kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 9 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для развития коммуникативных, творческих способностей, учебной мотивации, для активизации самостоятельной исследовательской работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")»

Сведения об авторе


Фамилия, имя, отчество - Мулюкин Василий Алексеевич

Район – Гагинский

Место работы - МАОУ «Гагинская СШ»

Должность – Учитель истории


Общая информация


УМК - Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобр. организаций. Ч.2 – М.: Просвещение, 2019.


Тема урока, урок 59 - «Первая российская революция»

Тип урока – Изучение нового материала.

Цель, задачи.

Цель – помочь учащимся осмыслить причины первой русской революции, ее характер, движущие силы, основные события и значение.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с причинами первой революции, ее основными событиями (их датами) и влиянием революции на ход российской истории начала 20 века, персоналиями (С. В. Зубатов, Г. А. Гапон), понятиями (советы).

- развивающие: способствовать формированию у учащихся умения анализировать исторические документы, сравнивать, систематизировать учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, развивать навыки работы в группе, коммуникативные навыки.

- воспитательные: воспитывать у учащихся ценностное отношение к урокам первой российской революции, понимание возможности альтернатив в развитии России в начале 20 века, значения политических преобразований времен революции в цивилизационном развитии России.

Предварительная подготовка учащихся: повторить особенности политического режима в России начала 20 века, национальной политики, положения основных социальных слоев населения Российской империи (дворянство, рабочие, крестьяне, буржуазия), программные установки консерваторов, либеральных и социалистических партий, понятие «зубатовский социализм».

Необходимое оборудование: учебное пособие, компьютер, мультимедийная установка, историческая карта «Революция 1905 – 1907».

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах), тексты исторических документов («Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи Николаю 2», «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка»).


Планируемые результаты урока


- личностные: учащиеся осознают уроки революционных событий 1905 года, приходят к выводу о значимости политических преобразований 1905 года для цивилизационного развития России.

- предметные: учащиеся раскрывают смысл понятия «советы», анализируют деятельность Г. А. Гапона, Николая 2 (в условиях революции), раскрывают причины революции (мотивы участия в ней различных социальных групп), ее характер и значение.

- метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);

б) познавательные УУД (способен выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию в виде моделей;

в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос учащихся, составление кластера, синквейна, организация работы с текстом в группах.


Литература и Интернет-ресурсы


Основная: Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобр. организаций. Ч.2 – М.: Просвещение, 2019.


Дополнительная:

Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция.

Пясковский А. В. Революция 1905 – 1907 годов в России.

Панкратова А. М. Первая русская революция 1905 – 1907 годов.

Интернет-ресурсы:

http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0060.shtml - Витте Сергей Юльевич. Царствование Николая 2

http://док.история.рф/20/petitsiya-rabochikh-i-zhiteley-sankt-peterburga/ - Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю 2

http://док.история.рф/20/vysochayshiy-manifest-ob-usovershenstvovanii-gosudarstvennogo-poryadka - Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка

http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

ЭОРы: фрагмент видеофильма о первой российской революции.




План проведения занятия


1.Организационный этап. (2 минуты)


Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.

Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.


2. Актуализация ранее усвоенных знаний (10 минут)


Учитель предлагает учащимся вспомнить значение понятия «модернизация», ее проявления в политической, духовной, социально-экономических сферах общественной жизни и назвать проблемы на пути модернизации российского общества в начале 20 века (для ответа учащиеся используют знания об особенностях политического режима в Российской империи начала 20 века, положении основных (в том числе этнических) групп населения Российской империи).


Учитель благодарит учащихся и предлагает вспомнить альтернативы общественного развития (реформы и революция), причины возникновения революций (ответы учащихся: «революция возникает в случае нежелания или неспособности органов государственной власти проводить реформы, отвечать потребностям различных социальных групп, предоставлять народу право участвовать в принятии политических решений», «в условиях отсутствия реформ «сверху» и модернизации политической сферы возникает революционное движение»).


Учитель предлагает учащимся подумать, каковы причины первой российской революции, какие слои и почему могли стать ее участниками.

Учащиеся называют в числе причин самодержавие, нерешенность социальных проблем (крестьянский, рабочий, национальный вопросы), неудачи во внешней политике.


Учитель дополняет, что в первой российской революции принимали участие представители буржуазии, дворянства. Учащиеся испытывают затруднения в определении мотивов участия этих групп в революции.


Учитель предлагает дополнить знания учащихся. Ученики совместно с учителем формулируют название темы урока («Первая российская революция»), план ее изучения: длительность, причины и характер, участники (их требования), основные события, итоги и значение.



3.Первичное усвоение новых знаний. (20 минут)


Учитель предлагает учащимся подумать, какие социальные группы населения Российской империи и почему готовы были участвовать в революции (определение причин, социального состава, характера). Учащиеся совместно с учителем вспоминают суть крестьянского вопроса, рабочего вопроса, национального вопроса, выявляют препятствия на пути развития передового капиталистического хозяйства (чрезмерное государственное вмешательство в экономику, экономическая зависимость крестьянства от земельной аристократии, общины) и рассуждают над вопросом: какими методами возможно было решить социально-экономические проблемы. Возможные ответы: «проведение социально-экономических реформ, инициированных правящим слоем («сверху»)», «на основе реформирования политического режима (перехода от самодержавия к демократическому правлению), позволяющего населению проявлять инициативу в планировании и проведении реформ, решении социально-экономических проблем», «в условиях, когда консервативное правительство воздерживалось от социально-экономических реформ, реформ политического режима, общество сделало ставку на революцию». По целям и основным движущим силам – организаторам революции (буржуазия, политические организации, представляющие ее интересы) – учащиеся совместно с учителем определяют характер революции – «буржуазно-демократический». Совместно с учителем учащиеся определяют, что кроме внутренних противоречий, объясняющих участие общества в революции, ее причинами стали неудачи во внешней политике (неэффективность действий в русско-японской войне). Вместе с учителем учащиеся определяют, что такое «зубатовский социализм», цели создания рабочих организаций под контролем правительства (полиции).


Учитель рассказывают о рабочей организации Г. А. Гапона, расстреле мирного шествия в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года. Учащиеся совместно с учителем изучают причины произошедшего события (по документу – требования, содержащиеся в петиции, соотношение экономических и политических требований), фиксируют понятие «кровавое воскресенье» и отмечают, что оно явилось поводом к революции.


Учитель предлагает учащимся просмотреть фрагмент видеофильма о революционных событиях 1905 – 1907 годов и выполнить задания: выделить социальные слои, участвующие в революции и факты, показывающие их участие в революции и форму участия (например, крестьяне и рабочие – участие в восстаниях, забастовках с экономическими и политическими требованиями, создание советов рабочих и крестьянских депутатов (учащиеся раскрывают значение понятия «советы» и дату создания первого совета – май 1905 в Иваново-Вознесенске); военные – восстания на флоте (броненосец «Потемкин», крейсер «Очаков»)). При ответе используют историческую карту. Совместно с учителем учащиеся анализируют содержание царского Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» по сформулированному плану (мотив принятия, содержание, значение для исторического развития Российской империи).


4.Первичное закрепление изученного материала. (5 минут)


Учитель предлагает учащимся составить кластер-схему, показывающую связь ключевых понятий, знаний внутри темы (например: первая российская революция – продолжительность – участники – мотивы участия социальных групп в революции – формы участия - основные события – итоги и значение), проверяет.

Ученики составляют кластер.



5. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)


Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Первая российская революция».

Ученики выполняют задание.


Учитель слушает ответы учеников, задает вопрос: «Какие уроки, на ваш взгляд, можно извлечь из событий первой российской революции?»

Ответы учащихся.


Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке, ее результативность, степень увлекательности и полезности урока по критериям (1- активность на уроке (высокая – 3 балла, средняя – 2, низкая – 1), 2 - степень усвоения материала (высокая – 3, средняя – 2, низкая - 1), 3 – способность объяснить материал товарищу («могу сам» - 3 балла, «могу, но с подсказкой» - 2, «затрудняюсь» - 1) и подсчитать баллы, чтобы определить текущий уровень успешности.

Учащиеся подсчитывают баллы, оценивают уровень собственной результативности на уроке.



6.Подведение итогов и постановка домашнего задания. (3 минуты)


Учитель совместно с классом оценивают степень результативности учащихся, выставляются оценки.


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы к теме 5 и индивидуальные задания (дифференцированно, по группам в зависимости от уровня подготовленности учащихся: 1 группе (послабее) – составить таблицу «Основные события первой российской революции», 2 группе (посильнее) – написать эссе на тему «Уроки первой российской революции».

Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")

Автор: Мулюкин Василий Алексеевич

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сценарий урока «Реформы П.А. Столыпина и их влияние на процессы российской модернизации»"
    ["seo_title"] => string(83) "stsienariiurokarieformypastolypinaiikhvliianiienaprotsiessyrossiiskoimodiernizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "275784"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452617554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства