kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нашествие Батыя на Русь

Нажмите, чтобы узнать подробности

цели урока: 

воспитательные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории Рос­сии; создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны.

 образовательные: выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей; объяснять географические особенности русских земель; выявить, какие территории были подвержены вторжению Батыя; выявить последствия покорения Руси монголами.

развивающие совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, с документами, выделения существенного, обобщения, исследования причин событий, выявления последствий, влияния и значения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие Батыя на Русь»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Технологическая карта

урока истории в VI классе.







Выполнила: студентка 4 курса группы ИФ4Ист Мукменева А.А.

Проверила: учитель истории:

Петренко И.С. Групповой руководитель: Ануприенко И.А.







Ставрополь, 2021


Тема урока

Нашествие Батыя на Русь

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Смешанный

Цели урока

воспитательные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории Рос­сии; создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны.

образовательные: выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей; объяснять географические особенности русских земель; выявить, какие территории были подвержены вторжению Батыя; выявить последствия покорения Руси монголами.

развивающие совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, с документами, выделения существенного, обобщения, исследования причин событий, выявления последствий, влияния и значения.

Универсальные учебные действия


личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; смыслообразование (готовность к жизненному и личностному самоопределению).

регулятивные УУД: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогно­зирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные УУД: общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение след­ствий; установление причинно-следственных связей.

Межпредметные связи

География

Технология

Развивающего обучения

Методы

Словесный, наглядный, практический

Приемы обучения

Работа с текстом параграфа и картой, работа с раздаточным материалом, просмотр видеоролика.

Формы работы на уроке

И(индивидуальная), Ф(фронтальная), Г (групповая)

Ресурсы урока (средства обучения)

История России. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. - Москва : Просвещение, 2016.

Раздаточный материал, карта, ноутбук.

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Расчет времени

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы обучающихся

Организационный этап

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Я студентка педагогического института, пришла к вам на практику. Я прошу вас не бояться отвечать и не стесняться. Надеюсь на вашу продуктивную работу, договорились?

Приветствуют учителя, подготавливают свое рабочее место, настраиваются на урок.

Этап актуализации знаний. Мотивационный этап.

6 мин

Фронтальный опрос.

-С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте (учебник).

-Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?

-Что стало причиной монгольских завоеваний?

-В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?

Вспомнить, о каком событии идет речь, используя отрывок из документа («Повести о битве на реке Калке»):.

     «… Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места. Стал он на горе над рекою Калкою. Было тут место каменистое. И здесь он устроил город из кольев. И бился с татарами из города 3 дня.  А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. А у города остались два воеводы Чегирхан и Тешухан на князя Мстислава и на зятя его Андрея и Александра Дубравского — было там два князя со Мстиславом. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою. А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел. И Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храбров Это зло сотворилось от татар месяца июня в 16 день, в лето 1223».

-Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.




-Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

-Через какое государство лежит путь в Европу?

- Русь стала на пути полчищ ордынцев. На эту тему было написано стихотворение

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города (Н.Кончаловская)

-О чем говорит автор произведения? Назовите тему урока? 

«Нашествие Батыя на Русь».

Принимают учебную задачу. Слушают учителя.


- Империя Чингисхана (монгольское государство)



-Темучжин объединил монгольские племена и создал крупнейшую империю.

-Стремление Чингисхана завоевать весь мир.

-Хорошая организация войска (самая сильна конница).
















-В 1223 г. на реке Калке объединенные русско-половецкие войска потерпели поражение завоевания. В 13 веке, Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с монголо-татарами. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой.


-Завоевать Европу

-Через Русь, поэтому монголы должны были начала завоевать Русь на пути к своей цели.

















-Монгольское завоевание Руси. Нашествие Батыя на Русь. Запись темы.

Первичное усвоение новых знаний

20 мин

В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на запад. К осени 1237 хан Батый привел свою армию к границам Руси. Могущественная армия неприятеля пройдет по Руси, оставляя за собой сожжённые и разоренные города. Готовы ли были русские земли к вторжению Батыя? Как проходили захваты городов? Именно с этим нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

- А что вы знаете о Батые?

Батый (1209 — 1255/1256)  . При рождении получил имя Бату, образованное от монгольского «бат» — «крепкий, прочный, надёжный». Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана.После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, Польши, Венгрии и Далмации.

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князь Юрий Игоревич отказались платить, и татары осадили город. Жители Рязани мужественно защищали город. В обороне участвовали все: мужчины и женщины, старики и дети. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили всё новые и новые отряды. Непрерывно днём и ночью отряды татар, сменяя друг друга, штурмовали город. Граждане, ободряемые великим князем, в продолжение пяти дней отражали нападения; наконец силы рязанцев истощились. На шестой день, 21 декабря 1237 г., татары стенобитными машинами проломили стену и ворвались в город. Рязань была разграблена и сожжена дотла, жители перебиты или уведены в плен. При штурме погибли князь Юрий Игоревич, его жена, родственники и многие боярские семьи. Покинув разоренную столицу княжества, Батый со своей ордой ушёл на север покорять другие русские земли.Существует предание, что уцелевшие жители Рязани во главе с боярином Евпатием Коловратом догнали армию Батыя, нанесли урон, но все до единого погибли.

Покажите на карте направление похода.

- Слышали ли вы когда-нибудь ранее о Евпатие Колаврате? Может смотрели фильм?

Откройте документ на стр 13 и самостоятельно познакомьтесь с личностью Евпатия Коловрата.
После прочтения задаются следующие вопросы:

-Сколько человек вместе с Евпатием Коловратом отправились против татарских полков?

-Расскажите о столкновении Евпатия и Хостоврула?

Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, к Владимиру. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Коломна была выбрана не просто так. Эта крепость и в XIII в, и после была важной стратегической точкой, расположенной на пересечении главных коммуникаций (у слияния Москвы-реки и Оки). Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой 5 дней мужественно защищались. Но город был взят, разграблен и сожжен.

Далее класс делиться на 3 группы по темам: Разгром Владимирского княжества, Поход на Новгород и Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.

Разгром Владимирского княжества

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь», составить описание похода Батыя, на доске выписать основные даты [Приложение №1].

-Как вели себя монголы на завоеванных территориях? 

-В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?

После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.( 1238 – битва на р.Сити)

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Жители заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы татары не смогли за­крепить штурмовые лестницы и поджечь город. Горожа­не в течение двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы так и не смогли по­полнить хлебные запасы, жители подожгли склады с зерном.

Поход на Новгород.

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь», составить описание похода Батыя, на доске выписать основные даты [Приложение №2].

- Почему Батый не дошел до Новгорода?

- Какие версии выдвигают историки?

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там все лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Поход Батыя на Русь не привёл к окончательному ее подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

Тогда Батый задумал новое вторжение. Его целью было не только завоевание южных русских земель, но и вторжение в Западную Европу.

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь», составить описание похода Батыя, на доске выписать основные даты [Приложение №3].

-Как вели себя монголы на завоеванных территориях? 

-В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?

Итог: Монгольское вторжение изменило развитие Русской цивилизации. В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда. После того, как Русь была завоевана, она потеряла свою независимость, теперь Русские князья обязаны были платить дань и получать ярлык, а на Руси стали появляться баскаки.

Слушают учителя.









Записывают в тетрадь годы жизни Батыя.











Слушают учителя, основные понятия фиксируют в тетрадь.

Годы

Какие территории завоеваны

Последствия завоеваний




- Дата завоевания города или похода на город.

- Как вели себя монголы на завоеванных территориях.

- В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?














Анализируют источник. Отвечают на вопросы.

























Отвечают по своему направлению.









Работают с картой.























Отвечают по своему направлению.







-В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но войско Батыя заметно поредело в битвах с русскими ратями, запаса продовольствия и фуража для лошадей было недостаточно. Монголы вынуждены были остановиться, не дойдя до Новгорода сто километров. Город был хорошо укреплен. Во главе новгородского ополчения стоял князь Александр, сын великого князя Владимира Всеволодовича. Об этом доложила Батыю разведка. После долгих раздумий хан повелел своим воинам «повернуть морды коней на юг».










Отвечают по своему направлению.

Первичная проверка понимания

4 мин

Игра верно – неверно

Батый пришел на Русь в 1245 году? (неверно)

Первым разгромленным княжеством на Руси была Рязань? (верно)

После Рязани Батый отправился во Владимир? (верно)

Батый за 2 месяца захватил Новгород? (неверно)

Бой Юрия Всеволодовича и Батыя состоялся на реке Сити (верно).

  1. Установить соответствие между датой и событием

Дата

Событие

А. Декабрь 1237 г.

1. Разгром русского войска на р.Сить и гибель великого князя Юрия Всеволодовича.

Б. 4 марта 1238 г.

2. Осада и взятие монголо – татарами г. Киева.

В. 25 марта 1238 г.

3. Начало 50- дневной осады монголо – татарами небольшого русского города Козельск.

Г. 5-6 сентября1240г.

4. Осада и взятие монголами Рязанского княжества.







Отвечают на вопросы. Выполняют задание.

Первичное закрепление

5 мин

Фильм https://www.youtube.com/watch?v=1m5beDrX-Ck

Длительность 6:58

Смотрят фильм.

Информация о домашнем задании

2 мин

Параграф 16.

Стр18. Вопросы 3-4. *Подготовить сообщение об Александре Невском.

Обращают внимание на доску, записывают домашнее задание в дневник

Рефлексия (подведение итогов)

3 мин

Чемодан, мясорубка, корзина [Приложение №4]

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины.

Чемодан - все, что пригодится в дальнейшем; мясорубка-информацию переработаю; корзина-все выброшу.


Делают самоанализ.



Приложение №1

Разгром Владимирского княжества

«Татары появились перед городом внезапно в феврале 1238 года. Еще на рассвете из городских ворот выехало несколько десятков крестьянских саней; на них уезжали горожане, желавшие спасаться в лесах, – а в полдень город Владимир уже был отрезан от всего мира.

Сперва татары подходили к городу медленно, мирно, совсем как народ, в престольный праздник съезжавшийся на торжище. С каждым часом их становилось все больше, и вскоре они заполнили все окрестные поля. Всюду задымили костры, возле них расположились обозы. Татары отпрягли коней и вели себя так, точно ничто им не угрожало, точно они совсем не боялись русского войска.

Потом их всадники на крепких конях, держась кучно, стали быстро проноситься под стенами Владимира. Одеты они были в долгополые, бурые, как земля, шубы, в меховые колпаки, прикрывавшие опущенными отворотами лицо и шею, так что видны были только раскосые глаза. Татары громко кричали, бранились. В тихом морозном воздухе ясно звучала их непонятная, странная речь и дикие возгласы.

Все население Владимира поспешило на стены взглянуть на воинов невиданного народа, о странных обычаях и жестокостях которого передавалось столько жутких рассказов.

К Золотым воротам подъехал отряд, в котором выделялись нарядно одетые ханы в красных полосатых и пестрых одеждах. Под ними были отличные рослые кони с дорогой сбруей, отделанной золотом. Некоторые всадники были в кольчугах, другие в блестящих панцирях. Ханов сопровождала сотня воинов с длинными тонкими копьями… В тот же день татары поставили на бугре против Золотых ворот желтый шатер и по обе стороны его десяток круглых, как шапки, белых и черных войлочных юрт. Кругом задымили костры многочисленной стражи.

Жители Владимира жадно наблюдали с крепостных стен за поведением татар. Никто не говорил о сдаче, о покорности. Все знали, какая участь ждет пленников, все слышали об уловках татар, старавшихся хитростью проникнуть в город; «только пусти их, а потом жителям пощады не будет».

Пока татары готовились к приступу, большой их отряд отделился и направился к Суздалю. Город защищался два дня. На третий – татары ворвались в Суздаль, разграбили его, подожгли княжий двор и Дмитриевский монастырь, перебили жителей. Спаслись из суздальцев только те, кто ранее убежал в леса. Татары безжалостно рубили всех: стариков, беспомощных старух, калек, слепых и, вопреки своему обыкновению щадить церковников, перебили в Суздале и попов, и монахов, и монахинь. Остались в живых молодые монашки, уведенные татарами в плен… Шестого февраля тысячи татар подтащили к стенам города странные, сложенные из бревен сооружения, каких владимирцы раньше не видывали. Татары подвозили на санях большие камни, глыбы замерзшей земли, хворост и бревна и сваливали все это грудами, возводили леса и складывали примёт, по которому собирались взобраться на крепостные стены.

Они спешно окружили город сплошным тыном, чтобы перехватить убегавших горожан.

Никаких надежд у владимирцев больше не оставалось. Татар было так много, что на одного горожанина приходилось по двадцати противников… Так погиб славный город Владимир – краса северо-восточной Руси, быстро поднявшийся среди остальных городов русской земли, как бы на смену великому Киеву.

Замечательные белокаменные храмы украшали его. Далеко славился его великолепный княжеский дворец, вызывавший восхищение всех иностранцев. Его Золотые ворота – соединение триумфальной арки с крепостным сооружением – говорили о мощи города как военной твердыни».

«..Но Батый действовал столь стремительно, что русские князья не успели объединить свои силы. 2 февраля 1238 года татары осадили Владимир, а уже 7-го взяли его, истребив всех его жителей, в том числе и всю Юрьеву семью…Юрий все стоял на Сити, когда пришла к нему весть о сожжении Владимира и гибели семейства; он послал воеводу Дорожа с трехтысячным отрядом разузнать о неприятеле; Дорож прибежал назад и объявил, что татары уже обошли русское войско кругом. Тогда князь сел на коня и вместе с братом Святославом и тремя Константиновичами выступил против врагов 4 марта 1238 года; после злой сечи русские полки побежали перед татарами. Множество русских погибло. Сам Юрий тоже был убит».

Приложение №3

Поход на Новгород.

Мрачные предзнаменования начали сбываться. Сначала с Запада пришли на Русь отряды крестоносцев. Вслед за ними на русские земли двинулась Батыева рать. Монголы разгромили войско Рязанского княжества, а в Великом княжестве Владимирском взяли 14 городов. На подступах к Новгороду им оказал сопротивление небольшой городок-крепость Торжок. После долгой осады 5 марта 1238 года он был взят, потому что так и не получил помощи от Новгорода. Горько было осознавать князю Александру, что он не мог помочь пограничной крепости, поскольку подчинялся совету господ. А совет, так же как и вече, принял решение запереться в городских стенах и молиться. И только если захватчики придут к Новгороду, то биться до последнего. Князю же поручили готовиться к обороне города.

Казалось, что схватка с монголами была неминуемой. Когда Батыева рать от Торжка двинулась на север, новгородцы пережили вместе с князем Александром тревожные дни. Народ укрывался в лесах. Часть жителей северной Руси искала спасения даже в Норвегии. Но случилось чудо. Когда до города оставалось только 100 верст, монголы, дойдя до урочища Игнат-Крест, вдруг повернули к югу. Это было невероятным счастьем для Новгорода. Согласно основной версии, выдвигаемой большинством историков, город был спасен наступлением весны, таянием снегов и распутицей. Батый, предпочитавший зимние походы, устрашился разлива рек и озер и двинулся в более сухие места к югу. «И тамодо ити поганым возбрани некая сила божественная, - говорит «Степенная книга», - и не попусти им ни мало приближитися не токмо ко пределам ВеликагоНоваграда, но идеже и инде прилунится им тогда пребывати и воиньствовати супротивных и враждующих Литву и Немец».

Совершенно другую версию отстаивает историк А.В. Шишов, который пишет: «Не мог не знать монгольский владыка о воинственности и многочисленности новгородцев и сильно укрепленном городе на Волхве. Хат Батый и его военачальники видели перед собой пример недель новгородской крепостицы, устоявшей против огромного войска в течение двух недель, и не хотели рисковать». Да, действительно силы монголов были ограничены. Скорее всего, их было не более 20 тысяч, измотанных тяжелыми боями. К этому времени монгольские войска были истощены в битве с русскими князьями на реке Сити. Не стоит забывать и о том, что покорив часть Руси, монголы должны были оставлять на ее территории своих людей. А ведь для успешного штурма такого большого и хорошо укрепленного города, как Новгород, монгольское войско должно было обладать перевесом сил над обороняющимися. А этого у Батыя не было. Вероятнее всего, такого же мнения придерживался и полководец монгольского войска Бурундай, который согласился не идти на приступ Великого Новгорода, а вместо этого укрепить свое поредевшее войско.

Приложение №3

Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.

«Летом 1238 года Батый послал отряд в Приднепровье. Татары «взяли копьем и избили весь Переяславль». Затем они обступили «в силе тяжце» Чернигов, взяли и сожгли его, истребив защищавшее его войско. Зимой 1239 года Батый послал отряд на север, чтобы покончить покорение Мордовской земли. Отсюда татары проникли в Муромскую область и сожгли Муром, а затем воевали по Волге и Клязьме. Это новое нашествие, по словам летописи, произвело «пополох» во всей Суздальской земле. Уцелевшие от прежнего погрома жители бросали свои дома и бежали, куда глаза глядят; преимущественно спасались в леса. На следующую зиму 1240 года сам Батый направился в Приднепровье. Татары взяли Киев, избили его защитников и до такой степени разорили город, что проезжавший шесть лет спустя монах Плано-Карпини насчитал в Киеве не более 200 домов. От Киева Батый направился на Владимир Волынский и по дороге взял несколько городов на Случи и Горыни; взяв Владимир и не оставив в нем ни одного живого человека, Батый направился на Галич и разорил также и этот город. Нет никаких сомнений, что этот опустошительный поток отделял от себя рукава в виде отдельных загонов. Летопись прямо говорит, что Батый, кроме вышеупомянутых городов, разорил и «иные грады многы, им же несть числа». 

«Падение столичного города Киевской Руси дало возможность Батыю начать наступление на Европу. Захватив Галицкую и Волынскую земли, монголы в январские дни 1241 года вступили на земли поляков, чехов, венгров и других народов. Возле Пешта, где находилась основные отряды монголов, были сосредоточены соединенные силы европейцев. Батый вел осаду города почти два месяца, но не отважился штурмовать крепость и отвел свои войска. Ослабленным боями за русские земли, монголам, в 1242 году ничего не оставалось, как положить конец нашествию на запад. Они возвратились в Поволжье, где было основано новое государство, Золотая Орда, вошедшее в империю монголов.
Овладеть огромной площадью, начиная Черным морем, и до Тихоокеанского побережья кочевники сумели по причине отличного устройства армии и раздробленности завоеванных стран.

Приложение №4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нашествие Батыя на Русь

Автор: Мукменева Анастасия Евгеньевна

Дата: 09.10.2021

Номер свидетельства: 588184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "презентация "Монгольское нашествие  на Русь" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-monghol-skoie-nashiestviie-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "200705"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428905250"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методическая разработка "Нашествие Батыя на Русь""
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-razrabotka-nashiestviie-batyia-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "297010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456132498"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь. "
    ["seo_title"] => string(74) "obrazovaniie-monghol-skogho-ghosudarstva-monghol-skoie-nashiestviie-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "202900"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429353017"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация  по  истории  "Монголо-татарское  нашествие" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-po-istorii-mongholo-tatarskoie-nashiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "114374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411471716"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Нашествие монголов на русь"
    ["seo_title"] => string(29) "nashiestviie_mongholov_na_rus"
    ["file_id"] => string(6) "460680"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1520174235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства