Просмотр содержимого документа
«" Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"»
Предмет: история
Тип урока: урок изучения нового материала
Класс: 7
Тема : Начало правления Ивана IV
Цель урока:
- познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, с причинами, основными направлениями и результатами реформ Избранной рады.
Задачи урока:
- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады .
- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.
Планируемые результаты
Метапредметные:
-использовать общие приёмы решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения;
-сопоставлять и обобщать факты;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.
Предметные:
-самостоятельно определять цели своего обучения;
-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Личностные:
-Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
- усваивать традиционные ценности многонационального российского общества;
-приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
Оборудование:
-История России. 7 класс. Учебник под ред. А.В.Торкунова, компьютер, тест, рабочие листы
Основные понятия и термины: венчание на царство, боярское правление, Избранная рада, Земский собор, приказы, Стоглав, стрельцы,
Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской,
1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве
1549 г.-Земский Собор, 1550 г. - принятие Судебника, 1551 г.- церковный собор
Ход урока
I. Организационный момент. ( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
II. Актуализация знаний
2.1.Фронтальный опрос:
-С образованием единого Российского государства определились его основные внешне-политические задачи. Перечислите их. (Борьба с Великим княжеством Литовским за западнорусские земли, получение выхода к Балтийскому морю - западное направление; защита южных рубежей государства от крымских набегов (южное направление); подчинение Казанского ханства (восточное)
2.2.Самостоятельное выполнение работы: тест по теме «Внешняя политика Российского государства в первой трети 16 века»
Выполняем следующее задание: Соотнеси события к персоналиям. (слайд №3)
1.Иван III а) автор путевых записей «Хождение за три моря»
2.Василий III б) принял титул «Государя всея Руси»
3.Иван IV в) представительница Византийской династии
4.Афанасий Никитин г) сделал гербом своего государства двуглавого орла
5.Софья Палеолог д) Взял Смоленск
А теперь вопрос:
-К какому деятелю не отнесено ни одно событие? (Ивану IV).
-Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Запись темы урока в тетрадь – слайд №4
План темы на слайде.
В ходе урока мы найдем ответ на вопрос:
– Почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV?
Боярское правление. Елена Глинская.
Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трёхлетнего сына Ивана, назначив для попечения о сыне опекунский совет - из 7 бояр. Постоянная борьба за власть между боярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взять управление государством в свои руки. Елена Васильевна (из рода князей Глинских) управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской? Как оценивают они её регентство?
Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлинённого лица. В столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярынь и княжон. Увидев её в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог её позабыть. Она была второй супругой Василия III, которому было 47 лет, когда он её встретил. Ему пришлось отправить в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову, от брака с которой у него не было детей.
Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляют за те реформы и твёрдый курс, которые она проводила, другие осуждают за излишнюю жестокость, с которой она расправлялась со своими врагами. (Юрий Дмитровский, Андрей Старицкий)
Реформы. Слайд№ 5
–Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счёта; введение
копейки).
– Единые для всех меры веса и длины
– Укрепление Москвы.
– Строительство стен Китай-города.
– Стабилизация отношений с Польшей и Швецией
- перемирие с Литвой (1537)
В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась. Очевидцы утверждали: вид покойной, положение её тела – всё ясно говорило, что умерла она в страшных конвульсиях и мучениях. Ходила молва, что её отравили.
«Вряд ли Елене дали быстродействующий яд… Это было бы слишком явным и опасным делом, - считает Л. Е. Морозова. – Великая княгиня, видимо, чахла постепенно. В последний год жизни она страдала от какого-то непонятного недуга: испытывала слабость, головокружение, тошноту. Это заставляло её часто отправляться в богомольные поездки по монастырям. Во время них она чувствовала себя много лучше, полагая, что её спасают истовые молитвы у чудотворных икон и мощей. На самом деле великая княгиня покидала дворец, где, видимо, находился источник хворобы, и это улучшало её здоровье. Но постоянно пребывать в разъездах она не могла и в конце концов умерла».
Настораживает спешка, с которой была похоронена Елена Глинская: погребение состоялось… в день её смерти, и родственникам едва дали проститься с покойной. Может, виновники её гибели торопились скрыть следы своего злодеяния? (В настоящее время уже доказано, что Елена Глинская умерла от отравления солями ртути. Это выяснилось при исследовании её останков.)
Вопрос классу:
-Что нового узнали из моего рассказа?
После смерти матери Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал, чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских груп-пировок – Шуйские, Бельские, Глинские. Они вели себя как хозяева – расхищали государственную казну, издевались над Иваном IV. Все это повлияло на характербудущего царя. Он стал жестоким и подозрительным. Однако Иван получил отличное образование, увлекался исторической литературой
Всем известно прозвище Ивана IV – Грозный.
Каким же он был? Как формировался его характер? От рождения он имел дурные качества или приобрёл их вследствие воспитания и обстоятельств? Мы найдём ответ на этот вопрос, выполнив следующее задание.
Задание: Работая с дополнительным материалом и п.2 параграфа 6 с.43, составьте психологический портрет юного царя и ответьте на поставленный вопрос .
-Какие черты личности Ивана IV для Вас положительны, а какие нет? Почему?
Венчание на царство. Избранная рада. Слайд №6
- Митрополит Макарий старался внушить молодому Ивану мысль о его особом предназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван должен принять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых, стать вровень с великими монархами мира.
16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха. (слайд)
- Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.
- В годы боярского правления резко ухудшилось положение народных масс. Злоупотребления бояр стали, в конечном счете, главной причиной восстания в Москве в 1547 году.
В этом же году произошел сильный пожар, в результате которого 80 тыс. москвичей остались без крыши над головой. Иван только тогда понял, насколько все серьезно и задумался о реформах
- Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой (совет)
-работа над понятием «Избранная рада» с.49 учебник Слайд №7
Вывод: Таким образом, после венчания на царство в 1547 году и создания Избранной рады началось самостоятельное правление Ивана IV Грозного.
И тут важно понять, каким было правление Ивана Грозного.
Реформы Избранной рады. Работа в группах. Выполнение задания
Учитель: 1549 год - первый в истории России Земский собор
Работа над понятием: - Прочитайте объяснение этому понятию с.49 учебника
«Земский собор» -собрание представителей от сословий всех русских земель для решения наиболее важных государственных вопросов. Слайд № 8
Вопрос классу:
- Вспомним, что такое РЕФОРМА? (преобразование, изменение)
1 группа: Судебная реформа .
2 группа: Церковная реформа.
3 группа: Военная реформа
4 группа: Реформа местного управления
Задание группам:1.Прочти пункты параграфа.
2.Заполни пропуски в таблице
3.Предоставь отчет о работе группы
Учитель: Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково значение реформ Избранной рады?
Предполагаемые ответы (реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства)
- Кроме этого в русской армии появились литые бронзовые пушки, легкие полевые орудия, тяжелые крепостные осадные орудия, например, Царь-пушка В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшее изобретение – гуляй-города – деревянные щиты, из которых можно было собрать стены от 2 до 10 км
IV. Закрепление полученных знаний
-Можем ли мы утверждать, что ответ на вопрос, “Почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV” , нашли.
Ответ:(В годы боярского правления ухудшилось положение народных масс, опустела казна, вспыхивали восстания, поэтому необходимы реформы
V. Рефлексия:
-Мы узнали…, Мы развивали…, мы воспитывали в себе…, мне понравилось…. Меня заинтересовало…, Я смог…
Оценивание (из листа оценивания)
-Оцените свою работу на уроке.
VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания: Слайд №9
для всех уч-ся: параграф 6, с.47-48 вопросы,
дополнительно для высокой оценки: с.49 вопросы 3, 4 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» на выбор.