kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«В центре села есть могила братская…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа посвящена событию Великой Отечественной войны, которое случилось на территории моей малой Родины. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««В центре села есть могила братская…»»

Отечество-2018

МБОУ Каменскохуторская СОШ


Областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению


Номинация «Военная история»


Тема работы

«В центре села есть могила братская…»


Подготовила:

Варепо Юлия Васильевна

Учащаяся 8 класса, 27.08.2002

МБОУ Каменскохуторская СОШ

Адрес ОУ: 243053 Брянская область, Климовский район, с. Каменский Хутор, ул. Ленина,111

Тел. 5-16-84

Домашний адрес

243053 Брянская область, Климовский район,

с. Каменский Хутор,

ул. Полевая , 30


Руководитель:

Зайцева Ирина Михайловна

Учитель общественных дисциплин

МБОУ Каменскохуторская СОШ

243053 Брянская область,

Климовский район,

с. Каменский Хутор,

ул. Ленина, 61

тел. 5-17-73



Каменский Хутор 2018 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3-4

Глава 1 «В центре села есть могила братская…»………………………5

Глава 2 Андрущенко Алексей Федорович……………………………..6

Глава 3 Иванов Алексей Матвеевич…………………………………….7

Глава 4 Поляков Алексей Никандрович…………………………..........7

Глава 5 Дьяченко Яков Титович…………………………………………8

Глава 6 Глава 6 Шарифулин Габдулхак Маннанович…………………...9

Глава 7 Кусай Михаил Макарович……………………………………..9

Заключение……………………………………………………………….10

Список используемых источников литературы………………………11

Приложение……………………………………………………………12-20



Введение

Красивого на земле много, вся земля красивая…

Дело не в красоте, дело, наверное, в том,

Что даёт родина каждому из нас в дорогу.

В каждом городе, селе или деревне есть люди, события, места о которых хочется рассказать всем. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, о событиях, о местах, оставивших значимый след в истории нашего государства, края, моей малой родины.

Долг каждого ученика - знание истории малой родины, знание и память о делах, о том что происходило на территории родного села в разное время, о людях, чья судьба так или иначе переплелась с историей родной земли. А те, кто интересуется историей родного края, ведет кропотливую работу по дальнейшему её изучению может по праву считать себя достойным человеком, достойным жителем своего села. В этом я и вижу актуальность моего исследования.

В своей работе я хочу рассказать об одном событии, произошедшим в нашем селе. В ночь с 12 на 13 июня 1944 года самолет 32 гвардейского бомбардировочного авиаполка в районе села Каменский Хутор потерпел катастрофу. Экипаж погиб, самолет сгорел.

Цель моей работы: выяснить кто были эти погибшие летчики, есть ли у них родственники, знают ли они о том где погибли их родственники.

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • проанализировать информацию по теме исследовательской работы;

  • по возможности изучить биографию, жизнедеятельность летчиков потерпевшего крушение самолета;

  • познакомить учащихся с историческим прошлым родного края;

  • продолжить формирование чувства патриотизма у обучающихся.

Объектом исследования являются истории жизни героев моей работы.

Предметом исследования является собранный материал по теме исследования.

Методы исследования: анализ информации, беседы, обработка полученных результатов.

Гипотеза исследования: согласно моему предположению знание истории малой родины может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, а также положительно повлиять на формирование личности моих сверстников.

Главным источником моей работы является альбом [1], созданный отрядом «Поиск». История возникновения этого отряда очень символична. Через 30 лет после случившейся трагедии, в 1974 году по инициативе комитета комсомола и совета дружины школы был создан отряд «Поиск», который и начал сбор информации об экипаже самолета. Отряд в своей работе очень преуспел. Ведущая роль на начальном этапе работы отряда принадлежала старшей пионервожатой школы Литвиновой Елене Ивановне.

Структура моей работы следующая: введение, основная часть, состоящая из 7 глав, заключение, список используемой литературы, приложение.








Глава 1 «В центре есть могила братская…»

В центре с. Каменский Хутор, в братской могиле [2] похоронен экипаж военного самолета. От односельчан – очевидцев до наших дней дошел такой рассказ:

«с 12 на 13 июня 1944 года поздно вечером жители села увидели в ней, летящий на запад, самолет - бомбардировщик. Самолет летел невысоко и был хорошо виден. Но вот гул самолета стал необычным. Самолет повернул на восток. Его охватило пламя и он стал терять высоту. В какое - то мгновенье от него отделились крыло и кувыркаясь в воздухе медленнее, чем объятый пламенем бомбардировщик, упало у крайних домов села. Самолет упал в лесу недалеко от восточной окраины села. К нему прибежали местные жители. В горящем самолете были видны летчики крепко обнявшиеся друг с другом. Подбежавшие люди, взяв длинные жерди, пытались вытащить их оттуда, но это невозможно было сделать.

В 4-ом часу утра жители с. Каменский Хутор, п. Забрама, Луговой, Красный Бор услышали сильный взрыв. Это взорвались бомбы находившиеся на самолете. Утром люди нашли в лесу кое – какие документы, планшеты и передали их в Сельский Совет. Останки летчиков были похоронены в братской могиле. На похороны приехали военные, видимо командиры и друзья погибших, которые очень тяжело переживали все случившееся.»

Через 30 лет, после случившегося, в 1974 году по инициативе комитета комсомола и совета дружины школы был создан отряд «Поиск». Ребята решили узнать кто были погибшие летчики? Живы ли их родственники? Каков боевой путь в годы Великой Отечественной войны совершил экипаж самолета? Вот что удалось узнать.


Глава 2 Андрущенко Алексей Федорович.

Андрущенко Алексей Федорович [3] являлся старшим сержантом, воздушным стрелком.

В апреле 1975 г. пришло письмо от Андрущенко Прасковьи Семеновны – матери воздушного стрелка. Из письма мы узнали о детстве, юности Алексея, а из документов о его боевом пути.

Родился Алексей 17 марта 1919 г. в с. Тихоновичи, Корюковского района, Черниговской области. В детстве был очень спокойным. В с. Тихоновичи окончил начальную школу. Учился хорошо. Среднюю школу закончил в п. Покровка. После 10 класса поступил в медицинское училище, но вскоре вернулся и год работал в колхозе. В армии попал в танковую часть, но вскоре был переведен в летное училище, в котором обучался до начала войны. С первого дня войны сражался на фронте. О его боевом пути говорят его боевые награды. В декабре 1942 г. он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За оборону Сталинграда» [4], орденом Отечественной войны II степени. В феврале 1944 года орденом Отечественной войны I степени. Кроме бомбовых ударов по тыловым объектам врага, он работал и на партизан, доставлял им боеприпасы, вооружение. На большую землю вывозил раненых. 1 апреля 1944 года награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

Мать Алексея передала в школу последние письма сына. В одном из них он пишет: «За мою войну, что я воюю, сбросил 300 тонн бомб на фрицев, не считая повреждений каких им сделал. Например, за один налет всех моих друзей на фрицевский аэродром разбили 190 самолетов».


Глава 3 Иванов Алексей Матвеевич.

Иванов Алексей Матвеевич [5] командир корабля, младший лейтенант.

Родился в 1918 году в с. Ножкино Петровского района, Саратовской области. В семье было 5 братьев и 5 сестер. Детство было тяжелым. Мать умерла рано. Сестра отца забрала детей в г. Тбилиси. Поступил в авиашколу, которую окончил с отличием. Послали служить в г. Кировобад, около Баку. Оттуда его взяли на фронт. Был ранен, лежал вгоспитале в г. Ленинграде. Ампутировали указательный палец на руке. Семьей обзавестить не успел.

О его гибели родным было прислано извещение, в котором было написано погиб в Орловской области. Родным писали в Орловский рай военкомат, но оттуда ничего не могли сообщить о месте гибели самолета. В 1975 г. отряд «Поиск» впервые сообщил родным о месте гибели самолета в с. Каменский Хутор. Из родственников Алексея живы 5 сестер. С фронта вернулись живыми 2 брата, но вскоре умерли.

Глава 4 Поляков Алексей Никандрович

О нем совсем мало известно информации.

Поляков Алексей Никандрович родился в 1920 году и числился призванным в ряды Советской Армии 28 сентября 1940 г. Рыбинским горвоенкоматом Ярославской области и отправлен командой 34/5588 в кадры ВВС. На основании карт призывников, призванных в ряды Советской армии в 1940 г. известно, что Поляков А. Н. до призыва в армию проживал по адресу: г. Рыбинск ул. Огородная д. 4 кв. I. Там же жили и его родители – Поляков Никандр Иванович, 1887 года рождения и Полякова Анна Федоровна, 1895 года рождения.

Со слов сторожил, проживающих на этой улице, установлено, что сразу после Великой Отечественной войны отец Алексея Никандровича умер, а позднее умерла и мать.

Брат Алексея Никандровича – Поляков Николай Никандрович, 1923 года рождения был эвакуирован в г. Уфа Башкирской ССР и умер там во время Великой Отечественной войны.

Глава 5 Дьяченко Яков Титович

Дьяченко Яков Титович [6] штурман отряда, лейтенант.

Дьяченко Яков Титович родился в 1922 году в г. Жданове (бывший г. Мариуполь) Донецкой обл. отец его Тит Яковлевич – почтовый служащий, в 1943 г. был призван в армию и пропал без вести. Мать Анастасия Калиновна жила в городе Жданове.

В семье было 6 детей. Яков был третьим ребенком, учился хорошо, а в 8-10 классах был отличником. Уезжая на учебу спешил провести в доме радио и говорил матери: «Останетесь одни, будете слушать, что в мире делается».

Окончив 10 классов, Яков поступил в Караблестроительный институт в г. Николаеве. Но обстановка в мире была неспокойной. В 1940 г. был отозван из института и направлен в Харьковское летное училище. Стране нужны были военные летчики и он стал им. по окончании училища его направляют на учебу в I-ю Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия [7]. Окончив ее был направлен в действующую армию.

В ноябре 1943 г. военный аэродром находился недалеко от г. Волноваха (в 70 км. От г. Жданова) и Яков однажды ночью пришел с другом в с. Октябрьское (12км. От Волновахи), где жили в то время его мать и сестра. В то время он был контужен, говорил плохо. Тогда он сказал матери: «Мне можно уже не летать, но пока Родина в опасности я должен защищать ее. Отец и брат старший на земле, а я с воздуха буду помогать. Зато когда закончиться война, тогда заживем». Пока самолет стоял близ Волновахи мать и сестры часто навещали Якова. В одном из писем сестре Марии он пишет «…Я тогда был почти что дома. Даже не верилось. Иногда сидишь, ожидаешь задания, вдруг звонят по телефону и говорят: тебя ожидает сестра у самолета. Представь себе, какая для меня была радость за 4 года увидеть сестру. Или сидишь в столовой, вдруг мне говорят: у тебя на самолете мать. Даже не верилось, когда прихожу, смотрю, действительно Люся и мама на самолете».

Глава 6 Шарифулин Габдулхак Маннанович

Шарифулин Габдулхак Маннанович [9] летчик, младший лейтенант

Шарифулин Габдулхак Маннанович учился в семилетней школе № 6 в г. Ленинск - Кузнецкий Кемеровской обл. с 1936 по 1940 гг. (с 3 по 7 класс). Работал пионервожатым, был организатором интересных пионерских дел.

По его просьбе, как отличнику учебы и имеющему примерное поведение, активному участнику всех школьных дел, коллектив учителей дал рекомендацию во внеурочное время учиться в Ленинск-Кузнецком аэроклубе, в котором он занимался с 6 по 7 класс, совмещая занятия.

После окончания аэроклуба был направлен учится в летную школу в г. Бердск Новосибирской области. По окончании которой был направлен в действующую армию.

Глава 7 Кусай Михаил Макарович

Кусай Михаил Макарович [10] техник авиационных бортов, лейтенант

Кусай Михаил Макарович уроженец города Переяславля Киевской области. В 1937 г. поступил и в 1941 году окончил полный курс химического факультета Киевского Государственного Университета по специальности неорганическая химия и решением Государственной экзаменационной комиссииМосковского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова от 3 октября 1941 года ему присвоена квалификация научного работника в области химических наук, преподавателя ВУЗа, ВТУЗа и звание учителя средней школы.

Из письма к отцу Кусай Макару Л.

«…Дорогие мои отец, мать и сестры! Сердце мое обливается кровью, когда я читаю в газете о зверствах и о пожарах, которые чинили немцы в Переяславле при отступлении. Меня это очень волнует. Где наша семья, я ведь ничего об этом незнаю. Я сейчас еду на фронт, но мне очень хочется знать о нешей семье. Я вам много уже послал открыток. Сам жив и здоров. Ожидаюс нетерпением вашего ответа. До скорого свидания. Ваш любящий сынМиша».

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего села, я познакомилась с людьми, которые оказались связаны с моей родной землей. Жизненный путь этих людей, который нам известен, их подвиг, их смерть достойны восхищения и преклонения. Именно поэтому мне хотелось  рассказать об этих на мой взгляд удивительных людях.

Каждое время выдвигает своих героев. Мои герои – это герои и военных действий и герои мирного времени. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Говоря о солдатах минувшей войны мне кажется что они все герои. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: продолжила изучать историю своего края, много интересного узнала об одном из важнейших событий моего села в то непростое время. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, России, научиться хранить память о людях которые оставили след на родной земле. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Завтра мы вступим во взрослую жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, своей малой родины, ее особенности, попытаться понять черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей, не допускать в себе симптомов современной болезни – «денежной шизофрении». Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, простые примеры из их жизни. В нашем крае много интересных людей, много интересных событий о которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть еще над чем работать.


Список используемых источников и литературы

  1. Альбом о воинах – летчиках.


Приложение № 1

Альбом созданный отрядом «Поиск»


Приложение № 2

Обелиск в центре села

Приложение № 3


Андрущенко Алексей Федорович

Приложение № 4


Удостоверение Андрущенко А. Ф. о награждении медалью «За оборону Сталинграда»


Приложение № 5

Иванов Алексей Матвеевич



Приложение № 6

Дьяченко Яков Титович
















Приложение № 7

I –я Высшая школа штурманов и летчиков авиации дальнего действия













Приложение № 8

Удостоверение о награждении медалью за оборону Ленинграда



Приложение 9

Шарифулин Габдулхак Маннанович



Приложение № 10

Кусай Михаил Макарович

15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«В центре села есть могила братская…»

Автор: Зайцева Ирина Михайловна

Дата: 15.09.2019

Номер свидетельства: 519731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Исследовательский проект на тему "Подвиг моего земляка Подкина Н. М. как символ мужества и героизма , проявленного в годы ВОВ" "
    ["seo_title"] => string(137) "issliedovatiel-skii-proiekt-na-tiemu-podvigh-moiegho-ziemliaka-podkina-n-m-kak-simvol-muzhiestva-i-ghieroizma-proiavliennogho-v-ghody-vov"
    ["file_id"] => string(6) "213079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431970105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "классный час московская битва"
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-moskovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "271224"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451410185"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Исследовательская работа учащихся 8 класса "С чего начинается Родина..." "
    ["seo_title"] => string(82) "issliedovatiel-skaia-rabota-uchashchikhsia-8-klassa-s-chiegho-nachinaietsia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "137382"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417345339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Классный час "Во имя жизни на земле" "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-vo-imia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "194012"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427719620"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Линейка "Провозглашаю славу Сталингруду" "
    ["seo_title"] => string(43) "linieika-provozghlashaiu-slavu-stalinghrudu"
    ["file_id"] => string(6) "209282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431080885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства