kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иван Грозный. Война за выход к Балтийскому морю и ее итоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с внешней политикой России, проводимой Иваном Грозным; о целях и задачаз, стоящих перед страной во второй половине XVI века и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иван Грозный. Война за выход к Балтийскому морю и ее итоги»

Тема урока: Внешняя политика России во второй половине XVI века. Ливонская война.

Цели и задачи: познакомить с особенностями внешней поли­тики России во второй половине XVI в.; характеризовать цели и задачи России в Ливонской войне.; описывать в динамике территориальные границы России.

Планируемые результаты:

предметные: применять основные хронологические понятия и термины; использовать сведения из исторической карты как источника информации; показывать на исторической карте территории при­соединенных к России ханств, а также территорию России после окончания Ливонской войны; называть народы, которые вошли в состав Российского государства в XVI в.;

метапредметные УУД

1) коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей комму­никации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

2) регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать вари­анты решения поставленных задач; предвидеть конечные резуль­таты работы; выбирать средства достижения цели;

3) познаватель­ные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навы­ки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; пред­ставлять результаты своей деятельности;

личностные УУД: форми­ровать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, карты: «Российское государство во второй половине XVI в.», картинки , «Ливонская война». карточки с заданиями

Тип урока: комбинированный

Ход уроков

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Закрепление материала по изученной теме «Внутренняя политика Ивана IV. Игра « Впиши даты». Называю вопрос. Дети молча выходят к доске и пишут в клеточки дату. В конце проверяем.

А) дата правления Ивана IV.

Б) в каком году он был венчан на царство

В)дата созыва Земского собрания

Г) когда был принят Судебник

Д) дата проведения Стоглавого собора

Е) дата присоединения Астраханского ханства

Ж) дата присоединения Казанского ханства

З) дата завоевания Сибири

И) битва при Молоди

- Слово учителя: Осталась не заполненной одна клеточка. Вы ее заполните после изучения нового материала.



1533-1584

1547

1549

1550

1572

1551

1552

1556

1581-1584

?



2) устные сообщения по теме «Внешняя политика Ивана IV».(Завоевание, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств)

3) развитие читательской грамотности. Найти словесное соответствие текста иллюстрации (картины на столах) «Взятие Казани».

III. Формирование новых понятий, знаний.

Слово учителя: О ком эти слова? «Вступив на престол малолетним юнцом, Он был беззащитен к интригам. Отравлена мать, и беснуется Шуйский, надменный к державным веригам. Он Астрахань взял, Сибирь покорил, Стоглавый собор для дел учредил Затем он опричнину вводит в стране И губит невинные жизни»

- Мы продолжим изучение периода правления Ивана Грозного. После удачных походов на восток, он обратил свой взор на Запад.

  1. Слово учителя. Мотивационный момент. Современник Ивана Грозного английский дипломат Джером Горсей утверждал, что первый российский царь «расширил значительно свою державу во всех направлениях и этим укрепил населенную и многочисленную страну… Столь обширны и велики стали его владения, что они едва ли могли управляться одним правительством и должны были распасться опять на отдельные княжества и владения, однако под его единодержавной рукой монарха они остались едины, что привело его к могуществу, превосходившему всех соседних государей. Именно это было его целью, и все им задуманное осуществилось».

  2. Работа с картой. Ребята, посмотрите на карту России в середине XVI века и в конце XVI века. Что вы можете сказать о территории страны? Какие территории вошли в состав Российского

Государства?

  1. Знакомство с новой темой « Ливонская война». Работа с картой, презентацией.

Ливонская война 1558-1583 годов

Ливонская война длилась с 1558 по 1583 года. В ходе войны Иван Грозный стремился получить доступ и захватить портовые города Балтийского моря, что должно было существенно улучшить экономическое положение Руси, за счет улучшения торговли. В данной статье мы поговорим кратко о Левонской войне, а также обо всех ее аспектах.

Начало Ливонской войны

Шестнадцатое столетие было периодом беспрерывных войн. Российское государство стремилось обезопасить себя от соседей и вернуть земли, которые ранее входили в состав Древней Руси.

Войны велись по нескольким направлениям:

  • Восточное направление ознаменовалось покорением Казанского и Астраханского ханств, а также началом освоения Сибири.

  • Южное направление внешней политики представляло извечную борьбу с Крымским ханством.

  • Западное направление – события длительной, тяжёлой и очень кровопролитной Ливонской войны (1558–1583 гг.), о которой и пойдёт речь.

Ливония – регион в восточной Балтии. На территории современной Эстонии и Латвии. В те времена существовало государство, созданное в результате крестоносных завоеваний. Как государственное образование, оно было слабым из-за национальных противоречий (прибалтийцы были поставлены в феодальную зависимость), религиозного раскола (туда проникла Реформация), борьбы за власть среди верхушки.

Карта Ливонской войны


Причины начала Ливонской войны

Иван 4 Грозный начал Ливонскую войну на фоне успехов своей внешней политики на других направлениях. Русский князь-царь стремился отодвинуть границы государства на запад, чтобы получить доступ к судоходным районам и портам Балтийского моря. И Ливонский Орден дал русскому царю идеальные причины для начала Ливонской войны:

  1. Отказ от уплаты дани. В 1503 году к Ливнской Орден и Русь подписали документ, согласно которому первые обязывались выплачивать городу Юрьев ежегодную дань. В 1557 году Орден от этого обязательства единолично устранился.

  2. Ослабление внешнеполитического влияния Ордена на фоне национальных разногласий.

Говоря о причине, отметим, что Ливония отделяла Русь от моря, блокировала торговлю. В захвате Ливонии были заинтересованы крупные купцы и дворяне, которые желали присвоить новые земли.

Ход войны и основные события . Запись детей в тетрадях, оформление таблицы

Ливонская война велась с большими перерывами и исторически разделяется на четыре этапа.

Первый этап войны

На первом этапе (1558–1561) боевые действия велись относительно успешно для России. Русская армия в первые месяцы захватила Дерпт, Нарву и была близка к захвату Риги и Ревеля. Ливонский Орден находился на краю гибели и просил перемирия. Иван Грозный согласился на 6 месяцев остановить войну, но это было огромной ошибкой. За это время Орден перешел под протекторат Литвы и Польши, в результате чего Россия получила не 1-го слабого, а 2-ух сильных противников.

Самым опасным противником для России была Литва, которая на тот момент могла в некоторых аспектах превосходить Российское царство по своему потенциалу. Более того, крестьяне Прибалтики были недовольны новоприбывшими русскими помещиками, жестокостями войны, поборами и другими бедствиями.

Второй этап войны

Второй этап войны (1562–1570) начался с того, что новые хозяева ливонских земель потребовали от Ивана Грозного вывести войска и отказаться от Ливонии. Фактически было предложено, чтобы Ливонская война прекратилась, и Россия осталась ни с чем по ее итогам. После отказа царя сделать это война для России окончательно превратилась в авантюру. Война с Литвой продолжалась 2 года и была неудачной для Российского Царства. Конфликт можно было продолжать лишь в условиях опричнины, тем более что боярство было против продолжения боевых действий. Ранее, за недовольство Ливонской войной, в 1560 г. царь разогнал «Избранную Раду».

Именно на этом этапе войны Польша и Литва объединились в единое государство – Речь Посполитая. Это была сильная держава, с которой приходилось считаться всем, без исключения.

Третий этап войны

Третий этап (1570–1577) – это бои местного значения России со Швецией за территорию современной Эстонии. Они закончились без каких-либо значимых результатов для обеих сторон. Все бои носили локальный характер и никакого существенного влияния на ход войны не имели.

Четвертый этап войны

На четвёртом этапе Ливонской войны (1577–1583) Иван IV вновь захватывает всю Прибалтику, но вскоре удача отвернулась от царя и русские войска были разгромлены. Новый король объединённой Польши и Литвы (Речи Посполитой) Стефан Баторий выгнал Ивана Грозного из прибалтийского региона, и даже сумел захватить ряд городов уже на территории Русского царства (Полоцк, Великие Луки и др.). Боевые действия сопровождались страшным кровопролитием. Помощь Речи Посполитой с 1579 года оказывала Швеция, которая весьма успешно действовала, захватив Ивангород, Ям, Копорье.

От полного разгрома Россию спасла оборона Пскова (с августа 1581 г.). За 5 месяцев осады гарнизон и жители города отбили 31 попытку штурма, ослабив армию Батория.

Окончание войны и ее итоги: Поражение России в Ливонской войне

1582г.- Ям-Запольское перемирие с Польшей на 10 лет: Россия уступила Ливонию и Полоцк

1583г. – Плюсское перемирие со Швецией на 10 лет: Россия потеряла города Ям, Копорье, Ивангород и Нарву.



Ям-Запольское перемирие между Российским царством и Речью Посполитой 1582 года положило конец длительной и ненужной войне. Россия отказалась от Ливонии. Было утеряно побережье Финского залива. Его захватила Швеция, с которой в 1583 года был подписан Плюсский мир.

Вывод: внешнюю политику однозначно оценить нельзя: блестящие успехи на восточном направлении не могут затмить катастрофические неудачи на западном. Но задачи внешней политики России на будущее обозначились четко: борьба за выход в Балтийское море, дальнейшее освоение Сибири. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией на долгие годы, вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.

IV. Первичное закрепление материала. (Дифференцированное задание) Игра «Чистая доска» . На доске прикрепляются карточки с вопросами разной сложности по теме «Ливонская война». Дети выходят к доске, снимают карточку с вопросом, ответ на который знают , отвечают и откладывают карточку в сторону. И так до тех пор, пока на доске не останется ни одной карточки.

V. Рефлексия.

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.

  • Повторение - мать учения.

  • Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

  • Если за день ничему не научился – зря прожил день.

VI. Задание на дом. Изучить тему «Ливонская война». Знать даты, термины, определения. Составить с новыми терминами по 1 предложению. Знать причины и итоги войны.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Иван Грозный. Война за выход к Балтийскому морю и ее итоги

Автор: Нина Семеновна Чекашкина

Дата: 18.06.2024

Номер свидетельства: 653069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ": А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник». Авторское отношение к Петру  I  и созданному им городу на Неве. "
    ["seo_title"] => string(118) "a-s-pushkin-vstuplieniie-k-poemie-miednyi-vsadnik-avtorskoie-otnoshieniie-k-pietru-i-i-sozdannomu-im-ghorodu-na-nievie"
    ["file_id"] => string(6) "173979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424073899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства