kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории России "Иван IV. Внутренняя политика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка максимально реализует методический аппарат данного учебного пособия. Рубрика "Практикум" нацелена на развитие универсальных учебных действий. Вместе с тем, привлекаю материал пособия В.М. Хачатурян "История мировых цивилизаций". Во втором блоке урока использую любимый прием - путешествие во времени - "побывать в шкуре" современника исторической эпохи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России в 10 классе — копия — копия»

Конспект урока по истории России в 10 классе

Тема урока: Иван IV. Внутренняя политика.

Тип урока: урок-исследование

Урок нацелен на:

  • Формирование регулятивных УУД: развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности , определение необходимых действий в соответствии с учебной и познавательной задачей, принятие решений в учебной ситуации.

  • Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, строение рассуждений на основе сравнения

  • Продолжение формирования интереса к активному преобразованию учебного материала (анализ, создание образа, словесного продукта).

  • Формирование коммуникативных УУД: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

Нравственный потенциал урока в работе с характеристикой личности Ивана Грозного, в вербализации эмоционального впечатления, оказанного источниками.

Визуальный ряд: репродукция картины Васнецова В.М. ‹‹Царь Иван Васильевич Грозный››; оформление доски; учебное пособие «История мировых цивилизаций», автор Хачатурян В.М.

Продолжительность урока – 2 часа

Ход урока

В начале урока напоминаю учащимся об опережающих заданиях, которые были ими получены:

  1. Группа ‹‹историков›› работала с историческими источниками. Аспект поиска – личность Ивана IV и характеристика его деятельности.

  2. Остальные учащиеся были ориентированы на выполнение творческого задания ‹‹Я – современник Ивана IV (участник или свидетель событий)››.

I. Работа с высказываниями

На доске портрет Ивана Грозного и запись цветным мелом двух высказываний – характеристик:

  1. ‹‹… завершил дело, начатое его отцом и дедом, - со страстной настойчивостью и жестокостью он разломал обветшалый застой удельной Руси, разгромил вотчинников – князей и самовластное боярство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха ››

  2. ‹‹Грозный – громкое ничтожество. Слава этих деяний принадлежит не царю, а партии бояр… Не принимал никакого участия в управлении, а когда вышел из-под опеки мудрых советников и начал действовать самостоятельно, то не сделал ничего замечательного»























Погодин.





Обращаю внимание учащихся на доску.

Постановка учебной задачи.

Ребята, ознакомившись с высказываниями, подчеркивают, что они представляют противоположные точки зрения.

Значит личность и его деятельность также были противоречивыми.









Формулируется главная цель урока: провести исследование природы противоречивости личности Ивана IV и его политики.

II. Вспоминаем фильм ‹‹Иван Васильевич меняет профессию››.

Предлагаю ребятам воспользоваться изобретением главного героя и на машине времени совершить путешествие в XVI век. ‹‹Складываем мозаику›› из зарисовок ‹‹Я – современник Ивана Грозного››.

Учащиеся представили:

а) Анастасия Захарьина, первая жена Ивана IV. После зарисовки комментарий о влиянии этой женщины на Грозного – человека и царя.

б) Иван Грозный в детстве. Комментарий – как борьба боярских кланов за власть формировала характер будущего царя.

в) Малюта Скуратов. Комментарий… и т.д.

Работу с мозаикой завершает группа ‹‹историков››, привлекая высказывание Соловьёва С.М.:

‹‹Своекорыстие, презрение общего блага жизни и чести ближнего сеяли Шуйские с товарищами: вырос Грозный››

III. Актуализация ранее изученного материала. Диктант.

Цель: т.к. Иван IV ‹‹завершил дело, начатое его отцом и дедом…›› (ещё раз обращаю внимание на доску, содержание компонентов диктанта должно акцентировать значимость этого ‹‹дела››)

Диктант

  1. 1.А) Образование Киевской Руси

  2. Б) съезд князей в Любече

  3. В) порядок наследования княжеской власти, оставленный Ярославом Мудрым

  4. Г) церковь, независимая от константинопольского патриарха

  5. Д) первый собиратель русских земель

  6. Е) первый этап закрепощения крестьян

  7. 2. А) Конец ига монгола-татар

  8. Б) появился символ государственной власти

  9. В) изменилось название государства

  10. Г) супругу Ивана III звали

  11. Д) княжество, подчинившееся московскому князю со второй попытки

  12. Е) органы централизованного управления

  13. Ж) вместо дружин создаётся единая военная организация

  14. В тетрадях у ребят появляются следующие записи

  15. 882г.

  16. 1097г.

  17. ‹‹по старшинству››

  18. Автокефальная

  19. Иван Калита

  20. Судебник 1497г.

  21. 1480г.

  22. Герб

  23. Россия

  24. Софья Палеолог

  25. Новгород

  26. Приказы

  27. Московское войско

  1. Работа с диктантом завершается проверкой (самоконтроль), формулируется задание: какая логика просматривается в наборе компонентов варианта- 1 и варианта – 2?

  2. Учащиеся отмечают, что в I комплекте просматриваются этапы развития Русского государства, а во II – значимые компоненты правления Ивана III.

  3. Вывод: это ‹‹фундамент››, на котором продолжил строительство государства и, вообще, внутреннюю политику Ивана IV.

  4. IV. Работа с информационным источником (учебное пособие ‹‹История России с древнейших времен до конца XIX века» под ред. Загладина Н.В. и Сахарова А.Н. Параграф №32).

  5. Задание. Сравнить структуру государственной власти при Иване III и Иване IV. Учащиеся сравнивают, делают выводы. Вывод: изменен статус Боярской думы – «она задвинута на задний план». Царем формируется Избранная рада, она начинает проведение значимых реформ. В России появляется Земский собор, корректируется форма правления: государство превращается в сословно-представительную монархию.

  6. V. Опричина.

  1. Информация об опричнине восстанавливается в памяти учащихся в ходе диалога (причины, в чем выразилась, итоги, последствия)

  2. Группа ‹‹историков›› даёт оценку опричнины. Привлекаются источники следующих авторов:

  3. А) Соловьев С.М., Карамзин Н.М.

  4. Б) Платонов С.Ф.

  5. В) Покровский М.Н.

  6. Г) Каштанов С.М., Зимин А.А.

  1. VI. Этапы закрепощения крестьян.

  2. А) с материалом о Судебнике 1550г. Учащиеся знакомятся по учебному пособию.

  3. Задание: сравнить содержание Судебников (как оформление этапов закрепощения) 1497 и 1550г.; сделать вывод.

  4. Б) К этапу закрепощения крестьян 1581г. (указ о ‹‹заповедных›› летах) выходим как к одному из последствий опричнины. Как?

  5. Задание: представьте себя помещиком - владельцем крепостных крестьян.

  6. Закончилась опричнина, много земель опустошено, крестьяне бегут…

  7. VII. Последний блок урока - ‹‹Власть››

  8. Работа с информационным источником (ученое пособие ‹‹История мировых цивилизаций›› под ред. Хачатурян В.М.)

  9. Задание: глава 7 параграф 2

  1. Прочитайте текст, проанализируйте его. В чём сходства и различия во взглядах А. Курбского и И. Пересветова на взаимоотношения власти и общества.

  2. Группа ‹‹историков›› знакомит с мнением Ивана Грозного о царской власти.

  1. VIII. Возвращение к учебной задаче. Рефлексивный контроль.

  2. Учащиеся защищают содержательную модель урока в произвольной форме (это может быть схема, рисунок, символ), где должна просмотреться противоречивость личности Ивана Грозного и его политики.

  3. IX. Итоги урока. Выставление оценок. Творческое домашнее задание:

  4. Какой могла быть внутренняя политика России этого периода, если бы её проводил не Иван Грозный?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории России "Иван IV. Внутренняя политика".

Автор: Матиуца Зинаида Михайловна

Дата: 11.03.2019

Номер свидетельства: 502526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства