Проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР) Работа с картой (МР) Слайд№1 Постановка учебных задач (ЛР) Мотивация к учебной деятельности (ЛР) Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Слайд №2 (вариант таблицы) Активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи (ЛР) | Ребята: с какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? - Кто такие праславяне? - Когда и где проживали праславяне? - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? - Когда и на кого разделились балтославянские племена? - Когда и на кого разделились балтославянские племена? - Какую территорию занимали славяне? - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. - Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы. Знакомит с темой урока. - Подумайте и, опираясь на название темы урока, попробуйте ответить, что мы должны сегодня узнать на уроке? Восточнославянские племена жили в окружении разных народов, отличавшихся как этнически, так и по степени своего развития. Как вы думаете, какую проблему урока нам предстоит решить? Формулировка проблемы: Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития? Запись проблемы на доске Для того чтобы решить проблему урока, давайте разделимся на группы и попробуем заняться исследованием нашего вопроса по документам и дополнительным источникам. Для удобства можно составить таблицу и вносить в нее полученные сведения. Распределяет задания между группами. Предлагает познакомиться с дополнительными источниками информации (документами) Работа ведется по документам, которые раздаются по группам. Первая группа получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Вторая группа получает раздаточный материал (№ 4). Третья группа получает раздаточный материал (документы №5) | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Восточные славяне Древние предки славян В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад Балтославянская индоевропейская языковая группа В V веке до н.э. на балтов и славян Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток Соседи восточных славян Формулируют учебные задачи. Работают с книгой, отвечают на вопрос. Формулируют проблему. Записывают проблему в тетрадь. Воспринимают задание, уточняют |
Умеют самостоятельно контролировать свое время и управлять им (ЛР) | Контролирует время выполнения самостоятельной работы. Организует работу с дополнительными источниками. Обращает внимание на новые понятия. Работа 1 группы: Используя документ(№1,2,3), электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, о контактах с финоугорскими племенами, чем они занимались, какую религию исповедовали. Работа 2 группы: Используя (документ№4) дополнительную литературу, электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, о контактах славян с балтами их занятиях, места их заселения религии. Работа 3 группы: Используя (документ №5) дополнительную литературу, электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, как складывались отношения славян со скифами, места их заселения, основные занятия, религия. | Обсуждение в группе собранной информации. Составление плана рассказа. Работают с дополнительным материалом |
Слайд №3. Раскрывает понятие « дань» Слайдом № 4. Раскрывает понятие «городище» Слайд №5. Раскрывает понятие «колонизация» Работа по карте в парах | Демонстрация 1 группы Предполагаемый ответ: Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь) Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор - Финноугорские племена. а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян. б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания. в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье. Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение У славян уже были вои названия – топор, соха, борона а) Охота (зубр) б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин. в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши. Религия- язычество. Демонстрация 2 группы Предполагаемый ответ: На северо-западе проживали балты (балтийские народы). Литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы. Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов. Религия – язычество. Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля. Демонстрация 3 группы Предполагаемый ответ: ) В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». Занятиями было скотоводство, земледелие, ремесло На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя. Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания. | У доски вся группа (работают по карте показывают места заселения) Вопросы задают представители других групп У доски вся группа (работа по карте – показывают места заселения) Вопросы задают представители других групп У доски вся группа (работа по карте – показывают места заселения) Вопросы задают представители других групп Объясняют значение новых понятий. Понятия записываются в тетрадь, представителями всех групп. |
Рефлексия. Интерактивный тест | Соседи восточных славян 1. Религия иудаизм получила распространение А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии 2. Во главе Тюркского государства находился: А) царь Б) каган В) император 3. В бога грома Перкуня верили: А) гунны Б) финноугры В) скифы 4. Столицей Византийской империи был город: А) Константинополь Б) Казань В) Рим 5. Авары в основном занимались: А) скотоводством Б) торговлей В) военными походами 6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется: А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань 7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к: А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г. 8. Путь «из варяг в греки» соединял: А) Скандинавский полуостров с Византийской империей Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом В) Византийскую империю с Волжской Булгарией Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом 9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским: А) мурома Б) весь В) литва Г) меря 10. Поляне платили дань: А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. |