Просмотр содержимого документа
«История Российского флота»
История российского флота
Первое трёхмачтовое судно, построенное в России, было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. Во время сильного шторма, «Фредерик» затонул в Каспийском море в своё первое плавание.
22 июля 1656 года русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей около о. Котлин и захватила 6-пушечную галеру. Ранее, 30 июня, эта же флотилия участвовала во взятии Ниеншанца.[4] Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине.
Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве. Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящееся на Оке. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.
В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.
Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства. Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700—1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. В начале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу. В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани. Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным
16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка
Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.
«Дедушка русского флота»
Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Морским судам быть
Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.
Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.
В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.
Божье провидение
Завершающим этапом становления русского флота стал период закрепления на Азовском море. Заложенный к 1698 году город Таганрог и Воронеж продолжали исправно производить корабли. Но это были суда уже иного качества. В 1697-1698 годах царь посетил Европу в составе Великого посольства, где лично участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские корабелы обучились всем тонкостям строительства боевых кораблей, теперь Россия могла создавать суда всех известных тогда типов своими силами. А организованные на юге России «кумпанства» (компании) коммерчески вносили свою лепту в строительство судов. В ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»). Это был действительно принципиально новый, мощный и тяжелый боевой корабль. Длина его киля составила 130 футов (почти 40 метров), а ширина – 33 фута (10 метров). Уже через два года первый русский линейный корабль был спущен на воду, его уникальная конструкция хоть и была заимствована с английских образцов, царь лично внес изменения в киль. Осадка линкора была уменьшена, он легко ходил по мелководью, а двойное дно защищало от течи в случае удара о грунт.
1. Григорий Спиридов
«Честный и храбрый офицер», как его охарактеризовал выдающийся военачальник Петр Румянцев, Григорий Спиридов ярко проявил себя в Семилетней войне против Пруссии, но по-настоящему прославился во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
В ходе боевых действий в Эгейском море российский флот, в котором адмирал Спиридов командовал одной из эскадр, встретился 5 июля 1770 года в Хиосском проливе с военно-морскими силами турок, численно превосходящими русских в два раза. Ключевым пунктом сражения стала атака Спиридовского флагмана «Св. Ефстафий» на флагман оттоманского флота «Реал Мустафу», завершившаяся в итоге гибелью обоих кораблей.
Потеря флагмана дезорганизовала турецкий флот, отошедший в Чесменскую бухту. Случившаяся здесь с 5 по 7 июля битва стала одной из самых черных страниц в истории Османской империи. В результате атаки русских брандеров, вызвавших пожар и всеобщую панику, почти весь вражеский флот (15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 5 галер и большое количество мелких судов) были либо уничтожены, либо захвачены. Погибло 11 тысяч турецких моряков. Русские же потеряли 4 брандера и 20 человек.
«Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е (июня, по юлианскому календарю) неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи», — докладывал Спиридов в Санкт-Петербург.
2. Василий Чичагов
Звездным часом адмирала Василия Чичагова стала русско-шведская война 1788-1790 гг. Именно он сорвал планы шведов поодиночке разгромить разбросанные по Балтийскому морю части русского флота. Чичагов одержал победы в Эландском, Ревельском и Выборгском морских сражениях, причем в каждом из них уступал противнику в численности. В итоге в плен попали 5 тысяч шведских моряков, 200 офицеров и даже один контр-адмирал.
Однако усилия Чичагова были перечеркнуты катастрофическим поражением российского флота под командованием Карла Генриха Нассау-Зигенского во Втором Роченсальмском сражение 10 июля 1790 года. Вместо победы Россия была вынуждена довольствоваться заключением мира на условиях статус-кво.
С Чичаговым связан один исторический анекдот. Находясь на обеде у императрицы Екатерины II, адмирал рассказывал ей о своих баталиях со шведами и по ходу повествования все больше входил в раж, используя порой очень грубые выражения. Опомнившись, он сильно смутился и начал извиняться, но императрица сделала вид, что не поняла непристойные слова, произнеся: «Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею».
3. Федор Ушаков
В конце 18 века у Российской империи появилось два военных гения — непобедимый Александр Суворов на суше и столь же непобедимый Федор Ушаков на море. Оба они были новаторами в воинском искусстве: делали ставку на быстрые маневры, смелое стремительное сближение с противником и нанесение по нему неожиданных смертоносных ударов. Как и Суворов, Ушаков много времени уделял боевой подготовке личного состава, полагая, что в отличной выучке и железной дисциплине моряков — ключ к успеху в бою.
Ушаков не проиграл ни одного морского сражения, и, как он сам утверждал, не потерял ни одного своего корабля и не позволил ни одному своему матросу попасть в плен. Он всегда участвовал во всех эпизодах боя, находясь в самых опасных и ответственных местах, крепко держа нити управления флотом в своих руках. При этом он не запрещал капитанам своих кораблей проявлять личную инициативу, если они считали ее применение оправданным.
В списке громких успехов флотоводца победы над турецким флотом в Керченском сражении (1790 год) и при Калиакрии (1791 г.), а также двухлетний поход русской эскадры против военно-морских сил Франции в Средиземном море в 1798-1800 годах. В ходе него Ушаков взял штурмом считавшуюся неприступной крепость противника на греческом острове Корфу, пленив почти 3 тысячи французов.
В 2001 году Федор Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как святой праведный воин и почитается сегодня как святой покровитель Военно-морского флота России.
4. Дмитрий Сенявин
Молодой способный офицер Дмитрий Сенявин отлично проявил себя под командованием Федора Ушакова в войнах с Турцией (1787-1791 гг) и Средиземноморском походе, став ближайшим помощником адмирала при штурме Корфу. Тем не менее, отношения между двумя великими флотоводцами не сложились. «Я не люблю Сенявина», — говорил Ушаков, — «но он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительствовании флотом».
В 1805-1807 годах, в ходе Наполеоновских войн Дмитрий Сенявин возглавил поход русского Балтийского флота в Средиземное море, где эффективно перерезав морские коммуникации французов между Италией и Далмацией (современные Хорватия и Черногория), вызвал сильное негодование Бонапарта. Со вступлением в войну против России Османской империи, флот Сенявина переключился на нового врага. Захватив остров Тенедос, адмирал в течение двух месяцев успешно блокировал Дарданеллы, несколько раз разгромив турецкий флот, пытавшийся эту блокаду снять.
Во время возвращения эскадры на Балтику был заключен Тильзитский мир, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде своего бывшего союзника — Англии. Остановившись в октябре 1807 года в Лиссабоне пополнить запасы, вице-адмирал Сенявин попал между двух огней: с моря порт блокировал британский флот, а с суши к столице Португалии приближалась французская армия. Император Александр I послал флотоводцу приказ исполнять все предписания «которые от его величества императора Наполеона посылаемы будут».
Отрицательно относившийся к столь радикальной смене внешнеполитического курса Российской империи, Дмитрий Сенявин выбрал иной путь, согласившись на предложение англичан отвести эскадру в Портсмут до заключения мира между Лондоном и Санкт-Петербургом. Вернувшись в Россию в 1809 году самоуправный флотоводец столкнулся с недовольством русского императора и попал в опалу, вынужденный многие годы жить впроголодь на половинную пенсию. Лишь только с приходом к власти нового императора Николая I в 1825 году, уже престарелый Сенявин был назначен командующим Балтийским флотом и произведен в адмиралы.
5. Павел Нахимов
Имя адмирала Павла Нахимова связано с одной из самых громких побед русского флота за всю его историю. 30 ноября 1853 года, в ходе Крымской войны, Черноморский флот под его (тогда еще вице-адмирала) командованием блокировал турецкую эскадру в бухте у города Синоп и в течение 4 часов полностью разгромил ее.
По соотношению потерь Синопское сражение стало фактически повторением Чесменского: за исключением одного прорвавшегося парохода, были уничтожены или повреждены все 15 кораблей вражеской эскадры, погибло 3 тысячи турецких моряков, а командующий адмирал Осман-паша попал в плен. Русские же потеряли 37 человек убитыми.
Катастрофа турок с одной стороны принесла России господство на Черном море, с другой — ускорило вступление в войну против нее Англии и Франции, чьи войска высадились в Крыму и осадили Севастополь. Павел Нахимов возглавил оборону города, причем делал это настолько эффективно, что заслужил большое уважение у солдат и матросов, прозвавших его «отцом-благодетелем». 10 июля 1855 года во время одного из объездов передовых укреплений он был ранен пулей в голову и скончался спустя 2 дня.
Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) ---------------------------------------- Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия IV класса и один из первооткрывателей Антарктиды (вместе с Белинзгаузеном). Здесь в 1827 году, командуя военным кораблём «Азов», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика), а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
Владимир Алексеевич Корнилов (1806 - 1854) ------------------------------------------------ Знаменитый флотоводец, вице-адмирал российского флота, участвовал в Синопском сражении 1853. Герой и начальник обороны Севастополя в Крымской войне. Корнилов погиб при первой бомбардировке, но с защитниками города русской славы остался его короткий эмоциональный приказ: «Мы защищаем Севастополь. О сдаче не может быть и речи. Отступления не будет. Кто прикажет отступать, того колите».
28. Владимир Иванович Истомин (1809-1855) ------------------------------------------- Контр-адмирал (1853), герой Севастопольской обороны 1854;55, участвовал в Наваринском сражении 1827 и блокаде Дарданелл (1828;1829). В 1836 переведён с Балтийского на Черноморский флот. С 1850 командовал линейным кораблём «Париж», на котором участвовал в Синопском сражении 1853. Во время обороны Севастополя возглавлял оборону Малахова кургана и прилегающих редутов, показав пример храбрости и выдержки. Убит ядром на Камчатском редуте. Похоронен в Севастополе. Его именем названа бухта на полуострове Корея (Японское море).
Степан Осипович Макаров (1849 – 1904) Героя Порт-Артура, русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Один из организаторов создания миноносных кораблей и торпедных катеров, разработчик теории непотопляемости корабля, пионер использования ледоколов. Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. осуществил успешные атаки вражеских кораблей шестовыми минами. Он совершил два кругосветных путешествия и ряд арктических рейсов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Умело командовал Тихоокеанской эскадрой при обороне Порт-Артура в русско-японской войне 1904 – 1905 гг. Погиб во время русско-японской войны.