kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Российское общество в Петровскую эпоху

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 8 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой теме. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Российское общество в Петровскую эпоху»

План урока 1. Дворянское сословие 2. Города и горожане 3. Положение крестьян

План урока

1. Дворянское сословие

2. Города и горожане

3. Положение крестьян

1. Дворянское сословие Во времена Петра I дворяне несли пожизненную службу в армии или государственных учреждениях. Дворяне петровской эпохи Из 60-70 тыс. дворян только 600 (0,8%) имели более тысячи душ крепостных и были богатыми. Основная часть дворян были мелкопоместными и имели не более 100 душ, а большинство всего от 1 до 20 душ.

1. Дворянское сословие

Во времена Петра I дворяне несли пожизненную службу в армии или государственных учреждениях.

Дворяне петровской эпохи

Из 60-70 тыс. дворян только 600 (0,8%) имели более тысячи душ крепостных и были богатыми. Основная часть дворян были мелкопоместными и имели не более 100 душ, а большинство всего от 1 до 20 душ.

1. Дворянское сословие На службе дворянина могли выпороть, а за неявку в полк – отобрать имение. При Петре дворяне обязаны были учиться: безграмотные дворяне не могли жениться, им запрещалось покупать земли и крестьян.

1. Дворянское сословие

На службе дворянина могли выпороть, а за неявку в полк – отобрать имение. При Петре дворяне обязаны были учиться: безграмотные дворяне не могли жениться, им запрещалось покупать земли и крестьян.

1. Дворянское сословие Дворянский быт петровской эпохи Указ о единонаследии 1714 г. уравнял вотчины и поместья. Имение запрещено было дробить – наследство получал только один из сыновей, остальные должны были служить. Военные могли покупать имения после 7 лет службы, гражданские после 10 лет. Этот указ дворяне встретили враждебно.

1. Дворянское сословие

Дворянский быт петровской эпохи

Указ о единонаследии 1714 г. уравнял вотчины и поместья. Имение запрещено было дробить – наследство получал только один из сыновей, остальные должны были служить. Военные могли покупать имения после 7 лет службы, гражданские после 10 лет. Этот указ дворяне встретили враждебно.

1. Дворянское сословие Введение Табели о рангах открывало путь к карьере неродовитым дворянам и выходцам из «подлых» сословий: около ¼ офицеров пехотных полков петровской армии вышла из солдат – крестьян, посадских, купечества. А.Д.Меншиков Петр ценил знания и умения – фельдмаршалом и светлейшим князем стал незнатный сподвижник Петра Александр Меншиков.

1. Дворянское сословие

Введение Табели о рангах открывало путь к карьере неродовитым дворянам и выходцам из «подлых» сословий: около ¼ офицеров пехотных полков петровской армии вышла из солдат – крестьян, посадских, купечества.

А.Д.Меншиков

Петр ценил знания и умения – фельдмаршалом и светлейшим князем стал незнатный сподвижник Петра Александр Меншиков.

1. Дворянское сословие П.Ягужинский П.Шафиров Представители старой знати (Голицыны, Долгоруковы, Куракины, Трубецкие, Головины и др.) по-прежнему занимали высшие должности в армии и системе управления. Помимо Меншикова, из низов в правящую верхушку удалось попасть генерал-прокурору П.Ягужинскому, вице-канцлеру П.Шафирову.

1. Дворянское сословие

П.Ягужинский

П.Шафиров

Представители старой знати (Голицыны, Долгоруковы, Куракины, Трубецкие, Головины и др.) по-прежнему занимали высшие должности в армии и системе управления. Помимо Меншикова, из низов в правящую верхушку удалось попасть генерал-прокурору П.Ягужинскому, вице-канцлеру П.Шафирову.

2. Города и горожане Санкт-Петербург В 1720 г. Петр I учредил в российских городах магистраты из выборных бургомистра и советников-ратманов. Они выполняли полицейские обязанности: выдавали паспорта, тушили пожары, расчищали улицы от грязи и мусора. Города не получили самоуправления, а находились в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод.

2. Города и горожане

Санкт-Петербург

В 1720 г. Петр I учредил в российских городах магистраты из выборных бургомистра и советников-ратманов. Они выполняли полицейские обязанности: выдавали паспорта, тушили пожары, расчищали улицы от грязи и мусора. Города не получили самоуправления, а находились в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод.

2. Города и горожане Санкт-Петербург У магистратов не было гарантированных законом источников доходов и они не могли развивать городскую экономику и инфраструктуру – создавать мануфактуры, учреждать биржи, ярмарки, школы. Магистраты полностью зависели от воевод.

2. Города и горожане

Санкт-Петербург

У магистратов не было гарантированных законом источников доходов и они не могли развивать городскую экономику и инфраструктуру – создавать мануфактуры, учреждать биржи, ярмарки, школы. Магистраты полностью зависели от воевод.

2. Города и горожане По «Регламенту Главного магистрата» 1721 г. горожане делились на: «регулярных граждан», входивших в гильдии и цехи «подлых», нанимавшихся на «чёрные работы» В 1-ю гильдию входили крупные купцы, доктора, аптекари, ремесленники-ювелиры, иконники и живописцы Во 2-ю гильдию входили мелкие торговцы, владельцы постоялых дворов и мастера-ремесленники

2. Города и горожане

По «Регламенту Главного магистрата» 1721 г. горожане делились на:

«регулярных граждан», входивших в гильдии и цехи

«подлых», нанимавшихся на «чёрные работы»

В 1-ю гильдию входили крупные купцы, доктора, аптекари, ремесленники-ювелиры, иконники и живописцы

Во 2-ю гильдию входили мелкие торговцы, владельцы постоялых дворов и мастера-ремесленники

2. Города и горожане Мануфактура времен Петра I Цехи включали мастеров, подмастерьев и учеников. Члены гильдий собирались на сходы и выбирали старшин. Их задачей был сбор налогов (наиболее состоятельные граждане обязаны были платить за неимущих).

2. Города и горожане

Мануфактура времен Петра I

Цехи включали мастеров, подмастерьев и учеников. Члены гильдий собирались на сходы и выбирали старшин. Их задачей был сбор налогов (наиболее состоятельные граждане обязаны были платить за неимущих).

2. Города и горожане В начале XVIII в. в городах России проживало всего 600 тыс.чел (4% населения). Многие города были не центрами ремесла, торговли и культуры, а военно-административными центрами. В городах жили чиновники госучреждений, стояли гарнизоны, в городских усадьбах жили дворяне.

2. Города и горожане

В начале XVIII в. в городах России проживало всего 600 тыс.чел (4% населения). Многие города были не центрами ремесла, торговли и культуры, а военно-административными центрами. В городах жили чиновники госучреждений, стояли гарнизоны, в городских усадьбах жили дворяне.

3. Положение крестьян Большинство преобразований Петра I не коснулись жизни деревенских жителей. Жизнь крестьян проходила как и прежде согласно вековым обычаям и повторявшемуся кругу земледельческих работ.

3. Положение крестьян

Большинство преобразований Петра I не коснулись жизни деревенских жителей. Жизнь крестьян проходила как и прежде согласно вековым обычаям и повторявшемуся кругу земледельческих работ.

3. Положение крестьян Знак об уплате бородовой пошлины В правление Петра I значительно прибавилось повинностей, налогов и денежных сборов, связанных с Северной войной и реформами в государстве. Мужики обязаны были возить казённые грузы, строить новую столицу, каналы и крепости. «Приписные» государственные крестьяне работали на казённых заводах вместо уплаты налогов.

3. Положение крестьян

Знак об уплате бородовой пошлины

В правление Петра I значительно прибавилось повинностей, налогов и денежных сборов, связанных с Северной войной и реформами в государстве. Мужики обязаны были возить казённые грузы, строить новую столицу, каналы и крепости. «Приписные» государственные крестьяне работали на казённых заводах вместо уплаты налогов.

3. Положение крестьян Один-два раза в год крестьян забирали на бессрочную солдатскую службу. При Петре I в армию были взяты 284 тыс.чел.; многие из них погибли, были ранены, искалечены или бежали и стали бродягами и разбойниками. На оставшихся дома лежала обязанность содержать войска.

3. Положение крестьян

Один-два раза в год крестьян забирали на бессрочную солдатскую службу. При Петре I в армию были взяты 284 тыс.чел.; многие из них погибли, были ранены, искалечены или бежали и стали бродягами и разбойниками. На оставшихся дома лежала обязанность содержать войска.

3. Положение крестьян Сбор налогов с крестьян В 1718-1724 гг. первая перепись податного населения («ревизия») насчитала 5,6 млн душ мужского пола, которые должны были платить подушную подать. Подушная подать была введена Петром I в 1724 г. После введения подушной подати государственные доходы выросли в три раза.

3. Положение крестьян

Сбор налогов с крестьян

В 1718-1724 гг. первая перепись податного населения («ревизия») насчитала 5,6 млн душ мужского пола, которые должны были платить подушную подать. Подушная подать была введена Петром I в 1724 г. После введения подушной подати государственные доходы выросли в три раза.

3. Положение крестьян Русские крестьяне К казённым повинностям добавлялся крепостной гнёт. В 1682-1710 гг. дворянам было роздано 43 тыс. крестьянских дворов (около 175 тыс.чел.). Петровская «ревизия» уравняла владельческих крестьян и холопов; по закону имущество крепостных стало рассматриваться как собственность их владельца и могло быть конфисковано за его вину.

3. Положение крестьян

Русские крестьяне

К казённым повинностям добавлялся крепостной гнёт. В 1682-1710 гг. дворянам было роздано 43 тыс. крестьянских дворов (около 175 тыс.чел.). Петровская «ревизия» уравняла владельческих крестьян и холопов; по закону имущество крепостных стало рассматриваться как собственность их владельца и могло быть конфисковано за его вину.

3. Положение крестьян Казённые крестьяне на строительстве канала В 1721 г. Петр I своим указом разрешил владельцам заводов – недворянам покупать деревни – так появились прикрепленные к предприятиям посессионные крестьяне. В 1724 г. для крепостных были введены паспорта и они могли уходить на заработки только с письменного разрешения помещиков.

3. Положение крестьян

Казённые крестьяне на строительстве канала

В 1721 г. Петр I своим указом разрешил владельцам заводов – недворянам покупать деревни – так появились прикрепленные к предприятиям посессионные крестьяне.

В 1724 г. для крепостных были введены паспорта и они могли уходить на заработки только с письменного разрешения помещиков.

3. Положение крестьян В 1721 г. Петр I осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился продавать крепостных только семьями, но это не выполнялось. Ответом крестьян было массовое бегство: в 1719-1727 гг. в бегах числилось 200 тыс. душ. В годы правления Петра I постоянно вспыхивали волнения; по дорогам бродили «разбойные партии» беглых и дезертиров.

3. Положение крестьян

В 1721 г. Петр I осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился продавать крепостных только семьями, но это не выполнялось. Ответом крестьян было массовое бегство: в 1719-1727 гг. в бегах числилось 200 тыс. душ. В годы правления Петра I постоянно вспыхивали волнения; по дорогам бродили «разбойные партии» беглых и дезертиров.

Домашнее задание 1. Изучить параграф 7 2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно) 3. Знать основные факты и понятия

Домашнее задание

1. Изучить параграф 7

2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

3. Знать основные факты и понятия

Полные блоки презентаций по Истории, Обществознанию и МХК Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/  На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию  и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории, Обществознанию и МХК

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Российское общество в Петровскую эпоху

Автор: Нафор Маточ

Дата: 08.08.2023

Номер свидетельства: 635425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методический комплекс к уроку истории России на тему: "Российское общество в петровскую эпоху""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_kompleks_k_uroku_istorii_rossii_na_temu_rossiiskoe_obshchestvo_v_p"
    ["file_id"] => string(6) "494389"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547033589"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
    ["seo_title"] => string(67) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "253436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства