12. О каком деятеле идет речь: « Много потрудившись на землю русскую за Новгород и Псков за все великое княжение, отдавая живот свой за православную веру..»
А) Дмитрий Донской б) Александр Невский в) Иван Калита г) Ярослав Мудрый
3. Причины, вызывавшие недовольство католической церковью:
А) строительство новых храмов
Б) уплата церковной десятины
В) обязанность верить в бога
Г) продажа индульгенций
Д) дорогие обряды.
4. В результате распространения Реформации в Швейцарии:
А) ускорилось развитие капитализма
Б) укрепилась католическая церковь
В) упрочилась абсолютная монархия
Г) церковь была отделена от государства.
5. Главный лозунг кальвинистской церкви:
А) «Чья страна, того и вера!»
Б) «Молись и работай!»
В) «Власть должна быть отдана простому народу!»
Г) «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров!»
6. Церковь, которая установилась в результате действий короля Генриха VIII и находящаяся у него в подчинении, называлась:
А) кальвинистская
Б) англиканская
В) лютеранская
Г) католическая.
7. В результате распространения Реформации в Англии:
А) ускорилась централизация государства
Б) замедлилось экономическое развитие страны
В) утвердилась кальвинистская церковь
Г) укрепился абсолютизм.
8. Для реформированной церкви в Англии было характерно:
А) существование обширного монастырского землевладения
Б) уплата десятины Римской католической церкви
В) проведение богослужений на английском языке
Г) отсутствие пышных церемоний и украшений.
9. Сторонников взглядов Жана Кальвина в Англии называли:
А) гуманистами
Б) пуританами
В) гугенотами
Г) лютеранами.
10. Особенностью Реформации в Англии является то, что она началась по воле:
А) Папы Римского
Б) короля
В) народа
Г) парламента.
11. Сторонников Реформации во Франции называли:
А) пуританами
Б) гугенотами
В) папистами
Г) роялистами.
12. Событие, вошедшее в историю под названием «Варфоломеевская ночь», произошло в городе:
А) Аугсбурге
Б) Лондоне
В) Мадриде
Г) Париже.
13. Установите соответствие между деятелем и его взглядами:
1) отрицание роли церкви как посредника между Богом и человеком
А) Игнатий Лойола
2) судьба человека предопределена Богом
Б) Томас Мюнцер
3) все имущество должно быть общим
В) Мартин Лютер
4) повиновение приказаниям Папы Римского
Г) Жан Кальвин
14. Религиозные войны во Франции происходили в:
А) 1562-1598 гг.
Б) 1524-1526 гг.
В) 1566-1609 гг.
Г) 1589-1600 гг.
15. В 1534 г.:
А) началось правление Генриха VIII
Б) началась Реформация в Англии
В) погибла «Непобедимая армада»
Г) завершилось правление Елизаветы I.
«Смутное время»
Соотнесите события и деятелей:
Организация Второго ополчения
А) Пожарский
Военное руководство вторым ополчением
Б) Гермоген
Избрание на царствование
В) Минин
Гибель в заточении
Г) Ляпунов
Создание Первого ополчения
Д) Романов
Выберите неверное в следующем предложении:
В выборах царя Михаила Романова участвовали представители всех слоев населения России: бояре, священнослужители, дворяне, посадские люди, крепостные крестьяне, стрельцы, черносошные крестьяне, холопы, казаки.
Впишите даты, географические названия и имена в следующий текст:
Для освобождения _________1_________ с осени ____2____ года в городе ________3________ стало собираться ополчение. Во главе его встали _________4_________ и ________5________ .
В ____6____ году ополчение выступило в поход. Долго находилось оно в городе ______7_______, готовясь к решительным действиям. Лишь в августе _____8_____ года ополчение подошло к _________9________. В это время к городу подошел отряд противника во главе с ______10_______. Во время боев под _______11_______ к ополчению ______12_____ и ________13_________ присоединились казаки из первого ополчения, во главе которого стоял ________14___________. После освобождения _______15________ в ____16____ году состоялся Земский собор. На нем новым царем был избран _________17________. Но военные действия на этом не закончились.
«Смутное время»
Соотнесите события и деятелей:
Организация Второго ополчения
А) Пожарский
Военное руководство вторым ополчением
Б) Гермоген
Избрание на царствование
В) Минин
Гибель в заточении
Г) Ляпунов
Создание Первого ополчения
Д) Романов
Выберите неверное в следующем предложении:
В выборах царя Михаила Романова участвовали представители всех слоев населения России: бояре, священнослужители, дворяне, посадские люди, крепостные крестьяне, стрельцы, черносошные крестьяне, холопы, казаки.
Впишите даты, географические названия и имена в следующий текст:
Для освобождения _________1_________ с осени ____2____ года в городе ________3________ стало собираться ополчение. Во главе его встали _________4_________ и ________5________ .
В ____6____ году ополчение выступило в поход. Долго находилось оно в городе ______7_______, готовясь к решительным действиям. Лишь в августе _____8_____ года ополчение подошло к _________9________. В это время к городу подошел отряд противника во главе с ______10_______. Во время боев под _______11_______ к ополчению ______12_____ и ________13_________ присоединились казаки из первого ополчения, во главе которого стоял ________14___________. После освобождения _______15________ в ____16____ году состоялся Земский собор. На нем новым царем был избран _________17________. Но военные действия на этом не закончились.
Итоговая работа по истории за курс 7 класса
Цель работы:
определить качество полученных за учебный год знаний;
выявить уровень сформированности умений и навыков;
измерить уровень подготовленности учащихся для обучения в следующем классе.
Пояснительная записка
Итоговая работа составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по истории и федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Итоговая работа составлена с использованием следующих дидактических материалов:
сборник Минобразования России «Оценка качества подготовки выпускников»;
Л. Зверева «Тесты. История 5-11 класс»;
А. Юдовская и Л.Ванюшкина «Новая история»;
В. Сухов, А.Морозов «Дидактические материалы»;
В Кадневский «Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века»;
сборники по подготовке к ЕГЭ.
Общее число заданий в работе – 30. Работа состоит из 3 частей
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл.
Часть 2 состоит из 7 заданий с открытым кратким ответом: слово, дата, сочетание цифр. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания по 2 балла каждое, 3 задания– по 1 баллу.
Часть 3 содержит 3 задания с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень знаний учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности:
28 задание для анализа исторического документа (открытый развернутый ответ в виде 1-2 предложений), оценивается в 2 балла.
29 - 30 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом. Задание 29 предполагает систематизацию исторического материала, представление общей характеристики; 30 - сравнение. Оценивание каждого задания 29, 30 – 4 балла
Время выполнения работы – 45 минут. Ответы на вопросы работы оформляются на бланке ответов.
Структура и содержание.
Распределение заданий работы по частям работы
Часть работы
Число заданий
Максимальный первичный балл
% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу
Тип заданий
Часть 1
20
20
48,9
С выбором ответа
Часть 2
7
11
26,8
С кратким ответом
Часть 3
3
10
24,3
С развернутым ответом
Итого:
30
41
100
Распределение заданий по основным разделам курса
Разделы курса истории
Число заданий
Максимальный первичный балл
% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу
1. Европейские государства в XVI – XVII веках
2, 7
2
2
4,8
2. Европа в XVIII веке
13
1
1
2,6
3. Россия в конце XVI - XVII веках
3, 4,6,10
4
4
9,7
4. Россия при Петре I
5, 9, 11, 16, 19,23
6
6
14,6
5. Россия в XVIII веке
8, 12, 18, 17, 20, 25, 26
7
7
17,1
Задание на период XV – XVIII веков
1, 14, 15
3
3
7,3
Задания не закрепленное за определенным разделом
21, 22, 24, 27
4
8
19,5
Задания части 3 (С), не закрепленные определенным разделом
28, 29,30
3
10
24,7
Итого:
30
41
100
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
Число заданий
Максимальный первичный балл
% максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу
Базовый
20
20
48,9
Повышенный
7
11
26,8
Высокий
3
10
24,3
Итого:
10
41
100
Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений
Виды знаний и умений
Число заданий
Максимальный первичный балл
% максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу
Часть 1 и 2
Знание дат
4
4
9,7
Знание фактов
5
5
12,4
Поиск информации в источнике
5
5
12,4
Установление последовательности событий
1
2
4,8
Группировка, систематизация понятий, фактов
4
7
17,1
Знание понятий, терминов
3
3
7,3
Объяснение причин и следствий
3
3
7,3
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений
2
2
4,8
Часть 3
Анализ исторической ситуации.
1
2
4,8
Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала
1
4
9,7
Задания на сравнение. Проверяется комплекс знаний и умений
1
4
9,7
Итого:
30
41
100
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Баллы:
Оценивание каждого задания части 1 – 1 балл.
Оценивание заданий 2 части: Каждое из заданий 23, 25, 26– по 1 баллу;
Каждое из заданий: 21,22, 24, 27- по 2 балла.
Оценивание заданий части 3: Задание 28 – 2 балла; Каждое задание 29, 30 – по 4 балла
Максимальный первичный балл за всю работу – 41балл
Шкала перевода баллов в оценки
Оценка
Оценка «2»;
50%
Оценка «3»;
52 - 71%
Оценка «4»;
72 - 94%
Оценка «5»;
95 - 100%
Соотношение баллов, % выполнения работы
Менее 21 балла
22 – 29 баллов
30 – 37 баллов
38 – 41балл
Сводная таблица распределения разделов курса по заданиям и проверяемым знаниям и умениям
№ п/п
Обозначение задания в работе
Проверяемое содержание – раздел курса
Проверяемые виды деятельности
Уровень сложности задания
Тип задания
Макс . балл за выполнение задания
1
Задание на период XV – XVIII веков
Знание дат
Б
ВО
1
2
Европейские государства в XVI – XVII веках
Знание фактов
Б
ВО
1
3
Россия в конце XVI - XVII веках
Знание понятий
Б
ВО
1
4
Россия в конце XVI - XVII веках
Объяснение причин и следствий
Б
ВО
1
5
Россия при Петре I
Знание дат
Б
ВО
1
6
Россия в конце XVI - XVII веках
Знание фактов
Б
ВО
1
7
Европейские государства в XVI – XVII веках
Знание понятий
Б
ВО
1
8
Россия в XVIII веке
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений
Б
ВО
1
9
Россия при Петре I
Объяснение причин и следствий
Б
ВО
1
10
Россия в конце XVI - XVII веках
Поиск информации в источнике
Б
ВО
1
11
Россия при Петре I
Знание дат
Б
ВО
1
12
Россия в XVIII веке
Знание фактов
Б
ВО
1
13
Европа в XVIII веке
Знание понятий
Б
ВО
1
14
Задание на период XV – XVIII веков
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений
Б
ВО
1
15
Задание на период XV – XVIII веков
объяснение причин и следствий
Б
ВО
1
16
Россия при Петре I
Группировка фактов
Б
ВО
1
17
Россия в XVIII века
Поиск информации в источнике
Б
ВО
1
18
Россия в XVIII веке
Знание фактов
Б
ВО
1
19
Россия при Петре I
Знание дат
Б
ВО
1
20
Россия в XVIII века
Знание фактов
Б
ВО
1
21
Европа XVI – XVIII века
Установление последовательности событий
П
КО
2
22
Европа XVI – XVIII века
Систематизация фактов, понятий
П
КО
2
23
Россия при Петре I
Поиск информации в источнике
П
КО
1
24
Европа XVI – XVIII века
Систематизация фактов, понятий
П
КО
2
25
Россия в XVIII веке
Поиск информации в источнике
П
КО
1
26
Россия в XVIII веке
Поиск информации в источнике
П
КО
1
27
Европа XVI – XVIII века
Систематизация фактов, понятий
П
КО
2
28
Россия в XVII веке
Анализ источника
В
РО
2
29
Россия в XVIII веке
Задания на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала. Проверяется комплекс знаний и умений
В
РО
4
30
Россия в XVII - XVIII веках
Задания на сравнение. Проверяется комплекс знаний и умений
В
РО
4
Обозначение заданий в работе: 1 часть – задания с выбором ответа; 2 часть – задания с кратким открытым ответом; 3 часть – задания с развернутым открытым ответом.
Уровни сложности: Б - базовый, П – повышенный, В - высокий
Тип задания: В О – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом
Часть 1
№ 1
Позже других событий произошло
1) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов;
2) открытие Колумбом Америки;
3) основание Петербурга;
4) получение независимости США.
№ 2
Укажите имя выпадающее из предложенного списка. Выдающиеся деятели Реформации:
1) Мартин Лютер;
2) Жан Кальвин;
3) Томас Мюнцер;
4) Мигель Сервет.
№ 3
Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках монарха, называется
1) сословная монархия;
2) самодержавная монархия;
3) ограниченная монархия;
4) неограниченная монархия.
№ 4
В результате лишения в XVII веке патриарха Никона сана
1) в России ликвидировалось патриаршество;
2) церковь отделилась от государства;
3) начался церковный раскол;
4) укрепилась самодержавная власть царя.
№ 5
В 1721 году произошло событие:
1) восстание Е. Пугачева;
2) начало правления Петра Первого;
3) основание Московского университета;
4) окончание Северной войны.
№ 6
Об обмирщении культуры XVII века не свидетельствует
1) появление профессионального театра;
2) переход на новое летоисчисление;
3)появление парсуны;
4) создание Славяно-греко-латинской академии.
№ 7
Просветителями называли:
1) придворных «короля-солнца»;
2) сторонников общественного движения, боровшихся с феодальными пережитками;
3) служителей церкви, освящавших новые постройки;
4) ремесленников, изготавливавших свечи для жилищ.
№ 8
К событиям внешней политики России в царствование Екатерины II нельзя отнести:
1) Русско-турецкие войны;
2) Русско-шведскую войну;
3) Семилетнюю войну;
4) разделы Речи Посполитой.
№ 9
Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I
1) ввести систему кормлений;
2) установить местничество;
3) создать приказы;
4) учредить коллегии.
№ 10
В отрывке из документа: «Дня 29. Другого царя князя Василия Ивановича Шуйского избрали. На этом собрании было очень мало бояр и народа, без позволения всех избрав, царя сразу представили миру. Он сразу прислал к пану воеводе, чтобы тот ни о чем не тревожился, заверяя его, что все будет хорошо... В конце мая, когда уже разослали по всем государствам известие о новом царе, начали съезжаться и приносить ему присягу», - речь идет о периоде:
1) опричнины;
2) Смуты;
3) феодальной раздробленности;
4) дворцовых переворотов.
№ 11
Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург:
1) 1703 г;
2) 1700 г;
3) 1709 г;
4) 1702г.
№ 12
Самый большой вклад в борьбу против Пруссии в войне 1756-1763 гг. внесла:
1) Россия;
2) Австрия;
3) Франция;
4) Англия.
№ 13
Предприятие, на котором использовался ручной труд и разделение труда, называлось:
1) цех;
2) фабрика;
3) мануфактура;
4) мастерская.
№ 14
Барщинное хозяйство характеризуется
1) связью крестьянского хозяйства с рынком;
2) использованием наемного труда;
3) отсутствием у крестьянина личного приусадебного хозяйства;
4) медленным развитием техники.
№ 15
Одна из причин Реформации церкви в Европе:
1) великие географические открытия;
2) процесс объединения государств;
3) распространение книгопечатания;
4) продажа церковью индульгенций.
№ 16
В годы царствования Петр I произошли следующие события
Произведение, в отрывке из которого говорится: «Дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может … прямым придворным человеком быть», называется
Установите соответствие между именем деятеля культуры и его родом занятий.
1) Исаак Ньютон; А) литератор;
2)Уильям Шекспир; Б) физик - изобретатель;
3) Рафаэль; В) историк;
4) Н.М.Карамзин; Г) художник.
1
2
3
4
№ 23
Указ, из которого приведен отрывок: «На Москве и во всех городах царедворцам, дворовым приказным, и всяких служилых чинов людям и гостям и посадским людям всем сказать, что впредь с сего Его Величества Государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороду и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и усами, с тех имать 60 рублей с человека», был принят в годы правления ________________________________________________________________
№ 24
Установите соответствие между именами современников
1) А. В. Суворов; А) А. Д. Меншиков;
2) Екатерина II; Б) Алексей Михайлович;
3) Анна Иоанновна; В) Елизавета Петровна;
4) патриарх Никон; Г) Д. М. Пожарский
1
2
3
4
№ 25
В рапорте А.В.Суворова, из которого приведен отрывок: «Крепость … столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…», говорится о взятии крепости _________________________
№ 26
В отрывке из сочинения В.О.Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Русским же аристократам, как например князю М.А. Голицину, была предложена должность шута», речь идет о времени правления императрицы__________________________________________
№ 27
Установите соответствие между фамилиями представителей культуры XVIII в. и сферой их деятельности.
1) В. И. Баженов; А) скульптура;
2) В. Л. Боровиковский; Б) архитектура;
3)А.В Радищев; В) живопись;
4) Ф. И. Шубин; Г) литература
1
2
3
4
Часть 3
№ 28
Из работы современного историка В.И. Буганова:
«Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное восстание в Москве – знаменитый «медный бунт» … Его участники – столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона – предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что произошло во время «соляного бунта»
В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое в отрывке восстание?
Медный бунт произошел в Москве 25 июля 1662 года. Причина: Россия вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. Любая война требует огромных средств для содержания армии. Денег у государства катастрофически не хватало, тогда было решено ввести в оборот медные деньги. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, чеканили монеты на 10 рублей. Массу медных денег сразу вбросили в обиход, что повлекло за собой недоверие населения к ним, инфляцию. Стоит отметить, что налоги в государственную казну собирались серебряными деньгами, а расплачивались медью. Так же медные деньги легко было подделать.
Творчество М.В. Ломоносова. Создание Академии наук. Строительство Петербург, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.
ОБЩЕЕ
Народные массовые выступления.
Были вызваны ухудшением жизни простого народа.
РАЗЛИЧИЯ
Восстание И. Болотникова. Целью восстания был поход на Москву и воцарение "законного царя"
Крестьянская война С. Т. Разина.
Крестьянская война 1773-1775 гг. была самой мощной. В ней участвовали сотни тысяч человек. Охваченная ею территория простиралась от Воронежско - Тамбовского края на Западе до Шадринска и Тюмени на востоке, от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере. Эта крестьянская война характеризовалась более высокой степенью организованности восставших. Они копировали некоторые органы государственного управления России. При "императоре" существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное войско делилось на полки, поддерживалась связь, в том числе посылкой письменных распоряжений, рапортов и других документов.