии мы узнаем о государственном и культурном развитии Руси при Ярославе Мудром.
Выясним особенности внутренней и внешней политики Ярослава мудрого
Ответим на вопрос почему это время считается расцветом Руси
2. Актуализация знаний-опрос по предыдущему материалу (фронтальный)
Причины усобицы,
Участники усобицы
Итоги усобицы
Личностная оценка усобицы
Материал для учителя
Борьба за власть сыновей Владимира.
Владимирумерв 1015 году. Междуего 12 наследникаминачаласьупорнаяборьбазавласть. «Повестьвременныхлет»рассказываетонейспристрастием, оправдываяпобедителя–ЯрославаВладимировича, правившеговНовгороде.
НоинаэтомусобицымеждусыновьямиВладимиранезакончились. БорьбускиевскимкняземначалещеодинсынВладимира–Мстислав, княжившийвТмутаракани. В 1024 годуМстиславразбилвойскаЯрослава. Итольков 1036 году, послеегосмерти, ЯрославсталединоличнымправителемРуси.
Микроитог. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав.
Обратимся к учебнику. Назовите дату правления князя
Ярослава.
Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг.
Работа с учебником
Выберите из текста, страницы45-46 предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».
(дети называют :Строительство Киевской и Новгородской соборов святой Софии. При Софийских соборах стали собирать летописные своды. Распространение христианства способствовало развитию образования. При Ярославе началось каменное строительство на Руси.
– строительство Киево-Печерского монастыря. Избирается первый митрополит из русских Илларион.
– Реконструкция города Киева.
Европейский летописец Адам Бременский называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота как и в Константинополе названы золотыми. Страной городов «Гардарикой» называли соседи государство Ярослава.
– Создание Русской Правды.
А почему издание законов имеет большое значение для государства?. Мы ежегодно отмечаем День Конституции как всенародный праздник.
Что бы правильно ответить на этот вопрос посмотрим видео фрагмент
Просмотр «Русская правда»
Ответы на вопросы
1. Что изменил закон Ярослава, от чего он избавил жителей Руси?
2. На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считать мудрым?
3. Почему в современном мире мы не используем такой закон?
Физкультминутка
Выберите из текста, страницы47-48 предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».
– Борьба с печенегами
Разгромив печенегов, князь обеспечил мирное развитие государства.
– Строительство городов Юрьев и Ярославль
– Династические браки
Работа с картой
Проекты детей «Династические браки» и «Русь и Европа в 12 веке»(на основе писем Анны Ярославны»
Микроитог:
Т.о., с именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.
Богатела страна, изменялись отношения.
Закрепление материала
Работа с понятиями(составление предложений с новыми словами)
Выполните несколько заданий в формате ЕГЭ
А1. Прочтите отрывок из сочинения историка 19 века и укажите, о ком идёт речь.
«При нём, как говорил летописец, «вера христианская нача плодитися и расширятися». Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Святой Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжил организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».
Святослав Игоревич
Владимир Мономах
Владимир Святой
Ярослав Мудрый
А2. Прочтите отрывок и укажите, при каком правителе бал составлен документ, из которого этот отрывок взят.
«Убьёт мужъ мужа, мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову».
при Владимире Мономахе
при Владимире Святом
при Ярославе Мудром
при Ярославичах
В. Установите соответствие между событиями и правителями . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
События
А) Построил храм Св. Софии в Киеве Б) Ввёл христианство как государственную религию В) Упорядочен сбор дани, ведены уроки и погосты Г) Убил Бориса и Глеба
Владимир Красно Солнышко
Святополк Окаянный
Ольга
Ярослав Мудрый
Вернёмся к учебной задаче сделаем выводы Можно ли Ярослава назвать Мудрым
Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суяедения?
Итог урока: выводы.
Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!
Оценки за урок.
Рефлексия(прикрепить к портрету значки: Меч, Книга, весы)