Открытое мероприятие "Героям Севастополя." было проведено на городском семинаре для учителей истории школ города Курска и было направлено к привлечению внимания к героической странице в истории России - Крымской войне. В сценарии использованы разнообразные средства сценического искусства: художественное чтение, вокал, театрализация, хореография. Использованы воспоминания о выдающихся морских адмиралах Корнилове, Истомине, Нахимове.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Героям Севастополя…»»
СЦЕНАРИЙ
открытого внеклассного мероприятия
«Героям Севастополя…»
Разработчик: Насаев Игорь Олегович, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
Цель: привлечение внимания учащихся к страницам героической истории российской империи периода Крымской войны с помощью разнообразных средств сценического искусства.
Участники: учащиеся 9-11 классов МБОУ «Лицей № 21 Г. Курска.
(Первоначально сцена пуста. На ней располагается синее полотно, символизирующее Черное море. Пока зрители рассаживаются в зале, звучит фонограмма минусовки песни «Севастопольский вальс». Далее ее сменяет мелодия песни «Там за туманами…» Перед сценой появляется вокалист, который и исполняет это произведение. Одновременно на сцене осуществляется действо, символизирующее героическое прошлое защитников Севастополя. В его финале на сцене остаются бескозырки моряков. Звучит голос за кадром.)
ГОЛОС: Светлой памяти героических защитников Севастополя периода Крымской войны 1853 – 1856 годов посвящается.
(Вновь звучит фонограмма мелодии «Севастопольский вальс», под которую к сцене выходит чтец. Фонограмма переходит в фон.)
1-й ЧТЕЦ:
Из воспоминаний подполковника Генерального штаба Николаева о первом командующем обороной Севастополя адмирале Корнилове.
Велико было обаяние этого имени. За ним шли на смерть люди часто совершенно противоположных политических взглядов и убеждений. Быть может, сила его имени таилась в том, что Корнилов не был ни монархистом, ни республиканцем. Он был сыном своей родины, ее фанатично любившим. Стальная воля и энергия. Стержень армии. "Все ваши мысли, чувства и силы отдайте родине - многострадальной России, - говорил он. - Истинный сын народа русского всегда погибает на своем посту и несет в жертву родине лучшее, что он имеет - свою жизнь". Политики в армии не было. "Будь ты левый, будь ты правый, но если ты за спасение России - ты с нами", - говорили в армии. В Корнилове зрели: монархист - смерть свободы революционной; республиканец в тех же красно-черных корниловцах видел землю и волю. Офицер видел в вожде бывшего Верховного Главнокомандующего, солдат - фронтового командира; текинец - полубога, прапорщик из сельских учителей - борца за благо народа, интеллигент - государственного человека.
(Фонограмма усиливается. На смену 1-му чтецу выходит 2-ой. Фонограмма полностью стихает.)
2-й чтец :
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна Священный прах своих сынов.
Они и под землей отвагой прежней дышат... Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат, Но лишь молитвенно молчат.
Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись - все боец, И рядом улеглись, своей залиты кровью, И дед со внуком, и отец.
Из каменных гробов их голос вечно слышен, Им внуков поучать навеки суждено, Их слава так чиста, их жребий так возвышен, Что им завидовать грешно...
(В процессе декламации на экране демонстрируются памятники в память о героях Крымской войны. Затем звучит голос ведущего.)
ГОЛОС:
Корнилов был смертельно ранен, но, истекая кровью, не покинул боевых позиций, продолжая личным примером воодушевлять подчиненных. На посту командующего обороной города его сменил адмирал Истомин.
(Вновь звучит фонограмма мелодии «Севастопольский вальс». К сцене выходит очередной чтец. Фонограмма переходит в фон.)
3-й чтец:
Из дневниковых записей адмирала Истомина.
«Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой! То, что сыпалось на наших матросов, составлявших прислугу на батареях, этого не видели люди от века. Бывали несчастные для нас выстрелы, которые разом снимали полприслуги, и до приказания стояли охотники на их места... Ни один здоровый матрос не дозволял себя сменить охотником, которые беспрерывно, со слезами на глазах, упрашивали, чтобы их пустили к пушкам. Словом, чтобы описывать восторженную храбрость наших матросов и офицеров, нужно писать Гомериаду.... У меня нет почти офицера на батареях, который бы не был два-три раза ранен или контужен и при малейшей возможности не возвращался бы на свое место».
(Фонограмма усиливается. На смену 3-му чтецу к сцене выходит 4-й. Фонограмма стихает.)
4-й чтец:
Я видел город, разоренный Свинцом, каленым чугуном, Могил рядами окруженный И морем обнятый кругом.
Я был, где "братская могила" Стоит торжественно-уныла Над сотней тысяч жизней. Там Приют умолкнувший громам, Конец отваги беспримерной... А море плещет глухо, мерно В ответ здесь пролитым слезам.
Я видел город возрожденный, Со всплывшей стаей кораблей, Их первым громом пробужденный Глубокий сон морских зыбей.
Здесь видел смерти величанье Я в храмах мраморных, а там Погоню жизни по следам Еще зиявшего страданья...
Но светлый город средь могил, Но жизни пир, глушащий стоны, Звучали эхом обороны И дымом веяли кадил.
(В процессе декламации на экране демонстрируются кадры разрушений, которые несет война. Затем вновь звучит голос ведущего.)
ГОЛОС:
Истомин ни на минуту не оставлял вверенные ему линию обороны и защищавший ее гарнизон. Ночевал здесь же, в землянке. И также был сражен ядром вражеской артиллерии. Последним руководителем героической обороны Севастополя стал адмирал Нахимов.
5 чтец:
Из воспоминаний сослуживцев о Павле Степановиче Нахимове.
1.…Об адмирале Нахимове можно было слышать самые разнообразные толки и суждения, прежде чем судьба выказала свету высокие достоинства этой личности. Разнообразие отзывов будет продолжаться, без сомнения, и после смерти героя, который остался неразгаданным многими. Напрасно будем мы приписывать биографиям значение образцов для подражания. Каждый прокладывает себе путь по-своему, повинуясь влечениям своих природных наклонностей.
2.Нахимов выходил из разряда людей обыкновенных по своему громадному характеру и силе воли. Необыкновенная деятельность, светлый ум, отличавшийся оригинальным, практическим направлением. Ошибается тот, кто называет его человеком простым и подражателем. Павел Степанович вовсе не был так прост и так подражателен, как он сам старался выказаться большинству.
3.Направление у него было вполне самостоятельное, независимое от влияния наставника; слово это мы понимаем исключительно в специальном значении, а никак не в нравственном. Кто служил долгое время под личным начальством Павла Степановича и был коротко с ним знаком, тот никогда не согласится с автором статьи, из которой можно понять, что Павел Степанович был когда-нибудь нравственным мучеником
(Фонограмма стихает. Далее демонстрируются кадры из фильма, связанные со смертью Нахимова. После чего новь звучит голос ведущего.)
ГОЛОС:
Вот такой ценой ровно 349 дней город боролся в неравном сражении… Но были и другие герои обороны Севастополя: превосходный военный инженер Тотлебен, блестящие полевые хирурги Пирогов и Боткин, неустрашимый матрос Петр Кошка и символ российского милосердия Дарья Севастопольская. Их беспримерный подвиг повторили советские солдаты и матросы при обороне города в годы Великой Отечественной войны, их героические имена бережно хранятся в истории современной России.
(В процессе, на экране, демонстрируются портреты перечисленных героев. Звучит фонограмма шума моря. На экране демонстрируются кадры морского прибоя. К сцене подходит очередной чтец. Фонограмма переходит в фон.)
6-й чтец:
Над Севастополем закаты,
Аллея, в ночь текут с небес,
В земле святой лежат солдаты,
Кто с орденами, а кто без.
А дело, впрочем, не в наградах,
А в том, что гордость на устах:
Наш Русский Крым на всех парадах
Нам всем одной наградой стал!
Как много крови, слез и пота
Россией пролито на Крым,
С ним город славы – Севастополь!!!
В веках он стал непобедим.
Да не посмеют супостаты
Коснуться праведных основ!
В земле святой лежат солдаты –
И это выше всяких слов!
.
(Фонограмма усиливается. К сцене выбегают мальчик и девочка. Они у берега моря. Фонограмма переходит в фон.)
МАЛЬЧИК: Э-гэ-гей!!! Мо-о-ре!!!
ДЕВОЧКА: Э-гэ-гей!!! Небо!!!
МАЛЬЧИК: Здравствуй, солнце!!!
ДЕВОЧКА: Посмотри, как прекрасен на рассвете наш мирный город!
ВМЕСТЕ: Любимый Севастополь!!!
(Взявшись за руки, мальчик и девочка убегают. Фонограмма сменяется песней «Севастопольский вальс», под которую хореографическая группа исполняет финальный танец. На всем его протяжении демонстрируются кадры парада кораблей в Севастополе. В конце действа появляется первоначальная заставка «Героям Севастополя…»