kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В полях забытые усадьбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение позволяет сделать первый шаг на пути знакомства с родной природой. Позволяет объяснить учащимся почему необходимо бережно относиться к природе и истории родного края. Воспитать толерантность, преумножить историческое и культурное наследие "малой"Родины.

Просмотр содержимого документа
«"В полях забытые усадьбы"»

В полях забытые усадьбы… Петренко Лариса Евгеньевна учитель истории МБОУ УСОШ № 4

В полях забытые усадьбы…

Петренко Лариса Евгеньевна

учитель истории МБОУ УСОШ № 4

Я люблю этот ветхо-богатый Опустелый помещичий дом, Окруженный гирляндою статуй, Отраженный зеленым прудом. Я люблю этот очерк Растрелли, Эту белую сказку колонн, Эти старые дубы и ели И ночной золотой небосклон. Я люблю его призрачный голос, Эхо жизни, которая в нем Расцветала, мечтала, боролась, Загоралась сердечным огнем.... Я люблю эти прошлые лица На отцветшем слепом полотне. Клавикорды в уютных светлицах, Знак киота в углу на стене. Я люблю это таинство рода, Дух семьи, продолжающей жить; Заставляющий сердце народа С красотою былою дружить. Как подснежник и лунные чары, Как легенд переписанный том Я люблю этот ветхий и старый, Этот милый помещичий дом. С. Колпыткин

Я люблю этот ветхо-богатый

Опустелый помещичий дом,

Окруженный гирляндою статуй,

Отраженный зеленым прудом.

Я люблю этот очерк Растрелли,

Эту белую сказку колонн,

Эти старые дубы и ели

И ночной золотой небосклон.

Я люблю его призрачный голос,

Эхо жизни, которая в нем

Расцветала, мечтала, боролась,

Загоралась сердечным огнем....

Я люблю эти прошлые лица

На отцветшем слепом полотне.

Клавикорды в уютных светлицах,

Знак киота в углу на стене.

Я люблю это таинство рода,

Дух семьи, продолжающей жить;

Заставляющий сердце народа

С красотою былою дружить.

Как подснежник и лунные чары,

Как легенд переписанный том

Я люблю этот ветхий и старый,

Этот милый помещичий дом.

С. Колпыткин

« Островки» располагались на восточном берегу оз. Молдино, в Поддубской волости обширного Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Крестным отцом владельца усадьбы Николая Петровича Милюкова (1802-1889) был император Александр I, а крёстной матерью — императрица Мария Фёдоровна. В 1850-х гг. он был предводителем дворянства Вышневолоцкого уезда. Датировка постройки усадьбы требует уточнения. Но это точно первая половина ХIХ века, а возможно и конец XVII века.

« Островки» располагались на восточном берегу оз. Молдино, в Поддубской волости обширного Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Крестным отцом владельца усадьбы Николая Петровича Милюкова (1802-1889) был император Александр I, а крёстной матерью — императрица Мария Фёдоровна. В 1850-х гг. он был предводителем дворянства Вышневолоцкого уезда. Датировка постройки усадьбы требует уточнения. Но это точно первая половина ХIХ века, а возможно и конец XVII века.

Берега и окрестности озера издавна были облюбованы представителями старинного рода Милюковых. Один из них, статский советник Н. П. Милюков (1802-1889), вступил во владение имением «Островки», доставшимся ему при разделе наследства. Милюков был хозяином суровым, крепостником по убеждению. В его деревнях вспыхивали крестьянские волнения, на подавление которых даже вызывали солдат. В ходе подготовки реформ по освобождению крестьян он возглавил в Тверской губернскую дворянскую партию против отмены крепостного права. Даже после отмены в 1861 г., он ещё долго конфликтовал со своими бывшими крепостными. Портрет Н. П. Милюкова худ. Н. Д. Мыльников, 1831 г.

Берега и окрестности озера издавна были облюбованы представителями старинного рода Милюковых. Один

из них, статский советник Н. П. Милюков (1802-1889), вступил во владение имением «Островки», доставшимся ему при разделе наследства. Милюков был хозяином суровым, крепостником по убеждению. В его деревнях вспыхивали крестьянские волнения, на подавление которых даже вызывали солдат. В ходе подготовки реформ по освобождению крестьян он возглавил в Тверской губернскую дворянскую партию против отмены крепостного права. Даже после отмены в 1861 г., он ещё долго конфликтовал со своими бывшими крепостными.

Портрет Н. П. Милюкова

худ. Н. Д. Мыльников, 1831 г.

В отличие от братьев, служивших в гвардии, Николай Петрович служил по Межевому ведомству и к тридцати годам имел чин надворного советника. В начале 1830 года он женился на Аграфене Кононовне, дальней родственнице, также урожденной Милюковой. В семье родилось семеро детей: Петр (1830), Лидия (1832), Николай (1833), Конон (1835), Елизавета (1836), Михаил, Арсений. Получив наследство, Милюков вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве, имелся также дом в Твери. Портрет младшей дочери Елизаветы худ. Г. Сорока Портрет А.К.Милюковой с сыном худ. Г. Сорока Портрет старшей дочери Лидии худ. Г. Сорока

В отличие от братьев, служивших в гвардии, Николай Петрович служил по Межевому ведомству и к тридцати годам имел чин надворного советника. В начале 1830 года он женился на Аграфене Кононовне, дальней родственнице, также урожденной Милюковой. В семье родилось семеро детей: Петр (1830), Лидия (1832), Николай (1833), Конон (1835), Елизавета (1836), Михаил, Арсений. Получив наследство, Милюков вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве, имелся также дом в Твери.

Портрет младшей дочери Елизаветы худ. Г. Сорока

Портрет А.К.Милюковой с

сыном худ. Г. Сорока

Портрет старшей дочери Лидии худ. Г. Сорока

Усадебный дом в Островках был построен в XVIII веке. Он был деревянный и отштукатуренный. Фасад был покрашен в розовый цвет, крыша - в зеленый. Главный фасад украшала лоджия, или открытая галерея, поддерживаемая двумя колоннами. Перед домом была разбита круглая клумба, ее огибала дорожка, которая спускалась к озеру Молдино и парому.

Усадебный дом в Островках был построен в XVIII веке. Он был деревянный и отштукатуренный. Фасад был покрашен в розовый цвет, крыша - в зеленый. Главный фасад украшала лоджия, или открытая галерея, поддерживаемая двумя колоннами. Перед домом была разбита круглая клумба, ее огибала дорожка, которая спускалась к озеру Молдино и парому.

Усадьбу на своих полотнах запечатлел крепостной художник Милюковых Григорий Сорока. Художник Сорока являл собой характерный пример русского самородка. В деревенской глуши он достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни. В его видах усадеб все наполнено солнечным светом, льющимся с неба и отраженным в огромных зеркальных поверхностях озер.

Усадьбу на своих полотнах запечатлел крепостной художник Милюковых Григорий Сорока. Художник Сорока являл собой характерный пример русского самородка. В деревенской глуши он достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни. В его видах усадеб все наполнено солнечным светом, льющимся с неба и отраженным в огромных зеркальных поверхностях озер.

После смерти Н.П. Милюкова имение перешло к его старшей дочери Лидии, которая в 1853 г. вышла замуж за тверского помещика поручика С.В. Сафонова (от этого брака у Лидии Николаевны был сын В. С. Сафонов, 1854-1890, пор. лейб-гвардии Атаманского полка), а вторым браком - за тверского чиновника Н. Г. Левенталя. Во втором браке у Лидии Николаевны родились сын Павел и дочь Наталья, которая в 1896 г. вышла замуж за С.С. Красенского (1868-1917). Сергей Сергеевич (1868-1917), в 1890 г. окончил Тверское кавалерийское училище, произведён в офицеры в 1891 г., служил в 1-м Лейб-Драгунском Московском Императора Александра III полку, командир 1-го его эскадрона, ротмистр (с 1901 г.), старшина Тверского благородного собрания. Тверское кавалерийское училище Братья: В.С.Сафонов,  П.Н.Левенталь Н.Н. Левенталь С.С. Красенский

После смерти Н.П. Милюкова имение перешло к его старшей дочери Лидии, которая в 1853 г. вышла замуж за тверского помещика поручика С.В. Сафонова (от этого брака у Лидии Николаевны был сын В. С. Сафонов, 1854-1890, пор. лейб-гвардии Атаманского полка), а вторым браком - за тверского чиновника Н. Г. Левенталя. Во втором браке у Лидии Николаевны родились сын Павел и дочь Наталья, которая в 1896 г. вышла замуж за С.С. Красенского (1868-1917). Сергей Сергеевич (1868-1917), в 1890 г. окончил Тверское кавалерийское училище, произведён в офицеры в 1891 г., служил

в 1-м Лейб-Драгунском Московском Императора Александра III полку, командир 1-го его эскадрона, ротмистр (с 1901 г.), старшина Тверского благородного собрания.

Тверское кавалерийское училище

Братья: В.С.Сафонов,

П.Н.Левенталь

Н.Н. Левенталь

С.С. Красенский

В послужном списке С. С.Красенского указано, что его жена - дочь потомственного дворянина, православная. Известно, что на 1859 г. Н. Г. Левенталь - чиновник по особым поручениям при тверском губернаторе П. Т. Баранове. Он был послан в Вышневолоцкий уезд губернатором описывать исторические ценности. Есть мнение, что он послужил прототипом А.А. Блюма в Бесах Достоевского. В семье Красенских было трое детей: Нина (1897-?), Михаил (1898-1944) и Георгий (Юрий, 1902-?). Семейство Красенских окончательно обосновалось в «Островках» начиная с 1907 г., после поспешного выхода в отставку его главы. Этому предшествовала смерть прежней хозяйки имения - Л. Н.Левенталь, после чего в права наследства вступила её дочь. Летом в гости к супругам Красенским съезжались родственники.

В послужном списке С. С.Красенского указано, что его жена - дочь потомственного дворянина, православная. Известно, что на 1859 г. Н. Г. Левенталь - чиновник по особым поручениям при тверском губернаторе П. Т. Баранове. Он был послан в Вышневолоцкий уезд губернатором описывать исторические ценности. Есть мнение, что он послужил прототипом А.А. Блюма в Бесах Достоевского. В семье Красенских было трое детей: Нина (1897-?), Михаил (1898-1944) и Георгий (Юрий, 1902-?). Семейство Красенских окончательно обосновалось в «Островках» начиная с 1907 г., после поспешного выхода в отставку его главы. Этому предшествовала смерть прежней хозяйки имения - Л. Н.Левенталь, после чего в права наследства вступила её дочь. Летом в гости к супругам Красенским съезжались родственники.

С. С. Красенский был человеком довольно крутого нрава. Семейная скупость была отчасти объяснима вполне житейскими причинами: в молодости он пережил потерю родительского имения «Спичёво» (Тверской уезд). В прошении об отставке 1907 г. он ссылается на расстроенные домашние обстоятельства. Отсюда стремление Красенских к экономии, готовность сдавать главный дом усадьбы постояльцам. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Среди этих дачников были и весьма примечательные люди. С.Ю. Жуковский с женой Дачники в «Островках»

С. С. Красенский был человеком довольно крутого нрава. Семейная скупость была отчасти объяснима вполне житейскими причинами: в молодости он пережил потерю родительского имения «Спичёво» (Тверской уезд). В прошении об отставке 1907 г. он ссылается на расстроенные домашние обстоятельства. Отсюда стремление Красенских к экономии, готовность сдавать главный дом усадьбы постояльцам. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Среди этих дачников были и весьма примечательные люди.

С.Ю. Жуковский с женой

Дачники в «Островках»

Островки были имением средних размеров (247 дес. или порядка 270 га). Помимо главного двухэтажного дома и одноэтажного флигеля, присутствующих на многих картинах, имелся ещё один флигель, двухэтажный. Его наличие и объясняет возможность нахождения в имении летом, помимо хозяев и постоянных дачников Жуковских, ещё и гостей из числа родственников и, возможно, близких друзей. Однако несмотря на все старания владельцев, весной 1914 г. имение было выставлено на торги из-за задолженности Дворянскому банку, но по какой-то причине не было тогда продано. Усадьба и флигели в «Островках»

Островки были имением средних размеров (247 дес. или порядка 270 га). Помимо главного двухэтажного дома и одноэтажного флигеля, присутствующих на многих картинах, имелся ещё один флигель, двухэтажный. Его наличие и объясняет возможность нахождения в имении летом, помимо хозяев и постоянных дачников Жуковских, ещё и гостей из числа родственников и, возможно, близких друзей.

Однако несмотря на все старания владельцев, весной 1914 г. имение было выставлено на торги из-за задолженности Дворянскому банку, но по какой-то причине не было тогда продано.

Усадьба и флигели в «Островках»

Начало ХХ века в России было, среди прочего, временем открытия и увлечения «русской стариной», т.е. в первую очередь старыми усадьбами, возраст которых, впрочем, редко когда превышал полтора столетия. Но и это казалось уже чем-то далёким, овеянным обаянием минувшего. Волею случая имение это вошло в историю русской живописи, поскольку в нём работали, с интервалом в полвека, два таких крупных художника, как крепостной Г. В. Сорока и певец заката русской усадьбы С. Ю. Жуковский, которого вполне можно назвать Буниным живописи. С. Ю. Жуковский -ученик И. И. Левитана, романтический пейзажист, лирический певец уходящей русской усадьбы много работал в «Островках» и окрестностях в конце 19-го начале 20-го века . С.Ю. Жуковский Г.В. Сорока

Начало ХХ века в России было, среди прочего, временем открытия и увлечения «русской стариной», т.е. в первую очередь старыми усадьбами, возраст которых, впрочем, редко когда превышал полтора столетия. Но и это казалось уже чем-то далёким, овеянным обаянием минувшего. Волею случая имение это вошло в историю русской живописи, поскольку в нём работали, с интервалом в полвека, два таких крупных художника, как крепостной Г. В. Сорока и певец заката русской усадьбы С. Ю. Жуковский, которого вполне можно назвать Буниным живописи. С. Ю. Жуковский -ученик И. И. Левитана, романтический пейзажист, лирический певец уходящей русской усадьбы много работал в «Островках» и окрестностях в конце 19-го начале

20-го века .

С.Ю. Жуковский

Г.В. Сорока

Впервые приехав в наш озёрный край в 1903 г., С. Ю. Жуковский посетил многие местные усадьбы (среди них - «Бережок» и «Всесвятское»), но особенно проникся «Островками», в которых провёл, начиная с 1909 г., семь или восемь сезонов, отразив на своих полотнах виды парка, озера и окрестностей. Усадьба Островки изображалась художниками Кондратенко, Холявиным, Аладжаловым, а особенно Жуковским, запечатлевшим в своих многочисленных холстах не только усадьбу Островки со внешним видом её старинного розового дома, но и многие интерьеры этого старинного дома. Отставной подполковник С. С. Красенский умер в 1917 г., его вдова с двумя детьми Ниной и Юрием жили в Островках до середины 1918 г., а потом перебралась в Петроград ,а ещё один сын находился в рядах Русской армии в Крыму, а потом эвакуировался в Константинополь.

Впервые приехав в наш озёрный край в

1903 г., С. Ю. Жуковский посетил многие местные усадьбы (среди них - «Бережок» и «Всесвятское»), но особенно проникся «Островками», в которых провёл, начиная с 1909 г., семь или восемь сезонов, отразив на своих полотнах виды парка, озера и окрестностей. Усадьба Островки изображалась художниками Кондратенко, Холявиным, Аладжаловым, а особенно Жуковским, запечатлевшим в своих многочисленных холстах не только усадьбу Островки со внешним видом её старинного розового дома, но и многие интерьеры этого старинного дома.

Отставной подполковник

С. С. Красенский умер в 1917 г., его вдова с двумя детьми Ниной и Юрием жили в Островках до середины 1918 г., а потом перебралась в Петроград ,а ещё один сын находился в рядах Русской армии в Крыму, а потом эвакуировался в Константинополь.

Имение Красенских заняла коммуна некой Козловской. Коммуна эта просуществовала с 23 июля 1918 г. до 1931 г., когда она присоединилась к коммуне «Молдино». В 1920 году дом был перевезен в пос. Овсище ,

Имение Красенских заняла коммуна некой Козловской. Коммуна эта просуществовала с 23 июля 1918 г. до 1931 г., когда она присоединилась к коммуне «Молдино». В 1920 году дом был перевезен в пос. Овсище ,"под культурные цели" из экспроприированных "Островков". Цели на поверку оказались не столько культурные, сколько здравоохранные - в доме организовали сельскую больницу.

25 июля 2015 состоялось тожественное открытие мемориальной доски на усадьбе Милюковых в с. Овсище Вышневолоцкого района. Начался ремонт усадебного дома, в котором предполагается создание

Историко-культурного центра.

Возрождение «Дома с картины» Старания местных энтузиастов-краеведов привели к тому, что дом станет музеем трёх художников: Венецианова, Сороки и Жуковского, с той лишь оговоркой, что в их бытность он стоял в другом месте. В ноябре 2017 г. реконструируемое здание посетили специалисты-искусствоведы Общества изучения русской усадьбы. Вердикт был единодушным: многое предстоит сделать, но главное «Узнаётся!». Это значит, что нашим современникам удалось передать настроение усадьбы «Внутри вообще получилось попадание в атмосферу старого дома». «Дом стал оживать, наполняться людьми и событиями. Всё происходящее с этим домом-чудо! . Подобных чудес в Тверской области и вообще в России немного. «У дома в Овсище нет иной судьбы как стать основным объектом Венециановской темы» П.С. Иванов, Тверь

Возрождение «Дома с картины»

Старания местных энтузиастов-краеведов привели к тому, что дом станет музеем трёх художников: Венецианова, Сороки и Жуковского, с той лишь оговоркой, что в их бытность он стоял в другом месте. В ноябре 2017 г. реконструируемое здание посетили специалисты-искусствоведы Общества изучения русской усадьбы. Вердикт был единодушным: многое предстоит сделать, но главное «Узнаётся!». Это значит, что нашим современникам удалось передать настроение усадьбы «Внутри вообще получилось попадание

в атмосферу старого дома». «Дом стал оживать, наполняться людьми и событиями. Всё происходящее с этим домом-чудо! . Подобных чудес в Тверской области и вообще в России немного. «У дома в Овсище нет иной судьбы как стать основным объектом Венециановской темы»

П.С. Иванов, Тверь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"В полях забытые усадьбы"

Автор: Петренко Лариса Евгеньевна

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 526949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок литературы "А.С.Пушкин. Поездка на Кавказ. Восприятие Кавказа как символ свободы" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-litieratury-a-s-pushkin-poiezdka-na-kavkaz-vospriiatiie-kavkaza-kak-simvol-svobody"
    ["file_id"] => string(6) "117951"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412963193"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства