Просмотр содержимого документа
«Меценат Павел Михайлович Третьяков»
Меценат Павел Михайлович Третьяков
Детство и юность
Родился 27 деаюря 1832 года в Российской империи, а именно в Москве. У Павла был младший брат Сергей, с которым они всегда были неразлучны. Братья получили прекрасное образование на дому. Павел с юных лет привлекался к делу: зазывал покупателей, иногда был в роли продавца. В 15 лет он уже вел бухгалтерские книги, а в 20 стал полноценным руководителем предприятий.
Продолжение отцовского дела
После смерти отца, в 1850 году, братья развили и разнообразили бизнес. Открыв в лавках торговлю хлебом, тканями, дровами. А в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.
Под их руководством, несмотря на экономический кризис 1880 года фабрика заняла первое место по объемам продукции в России. Был открыт магазин в Москве на Ильинке, где стали продавать ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.
Литейный цех льнопрядильной фабрики
Настоящие братья
«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.
Когда Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.
Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.
Благотворительность Третьяковы считали делом обязательным.
Промышленник — коллекционер
Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:
«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».
Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Личная жизнь П. М. Третьякова
В 33 года (В 1865 г) Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова — Вере Николаевне Мамонтовой , образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одарённой, разделявшей увлечение мужа искусством.. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым , в доме часто устраивали приёмы, на которых присутствовали известные люди того времени: писатели, музыканты, художники. У Павла Михайловича и Веры Николаевны В.Н.Мамонтова родилось шесть детей.. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей — Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.
Любовь к прекрасному.
Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него много времени. Павел Третьяков занимался этим делом не из-за личной наживы, успеха , славы.
Формирование галереи
Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.
Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова.
Достижения коллекционера
Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания.
Многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны.
Целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства.
Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи.
Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.