Просмотр содержимого документа
«Занятия искусством как условие успешности освоения образовательной программы. «Путешествие в мир искусства»»
Смоленское областное государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Занятия искусством как условие успешности освоения образовательной программы.
«Путешествие в мир искусства»
Подготовила: Бершак Юлия Владимировна,
педагог ДО СОГБУ ДО «Станция юннатов»
Задачи: уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах; о роли изобразительного искусства в жизни человека; вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
Педагог: Ребята, сейчас мы отправимся в наше первое путешествие в мир искусства. А кто из вас знает, что это значит «мир искусства»? (Ответы детей.)
Педагог: Правильно, это музыка, театр, картины, танцы, кино…
Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.
Под звуки тихой лирической музыки педагог предлагает детям рассмотреть карту с символическим цветным изображением разных стран мира искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры.
Педагог: В мире искусства очень много стран и городов. Сейчас мы с ними познакомимся.
Страна Архитектура на нашей карте не случайно обозначена небесным голубым цветом. Ведь высокие здания мы всегда видим на фоне неба. В этой стране есть город Храм, город Терем, город Ратуша и город Парк.
Страна Дизайн – желтого цвета, потому что художники-дизайнеры делают вещи, которые дарят людям тепло и уют.
В стране Дизайн есть город Визаж, город Интерьер, город Модельеров и город Реклама.
Страна Скульптура – синяя.
Все ее жители застыли, как будто их заморозила Снежная Королева. Здесь мы видим город Монумент, город Малая Пластика.
Страна Декоративно-Прикладное Искусство у нас красного цвета.
Здесь есть город Роспись, город Орнамент, город Мастеров. Жители этой страны, народные художники, очень любят красный цвет, цвет красоты. В пословицах говорится «Красна девица», «Красно солнышко», «Весна красна цветами, а изба – пирогами».
Страна Графика — оранжевая.
Её жители очень весёлые. В городе Прикладная Графика живут книжки, открытки, фантики, афиши. А еще в этой стране есть город Книжная Иллюстрация и город Станковая Графика.
И, наконец, Страна Живопись – зелёная страна.
Зелёный — символ жизни. А слово «живопись» произошло от двух слов: «живо» и «писать». В этой стране много городов: Портрет, Пейзаж, Сюжет, Натюрморт и другие. Кто же создает этот удивительный мир, как вы думаете? (Ответы детей.) Давайте отправимся дальше. (Подводит детей к уголку, в котором собраны репродукции картин разных жанров.
Я расскажу вам о людях, которые живут в Мире изобразительного искусства: «Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был красивый, как огонёк, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник никак не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Так появилось два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу — и нарисовал ее красками на холсте. Затем ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице он рисовал деревья, небо, дома, людей, птиц. Художник нарисовал еще множество красивых картин, на которых показал, как удивительна окружающая нас жизнь, если только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей».
Дети, в какой стране жил этот художник? (Ответы детей.)
«В соседней стране жил скульптор. Он тоже любовался окружающим миром и высекал образы людей и животных из камня, вырезал их из дерева, лепил из глины, лил из металла. В стране Графика жил еще один художник. Он любил читать книги и представлять их героев — добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых. Он как будто видел, как они ходят, разговаривают, где они живут и как одеты, и решил нарисовать к прочитанным книгам иллюстрации. Художник-иллюстратор старался так украсить книги, чтобы они доставляли людям радость.
Есть еще одна удивительная страна, в которой живут замечательные художники и мастера. Они делают разные красивые вещи: посуду, одежду, ковры. Это страна Декоративно-Прикладного Искусства. Её людей называют народными мастерами. Они специально не учились своему мастерству, а перенимали его от старших: от отца — к сыну, от мастера — к подмастерью.
В стране Дизайн художники-дизайнеры придумывают самые разные вещи для комфорта и удобства. Они оформляют витрины магазинов, фойе театров, интерьеры жилых и рабочих помещений.
В стране Архитектура живут архитекторы и строители. Они строят красивые здания, мосты, фонтаны. А ландшафтные архитекторы разбивают парки и скверы.
Мир изобразительного искусства — это мир, созданный художником, — скульптором, иллюстратором, архитектором, народным умельцем. Он рассказывает о красоте, рисуя ее красками на бумаге, холсте или дереве, вырезая резцом в мраморе, дереве, камне, сооружая дома, дворцы, мосты, парки.
Мир искусства – это еще и мир мелодии, поэзии, танца, кино, театра.
(Дети танцуют вальс.)
Педагог: Спасибо за красивый танец. Ответьте, кто создает мир изобразительного искусства? (Художники, скульпторы, архитекторы, графики.) Кто сочиняет музыку? (Композиторы.)
Кто пишет стихи, сочиняет рассказы? (Поэты, писатели.) Кто может в движении рассказать сказку? (Артисты балета, театра.)
Сегодня мы немножко познакомились с этим удивительным миром, но наше путешествие будет продолжаться целый год.
Ребята, каждому художнику хочется, чтобы как можно больше людей увидели его произведение. Для этого организуются специальные выставки. А вы знаете, как называется здание, в котором хранятся произведения искусства? (Музей.) Картины и скульптуры можно увидеть в выставочных залах, где их показывают непродолжительное время. Это называется выставка. Вот и в нашем музыкальном зале сегодня действует временная выставка разных произведений искусства.
Педагог: Ребята, а теперь давайте вместе вспомним с какими видами искусства мы с вами сегодня познакомились?
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности.
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.