I.Организационный момент. II. Постановка цели и задач урока. III. Усвоение новых знаний. | -Здравствуйте ребята, сегодня по плану у нас изучение нового материала, но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте отметим присутствующих и отсутствующих. Сегодня мы продолжим знакомиться с Русскими землями в середине XIII-XIV вв. И подробно рассмотрим значение битвы, которая превратила Москву в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Посмотрите на слайд 1 и скажите, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? -Совершенно верно, главная цель нашего урока – выяснить, смогла или нет Русь раз и навсегда сбросить с себя «оковы» Золотой Орды. Запишите в тетрадь тему урока. Посмотрите на ваше рабочее место, у каждого из вас лежит рабочий лист, который поможет вам ориентироваться в теме нашего сегодняшнего урока. По ходу изучения данной темы ваша задача будет заключаться в заполнении рабочего листа. (прил. 1) Слайд 2-3 изображения. Спокойно катят свои волны реки Дон и впадающая в него Непрядва, тянутся вдаль необозримые поля, пересеченные кое-где руслами старых, пересохших рек... Куликово поле! Одно из древнейших полей сражений, навечно вошедших в героическую историю борьбы за честь и независимость нашей Родины. На высоком Красном холме возвышается громадный памятник, сооруженный руками благодарных потомков -28 метровая колонна. Этот памятник посвящен Куликовской битве и славному полководцу Дмитрию Ивановичу Донскому, внуку Ивана Калиты. Слайд 4. В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле? (выделить причины победы русского войска) Перелистаем в памяти славные страницы истории, связанные со знаменитой Куликовской битвой... Отсчет движения Руси к Куликовской битве можно начать с 1362 года. На великом княжении окончательно утвердился Дмитрий Иванович и в это время летописцы заметили в Золотой Орде темника Мамая. Развитие русско-ордынских отношений во 2-й половине XIV в. свидетельствует о приближении решительной битвы между Русью и Золотой Ордой. - Как вы считаете, в чем заключалась сложность этих отношений? Дмитрий был хорошо осведомлен о состоянии войска Мамая и его планах. Видя возвышение Москвы, татары решили нанести удар по главному противнику. Слайд 5. Дмитрий Иванович имел весьма точные сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайло и рязанском князе Олеге, который проявил низость и предательство по отношению к Родине. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. На военном совете было принято решение переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле. В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно. Слайд 6. Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу. Слайд 7. В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия. -Объясните, каково значение деятельности Сергия Радонежского? В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы. Слайд 8. Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой туман. Дмитрий Иванович объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась. Слайд 9. По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских - Пересвет, а со стороны татар - Челубей. Слайд 10. Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней. А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. Видеоматериал (анимированная карта «Куликовская битва», продолжительность 2:21 мин.) Слайд 11. Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек. -Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает? Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. -Как вы считаете, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань. -Так какое же значение имела Куликовская битва? -Какова роль Дмитрия Донского? Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского. Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков... | -Слушают учителя, настраиваются на работу. -Смотрят на доску и отвечают: речь на сегодняшнем занятии пойдет о продолжении противоборства между русскими князьями и Ордой. -Записывают тему урока. -Смотрят на доску. -Слушают учителя. -Смотрят на доску. Читают слова К.Ф. Рылеева. -ответы учащихся: отказ Дмитрия Ивановича в уплате дани, разгром татар в битве на р. Воже. -Смотрят на доску и слушают учителя. -Смотрят на доску -Ответ учащихся: церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве. -Смотрят на доску. -Смотрят на доску. -ответы учащихся. Учащиеся заполняют рабочий лист. Ответы учащихся: Москва стояла во главе борьбы против врагов. Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин. Умелые действия разведки русского войска. Правильный выбор места битвы. Умелое построение русского войска. Ожесточенность битвы. Русские воины стоят насмерть. -ответы учеников: 1. Битва имела огромное политическое и психологическое значение: еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель. 2. вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. 3. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. 4. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси. - ответы учащихся: сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей перед решающей схваткой, примирить самые острые противоречия, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения. Предметные УУД: способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |