Краеведение позволяет сделать первый шаг на пути знакомства с родной природой. Позволяет объяснить учащимся почему необходимо бережно относиться к природе и истории родного края. Воспитать толерантность, преумножить историческое и культурное наследие "малой"Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В полях забытые усадьбы"»
В полях забытые усадьбы…
Петренко Лариса Евгеньевна
учитель истории МБОУ УСОШ № 4
Я люблю этот ветхо-богатый
Опустелый помещичий дом,
Окруженный гирляндою статуй,
Отраженный зеленым прудом.
Я люблю этот очерк Растрелли,
Эту белую сказку колонн,
Эти старые дубы и ели
И ночной золотой небосклон.
Я люблю его призрачный голос,
Эхо жизни, которая в нем
Расцветала, мечтала, боролась,
Загоралась сердечным огнем....
Я люблю эти прошлые лица
На отцветшем слепом полотне.
Клавикорды в уютных светлицах,
Знак киота в углу на стене.
Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающей жить;
Заставляющий сердце народа
С красотою былою дружить.
Как подснежник и лунные чары,
Как легенд переписанный том
Я люблю этот ветхий и старый,
Этот милый помещичий дом.
С. Колпыткин
« Островки» располагались на восточном берегу оз. Молдино, в Поддубской волости обширного Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Крестным отцом владельца усадьбы Николая Петровича Милюкова (1802-1889) был император Александр I, а крёстной матерью — императрица Мария Фёдоровна. В 1850-х гг. он был предводителем дворянства Вышневолоцкого уезда. Датировка постройки усадьбы требует уточнения. Но это точно первая половина ХIХ века, а возможно и конец XVII века.
Берега и окрестности озера издавна были облюбованы представителями старинного рода Милюковых. Один
из них, статский советник Н. П. Милюков (1802-1889), вступил во владение имением «Островки», доставшимся ему при разделе наследства. Милюков был хозяином суровым, крепостником по убеждению. В его деревнях вспыхивали крестьянские волнения, на подавление которых даже вызывали солдат. В ходе подготовки реформ по освобождению крестьян он возглавил в Тверской губернскую дворянскую партию против отмены крепостного права. Даже после отмены в 1861 г., он ещё долго конфликтовал со своими бывшими крепостными.
Портрет Н. П. Милюкова
худ. Н. Д. Мыльников, 1831 г.
В отличие от братьев, служивших в гвардии, Николай Петрович служил по Межевому ведомству и к тридцати годам имел чин надворного советника. В начале 1830 года он женился на Аграфене Кононовне, дальней родственнице, также урожденной Милюковой. В семье родилось семеро детей: Петр (1830), Лидия (1832), Николай (1833), Конон (1835), Елизавета (1836), Михаил, Арсений. Получив наследство, Милюков вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве, имелся также дом в Твери.
Портрет младшей дочери Елизаветы худ. Г. Сорока
Портрет А.К.Милюковой с
сыном худ. Г. Сорока
Портрет старшей дочери Лидии худ. Г. Сорока
Усадебный дом в Островках был построен в XVIII веке. Он был деревянный и отштукатуренный. Фасад был покрашен в розовый цвет, крыша - в зеленый. Главный фасад украшала лоджия, или открытая галерея, поддерживаемая двумя колоннами. Перед домом была разбита круглая клумба, ее огибала дорожка, которая спускалась к озеру Молдино и парому.
Усадьбу на своих полотнах запечатлел крепостной художник Милюковых Григорий Сорока. Художник Сорока являл собой характерный пример русского самородка. В деревенской глуши он достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни. В его видах усадеб все наполнено солнечным светом, льющимся с неба и отраженным в огромных зеркальных поверхностях озер.
После смерти Н.П. Милюкова имение перешло к его старшей дочери Лидии, которая в 1853 г. вышла замуж за тверского помещика поручика С.В. Сафонова (от этого брака у Лидии Николаевны был сын В. С. Сафонов, 1854-1890, пор. лейб-гвардии Атаманского полка), а вторым браком - за тверского чиновника Н. Г. Левенталя. Во втором браке у Лидии Николаевны родились сын Павел и дочь Наталья, которая в 1896 г. вышла замуж за С.С. Красенского (1868-1917). Сергей Сергеевич (1868-1917), в 1890 г. окончил Тверское кавалерийское училище, произведён в офицеры в 1891 г., служил
в 1-м Лейб-Драгунском Московском Императора Александра III полку, командир 1-го его эскадрона, ротмистр (с 1901 г.), старшина Тверского благородного собрания.
Тверское кавалерийское училище
Братья: В.С.Сафонов,
П.Н.Левенталь
Н.Н. Левенталь
С.С. Красенский
В послужном списке С. С.Красенского указано, что его жена - дочь потомственного дворянина, православная. Известно, что на 1859 г. Н. Г. Левенталь - чиновник по особым поручениям при тверском губернаторе П. Т. Баранове. Он был послан в Вышневолоцкий уезд губернатором описывать исторические ценности. Есть мнение, что он послужил прототипом А.А. Блюма в Бесах Достоевского. В семье Красенских было трое детей: Нина (1897-?), Михаил (1898-1944) и Георгий (Юрий, 1902-?). Семейство Красенских окончательно обосновалось в «Островках» начиная с 1907 г., после поспешного выхода в отставку его главы. Этому предшествовала смерть прежней хозяйки имения - Л. Н.Левенталь, после чего в права наследства вступила её дочь. Летом в гости к супругам Красенским съезжались родственники.
С. С. Красенский был человеком довольно крутого нрава. Семейная скупость была отчасти объяснима вполне житейскими причинами: в молодости он пережил потерю родительского имения «Спичёво» (Тверской уезд). В прошении об отставке 1907 г. он ссылается на расстроенные домашние обстоятельства. Отсюда стремление Красенских к экономии, готовность сдавать главный дом усадьбы постояльцам. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Среди этих дачников были и весьма примечательные люди.
С.Ю. Жуковский с женой
Дачники в «Островках»
Островки были имением средних размеров (247 дес. или порядка 270 га). Помимо главного двухэтажного дома и одноэтажного флигеля, присутствующих на многих картинах, имелся ещё один флигель, двухэтажный. Его наличие и объясняет возможность нахождения в имении летом, помимо хозяев и постоянных дачников Жуковских, ещё и гостей из числа родственников и, возможно, близких друзей.
Однако несмотря на все старания владельцев, весной 1914 г. имение было выставлено на торги из-за задолженности Дворянскому банку, но по какой-то причине не было тогда продано.
Усадьба и флигели в «Островках»
Начало ХХ века в России было, среди прочего, временем открытия и увлечения «русской стариной», т.е. в первую очередь старыми усадьбами, возраст которых, впрочем, редко когда превышал полтора столетия. Но и это казалось уже чем-то далёким, овеянным обаянием минувшего. Волею случая имение это вошло в историю русской живописи, поскольку в нём работали, с интервалом в полвека, два таких крупных художника, как крепостной Г. В. Сорока и певец заката русской усадьбы С. Ю. Жуковский, которого вполне можно назвать Буниным живописи. С. Ю. Жуковский -ученик И. И. Левитана, романтический пейзажист, лирический певец уходящей русской усадьбы много работал в «Островках» и окрестностях в конце 19-го начале
20-го века .
С.Ю. Жуковский
Г.В. Сорока
Впервые приехав в наш озёрный край в
1903 г., С. Ю. Жуковский посетил многие местные усадьбы (среди них - «Бережок» и «Всесвятское»), но особенно проникся «Островками», в которых провёл, начиная с 1909 г., семь или восемь сезонов, отразив на своих полотнах виды парка, озера и окрестностей. Усадьба Островки изображалась художниками Кондратенко, Холявиным, Аладжаловым, а особенно Жуковским, запечатлевшим в своих многочисленных холстах не только усадьбу Островки со внешним видом её старинного розового дома, но и многие интерьеры этого старинного дома.
Отставной подполковник
С. С. Красенский умер в 1917 г., его вдова с двумя детьми Ниной и Юрием жили в Островках до середины 1918 г., а потом перебралась в Петроград ,а ещё один сын находился в рядах Русской армии в Крыму, а потом эвакуировался в Константинополь.
Имение Красенских заняла коммуна некой Козловской. Коммуна эта просуществовала с 23 июля 1918 г. до 1931 г., когда она присоединилась к коммуне «Молдино». В 1920 году дом был перевезен в пос. Овсище ,"под культурные цели" из экспроприированных "Островков". Цели на поверку оказались не столько культурные, сколько здравоохранные - в доме организовали сельскую больницу.
25 июля 2015 состоялось тожественное открытие мемориальной доски на усадьбе Милюковых в с. Овсище Вышневолоцкого района. Начался ремонт усадебного дома, в котором предполагается создание
Историко-культурного центра.
Возрождение «Дома с картины»
Старания местных энтузиастов-краеведов привели к тому, что дом станет музеем трёх художников: Венецианова, Сороки и Жуковского, с той лишь оговоркой, что в их бытность он стоял в другом месте. В ноябре 2017 г. реконструируемое здание посетили специалисты-искусствоведы Общества изучения русской усадьбы. Вердикт был единодушным: многое предстоит сделать, но главное «Узнаётся!». Это значит, что нашим современникам удалось передать настроение усадьбы «Внутри вообще получилось попадание
в атмосферу старого дома». «Дом стал оживать, наполняться людьми и событиями. Всё происходящее с этим домом-чудо! . Подобных чудес в Тверской области и вообще в России немного. «У дома в Овсище нет иной судьбы как стать основным объектом Венециановской темы»