kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Вклад историков в Победу в Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие знакомит обучающихся с вкладом историков в Победу в Великой Отечестственной войне, как путём организации патриотической и идеологической работы в учебных и научных учреждениях, так и участия в боевых действиях в составе Действующей армии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вклад историков в Победу в Великой Отечественной войне"»

Сценарий внеклассного мероприятия «Вклад историков в Победу в

Великой Отечественной войне»

Цели:

- расширение знаний обучающихся о вкладе историков в Победу в Великой Отечественной войне, как путем организации патриотической и идеологической работы в учебных и научных учреждениях, так и участия в боевых действиях в составе Действующей армии;

- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, сопричастности к героической истории нашей страны, гордости за советский народ, спасший человечество от фашистского порабощения;

- развитие у обучающихся критического, логического и аналитического мышления, умения выделять главное в полученной информации.


Оборудование и материалы урока:

- сценарий классного часа;

- выставка литературы;

- компьютерная презентация «Вклад историков в Победу в

Великой Отечественной войне»;



Ход мероприятия

СЛАЙД 1

С началом ВОВ перед исторической наукой встали новые задачи: цель народа – достижение победы над врагом как на фронте так и в тылу, на фронте идеологии. Тут историческая наука стала составной частью идеологического обеспечения победы.

Как и другие общественные науки она была призвана содействовать укреплению морально-политического единства общества, воспитанию патриотизма.

Долг историков – раскрыть героические, национальные и интернациональные традиции народов СССР, которые сложились в многовековой борьбе с иноземными захватчиками. Необходимо было воспитать чувство гордости и ответственности за историческое прошлое Родины

СЛАЙД 2

В годы войны произошёл новый сдвиг в сторону укрепления державности в противоположность интернациональным лозунгам. Это выразилось во многом: был снят лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и заменён на «За нашу советскую Родину!», был сменён государственный гимн (интернационал на гимн Михалкова и Регистана), в армии изменилась форма, были введены погоны, появились гвардейские части, произошло примирение государства и церкви.

СЛАЙД 3

1941 год вызвал резкий поворот в сторону «национального»: о русских дореволюционных героях говорили первые лица государства — И. В. Сталин и В. М. Молотов.

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!» (с) из выступления И. В. Сталина на параде 7 ноября 1941 года.

СЛАЙД 4

В годы войны советское правительство учредило ордена в честь русских полководцев: 1942 – орден Александра Невского, Суворова и Кутузова в несколько степеней. 1943 – 1944 – ордена Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова.

СЛАЙД 5

В годы войны историческая наука развивалась в трудных условиях. Прежде всего, значительная часть территории была захвачена противником – на ней были уничтожены многие архивы, вузы, библиотеки.

СЛАЙД 6

Уже в первые дни, недели, месяцы войны значительная часть студентов и преподавателей ушли на фронт, а в Москве, Ленинграде и Воронеже – в народное ополчение. В июле 1941 г. формируются группы из студентов и преподавателей для рытья окопов на дальних подступах к Москве. “Не буду писать о том, как мы, бывшие студенты, вместе с другими гражданами, имея в руках лишь лопаты, ломы и носилки, отрыли длинный противотанковый ров шириной 7 м и глубиной 3,5 м – вспоминает историк Л.Н. Пушкарев, – Нас бомбили, обстреливали с самолетов. Были и жертвы”. Многие студенты, еще не окончившие институты и университеты, рвались на фронт. В сентябре 1941 г. студентам читали ускоренные лекции, говорили о том, что страна затратила деньги на их подготовку и ее необходимо закончить, но “…учеба в голову не шла. Все мысли были там, на фронте, и голос Левитана, сообщавший, что сдан очередной город, напоминал о том, где наше истинное место”.

Из состава преподавателей и студентов формировались взводы, роты, батальоны. В состав восьмой Краснопресненской дивизии народного ополчения записались почти все профессора исторического факультета МГУ во главе с деканом С.Д. Сказкиным: И.Д. Удальцов, А.В. Арциховский, С.П. Толстов, А.Л. Сидоров, М.С. Зоркий, Б.Н. Заходер. Ополченцы шутили, что в любой момент можно начать заседание ученого совета факультета. В конце 1941 г. из дивизии все профессора и доктора наук были откомандированы, но по личной просьбе оставлены А.Ф. Кон, М.С. Зоркий, С.П. Толстов, Г.С. Кара-Мурза. Вскоре в боях под Москвой погиб заведующий кафедрой новой истории профессор М.С. Зоркий. Студентка истфака МГУ, отличница учебы Е. Шамшинова, ушедшая добровольно на фронт медсестрой, погибла в окружении, в горящем здании госпиталя, оставшись с ранеными.

СЛАЙД 7

И еще один примечательный факт удивительной жизни Николая Александровича: в возрасте 85 лет Морозов увлекся стрельбой. В 1939 году он записался в ОСОАВИАХИМ, на курсы снайперов. Несмотря на почтенный возраст, он, революционер и ученый, успешно освоил снайперское дело и затем регулярно посещал стрельбище для поддержания навыков.

После начала Великой Отечественной войны Николай Морозов, считая себя вполне способным защищать страну с оружием в руках, не раз обращался в Ленинградский военкомат с настойчивой просьбой отправить его фронт. Мотивировал академик тем, что пока нацисты топчут советскую землю, каждый должен вносить свой вклад в дело общей победы, а он по состоянию здоровья может отомстить врагу за убитых в Ленинграде женщин и детей. Доказывал, что он отлично стреляет и готов стать снайпером. Ему, естественно, вежливо, но твердо отказывали.

Тогда Николай Александрович пошел на хитрость: в военкомате он заявил, что работает над новым телескопическим прицелом для снайперских винтовок и ему необходимо провести испытания оптики непосредственно на фронте. И пригрозил, что если в Ленинграде ему разрешения не дадут, то он будет просить его в Москве, у самого товарища Сталина. И осенью 1942 года военное руководство сдалось, правда, согласившись отправить академика Морозова на Волховский фронт сроком лишь на один месяц.

В декабре 1942 года Николая Александровича Морозова прикрепили к одному из батальонов, державшего оборону на волховском направлении. Пожилой ученый удивил бойцов своей бодростью и уверенным обращением с винтовкой, он передвигался по позициям без помощи палочки и метко стрелял, несмотря на очки. Так, для начала он несколько дней присматривался к местности и, отыскав подходящую позицию, залег в засаду. Пролежав полдня в снегу, Морозов метким выстрелом убил немецкого офицера. И этот прием академик успел повторить несколько раз, при этом с мудростью ученого он детально рассчитывал траекторию полета пули и всегда делал свои поправки на влажность и ветер.

После того, как отведенный ему месяц испытаний прицела закончился, Морозова отправили с боевых порядков домой. Говорят, что еще несколько месяцев Николай Александрович требовал своего возвращения на фронт, но уже безуспешно.

А в 1944 году академику Морозову Николаю Александровичу вручили медаль «За оборону Ленинграда», заслуженно!

СЛАЙД 8

Война приостановила плановые работы советских историков. Сократилось издание исторической литературы, прекратился выпуск ряда исторических журналов («Красный архив», «Пролетарская ре­волюция» и др.). Журнал «Историк-марксист» был объединен с «Ис­торическим журналом» (с 1945 г. он стал выходить под названием «Вопросы истории»). Возможности научной работы в этих условиях были крайне сужены. Из Москвы были вывезены исторические ар­хивы. Многие историки на долгое время оказались оторванными от центральных библиотек.

СЛАЙД 9

Ряд учреждений были эвакуированы. Так, исторический факультет МГУ перебрался сначала в Ашхабад, а затем в Свердловск. Институт ис­тории АН СССР был эвакуирован в Ташкент и Алма-Ату. Это во многом способствовало тому, что в 1943-1945 гг. были сформиро­ваны Академии наук Узбекистана, Азербайджана, Армении. Кроме того, историки, находившиеся в эвакуации, занялись изучением ис­тории узбекского и казахского народов. Так, С.В. Бахрушин, С.Б. Ве­селовский, Ю.В. Готье, находясь в Ташкенте, занялись историей Узбекистана (первый том вышел в 1947 г.). Историки, оказавшиеся в Алма-Ате (во главе с А.М. Панкратовой) в 1943 г. выпустили «Исто­рию Казахской ССР с древнейших времен до наших дней».

СЛАЙД 10

Но большая группа учёных оставалась в осаждённом Ленинграде.

1 августа в Ленинградском университете начался учебный год. Студенты чередовали учебу с участием в оборонном строительстве: одну неделю они слушали лекции в стенах университета, другую – работали за городом по возведению укреплений. В августе для студентов V курса, выпускаемых досрочно, начались государственные экзамены. “Некоторые студенты являлись на экзамены уже в военной форме, как и часть экзаменаторов”

Несмотря на блокаду, занятия в 1941 г. в ЛГУ начались в условиях холода, голода, под обстрелами и бомбардировками. Одна из студенток, Е. Миллер, вспоминает: “Истфак в ноябре-декабре 1941 г. Страшно холодно. Дымит времянка. Совсем рядом слышны разрывы снарядов. В.В. Мавродин рассказывает о создании русского национального государства” Как вспоминает оставшийся там и переживший блокадную зиму 1941–1942 гг. Б.Б. Пиотровский, не замирала даже в самые трудные дни: когда остановились трамваи, люди добирались пешком до отдаленных районов, когда бóльшая часть населения города умирала от голода и холода. Б.Б. Пиотровский описывает отчетный доклад о работе над диссертацией одной аспирантки. Он проходил в блиндаже здания Академии наук, устроенном на случай уличных боев. “Окна были заложены кирпичом и мешками с песком, свет проникал через небольшую бойницу. В этой обстановке с большим вниманием был выслушан доклад молодого научного работника, явившийся первым и последним в ее жизни: через месяц она умерла, не выдержав тяжелых лишений”.

За долгие часы дежурств на постах научные сотрудники не теряли времени даром. “Одно время я стоял на посту с ныне покойным профессором А.Я. Борисовым, крупным ученым, специалистом-семитологом. Чтобы заполнить время, мы устроили друг другу курс лекций, я его обучал археологии, он меня знакомил с основными проблемами семитологии”

“Лекции тоже воюют, – пишет академик М.В. Нечкина. – В арсенале идейного оружия им отведено свое место”. Научная и лекционная, просветительская, агитационная работа в сложнейших, порой невыносимых бытовых условиях войны, во время бомбежек и блокады, в теплушках поездов, в которых везли в эвакуацию, иногда – в воинских частях, на бортах военных кораблей, где нужно было читать лекции, – становилась оружием советских историков, их вкладом в победу. Историки видели свой долг в том, чтобы раскрыть перед воинами и тружениками тыла героические традиции народов нашей страны, воспитать чувство гордости и ответственности за Родину и ее историческое прошлое.

СЛАЙД 11

Ведущим направлением деятельности советских историков это­го периода становится военно-патриотическая работа. В 1941 - первой половине 1943 г. историки были сосредоточены, прежде все­го, на написании научно-популярных брошюр по военно - ­исторической тематике, широко развернулась лекционно­ - пропагандистская деятельность в воинских частях, на фронте, в ты­лу, в госпиталях, на предприятиях.

В 1943 г. Президиум Академии наук СССР принял решение о посылке лекторских групп в освобожденные от фашистов города. В их состав вошли историки А.М. Панкратова, Н.М. Дружинин, А.В. Ефимов и др. Многие историки (Б.Д. Греков, М.В. Нечкина, Е.А. Косминский, Е.В. Тарле, И.И. Минц и др.) выступали с доклада­ми перед советскими воинами.

СЛАЙД 12

Обстановка военного времени способствовала обращению, прежде всего, к военно-патриотической тематике. Так, в 1942 г. Б.Д. Греков подготовил новое издание монографии «Киевская Русь», дополнив ее главой «Военный строй Киевской Руси», а в 1942 г. им была опубликована книга «Борьба Руси за создание сво­его государства». Он также разрабатывал тему борьбы с монголо-татарским нашествием – работа «Золотая Орда» 1944.

СЛАЙД 13

В 1942 г. широко отмечалось 700-летие Ледового побоища. Этому событию было посвящено много публикаций таких известных историков, как Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Е.В. Тарле. Авторы рассматривали Ледовое побоище как значительное событие, поло­жившее конец немецкой агрессии в Прибалтике.

СЛАЙД 14

Популярными сюжетами в годы войны были также: нижегород­ское ополчение К. Минина и Д. Пожарского 1612 г. (работы С.В. Бах­рушина, А.И. Порусова),

СЛАЙД 15

Северная война 1700-1721 гг., 

СЛАЙД 16

Семилетняя война 1756-1763 гг. Последней были посвящены работы К.В. Бази­левича и И.И. Полосина.

Многие из опубликованных в годы войны работ рассказывали о деятельности русских полководцев и флотоводцев. В многочислен­ных статьях и книгах (Г.П. Мещерякова, АН. Боголюбова, Л.Г. Бес­кровного, Е.В. Тарле и др.) рассказывалось о деятельности А.В. Суворова. Биографии М.И. Кутузова были посвящены работы М.Г. Брагина, Н.М. Коробкова, Е.В. Тарле и др.

СЛАЙД 17

В 1942 г. широко отмечалось 130-летие Отечественной войны 1812 г. Этому событию были посвящены многочисленные научные конференции, вышло огромное количество научных и научно- популярных работ, в том числе второе издание книги Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию». Е.В. Тарле в годы войны обра­тился и к истории Крымской войны, опубликовав монографию «Крымская война» (в 1941 г. - первая часть, в 1943 - вторая часть, в 1944 - первая и вторая).

СЛАЙД 18

В 1942 г. вышел второй том «Истории Гражданской войны в СССР», авторы которого (И.И. Минц, П.Н. Поспелов, Е.М. Ярослав­ский, Э.Б. Генкина и др.) были удостоены Сталинской премии. Были изданы документы об обороне Петрограда в 1919 г., о борьбе с не­мецкими захватчиками в 1918 г. на Украине. В 1943 г. был издан сборник документов «Организация Красной армии. 1917-1918», из­давались листовки Гражданской войны.

Таким образом, вполне очевидно и закономерно, что военной тематике, истории войн, в которых участвовала Россия, в этот пери­од было уделено огромное внимание. Но историки 1940-х годов об­ращались в своих работах не только к военной тематике. Значительное количество их работ было посвящено деятельности правителей, проводивших жесткую политику, с именами которых было связано укрепление Русского государства.

СЛАЙД 19

Особенно интересна и показательна была работа Р.Ю. Виппера об Иване Грозном. Впервые его работа «Иван Грозный» была изда­на в 1922 г. и уже тогда была подвергнута критике со стороны мно­гих известных историков (Ю.В. Готье, С.Ф. Платонова, М.Н. Покровского). Но в годы Великой Отечественной войны книга Р.Ю. Виппера была переиздана два раза (в 1942 и 1944 г.). Р.Ю. Виппер очень высоко оценивал деятельность Ивана Грозного, считая, что он был великим правителем, который понял необходи­мость решительных действий по отношению к княжеско-боярской оппозиции. Историк считал внешний фактор основной силой, опре­делившей социально-политическое развитие Русского государства в правление Ивана Грозного. Постоянные войны на нескольких фрон­тах, истощавшие Россию, наложили отпечаток на все преобразова­ния. В целом Р.Ю. Виппер (как и другие историки этого периода) идеализировал Ивана Грозного, считая его гениальным организато­ром и вождем. И.В. Сталин дал этой книге высокую оценку.

СЛАЙД 20

В 1943-1945 гг., после наступившего коренного перелома в хо­де войны, началось возвращение научных учреждений, архивов, му­зеев из эвакуации, возникали новые научные институты. Так, в 1944 г. возник Институт истории искусств АН СССР. Его основате­лем и первым директором был И.Э. Грабарь. В том же году была создана Археографическая комиссия Института истории СССР.

СЛАЙД 21

В 1943-1945 гг. открылись Академии наук Узбекистана, Армении, Азербайджана, Киргизский филиал АН СССР.

СЛАЙД 22

Огромное значение имел тот факт, что уже в первый же год войны начали создаваться структуры, целью которых была органи­зация сбора материалов по истории Великой Отечественной войны. К началу 1942 г. при Академии наук СССР была создана Комиссия по истории Великой Отечественной войны. Ее возглавил начальник управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров. В состав комиссии вошли И.И. Минц, Е.М. Ярославский, Э.Б. Генкина, А.Л. Сидоров, П.М. Федосов и др. Комиссия организовала сбор материала по истории борьбы совет­ского народа на фронте и в тылу, собирала воспоминания, докумен­ты, листовки. К началу 1945 г. Комиссия по истории Великой Отечественной войны собрала 5 тыс. стенограмм и документов, большое количество рукописей, дневников и других материалов.

СЛАЙД 23

Никола́й Миха́йлович Нико́льский (1 ноября [13 ноября] 1877, Москва — 19 ноября 1959, Минск) - русский советский историк, библеист, востоковед, сын М. В. Никольского (также востоковеда). Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде. Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР (с 04.12.1946, по отделению истории и философии[2]); автор работ по истории религии, истории Древнего Востока. Филолог, специалист по семитским языкам и клинописи.

Был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Во время оккупации Белоруссии нацистскими войсками в годы Великой Отечественной войны академик Н. М. Никольский находился в партизанском отряде, где написал статью с небольшими редакционными изменениями - заключительную главу обширной монографии "Этюды по истории финикийских земледельческих и общинных культов". Позднее он так писал об этом: «Считаю своим сердечным и приятным долгом выразить здесь самую горячую признательность славным белорусским партизанам, которые вывезли меня и мою семью из оккупированного в то время немцами Минска, оберегали нас днём и ночью и с самой трогательной заботливостью постарались создать мне такие условия, в которых я мог продолжить и закончить мои научные работы. Без братской любви и помощи со стороны белорусских партизан эта статья и все другие мои работы могли бы не увидеть света советской Большой Земли»

СЛАЙД 24

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны основное внимание историки уделяли военно-патриотической работе. Боль­шое значение имела и организация сбора материалов по истории борьбы с фашизмом.

СЛАЙД 25 – 32

Рассказ учителя об исторических фильмах, снятых в годы войны и вкладе историков в их создание:

  1. «Богдан Хмельницкий»

  2. «Иван Грозный»

  3. «Оборона Царицына»

  4. «Георгий Саакадзе»

  5. «Кутузов»

Несмотря на все тяготы и испытания Великой Отечественной войны, университеты и институты, т.е. основные центры высшего исторического образования, были сохранены. Истфаковцы воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Из студентов-фронтовиков десятки стали Героями Советского Союза. Они воевали не только оружием, но и своими историческими знаниями, мобилизуя красноармейцев на разгром врага. Почти в каждом вузе на мемориальных досках памяти павших в Великой Отечественной войне выбиты сотни имен студентов и преподавателей.

С большими потерями, но был сохранен студенческий и преподавательский состав исторических факультетов. В годы войны наметились позитивные сдвиги в развитии исторического образования: определились тенденции к включению его в единое русло усилий государства и общества, направленных на разгром фашизма, на стабилизацию социальных отношений в стране и укрепление ответственности за судьбу Родины. Вклад советских историков в победу в Великой Отечественной войне, как и многих советских граждан, огромен.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Вклад историков в Победу в Великой Отечественной войне"

Автор: Исаев Андрей Геннадиевич

Дата: 21.03.2025

Номер свидетельства: 667053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Презентация к внеклассному мероприятию "Вклад историков в Победу в Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_vneklassnomu_meropriiatiiu_vklad_istorikov_v_pobedu_v_velikoi_ot"
    ["file_id"] => string(6) "667055"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1742541027"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект внеклассного мероприятия "Школа в годы войны""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiashkolavghodyvoiny"
    ["file_id"] => string(6) "279757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453287273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства