Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 им. О. В. Гудкова города Георгиевска»
Урок на тему:
«Причины начала политической раздробленности Руси»
(с использованием технологий критического мышления)
Подготовила и провела
Саркисян С. М., учитель
истории и обществознания
Г. Георгиевск
2018 г.
Тема: Начало политической раздробленности Древнерусского государства
Цель: охарактеризовать развитие Древнерусского государства во
второй половине XI- начале XII в., определить причины
политической раздробленности Руси.
Задачи:
образовательная - познакомить учащихся с процессом политической
раздробленности на Руси
развивающая - формировать навыки сравнения, анализа, обобщения
исторических фактов, явлений; умение делать выводы,
работать с исторической картой как источником знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карты « Древнерусское государство Киевская Русь в IX-
начале XII вв», «Политическая раздробленность Руси»,
учебник по истории России для 10 кл. Сахарова и
Буганова, интерактивная доска, раздаточный материал.
План урока: 1. Правление Ярославичей
2. Княжеские усобицы
3. Политические и экономические причины обособления
княжеств.
Ход урока: I этап. Вызов. Актуализация имеющихся знаний,
побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником
собственных целей обучения. Формирование мотивации на учебную деятельность, через постановку и решение проблем. Вводная беседа, в ходе которой выясняется суть термина «политическая раздробленность».
- Предложить обучающимся сравнить две настенные карты (без названий),
сделать выводы и самостоятельно сформулировать тему урока (Слайды 1,2)
- Предложить вспомнить события из Всеобщей истории соответствующего периода и дать определение понятию «политическая раздробленность»
Запись в тетрадях: « Политическая раздробленность - такой период в
истории государства, когда происходит распад
территории большого государства на отдельные, более мелкие самостоятельные владения». (Слайд 3)
II этап. Осмысление. Получение новой информации, корректировка поставленных целей обучения. Самостоятельная работа по анализу документов. Выводы, обобщения.
Учитель: Известны ли вам аналогичные случаи в истории других государств?
Возможные ответы учащихся:
-Римская империя распалась на Западную и Восточную в 395г.;
- Франкское государство в 832г. по Верденскому договору;
-до средины 19 века в состоянии раздробленности оставались Германия и Италия;
-Югославия 1991-1992г.
- Распад СССР в 1991г.
Учитель: Сделаем выводы, о чём свидетельствуют данные факты?
Ответ: Распад государств – это явление, характерное для многих государств
- Если это явление характерно для многих государств, то какова будет цель нашего урока сегодня? (Обучающиеся сами называют цели урока и пути их достижения).
Класс делится на рабочие группы, которые работают с «Кейсом» документов. По мере анализа документов обучающиеся классифицируют причины раздробленности по методике «Фишбоун» или «Кластер»
В «голове» «Фишбоуна» обозначим цель урока «причины раздробленности», а вывод, полученный в ходе обсуждения, поместим в хвостовой части.
Документ 1.
…В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого, отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве наместников. После смерти отца его место занимал старший сын, которого младшие должны были почитать «в отца место». В дальнейшем во главе рода поочерёдно вставали старшие в каждый данный момент князья. Поэтому киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Восхождение князей к Киеву совершалось постепенно. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших сородичей на одну ступень вверх. Такой порядок назывался «очередным». Впрочем, очередь знала и исключения. Если какой- либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения (т.е. не побывав старшим), его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились изгоями, лишёнными шансов на великое киевское княжение, и должны были оставаться навсегда в своих владениях.
(Кацва Л. А. История России VIII- XVвв.- М.: Мирос – Аргус, 1996 г.,с.67-69)
Документ 2.
…По мере возрастания княжеского рода владения мельчали, на престолах княжеств оказывались всё более дальние родственники, отношения запутывались, и следовать очередному порядку становилось всё сложнее. Очередь старшинства можно определять по возрасту, а можно и по порядку поколений (дядя всегда старше племянника, поскольку ближе к общему родоначальнику). Возникала сложность установления старшинства между потомками двоюродных и троюродных братьев! Это вело к постоянным спорам и ссорам между князьями.
(Кацва Л. А. История России VIII- XVвв.- М.: Мирос – Аргус, 1996 г., с.69)
Документ 3.
…Однако в середине XIв. эти недостатки очередного порядка ещё не были очевидны. Умирая, Ярослав Мудрый (Слайд 4) завещал сыновьям во всём слушаться старшего брата Изяслава (Слайд 5,6). Отцовский завет выполнялся недолго.
(Кацва Л. А. История России VIII- XVвв.- М.: Мирос – Аргус, 1996 г., с.69)
Вопрос: - Кому княжить во Владимире – Волынском в случае смерти
Вячеслава Ярославича? (схема на Слайде 6)
Документ 4.
…11-12 век непрерывная борьба между князьями, ведущая к обособлению земель. Бывшая Киевская Русь всё более превращалась в самостоятельные отчины, государства.11-12 века идёт процесс формирования княжеского боярского землевладения. Постепенно доходы, которые приближённые князя получали от своих вотчин, становились для них, более важны, чем собираемая дань. Фактически дружинники превратились в землевладельцев. Теперь дружина стала мене подвижной, она «осела на землю». Поэтому им приходилось думать не только о продвижении и подчинении Киеву, но и о собственной самостоятельности, укреплении собственных земельных владений.
Документ 5.
…Городское население Руси составляло3% всех жителей. Однако для того времени городов было много. «Страна городов» насчитывала к 10 веку 20 городов, к 11в- 32, к 12в-более 60, в 13в- 260. Это были политические, культурные, ремесленные оборонные центры Руси. Самые крупные из них Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Переяславль, Белгород и т. д
Документ 6.
…Основным типом хозяйства Киевской Руси оставалось натуральное хозяйство. Порядок, при котором производство ведётся не для продажи, а для себя. Практически во всех уголках Руси производили одно и тоже, хозяйственная специализация районов отсутствовала, и княжества экономически ничем не были связаны между собой. Повседневные нужды удовлетворялись не покупной, а своей продукцией. Торговля велась нерегулярно, сохранялись остатки племенной обособленности…
Документ 7.
«…Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана с перемещением основных торговых путей. В связи с бурным ростом итальянских городов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье теснее стали связи между Западной и Центральной Европой. Эти связи развивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германские города, на которые всё более стали ориентироваться Новгород и другие города русского северо – запада. Померк былой блеск некогда славного пути «из варяг в греки».
(Сахаров А. И. История России с древнейших времён до конца XVII века.- М.: Просвещение, 2012 г., с.110)
Документ 8.
…1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече и договорились, что прекратят усобицы, согласившись, что их ссоры на руку лишь половцам. Князья решили «Что каждо держит отчину свою».
Таким образом, Русь распалась на отчины - наследственные земельные владения различных ветвей княжеского рода. Впрочем, Киев считался главным среди русских городов, правил там старший великий князь. Фактически Любечский съезд закрепил не объединение, а разделение Руси.
Задание: Классифицируйте причины политической раздробленности на две группы, используя метод «Кластер»
III этап. Рефлексия. Был ли этот урок для каждого из учеников уроком – открытием, какие новые знания и умения он помог сформировать.
Учитель:
- Подведём итоги нашей работы. Обратимся к целям урока. Все ли из заявленных целей реализованы? (да, нет) (соотнести с целями)
Аргументация ответов.
- Каким образом мы шли к достижению целей?
Ответы:
-занимались исследованием;
-высказывали гипотезы и проверяли их;
-анализировали документы, извлекали информацию из исторических источников;
-составляли кластер и таблицу с целью систематизации знаний;
-давали оценку историческим событиям, с выходом их на современность.
Домашнее задание: П.14, с. 108- 113, конспект в тетради