Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 6 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания (доклада, сообщения и т.п.). Соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне и их соседи»
ПЛАН УРОКА
Происхождение восточных славян
Хозяйство славян
Быт и нравы восточных славян
Духовный мир славян
Общины земледельцев
Восточные славяне и их соседи
1. Происхождение восточных славян
Расселение индоевропейцев (одна из версий)
Около десяти тысяч лет назад значительная часть Европы и Азии были заселены племенамииндоевропейцев.Они имели общее происхождение и единый язык. Расселяясь по огромным территориям, племена индоевропейцев отделялись друг от друга. Общий язык распался на несколько языков.
1. Происхождение восточных славян
Племена балтов
Племена славян
Около 4 тысяч лет назад из массыиндоевропейцеввыделилисьбалтославянские племена. Они заселили Восточную и Центральную Европу. ВVвеке до н.э. произошло разделение на племенаславянибалтов.
1. Происхождение восточных славян
Расселение славянских племен
ВVвеке началось активное расселение славян на Запад, Север (до верховьев Волги) и Юго-Запад (до Греции). В ходе переселения славяне разделились натри ветви:восточную, западную и южную.
1. Происхождение восточных славян
Восточные славяне заселили огромные территории (большую часть Восточно-Европейской равнины). Они были объединены в племенные союзы:поляне, древляне, дреговичи, северяне, уличи, тиверцы, полочане, словене ильменские, кривичи, вятичи.
Племенные союзы восточных славян
2. Занятия славян
Основным занятием восточных славян былоземледелие: они вырубали деревья, выкорчевывали пни и сжигали (подсечно-огневаясистема земледелия). Когда почва истощалась (через 2-3 года), расчищали новый участок. В районах чернозема поля обрабатывали дольше (20-30 лет), а потом переходили на новые участки (переложнаясистема земледелия).
2. Занятия славян
Орудия труда и оружие древних славян
На полях славяне сеялипшеницу, просо, ячмень и гречиху.Основной пищей славян былхлеб.В огородах сажали репу, капусту, огурцы, свеклу, лук, чеснок.
2. Занятия славян
Кроме земледелия славяне занималисьскотоводством(разводили коров, лошадей, свиней, коз). Большую роль в жизни древних славян имелибортничество, охота и рыболовство.
Роль денег выполняли шкурки пушных зверей. У славян развивались ремесла -выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.
3. Быт и нравы
Реконструкция поселения древних славян
Древние славяне были миролюбивы, добродушны, гостеприимны, соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Они уважали и почитали родителей и старших, поклонялись духам предков. У знатных славян встречалось многоженство.
3. Быт и нравы
Поселение древних славян
Славянский воин
Поселения древних славян располагались по берегам рек и озер. Они строили большие дома-полуземлянки с использованием древесины, веток и глины. Оружием служили копья, луки и стрелы, использовали деревянные щиты, железное оружие было редкостью.
4. Верования
Перун
Ярило
Стрибог
Славяне былиязычниками -верили во многих богов.Главные боги:Перун(бог грома и молнии, войны),Ярило(бог солнца),Велес(покровитель скотоводства),Стрибог(покровитель ветра).Славяне верили в загробную жизнь, в покровителей дома (домовых), в существование нечистой силы (русалок, леших, водяных и пр.)
4. Верования
Капище древних славян
Славяне не строили храмов. Они поклонялись богам в священных рощах, у священных дубов, где устанавливали деревянные или каменные изображения богов –идолы (капище).У славян не было жрецов, но быливолхвы и кудесники(люди умевшие предсказывать будущее, колдовать, общаться с богами)
5. Управление
Соседская (территориальная) община
Первоначально славяне жили родовыми общинами. Позже им на смену пришла соседская община -вервь. Общины объединялись в племена, а племена – в союзы племен (поляне, древлянеи пр.). В соседской общине сенокосы и лес были общими, а пахотная земля разделена между семьями.
5. Управление
Вече
Важнейшие вопросы решались на общем сходе всех домохозяев –вече. Вече выбирало старейшин. Для решения вопросов всего племени проводилось племенное вече. А вопросы касавшиеся всего союза племен решали представители племен.
5. Управление
Народное ополчение древних славян
У древних славян не было профессиональных воинов. В случае необходимости с врагами сражалось все мужское население –народное ополчение. Оно делилось на десятки, сотни и тысячи.
6. Взаимоотношения с соседними народами
Восточно-Европейская равнина до появления славян была населена другими народами. Славяне подчинили себе малочисленные племена и брали с них дань.
Мужчина угро-финн
Некоторые славянские племена сами платили дань более сильным соседям. Славяне многое переняли у соседних народов (от финнов – веру в злых духов, волшебников; от ираноязычных скифосарматов многие слова – бог, хата, собака, топор и т.д.,а также богов – Хороса и Семаргла).
Хорос
Семаргл
6. Взаимоотношения с соседними народами
Славянские племена полян, северян, вятичей и радимичей были данникамиХазарского каганата(«по горностаю и белке с дыма (дома)»).
Хазарские воины
Важную роль играли взаимоотношенияс южным соседом –Византией. В 860 г. Константинополь и его окрестности подверглись нападению неизвестного им народа, называвшего себя «Рось».
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознаниюи истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
Домашнее задание
1. Изучить параграф 3
2. Ответить на вопросы на стр. 33 (устно)
3. Прочитать «Документ» на стр. 33и выполните задания к нему (устно)