Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")
Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")
Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 9 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для развития коммуникативных, творческих способностей, учебной мотивации, для активизации самостоятельной исследовательской работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории России (тема "Первая российская революция")»
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество - Мулюкин Василий Алексеевич
Район – Гагинский
Место работы - МАОУ «Гагинская СШ»
Должность – Учитель истории
Общая информация
УМК - Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобр. организаций. Ч.2 – М.: Просвещение, 2019.
Тема урока, урок 59 - «Первая российская революция»
Тип урока – Изучение нового материала.
Цель, задачи.
Цель – помочь учащимся осмыслить причины первой русской революции, ее характер, движущие силы, основные события и значение.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с причинами первой революции, ее основными событиями (их датами) и влиянием революции на ход российской истории начала 20 века, персоналиями (С. В. Зубатов, Г. А. Гапон), понятиями (советы).
- развивающие: способствовать формированию у учащихся умения анализировать исторические документы, сравнивать, систематизировать учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, развивать навыки работы в группе, коммуникативные навыки.
- воспитательные: воспитывать у учащихся ценностное отношение к урокам первой российской революции, понимание возможности альтернатив в развитии России в начале 20 века, значения политических преобразований времен революции в цивилизационном развитии России.
Предварительная подготовка учащихся: повторить особенности политического режима в России начала 20 века, национальной политики, положения основных социальных слоев населения Российской империи (дворянство, рабочие, крестьяне, буржуазия), программные установки консерваторов, либеральных и социалистических партий, понятие «зубатовский социализм».
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах), тексты исторических документов («Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи Николаю 2», «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка»).
Планируемые результаты урока
- личностные: учащиеся осознают уроки революционных событий 1905 года, приходят к выводу о значимости политических преобразований 1905 года для цивилизационного развития России.
- предметные: учащиеся раскрывают смысл понятия «советы», анализируют деятельность Г. А. Гапона, Николая 2 (в условиях революции), раскрывают причины революции (мотивы участия в ней различных социальных групп), ее характер и значение.
- метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);
б) познавательные УУД (способен выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию в виде моделей;
в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос учащихся, составление кластера, синквейна, организация работы с текстом в группах.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная: Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. История России. 9 класс: учебник для общеобр. организаций. Ч.2 – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная:
Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция.
Пясковский А. В. Революция 1905 – 1907 годов в России.
Панкратова А. М. Первая русская революция 1905 – 1907 годов.
Интернет-ресурсы:
http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0060.shtml - Витте Сергей Юльевич. Царствование Николая 2
http://док.история.рф/20/petitsiya-rabochikh-i-zhiteley-sankt-peterburga/ - Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю 2
http://док.история.рф/20/vysochayshiy-manifest-ob-usovershenstvovanii-gosudarstvennogo-poryadka - Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка
http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
ЭОРы: фрагмент видеофильма о первой российской революции.
План проведения занятия
1.Организационный этап. (2 минуты)
Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.
Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний (10 минут)
Учитель предлагает учащимся вспомнить значение понятия «модернизация», ее проявления в политической, духовной, социально-экономических сферах общественной жизни и назвать проблемы на пути модернизации российского общества в начале 20 века (для ответа учащиеся используют знания об особенностях политического режима в Российской империи начала 20 века, положении основных (в том числе этнических) групп населения Российской империи).
Учитель благодарит учащихся и предлагает вспомнить альтернативы общественного развития (реформы и революция), причины возникновения революций (ответы учащихся: «революция возникает в случае нежелания или неспособности органов государственной власти проводить реформы, отвечать потребностям различных социальных групп, предоставлять народу право участвовать в принятии политических решений», «в условиях отсутствия реформ «сверху» и модернизации политической сферы возникает революционное движение»).
Учитель предлагает учащимся подумать, каковы причины первой российской революции, какие слои и почему могли стать ее участниками.
Учащиеся называют в числе причин самодержавие, нерешенность социальных проблем (крестьянский, рабочий, национальный вопросы), неудачи во внешней политике.
Учитель дополняет, что в первой российской революции принимали участие представители буржуазии, дворянства. Учащиеся испытывают затруднения в определении мотивов участия этих групп в революции.
Учитель предлагает дополнить знания учащихся. Ученики совместно с учителем формулируют название темы урока («Первая российская революция»), план ее изучения: длительность, причины и характер, участники (их требования), основные события, итоги и значение.
3.Первичное усвоение новых знаний. (20 минут)
Учитель предлагает учащимся подумать, какие социальные группы населения Российской империи и почему готовы были участвовать в революции (определение причин, социального состава, характера). Учащиеся совместно с учителем вспоминают суть крестьянского вопроса, рабочего вопроса, национального вопроса, выявляют препятствия на пути развития передового капиталистического хозяйства (чрезмерное государственное вмешательство в экономику, экономическая зависимость крестьянства от земельной аристократии, общины) и рассуждают над вопросом: какими методами возможно было решить социально-экономические проблемы. Возможные ответы: «проведение социально-экономических реформ, инициированных правящим слоем («сверху»)», «на основе реформирования политического режима (перехода от самодержавия к демократическому правлению), позволяющего населению проявлять инициативу в планировании и проведении реформ, решении социально-экономических проблем», «в условиях, когда консервативное правительство воздерживалось от социально-экономических реформ, реформ политического режима, общество сделало ставку на революцию». По целям и основным движущим силам – организаторам революции (буржуазия, политические организации, представляющие ее интересы) – учащиеся совместно с учителем определяют характер революции – «буржуазно-демократический». Совместно с учителем учащиеся определяют, что кроме внутренних противоречий, объясняющих участие общества в революции, ее причинами стали неудачи во внешней политике (неэффективность действий в русско-японской войне). Вместе с учителем учащиеся определяют, что такое «зубатовский социализм», цели создания рабочих организаций под контролем правительства (полиции).
Учитель рассказывают о рабочей организации Г. А. Гапона, расстреле мирного шествия в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года. Учащиеся совместно с учителем изучают причины произошедшего события (по документу – требования, содержащиеся в петиции, соотношение экономических и политических требований), фиксируют понятие «кровавое воскресенье» и отмечают, что оно явилось поводом к революции.
Учитель предлагает учащимся просмотреть фрагмент видеофильма о революционных событиях 1905 – 1907 годов и выполнить задания: выделить социальные слои, участвующие в революции и факты, показывающие их участие в революции и форму участия (например, крестьяне и рабочие – участие в восстаниях, забастовках с экономическими и политическими требованиями, создание советов рабочих и крестьянских депутатов (учащиеся раскрывают значение понятия «советы» и дату создания первого совета – май 1905 в Иваново-Вознесенске); военные – восстания на флоте (броненосец «Потемкин», крейсер «Очаков»)). При ответе используют историческую карту. Совместно с учителем учащиеся анализируют содержание царского Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» по сформулированному плану (мотив принятия, содержание, значение для исторического развития Российской империи).
Учитель предлагает учащимся составить кластер-схему, показывающую связь ключевых понятий, знаний внутри темы (например: первая российская революция – продолжительность – участники – мотивы участия социальных групп в революции – формы участия - основные события – итоги и значение), проверяет.
Ученики составляют кластер.
5. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)
Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Первая российская революция».
Ученики выполняют задание.
Учитель слушает ответы учеников, задает вопрос: «Какие уроки, на ваш взгляд, можно извлечь из событий первой российской революции?»
Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке, ее результативность, степень увлекательности и полезности урока по критериям (1- активность на уроке (высокая – 3 балла, средняя – 2, низкая – 1), 2 - степень усвоения материала (высокая – 3, средняя – 2, низкая - 1), 3 – способность объяснить материал товарищу («могу сам» - 3 балла, «могу, но с подсказкой» - 2, «затрудняюсь» - 1) и подсчитать баллы, чтобы определить текущий уровень успешности.
Учащиеся подсчитывают баллы, оценивают уровень собственной результативности на уроке.
6.Подведение итогов и постановка домашнего задания. (3 минуты)
Учитель совместно с классом оценивают степень результативности учащихся, выставляются оценки.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы к теме 5 и индивидуальные задания (дифференцированно, по группам в зависимости от уровня подготовленности учащихся: 1 группе (послабее) – составить таблицу «Основные события первой российской революции», 2 группе (посильнее) – написать эссе на тему «Уроки первой российской революции».
Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.