Просмотр содержимого документа
«Культура русских земель в 12-13 вв.»
Культура русских земель в XII-XIIIвв.
Начало формирования общерусской культуры
В середине XII – XV вв. на основе местных традиций начинает формироватьсяединая общерусская культура.
До XI – XII вв. Русь находилась в общем управлении князей – родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. Этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию с центром в Киеве.
Спас Нерукотворный.
Икона второй половины XII в.
ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Открытость и
синтетичность
древнерусской
культуры
Русская
Стремление к
Культура
монументальности,
масштабности, образности
в летописании
Характерные
черты
Народность,
цельность, простота
в искусстве
Опора культуры на
народные истоки
и восприятие
Изящество, глубокое
гуманистическое
начало в архитектуре
Мягкость, жизнелюбие,
доброта
в живописи
Переплетение
христианских
и
народно-языческих
влияний
Постоянное биение
пульса, исканий,
сомнений, страсти в литературе
Восприятие мира
Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхестественного значения и смысла. Сосредоточием христианской святости считали Иерусалим. Однако из – за недостойного, греховного поведения его жителей духовный центр мира переместился в Киев. А на народ Руси легла особая миссия – спасение всего христианского люда.
Деталь фриза Дмитриевского собора во Владимире
Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём.
Животный мир представлялся людям полным тайн и загадок.
К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием.
Смысл древнерусских изображений и текстов
Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла.
На этой иконе Георгий является символом воинства Христова, которое опираясь на правую веру (символ – белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с дьявольскими силами (змий).
Чудо св. Георгия о змие.
Икона XV в.
На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господство-валаикона– особое образное восприятие и отображение мира. Здесь был установлен строгий порядок во всём: в сюжете, композиции, даже цвете.
Устюжское Благовеще-ние
Новгород-
ские иконы XII в.
Ангел Златые Власы
Но стоит к ним приглядется – ведь они рассчитаны на то, что человек будет смотреть на них во время молитвы по несколько часов, - и мы увидим, сколь различны они по своему внутреннему миру, настроению, чувствам.
Новгородские иконы XII в.
Богоматерь с Младенцем.
Владимирская Богоматерь
В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи. Но все они имели общее начало – «Повесть временных лет». Благодаря летописям нам стали известны многие события, происходившие на Руси.
Одно из самых замечательных произведений Северо – Восточной Руси – «Слово Даниила Заточника» – целиком выстроено на слегка переделанных цитатах, взятых из Священного Писания.
Летописец
Православный храм как образ мира древнерусского человека.
Внешне древнерусский храм производит скромное впечатление. Снаружи его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.
Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Храм делится на
притвор– западная часть храма,
корабль (неф)– центральная часть символизирующее небо,
алтарь– самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной перегородкой –иконостасом.
Схема устройства православ-ного храма
иконостас
Посередине алтаря расположенпрестол– главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник. Престол освещается в честь своего святого или события Священной истории. Храм именуется по престолу.
Церковь Покрова на Нерли XII в.
Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII в.
Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли,
построенная в 1165г.
Церковь была посвящена празднику - Покрову Богоматери.
Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты.
Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки.
Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.
Успенский собор,
собор Успения Пресвятой Богородицы.
Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры.
Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Высота – 32 метра.
Первоначально собор был построен в 1158—1161 годах
при князе Андрее Боголюбском
на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр,
но и как главный храм всей Руси.
Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель»,
в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада.
Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами.
Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо — Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.
На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции «Страшный суд».
В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(238) "Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы" к учебнику И.Л. Андреева"
["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_istorii_v_6_klassie_po_tiemie_nachalo_obiedi"
["file_id"] => string(6) "388062"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1486305227"
}
}