kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Соседи восточных славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соси восточных славян. Их местонахождение, занятия, уровень развития, отношения с восточными славянами. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Соседи восточных славян"»






Открытый урок по истории

с использованием

информационно – коммуникативных технологий





Учитель: Анисимова Ольга Николаевна

Класс: 6

Дата проведения: 09. 09. 2020 г.






























Урок истории в 6 классе



Учитель

Анисимова О.Н.

Тема урока

Соседи восточных славян

Цель урока:

Рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях.


Задачи урока:

образовательные: - продолжить формирование комплекса умений необходимых для работы с учебником, картой, словарём, историческими документами;

развивающие: способствовать развитию умений анализировать исторические источники тексты работать в группе, решать познавательные задачи.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к соседним народам России.

Методическое обеспечение

  1. Примерные рабочие программы и тематическое планирование курса истории России 6-10 класс. А.А.Данилов., О.Н. Журавлева.,И.Е.Барыкина. М. «Просвещение» 2020г.

  2. Учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. «История России» авторы: Н.М. Арсентьев., Данилов А.А., М «Просвещение» 2018г.

  3. История России 6 класс. Рабочая тетрадь автор – составитель А.А. Данилов. М. «Просвещение» 2018г.


Образовательные ресурсы

  1. Видеофрагменты: [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt:

//www.byzfntium.ru/

  1. Презентация « соседи восточных славян», подготовленная учителем

  2. Карточки, тесты для проверки д/з. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/node/1379248

Оборудование.

  1. Интерактивная доска (экран)

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Карта « соседи восточных славян в VI-IX в.»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


Мировоззренческая идея

Человеческое общество – единое целое и каждый народ вносит свой неповторимый вклад в его развитие.

Программное содержание

Межэтнические контакты и взаимодействия.

План изучения нового материала

1. Жители лесной полосы Восточной Европы

2. Тюркский и Аварский каганаты

3. Хазарский каганат

4. Волжская Булгария и Византия

Основные понятия

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов,

Колонизация, - заселение, освоение пустующих земель,

Городище — территория, защищенная рвами и земляными валами,

Каган — титул главы государства у древних тюркских народов,

Ханы — главы племен, вошедших в состав тюркского государства,

Каганат — государство тюркоязычных племен, во главе которого стоит каган


Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок-исследование


Технология

Информационно - коммуникативная

Мизансцена урока

3 группы по 4 человека

Домашнее задание

На основе текста §2, составить рассказ на тему: « Путешествие в Византию, Хазарский или Аварский каганат».





Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)


  1. Приветствие




  1. Проверка отсутствующих


  1. Проверка готовности к уроку




  1. Психологический настрой на урок: командный дух, представление командиров групп

Приветствуют стоя, организуют свое рабочее место

Староста или дежурный

Учебник, тетради, канцелярские принадлежности, рабочие листы (Приложение 1)

  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

Проявляет

интерес к изучаемой теме (ЛР)
























Работа с картой (МР)








Слайд№1 Постановка учебных задач (ЛР)


Мотивация к учебной деятельности (ЛР)










Поиск решения проблемы

(открытие нового знания)






Слайд №2 (вариант таблицы)

Активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи (ЛР)





Ребята: с какими племенами мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто такие праславяне?

  1. - Когда и где проживали праславяне?

  2. - К какой языковой группе относились народы Восточной Европы?

  3. - Когда и на кого разделились балтославянские племена?

  4. - Когда и на кого разделились балтославянские племена?







- Какую территорию занимали славяне?

  1. - На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?

  2. - Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э.

- Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.


Знакомит с темой урока.

- Подумайте и, опираясь на название темы урока, попробуйте ответить, что мы должны сегодня узнать на уроке?


Восточнославянские племена жили в окружении разных народов, отличавшихся как этнически, так и по степени своего развития.


Как вы думаете, какую проблему урока нам предстоит решить?



Формулировка проблемы:

Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?

Запись проблемы на доске


Для того чтобы решить проблему урока, давайте разделимся на группы и попробуем заняться исследованием нашего вопроса по документам и дополнительным источникам. Для удобства можно составить таблицу и вносить в нее полученные сведения.

Распределяет задания между группами. Предлагает познакомиться с дополнительными источниками информации (документами)

Работа ведется по документам, которые раздаются по группам. Первая группа получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Вторая группа получает раздаточный материал (№ 4). Третья группа получает раздаточный материал (документы №5)


Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Восточные славяне

Древние предки славян

В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Балтославянская индоевропейская языковая группа

В V веке до н.э. на балтов и славян

Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря

Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне

От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток




Соседи восточных славян












Формулируют учебные задачи.





Работают с книгой, отвечают на вопрос.


Формулируют проблему.



Записывают проблему в тетрадь.




Воспринимают задание, уточняют
















  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)



Умеют самостоятельно контролировать свое время и управлять им (ЛР)



















































Контролирует время выполнения самостоятельной работы. Организует работу с дополнительными источниками. Обращает внимание на новые понятия.




Работа 1 группы:

Используя документ(№1,2,3), электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, о контактах с финоугорскими племенами, чем они занимались, какую религию исповедовали.


Работа 2 группы: Используя

(документ№4) дополнительную литературу, электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, о контактах славян с балтами их занятиях, места их заселения религии.


Работа 3 группы: Используя (документ №5) дополнительную литературу, электронный ресурс: htt: // www.byzfntium.ru/ и текст учебника, выяснить, как складывались отношения славян со скифами, места их заселения, основные занятия, религия.




















Обсуждение в группе собранной информации.





Составление плана рассказа.

Работают с дополнительным материалом









  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)


Слайд №3.















Раскрывает понятие « дань»












Слайдом № 4.



Раскрывает понятие «городище»







Слайд №5.









Раскрывает понятие «колонизация»


















Работа по карте в парах






























































Демонстрация 1 группы

Предполагаемый ответ:

Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь) Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор -

Финноугорские племена.

а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.

б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.

в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.


Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение

У славян уже были вои названия – топор, соха, борона


а) Охота (зубр)

б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.

в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.

Религия- язычество.






Демонстрация 2 группы

Предполагаемый ответ:

На северо-западе проживали балты (балтийские народы). Литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.

Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.

Религия – язычество.

Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.



Демонстрация 3 группы

Предполагаемый ответ: )


В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс». Занятиями было скотоводство, земледелие, ремесло















На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.

Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв. При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.





У доски вся группа

(работают по карте показывают места заселения)


Вопросы задают представители других групп






















У доски вся группа

(работа по карте – показывают места заселения)


Вопросы задают представители других групп











У доски вся группа

(работа по карте – показывают места заселения)





Вопросы задают представители других групп


Объясняют значение новых понятий.

Понятия записываются в тетрадь, представителями всех групп.














































  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Первичное осмысление и закрепление знаний.

- вернемся к проблеме урока:

Можем ли мы теперь ответить на вопрос? Благоприятное ли было окружение славян для дальнейшего развития?

Предполагаемый ответ:

Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами.

Это позволило в дальнейшем создать свое государство

 

Отвечают на проблемный вопрос.


Рефлексия.

Интерактивный тест

Соседи восточных славян

1. Религия иудаизм получила распространение

А) в Тюркском каганате Б) в Византии В) в Хазарии


2. Во главе Тюркского государства находился:

А) царь Б) каган В) император


3. В бога грома Перкуня верили:

А) гунны Б) финноугры В) скифы


4. Столицей Византийской империи был город:

А) Константинополь Б) Казань В) Рим


5. Авары в основном занимались:

А) скотоводством Б) торговлей

В) военными походами


6. Натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов называется:

А) оброк Б) барщина В) торг Г) дань


7. Первое, известное нам нападение Руси на Константинополь относится к:

А) 907 г. Б) 680 г. В) 860 г. Г) 911 г.


8. Путь «из варяг в греки» соединял:

А) Скандинавский полуостров с Византийской империей

Б) Скандинавский полуостров с Тюркским каганатом

В) Византийскую империю с Волжской Булгарией

Г) Волжскую Булгарию со Скандинавским полуостровом


9. Какое из данных племён не относится к финно-угорским:

А) мурома Б) весь В) литва Г) меря


10. Поляне платили дань:

А) хазарам Б) варягам В) булгарам Г) веси

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Домашнее задание

На основе текста §3, составить рассказ на тему:

« Путешествие в Византию, Хазарский и Аварский каганат».»



Приложение 1

Дополнительный материал для работы 1 группы»



Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».


Документ № 2

Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.

Народы

Слова, заимствованные русским языком

финны

Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)

саамы

Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)

карелы

Пурга, нодья (лесной костер)

коми

Нарта (1526 г.), пимы (валенки)

(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)


Документ № 3

Контакты финноугорских народов со славянами.

«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)


Приложение 2

Дополнительный материал для работы 2 группы»






Документ №4

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины

белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки

Лит: дегугцас, дегти-«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).


Приложение 3

Дополнительный материал для работы 3 группы»





Документ № 5


Геродот о народах Северного Причерноморья

«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»

В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».


Приложение 4

Таблица



Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.

Государства

Место расположения, время

Управление,
религия

Основные
занятия

Итог

Тюркский
каганат

от Монголии до
Р.Волга
VI в.

каган

кочевники-ско-
товоды, военные походы

распад
середина VII в.

Аварский
каганат

на территории
современной
Венгрии

каган,
племенная
верхушка

кочевники-
скотоводы,
набеги

VII в.
поражение от
Византии

Хазарский
каганат

Нижнее Поволжье,
Северный Кавказ, Приазовье, до
Днепра

хан
столица – Итиль

язычество,
иудаизм

кочевники-
скотоводы,
набеги

VIII в. брали
дань с
восточных
славян

Волжская
Булгария

ханство
(царство)

Среднее Поволжье

хан

ислам

земледелие, скотоводство

Xв.- зависимость от
хазар

XII в.подчинили
племена башкир

Византийская
империя

Балканский п-ов,
Малая Азия, Сирия,
Палестина, Египет

Император
(василевс)

земледелие,
ремесло,
торговля

могущественная
империя









 Приложение 5

Картографический материал



Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние



Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».


По­яс­не­ние.

Не­стор на­зы­вал этот путь «из варяг в греки».


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние


На­пи­ши­те на­зва­ние от­ме­чен­но­го на карте пути.

По­яс­не­ние.

На карте Древ­ней Руси изоб­ра­жен тор­го­вый путь из варяг в греки, ко­то­рый про­хо­дил по рекам Рус­ской рав­ни­ны.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Соседи восточных славян"

Автор: Анисимова Ольга Николаевна

Дата: 01.10.2020

Номер свидетельства: 558913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект к уроку "Восточные славяне" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-k-uroku-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "111620"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407681365"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока истории " Формирование древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-istorii-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "234921"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443547291"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства