kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долгий путь к Победе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проведения урока-игры является закрепление знаний о Великой Отечественной войне и формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

  1. Систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне.
  2. Активизировать творческий потенциал и познавательную деятельность обучающихся колледжа.
  3. Формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности.
  4. Воспитывать обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине.
  5. Развивать самостоятельность в поисках необходимой информации, умения использовать полученные знания на практике. Создавать условия для раскрытия творческих способностей и самореализации.

В игровом, занимательном виде активизируется познавательные и мыслительные процессы у обучающихся.

С помощью такой игры можно познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания. Кроме того, соревновательная деятельность обучает обучающихся взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Долгий путь к Победе»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.05 История

НА ТЕМУ: Долгий путь к Победе











Разработала:

Преподаватель истории

Павленко Светлана Михайловна







2022


Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют.

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы России.

Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития учили подрастающее поколение любить Родину. Эта линия взаимодействия должна присутствовать во всех моментах педагогического взаимодействия.

Перед педагогами стоит задача формирования у обучающихся гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств с использованием современных технологий.

Целью проведения урока-игры является закрепление знаний о Великой Отечественной войне и формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

  1. Систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

  2. Активизировать творческий потенциал и познавательную деятельность обучающихся колледжа.

  3. Формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности.

  4. Воспитывать обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине.

  5. Развивать самостоятельность в поисках необходимой информации, умения использовать полученные знания на практике. Создавать условия для раскрытия творческих способностей и самореализации.

В игровом, занимательном виде активизируется познавательные и мыслительные процессы у обучающихся.

С помощью такой игры можно познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания. Кроме того, соревновательная деятельность обучает обучающихся взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Планируемые результаты:

  • расширение сведений о событиях Великой Отечественной войны, о героическом прошлом войны;

  • повышение интереса к культурному наследию нашей страны;

  • развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся;

  • развитие навыков совместной работы в команде.

Урок-игра, посвящённая Великой Отечественной войне — это интересная и нестандартная форма реализации важных задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным урокам.

Часть необходимого материала для самостоятельного изучения обучающиеся могут получить дистанционно по электронной почте или в своих группах по WhatsApp, ознакомиться с информацией о Городах-Героях можно по ссылке https://shkolala.ru/proekty/rossiya/goroda-geroi/.

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя-предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях педагог может сделать выводы о знаниях обучающихся, усвоении ими материала, уровне подготовленности к следующему этапу обучения. Данные уроки несут в себе большую информационную и смысловую нагрузку, так как полученная на нескольких уроках информация повторяется, систематизируется, подвергается анализу.

И, так как это обобщающий урок, очень важно, чтобы в нем приняло участие как можно больше учащихся, и накопляемость оценок должна быть достаточно высокой.

Урок: Долгая дорога к победе

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Образовательные – закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне.

Развивающие – развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; развивать речь обучающихся, продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные – формировать у обучающихся патриотические чувства, гордость за подвиги своих предков, отстоящих свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.



Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;

  • получат возможность публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения;

  • применять свои знания на практике.

Метапредметные:

  • выберут наиболее эффективные способы решения задач; оценят процесс и результат деятельности; овладеют умением самостоятельной работы, умением работать с учебной информацией, научатся выделять причинно-следственные связи;

  • научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; поучаствуют в коллективном обсуждении проблем;

  • научатся находить ошибки и способы их устранения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия.



Личностные:

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний



Форма урока: групповая, игровая, путешествие по станциям

Методы обучения: метод соревнования, игровой метод, словесный, частично поисковый, практический

Оборудование: карта Великая Отечественная война 1941-1945, конверты с заданиями, чистые листы бумаги, ручки, фотографии памятников, телевизор, плакат Города-Герои































Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

В кабинете расставлены столы на пять станций, на столах стоят таблички с названиями станций. На каждой станции сидит дежурный по станции, который выдаёт задание и фиксирует баллы правильных ответов в маршрутных листах участников команд. Побеждает та команда, которая выполнит большее количество заданий без ошибок.

Преподаватель истории:

Все дальше уходят от нас военные годы. Святой долг нового поколения - никогда не забывать того, что сделали наши деды и прадеды. Священна память павшим.

Великая война и Великая победа! Ежегодно, 9 мая, мы празднуем день Победы в Великой отечественной войне. Мы должны помнить какой ценой завоеван мир.

Уважаемые ребята! Сегодня вы примете участие в игре «Долгая дорога к победе», посвящённой Великой Отечественной войне.

Сегодня учебный кабинет превратится в станции: Историческая, Память, Географическая, Культурная, Города-Герои.

Сегодня в нашей игре участвует пять команд по 4-5 человек. На каждой станции дежурный, который познакомит вас с требованиями, правилами и условиями игры








II. Основной этап урока (39 мин)

Приветствие команд.

Для каждой команды разработан маршрутный лист с указанием точки маршрута (станции), на которую поочередно должны прибыть участники. На каждой станции участники получают задания. Нахождение на каждой станции разное. Критерии оценивания: количество правильных и полных ответов за указанное время. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов и прошедшая все станции.

СТАНЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ

Три номинации, состоящие из 16 заданий. Команда выбирает одну из трех на выбор. Если ответы даны быстро и остается отведенное время, могут выбрать еще номинацию. Каждый правильный ответ- балл. Время нахождения на станции 10 мин.

Номинация «1941-1945»

Вопросы и задания:

«Военные операции»:

  1. Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы. (Тайфун).

  2. “За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат одному их героев этой битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города. О какой битве идет речь? (Сталинградская битва).

  3. Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа. (Берлинская и Пражская военные операции).

  4. Операция, которую развернули партизанские отряды на оккупированных территориях РСФСР, БССР, УССР с целью поддержки Красной Армии в завершении разгрома вражеских войск во время Курской битвы. Заключалась в разрушении транспортных коммуникаций и в выведении из строя перевозимых по железной дороге живой силы и техники противника.(«Рельсовая война»)

«Основные даты»:

  1. Какое событие стоит за этой датой:
    8 мая 1945 года? (8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии).

  2. Фашистский план закабаления и уничтожения народов Восточной Европы, разработанный в 1940 г. (план Ост).

  3. В этот день в Москве был дан первый праздничный салют в честь победы Красной Армии над фашистским врагом. Первый салют был дан в честь освобождения от захватчиков г. Орла и г. Белгорода. (5 августа 1943 года).

  4. О чем шла речь в приказах наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г. и № 227 от 28 июля 1942 г. (Приказ №270 от 16 августа 1941 г., запрещал сдаваться в плен, а всем кто попал в окружение, предписывалось сражаться до конца. Приказ объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот.

(Приказ №227 от 28 июля 1942 г. жестокими мерами пресекал проявление трусости и дезертирства. Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования. В этом приказе впервые прозвучало требование: «Ни шагу назад!»).

«Блокада Ленинграда»:

  1. Назовите дату Блокады Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1944г).

  2. Как называлась единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной (Дорога жизни).

  3. Почти вся семья этой девочки погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама девочка умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым ее дневник уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны. Кто она? (Таня Савичева).

  4. Назовите музыкальный символ блокады. Кто его автор? (Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича).

«Основные понятия»:

  1. Что такое коренной перелом? (ноябрь 1942- август 1943-решающие победы Красной армии под Сталинградом (17 июля 1942-2 февраля 1943)и Курском (5 июля-23 августа 1943). Германское командование полностью утрачивает стратегическую инициативу и переходит к оборонительным действиям).

  2. Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”? («Ночными ведьмами» фашисты называли советских летчиц, которые совершали знаменитые ночные рейды. Кроме того, советские летчицы в ночное время доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, мешки с почтой, партизанам и солдатам, десантированным в тыл противника).

  3. Комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов или какой-либо ее части, включая призыв военнообязанных запаса в армию в связи с началом войны (мобилизация).

  4. Что такое пакт Молотова – Риббентропа? (Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией, подписан 23 августа 1939 г. в Москве. Вошел в историю по имени подписавших его министров иностранных дел. Пакт сопровождался секретными протоколами, по которым СССР и Германия объявляли о «разделе сфер интересов» в Восточной и Центральной Европе.

Номинация «ГЕРОИЧЕСКАЯ»

 1. Этот военный в Красную Армию вступил добровольцем в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25 Чапаевской дивизии. Великая Отечественная война застала ЕГО на посту военного комиссара Киргизской ССР. ОН впервые широко применил систему глубокого эшелонирования артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Его воины сдерживали врага на подступах к Москве. На одном из участков фронта после атак фашистов осталось всего 28 бойцов…Погиб на поле боя, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. О ком идет речь?

Иван Васильевич Панфилов

2. Воевавший вместе с ЭТИМ военным полковник вспоминал: «Каждая фраза, которую Он писал или произносил, была точно взвешена, ясно выражала его мысль, так что не вызывала никаких сомнений. Еще будучи молодым офицером он получил от товарищей прозвище «Медлитель». Его острый, как клинок, ум, его непобедимая логика снискали ему уважение всех сотрудников. Решение его созревало только после взвешивания всех мыслимых случайностей. Но самую великую битву ОН проиграл на Волге. После советского плена, вернулся на Родину только в 1953 году. Умер 1 февраля 1957 года. О ком идет речь?

 Фридрих Паулюс

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастической количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством … ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

 Георгий Константинович Жуков

4. Лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин погибли 26 июня 1941 года, направив свой горящий бомбардировщик на колонну танков, бензоцистерн и автомашин противника. Назовите командира эскадрильи, который погиб вместе с экипажем.

Н.Ф. Гастелло.

5. Самым юным Героем Советского Союза за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны стал (звание ГСС присвоено в 1944 году) Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.

 Леня Голиков

6. Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели?

 Пёс Джульбарс

7. Назовите города-герои Великой Отечественной войны.

Москва, Волгоград, Ленинград, Одесса, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь

8. Назовите высший полководческий орден, учреждённый в годы Великой Отечественной войны.

Орден Победы

9. Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … 

И.В. Сталин

10. За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? 

Герои Советского Союза

11. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только что-то сделать дважды. Что именно?

 Сбить 2 вражеских самолета

12. Какие три российских города на знаменитой Курской дуге Указом Президента В.В. Путина получили нововведённое почётное звание «Город воинской славы» накануне празднования 62-ой годовщины Великой Победы (май 2007 года)?

Орёл, Белгород, Курск

13. В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один их таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?

Битва за Москву

14. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?

О Мамаевом кургане

15. Под Орлом и Белгородом были "Кутузов” и "Румянцев”, под Смоленском – "Суворов”. А Кто был в Белоруссии?

 "Багратион”

16. “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”, “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти и другие надписи на стенах, были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны. Об обороне какой крепости идет речь? (Оборона Брестской крепости)

Номинация «ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ»

1. Для ручных пулеметов нормальной считалась «живу­честь» в 10 тысяч выстрелов, но «живучесть» этого оружия — 75-100 тысяч выстрелов. Назовите пулемет. (Ручной пу­лемет Дегтярева.)

2. 48-килограммовые снаряды этой самоходки срывали башни с «тигров» и «пантер», за что бойцы прозвали ее «зверобоем». (Самоходка СУ-152.)

3. Самым могучим танком Второй мировой войны счи­тается этот тяжелый танк, насквозь пробивавший броню фашистской «пантеры». (ИС-2.)

4. Именно такие автомобили использовались для раз­ведки и огневой поддержки пехоты. (Бронеавтомобили.)

5. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «SchawrzTod», что переводится именно так. («Черная смерть».)

6. В годы Великой Отечественной войны лучшей счита­лась подводная лодка серии «К». Воины ее называли так же, как и реактивные минометы. («Катюша».)

7. Соотнесите названия оружия Победы и картинки
1.Винтовка Мосина
2. БМ-12
3.Самолет Ла-5
4.Танк Т-34

Ответы: 1-Б 2-А 3Е 4-Д

8. Соотнесите названия оружия Победы и конструкторов
1. ППШ-41
2.ППД
3.Самолет ИЛ-2
4.Винтовка Мосина
5.Танк Т-34
6. БМ-12

Ответы: 1-Б, 2-Е, 3-А, 4-В, 5-Г, 6-Д























СТАНЦИЯ: ПАМЯТЬ

Представитель команды выбирает два конверта в которых находятся изображения памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. Время нахождения на станции 8 минут.

1. Указать название памятника-1 балл.

2. Место его нахождения-1 балл.

3. Каким событиям или людям он посвящён-1 балл.

4. Автор памятника, дата создания-2 балла.
























СТАНЦИЯ: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

Каждый правильный ответ- балл. Время нахождения на станции 9 минут.

Задание: Назвать, где расположены данные географические объекты, показать их на карте.

  1. Малая Земля.

  2. Страны Европы, освобожденные Советской армией от немецко- фашистских захватчиков

  3. Зееловские высоты

  4. Огненная дуга

  5. Города, где проходили встречи глав государств - участников антигитлеровской коалиции.

  6. Аджимушкайские каменоломни.

  7. Восточный вал.

  8. Остров Людникова, Мамаев курган, Сталинградское поле.

  9. Где и когда впервые встретились советские и американские войска на завершающем этапе войны в Европе.

  10. Города, получившие почетные звания город- герой.

  11. Голубая линия.

  12. Дорога жизни.

  13. Город, где завершилась Великая Отечественная война советского народа.

  14. Линия Маннергейма.


Правильные ответы.

  1. Район города Новороссийска.

  2. Польша, Чехословакия, Австрия, Норвегия, Болгария, Румыния, Венгрия, Югославия, Германия

  3. В Германии недалеко от Берлина.

  4. Район Белгородской, Курской, и Орловской областей

  5. Тегеран, Ялта, Потсдам.

  6. Крымский полуостров, район Керчи.

  7. Украина, правый берег реки Днепр.

  8. Территория города Волгограда.

  9. 25 апреля 1945 года на реке Эльбе, в районе города Торгау Германия.

  10. Москва, Ленинград (Санкт- Петербург), Киев, Минск, Одесса, Керчь, Тула, Севастополь, Волгоград, Мурманск, Смоленск, Новороссийск, Брест крепость- герой.

  11. Район Таманского полуострова.

  12. Ладожское озеро.

  13. Столица Чехословакии- город Прага.

  14. Карельский перешеек, территория юго- западной части Карелии.




















СТАНЦИЯ: КУЛЬТУРНАЯ

Команда выбирает номер конверта, если укладывается во времени, то может еще выбрать номер. Время нахождения на станции 5 минут.

Командам раздаются конверты со строчками стихотворений, которые напечатаны на отдельных полосках бумаги. Команды должны составить из  рассыпанных строчек целый фрагмент стихотворения.  

Правильные варианты стихотворений демонстрируются на экране телевизора и оцениваются 2 баллами

«Бьется в тесной печурке огонь...» Алексей Сурков

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.


«ЖУРАВЛИ» Расул Гамзатов

Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то

А превратились в белых журавлей

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?



«Смуглянка» Шведов Я.

Как-то летом на рассвете

Заглянул в соседний сад,

Там смуглянка-молдаванка

Собирает виноград.

Я краснею, я бледнею,

Захотелось вдруг сказать:

"Станем над рекою

Зорьки летние встречать".


«От героев былых времен» Е.Агранович

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.


«Я так давно не видел маму» Михаил Ножкин

Ещё немного, ещё чуть-чуть,

Последний бой, он трудный самый.

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму.

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму.



«Жди меня» Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.


«Нам нужна одна победа» Б. Окуджава

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы, к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.











СТАНЦИЯ: ГОРОДА-ГЕРОИ

Команда выбирает один из семи конвертов, если укладывается во времени, то может еще выбрать номер конверта. Время нахождения на станции 6 минут.

1 конверт с заданиями

  1. Лето 1942 года. Немцы решили захватить Кавказ, Кубань, Придонье, Нижнюю Волгу. Гитлер собирался справиться с этим за неделю. Для того, чтобы остановить наступление врага, был создан этот фронт.

Какой фронт был создан? (Сталинградский)

  1. В Москве на поклонной горе находится огромный мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной Войне. Монумент, в виде обелиска высотой 141,8 метров. Такая высота не случайна.

Что означают эти цифры? (1418 дней длилась война)

  1. С первых дней войны стал прифронтовым городом. Наступление немецких войск началось 29 июня 1941, но ценой неимоверных усилий оно было сорвано и в дальнейшем враг не смог продвинуться ни на километр. Линия фронта была неизменной до 1944 года. Мемориал «Защитникам советского Заполярья». Самый известный памятник этого города.

Назовите этот город-герой (Мурманск)

2 конверт с заданиями

  1. Если будете прогуливаться по Невскому проспекту в Питере, найдите дом № 14. Там до сих пор сохранена надпись со времен войны.

О чём говорит эта надпись? (При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна)

  1. Наполеон, а вслед за ним и Гитлер называли Россию и СССР «колоссом на глиняных ногах». Но, этот колосс почему-то не хотел вставать на колени, а сжимал зубы и кулаки и бросался на копья и пулеметы голой грудью. Так произошло и под этим городом.

Как называется этот город? (Москва)

  1. «Обелиск Славы» расположенный на горе Митридат является символом этого города. Он посвящен всем воинам, павшим за освобождение Крыма в 1943 – 1944 годах. Этот монумент был установлен в августе 1944 года. Это первый памятник в СССР посвященный событиям Великой Отечественной Войны. Стела поднимается в небо на 24 метра, она изготовлена из светло-серого камня. А у подножия установлены три пушки.

Какой это город? (Керчь)

3 конверт с заданиями

  1. 10 июля 1941 года. Начало наступления немецких войск на ленинградском направлении. Немцам удалось взять этот город в кольцо. 8 сентября началась его блокада. И продолжалась она 872 дня. История человечества больше никогда не знала такой длительной осады.

Какой это город? Назовите дату окончания блокады (Ленинград, 27.01.1944г.)

  1. В Волгограде на Мамаевом кургане находится памятник-ансамбль, который посвящен всем Героям Сталинградской битвы. Главный монумент ансамбля – 85-ти метровая скульптура Родины-Матери. К этому монументу от подножия кургана ведут 200 ступеней.

Почему именно 200 ступеней? (Сталинградская битва длилась 200 дней)

  1. 22 июня 1941 года в 4:15 утра начался массированный артиллерийский удар по защитникам Брестской крепости. По планам немецкого командования к полудню крепость должны были взять. Но, крепость держалась. Без воды, без еды, без связи с основными частями Красной армии…

Такую надпись потом обнаружат историки на стенах.

Что могло быть там написано? (Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина)


4 конверт с заданиями

  1. 17 июля 1942 года началась битва, одно из самых важных и крупных сражений. Эта великая битва длилась 200 дней. И завершилась полной победой наших войск благодаря самоотверженным действиям военных и простых жителей.

Что это за битва? С именем какого города она связана? (Сталинградская, Волгоград)

  1. Оборона этого города началась 30 октября 1941 года и закончилась 4 июля 1942. Это одна из кровопролитнейших битв, которая закончилась поражением советских войск. Но мужество и героизм, проявленные частями Красной армии и жителями города, не позволили частям Вермахта осуществить быстрый захват Крыма и Кавказа.

Как называется этот город? (Севастополь)

  1. За эти годы на него было сброшено 185 тысяч бомб, но он жил, работал и не сдавался. Ремонтировал военные суда, принимал продовольственные и транспортные… Стойкость жителей помогла выстоять Ленинграду, так как именно здесь накапливалось продовольствие, которое потом перебрасывалось в Северную столицу. На счету северного флота около 600 уничтоженных кораблей противника. 6 мая 1985 года заслуги жителей были признаны, и их город получил звание Героя.

Назовите этот город-герой (Мурманск)

5 конверт с заданиями

  1. Этот город всегда вставал на пути тех, кто рвался к Москве. Так было и в 1812, так стало в 1941. Согласно планам немецкого командования, захват его открывал дорогу на Москву. Планировалось молниеносно захватить ряд городов, в числе которых был и этот город. Но, в результате на этом направлении враг потерял больше солдат, чем с начала войны на всех других направлениях вместе взятых. 250 тысяч фашистов не вернулись обратно.

Назовите этот город-герой (Смоленск)

  1. На протяжении всей оккупации в них скрывалось несколько тысяч партизан и бойцов регулярной армии, которые не давали спокойно жить немецким войскам. Фашисты взрывали входы и травили газами, обрушивали своды… Чтобы добыть воду – приходилось каждый раз прорываться с боем, так как все источники находились снаружи. Но сломить сопротивление немецкие войска так и не смогли. Полностью город был освобожден только в апреле 1944-го. В живых осталось чуть больше 30 000 жителей.

Назовите этот город-герой (Керчь)

  1. Фашисты, имея подавляющее превосходство в воздухе и на море, раз за разом не могли взять город. Первый и единственный раз (за всю войну) немецкие войска применили артиллерийское орудие весом более 1000 тонн, которое способно было стрелять 7-тонными снарядами и пробивало стальную плиту толщиной 30 метров. Но стоял. Стоял, пока не закончились боеприпасы… Пока не погибли почти все защитники…

Как называется этот город? (Севастополь)

6 конверт с заданиями

  1. Тяжелая обстановка на фронте привела к практически полному блокированию этого города, но враг так и не смог его взять. Тысячи женщин рыли окопы в то время, когда происходила эвакуация оборонных заводов и шли ожесточенные бои. Немцы бросили в бой отборные, элитные части, в частности полк «Великая Германия». Но и они ничего не могли сделать… Город оружейников выстоял!

Назовите этот город-герой (Тула)

  1. 5 декабря 1941 года немцам указали путь домой. Началось наступление наших войск. Более миллиона солдат и офицеров с криками «Ура!» начали гнать фашистов. Победа стала одним из ключевых моментов войны, люди поверили в то, что мы можем победить…

Назовите этот город-герой (Москва)

  1. «Малая земля» — многие слышали это, но не знают где это. Это торжество и мужество советских морпехов. Пару фактов: на 4 февраля 1943 года 800 морских пехотинцев (по другим данным до 1500) удерживали плацдарм против 500 огневых точек противника.

Назовите этот город-герой (Новороссийск)

7 конверт с заданиями

  1. В этом городе находится «Памятник неизвестному матросу». Обелиск в виде гранитной стелы призван напоминать ныне живущим о подвиге моряков в годы войны. А рядом «Аллея славы», на ней находятся могилы павших воинов-защитников.

Назовите этот город-герой (Одесса)

  1. Этот город один из первых испытал на себе все ужасы войны. Он практически сразу оказался на передовой. Не хватало боеприпасов, не хватало снабжения. Но был приказ – его не сдавать!!! Более 600 000 человек погибло, пытаясь его выполнить! Но, 19 сентября 1941 года в город вошли немецкие войска.

Назовите этот город-герой (Киев)

  1. В этом городе в 1952 году был установлен «Памятник-танк» в честь подвига советских танкистов. 3 июля 1944 года советские танки вошли в город в ходе освобождения его от фашистских захватчиков. Назовите этот город-герой (Минск)










III этап.

Подведение итогов

Дежурные по станциям подсчитывают баллы всех команд и озвучивают итоги.

Заключение

Преподаватель истории:

Сегодня мы прикоснулись к героическому прошлому своей страны. Я надеюсь, что вы осознали какой трудной и долгой была дорога к Победе. И только благодаря мужеству, героизму, трудовому долгу, единению всего советского народа это стало возможным.

Спасибо всем за урок, все участники получают хорошие оценки.

Отмечаются те обучающиеся, которые были лучшими знатоками в команде.

Домашнее задание: Роль и значение железной дороги в годы войны- Подготовить презентацию и прислать на мою электронную почту.














Используемые источники

  1. А.Е. Идрисов, Великая Отечественная война в фактах и цифрах: - М.: Чистые пруды, Библиотечка «Первого сентября», серия «История», выпуск №29

  2. https://shkolala.ru/proekty/rossiya/goroda-geroi/

  3. https://galina-lukas.ru/article/1168/taganrog-pamyatniki-velikoy-otechestvennoy-voyny

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Саур-Могила

  5. https://architectureguru.ru/the-memorial-complex-khatyn/

  6. https://wikiway.com/russia/volgograd/mamaev-kurgan/




















Приложения

Приложение 1

Имя и слава Саур - Могилы вознеслись еще выше в годы Великой Отечественной войны. Именно с Саур-Могилы началось освобождение Донбасса от гитлеровских войск.В годы Великой Отечественной Войны, события у этих мест сыграли важную роль в освобождении Донбасса.

Мемориальный комплекс Саур-Могилу установили в 1963 году. Весной 1943 года отсюда началось освобождение Донбасса от немецко-фашистких войск.

Высота Саур-Могилы - почти 300 метров. Рядом границы трех областей - Луганской, Донецкой и Ростовской. Именно поэтому она была главным наблюдательным пунктом гитлеровцев на Миус - Фронте. Дважды на Саур - могиле закреплялся фронт: сначала за советскими войсками, затем - за немецкими. Только в августе 1943 года ее удалось освободить. В боях за эту высоту погибло более ста пятидесяти тысяч советских солдат.

В ходе боев в августе 2014 года во время Вооружённого конфликта на востоке Украины мемориальный комплекс был разрушен постоянными обстрелами.

Осенью 1966 года ЦК КПСС предложил создать у стен Кремля мемориал — Могилу Неизвестного Солдата — в память о героях, павших в боях Великой отечественной войны. Поводом для такой идеи стало 25-летие разгрома немецких войск под Москвой.

Останки неизвестного бойца 2 декабря эксгумировали из братской могилы у бывшей железнодорожной станции Крюково. Именно здесь в конце 1941 года удалось остановить наступление пехотных и танковых соединений вермахта.

3 декабря 1966 года прах в гробу, покрытом георгиевской лентой, доставили в столицу. Процессия, состоявшая из почетного караула и группы ветеранов войны, проделала путь от Ленинградского шоссе до Манежной площади.

Затем состоялся траурный митинг. На нем с речью выступил маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, который командовал 16-й армией в боях за Крюково. После митинга гроб перенесли в Александровский сад, где под залп артиллерийского салюта опустили в могилу.

Спустя почти полгода, 8 мая 1967 года, на месте захоронения официально открылся сам мемориал — Могила Неизвестного солдата. Памятник проектировали архитекторы Дмитрий Бурдин, Владимир Климов, Юрий Рабаев и скульптор Николай Томский.

Надпись на мемориале придумывал писатель Сергей Смирнов, а также поэты Константин Симонов, Сергей Михалков и Сергей Наровчатов. По воспоминаниями Сергея Смирнова, в итоге выбрали вариант, предложенный Сергеем Михалковым: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен".

Перед надгробной плитой, в квадратном углублении, расположилась бронзовая пятиконечная звезда. Вечный огонь в ней торжественно зажег генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Этот огонь доставили в Москву из Ленинграда — с Марсова поля, где располагается мемориал жертвам Февральской и Октябрьской революций.

А в декабре 1997 году у Могилы Неизвестного Солдата появился постоянный пост почетного караула. У мемориала стали дежурить военнослужащие Президентского полка.

В г.Таганроге Ростовской области 9 сентября 1989 года возле бывшей школы № 2 (ныне литературный музей А.П.Чехова), расположенной по улице Октябрьской, 9, был открыт бюст И.К.Голубцу. Автор памятника – скульптор Н.А.Селиванов.

25 марта 1942 г. в Севастополе ценой своей жизни Иван Голубец спас  от гибели сотни людей. И. Голубец – уроженец Таганрога, окончил школу №2, работал в листопрокатном цехе ТМЗ. 

Одна из городских улиц также носит имя Ивана Голубца.

Участник обороны Севастополя. 25 марта 1942 года при обстреле противником Стрелецкой бухты из дальнобойной артиллерии Голубец И.К. находился на берегу и увидел, как был пробит борт сторожевого катера «СК-0121». Возникла угроза взрыва запаса глубинных бомб на сторожевике и уничтожения других судов. Сознавая опасность, отважный моряк один бросился на пылающий катер и стал сбрасывать в море 160–килограммовые, а затем и  20-килограммовые  глубинные бомбы, пока не произошел взрыв. Жертвуя собой, он спас десятки человеческих жизней и боевые катера. Похоронен с почестями в Севастополе рядом с местом своей гибели.


Памятник сооружен в честь 30-летия освобождения Таганрога от фашистских захватчиков и торжественно открыт 28 августа 1973 г. в сквере Спартаковского переулка. Авторы памятника члены Союза художников СССР В. П. и В. М. Грачевы и архитектор Е. В. Пантелеймонов. В основу замысла скульпторы положили самый ответственный момент в жизни молодости: принесение священной клятвы.

Я, вступая в ряды борцов Советской власти против немецких захватчиков, клянусь, что:
1. Буду смел и бесстрашен в выполнении даваемых мне заданий.
2. Буду бдителен и не болтлив.
3. Беспрекословно буду выполнять даваемые мне поручения и приказы.
4. Если я нарушу клятву, пусть моим уделом будет
всеобщее презрение и смерть


Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» — самый большой региональный памятный комплекс, воздвигнутый в Неклиновском районе Ростовской области недалеко от села Самбек в честь советских воинов, в том числе 130-й и 416-й стрелковых дивизий, удостоенных почётного наименования «Таганрогских», сражавшихся на линии «Миус-фронта» в 1943 году.

Автор комплекса — бакинский скульптор Э. Шамилов и ростовские архитекторы В. И. и И. В. Григор.

Первый на месте кровавых боёв памятник, открытие которого состоялось 7 мая 1980 года, воздвигнут на самой высокой точке возле осыпающихся от времени окопов, разрушенных пулемётных гнёзд, блиндажей на окраине села.

Памятник представляет собой две бетонные подковообразные стены, символизирующие две стрелковые дивизии, освобождавшие эти места, и является самым крупным памятником на территории Ростовской области.

На большом камне у входа в мемориальный комплекс высечена надпись:

«Остановись, товарищ! Поклонись земле, обагренной кровью богатырей твоего народа, отстоявших мир, в котором ты живешь. Пусть на этом кургане твое сердце воспламенится великим огнём их беззаветной любви к Родине, а память твоя сквозь годы пронесет славу их бессмертного подвига для передачи потомкам в веках. Никто не забыт, ничто не забыто».В открытии памятника участвовала азербайджанская делегация во главе с первым секретарём ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдаром Алиевым

Памятник морякам Азовской военной флотилии находится в историческом центре города Таганрога, в районе морского порта, и представляет собой катер-тральщик поднятый на постамент в виде морской волны.

В годы Великой Отечественной войны город Таганрог пережил 680 дней немецкой оккупации. С октября 1941 по июль 1942 года в соседнем Азове находился отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии. Отряд оборонял устье Дона и побережье Таганрогского залива. В составе Донского отряда действовали: бронепоезд № 10 «За Родину», речные канонерские лодки, дивизион сторожевых катеров, береговая батарея № 661, 40-й отдельный артиллерийский дивизион. Среди моряков Отдельного Донского отряда, до февраля 1943 года, воевал Герой Советского Союза Цезарь Куников, погибший на «Малой земле».30 августа 1943 года моряки Азовской военной флотилии высадили в районе Таганрога морской десант. Действуя на мелкотоннажных кораблях вдоль берега Таганрогского залива, моряки способствовали освобождению города.

В годы войны около 1500 моряков Азовской военной флотилии были награждены орденами и медалями. Среди них были Герои Советского Союза.

В честь подвига моряков, в Таганроге, 7 мая 1975 года, на железобетонный постамент был установлен подлинный катер-тральщик типа Я-5, бортовой номер 772.Официальное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года и было приурочено к тридцатилетию окончания Великой Отечественной войны.На постаменте закреплена аннотационная доска с надписью: «Морякам – участникам боёв за Таганрог в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. от благодарных таганрожцев. Май 1975 года».

3 ноября 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 1459 Таганрогу было присвоено почетное звание «Город воинской славы». 23 февраля 2012 года в Кремле Президент Д. Медведев вручил делегации из Таганрога грамоту о присвоении почетного звания. В этот день в городе был дан праздничный салют, а на следующий день состоялся торжественный вечер, в котором принял участие губернатор В. Голубев.

В августе 2014 года заместитель мэра по вопросам архитектуры и градостроительства Г. Прокопенко заявил, что установка стелы перед зданием городской администрации является наиболее оптимальным вариантом. При грамотном подходе проектировщиков стела органично впишется в архитектурное пространство и станет достойным воинской славы города знаковым местом. В марте 2015 года начались активные работы по строительству стелы, которые вела «ТаганрогСтройРеконструкция». В роли субподрядчиков выступили «СтройИнТех-АВК» (Санкт-Петербург) и «ВИП Сервис ПРОЕКТ» (Москва), полностью подготавливающие у себя все составляющие памятника, которые в Таганроге оставалось только смонтировать. Администрация города поставила задачу завершить строительство к 9 мая 2015 года, к юбилею Дня Победы. 8 мая 2015 года состоялось торжественное открытие стелы «Город воинской славы». На этом важном событии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, жители города, представители предприятий, организаций, общественных объединений и молодёжи.Памятная стела представляет собой гранитную колонну дорического ордера, увенчанную гербом Российской Федерации, установленную на постаменте в центре квадратной площади. На передней части постамента расположен картуш с текстом указа Президента о присвоении звания «Город воинской славы», с обратной стороны постамента — картуш с изображением герба Таганрога. По углам площади установлены гранитные тумбы, на которых размещены скульптурные барельефы с изображением событий, в связи с которыми Таганрогу присвоено почётное звание. Эскизы к барельефам были разработаны таганрогским дизайнером Владимиром Верготи, а изготовлены фирмой «ВИП Сервис ПРОЕКТ».

Мемориальный комплекс «Борцы» в Петрушинской балке находится в окрестностях Таганрога в селе Петрушино.

Местные жители называют это место «Балкой Смерти». Здесь, в старом глиняном карьере, фашисты уничтожили более 10 тысяч ни в чем не повинных людей разных национальностей, вероисповеданий, партийной принадлежности, возраста. Среди них были 164 подпольщика. Балка смерти представляет собой комплекс надгробий и мемориальных сооружений, построенных здесь по инициативе председателя еврейской общины, который сам был узником фашистских застенок.

Во время Великой Отечественной войны за Таганрог велись очень тяжелые бои, особенно в 1943 году, когда фашисты никак не хотели уступать советским войскам созданные за два года оккупации оборонительные сооружения. Но массовые расстрелы в Петрушинской балке начались вскоре после оккупации Таганрога в октябре 1941 года. Как свидетельствуют очевидцы тех событий, над городом постоянно кружил самолет, заглушая звуки выстрелов. Трупы в балке едва присыпали землей, а у въезда в балку висела табличка «Запретная зона, за нарушение – расстрел. Зондеркоманда СС 10 а». Через несколько дней после освобождения Таганрога 1 сентября 1943 года могилу вскрыли, глазам горожан предстала жуткая картина тысяч обезображенных трупов.

В августе 1945 года в балке Смерти установили скромный обелиск в память о погибших.

Позже был создан новый проект архитекторами Грачевыми, который был реализован частично в 1973 году к празднованию 40-летия освобождения Таганрога. Он представлял собою 18-метровую стелу и первоначально назывался «Жертвы», но позже, после многочисленных споров, выбор был остановлен на названии «Борцы».

Хатынь – бывшая деревня Логойского района Минской области, является символом трагедии белорусского народа времён Второй Мировой войны. Была полностью уничтожена фашистами весной 1943 года.

22.03.1943 года в деревню ворвался карательный батальон немецко-фашистских войск. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. В огне погибло 149 жителей, в том числе 75 детей. Была сожжена вся деревня, 26 дворов.

В 1969 году, на месте бывшей деревни Хатынь, был построен мемориальный комплекс. Скульптура Непокорённого человека размещена в центральной части мемориального комплекса Хатынь. Высота скульптуры составляет шесть метров. Она представляет собой собирательный образ жителя деревни с мёртвым мальчиком на руках.

Прототипом образа является кузнец деревни Иосиф Каминский, единственный выживший из взрослых в деревне Хатынь. Он отыскал среди тел погибших своего тяжело раненого сына, который скончался от полученных ран на его руках.

Место, которое помнит Сталинградскую битву. Мамаев курган в Волгограде. С сентября 1942 года по январь 1943 тут шли ожесточенные бои. Помимо памятника-ансамбля, здесь построен храм Всех святых и часовня. В братских могилах захоронены более чем 35 тысяч защитников города. Мамаев курган — место, где постоянно собираются туристические группы и люди, которые проездом оказались в Волгограде. Да и сами волгоградцы приходят сюда несколько раз в год. 9 мая, в День Победы, люди идут к вершине нескончаемым потоком. Здесь конечная точка маршрута «Бессмертного полка» — люди с портретами своих дедов и прадедов поднимаются на самую вершину, к подножию Родины-матери. Вот уже несколько лет каждый год 7, 8 и 9 мая на Мамаевом кургане проходит акция «Свет великой Победы», когда в течение нескольких часов можно смотреть 3D-инсталляцию на скульптуру «Родина-мать зовет!», которая сопровождается показом фильмов и хроники на стенах пантеона Славы.

21 июня вечером каждый год на Мамаевом кургане проходит акция «Завтра была война», когда тысячи людей приходят накануне Дня памяти и скорби опустить цветы в большое «Озеро слез».

На Мамаевом кургане всегда особая атмосфера. Во многом благодаря музыкальному оформлению. Здесь можно услышать сводки советского информбюро, рев самолетов, звуки взрывов, песни военных лет, а в зале Воинской славы — «Грезы» Шумана.

Подняться на Мамаев курган в Волгограде можно с двух сторон — с Первой и Второй Продольных. Туристы предпочитают приехать на скоростном трамвае (это изюминка Волгограда — трамвай, который, как метро, ходит под землей) и пройти все ступени, чтобы подняться к Родине-матери. Ступеней 200, по количеству дней Сталинградской битвы.

До войны жители города называли этот выступ Ергенинской гряды бугром. Он отделял административную и торговую часть города от промышленной. Военные называли его «высотой 102». Здесь располагался штаб 62-й армии.

В память о тех, кто защищал Сталинград, в 1967 году здесь построили памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». С этого времени Мамаев курган стал самым посещаемым местом туристов.

Сначала — 8 февраля 1943 года — здесь установили только обелиск. Идея построить мемориал пришла уже после войны, а стройка стартовала в 1958 году. Победил проект Евгения Вучетича. Проектировали и строили памятник-ансамбль «Сталинградпроект» и «Сталинградгидрострой» (они же возводили Волжскую ГЭС). Главным архитектором выбрали Якова Белопольского. А инженерными расчетами занялся инженер-конструктор Николай Никитин. Это работу он делал параллельно с расчетами по Останкинской телебашне. По вопросам истории Великой Отечественной войны строителей и проектировщиков консультировал сам маршал Василий Чуйков. Позже, уже в 80-х его с почестями похоронили на Мамаевом кургане, здесь и сегодня можно возложить цветы к его могиле.

Мемориал начали строить в день Сталинградской битвы, 2 февраля 1958 года, и закончили через 9 лет. Его открыли в октябре 1967 года.










































Приложение 2

Маршрутный лист команды №1


Название станции

Баллы

(от 1 до 5)

Подпись дежурного по станции

Примечание

1.

Станция «Историческая»




2.

Станция «Память»




3.

Станция «Культурная станция»




4.

Станция «Географическая»




5.

Станция «Города-герои»




ВСЕГО:




Маршрутный лист команды №2


Название станции

Баллы

(от 1 до 5)

Подпись дежурного по станции

Примечание

1.

Станция «Память»




2.

Станция «Культурная станция»




3.

Станция «Географическая»




4.

Станция «Города-герои»




5.

Станция «Историческая»




ВСЕГО:












Маршрутный лист команды №3


Название станции

Баллы

(от 1 до 5)

Подпись дежурного по станции

Примечание

1.

Станция «Культурная станция»




2.

Станция «Географическая»




3.

Станция «Города-герои»




4.

Станция «Историческая»




5.

Станция «Память»




ВСЕГО:




Маршрутный лист команды №4


Название станции

Баллы

(от 1 до 5)

Подпись дежурного по станции

Примечание

1.

Станция «Географическая»




2.

Станция «Города-герои»




3.

Станция «Историческая»




4.

Станция «Память»




5.

Станция «Культурная станция»




ВСЕГО:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Долгий путь к Победе

Автор: Павленко Светлана Михайловна

Дата: 11.06.2022

Номер свидетельства: 609464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Сочинение к 70-летию Великой Победы на тему:  «Памяти павших будьте достойны!»"
    ["seo_title"] => string(73) "sochinieniiek70lietiiuvielikoipobiedynatiemupamiatipavshikhbudtiedostoiny"
    ["file_id"] => string(6) "305372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457933460"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Долгий путь к Победе!"
    ["seo_title"] => string(22) "dolghii_put_k_pobiedie"
    ["file_id"] => string(6) "405155"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490893253"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Долгий путь к Победе"
    ["seo_title"] => string(19) "dolgii_put_k_pobede"
    ["file_id"] => string(6) "601620"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1646306620"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "А.А. Блок  "На поле Куликовом" "
    ["seo_title"] => string(27) "a-a-blok-na-polie-kulikovom"
    ["file_id"] => string(6) "162061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422296763"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка внеклассного мероприятия «К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vnieklassnogho_mieropriiatiia_k_70_lietiiu_vielikoi_"
    ["file_id"] => string(6) "397908"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488710732"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства