kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль искусства в первые дни Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по МХК раскрывает роль музыки и живописи в первые дни сурового испытания  для нашего народа, в Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль искусства в первые дни Великой Отечественной войны"»

МОУ "СОШ с.Липовка

Духовницкого района Саратовской области"







"Роль искусства в первые дни

Великой Отечественной войны"



конспект

открытого урока

по мировой художественной культуре

(10-11 классы)





подготовила и провела

учитель МХК

Шадаева Надежда Викторовна









2020 г


Тема урока:

«Роль искусства в первые дни Великой Отечественной войны».



Цель урока:

проанализировать систему ценностей отечественной

культуры в военные годы


Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о произведениях искусства начального периода Великой Отечественной войны, значение искусства в годы войны и в настоящее время.

2. Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве.

3. Воспитывать нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.

4. Развивать умение пользоваться дополнительной литературой, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.


Форма проведения урока:

урок - размышление с элементами творческой деятельности с использованием ИКТ


Проблемный вопрос:

«Для нас «наследников» Великой Победы произведения искусства военного периода также значимы, как и для советских граждан в те грозные годы?»

(ответ прозвучит в конце урока – воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление об ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д.)


Межпредметные связи: история, музыка, литература.


Технологии: проблемного и исследовательского обучения


Эпиграф:

Александр Александрович Дайнеко

«Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».




Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, фонохрестоматия, видеоматериалы, репродукции картин, портреты мастеров искусства.


Практико-ориентированное домашнее задание:

творческие работы о произведениях искусства военного времени


Музыкальный ряд:

"Священная война" музыка А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача

"Симфония №7" Дмитрия Шостаковича 1 часть. Эпизод нашествия.

"Валенки" в исполнении Лидии Руслановой

Голос Левитана «Обращение к советским гражданам 22 июня 1941 года»

Песня «День Победы»


Зрительный ряд:

репродукции картин и плакатов, агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны.


Литературный ряд:

стихи поэтов - фронтовиков о войне

выставка книг о войне

стихотворение Алексея Суркова "Присягаем Победой"(22 июня 1941г)


Оформление:

Листы на магнитах с надписями "Музыка", "Кинохроника, "Живопись", "Литература", "Плакаты", "Скульптура"


Методические приемы организации урока: постановка вопросов для обсуждения, опережающее задание, анализ текстов и произведений искусства, практико-ориентированное задание
















Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует ребят и обращается со словами:

- Началом урока послужат слова русского художника Александра Александровича Дайнека «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом». Разговор наш будет о тех естественных чувствах, которые проявились у советских граждан в годы испытаний и, как эти чувства были отражены в произведениях искусства. Какое место искусство данного периода получило отражение в мировой художественной культуре. Наша задача, на примере, проанализировать произведения искусства.



II. Вводная беседа. Вопросы классу:

  1. Что изучает мировая художественная культура?

  2. Что такое «искусство»?

(словарь Ожегова–ИСКУССТВО -творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. музыки. кино.

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания, и часть духовной  культуры как человека, так и всего человечества , многообразный результат творческой деятельности  всех поколений.)

Когда оно зародилось? Какие произведения искусства вам запомнились и чем?

2. Существует ли резкая грань между историческими эпохами? Почему?

3. А в искусстве существует граница? Почему?

4.Какие направления в искусстве развиваются в начале 20 века? Дайте им характеристику (импрессионизм, символизм, постимпрессионизм, русский авангардизм (новаторство) –отражение бытовой жизни, раскрытие сущности предметов, портрет, пейзаж. Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Машков)

5. Всех ли людей взгляды совпадали на одно и тоже произведение авангардистов? Существовали разногласия? Почему?

6. Какое событие в Советском Союзе сороковых годов явилось переломным в искусстве?

7. Как будет называться данный период в искусстве? (Искусство «военного времени». Можно назвать данный период единением всех сил?

8.. В каких видах искусства может быть отражена военная тематика?

9. Почему искусство получило такое название и какую роль оно сыграло в первые дни Великой Отечественной войны?


- Данный вопрос отражен в теме нашего урока.

В конце урока мы ответим на главный вопрос:

«Для нас «наследников» Великой Победы произведения искусства военного времени также значимы и важны, как и для советских граждан в те грозные годы войны?»

- 9 мая мы будем отмечать 70-ую годовщину Великой Победы. Сегодня мы вновь перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны – самой жестокой войны 20 века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица Земли и принесла всей Европе мир и свободу. Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика армию Гитлера, его умных генералов, его продуманную мгновенную оккупацию всей Европы. Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась. На защиту встали и мастера искусства.

Сегодня мы проанализируем произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа. Выразим свое личное отношение.

Перед вами лежат творческие листы. В течение урока свои мысли, чувства, отношение к увиденному вы можете выразить самостоятельно.


Каждый из вас готовил творческую работу и представит нашему вниманию.


III. Защита творческих работ (сообщение, презентация, реферат, стихотворение)


А) Литературный жанр

"Голос ЛЕВИТАНА - это сила и мощь в борьбе с врагом"


Сообщение о Ю.Б.Левитане


Юрий Борисович Левитан - (2 октября) 1914 — 4 августа 1983) — диктор Всесоюзного радио с 1931, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР (1973), народный артист СССР (1980); обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.


Отец Левитана работал в артели портным, мать была домашней хозяйкой. К поэзии, театру, пению его приобщил дядя. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 читал сводки Советского информбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР.
Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о начале войны 22 июня 1941 в 4:00 и сообщать о победе и взятии Берлина 4 мая 1945.

Осенью 1941 г. Левитан был эвакуирован в Свердловск вместе с диктором Ольгой Сергеевной Высоцкой. Вести вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно — все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков. Уральская студия была размещена в подвальном помещении, сам диктор жил в бараке поблизости на условиях полной секретности, лишь время от времени к нему приезжали московские друзья. Информация для радио выпусков поступала по телефону, сигнал ретранслировался десятками радиостанций по всей стране, что не позволяло запеленговать головной радиоузел. Помимо собственно работы в эфире диктор также озвучивал документальные фильмы, которые монтировались на этой же студии. В марте 1943 года Юрия Левитана секретно перебросили в Куйбышев, где уже размещался советский радиокомитет. Информацию о пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.




Звучит запись с голосом Левитана об объявлении начала войны


Вопрос ученику:

- В процессе исследовательской работы какую цель ты ставил? (Показать, что сила голоса является также грозным оружием. За голос Левитана Гитлер обещал огромные деньги. Тембр его уникального голоса поднимал настроение у граждан Советского Союза.)

Вопросы классу:

- Как вы считаете, можно ли голос Левитана и его служение Отечеству отнести к искусству?

-Его можно назвать мастером? (мастер уникального голоса)


Литературный жанр: поэзия

Стихотворение Алексея Суркова "Присягаем Победой" 

Так, в стихотворении «Присягаем победой» Алексей Сурков даёт присягу Родине, клянётся от имени народа «смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе». Автор обращается к Родине, чтобы она прислушалась, как «гулом наполнились степи и горы», как готовятся в бой лётчики, танкисты, артиллеристы, как «пехота в штыки на фашистов пошла», как несётся конница и выходят в море боевые корабли. 

        Вместе с тем, поэт обращает внимание Отчизны на то, как трудится тыл: «сталь, созревая в мартенах, поёт», работает «в недрах забойщик», в поле – тракторы и комбайны. Снова от имени сынов народа обещает проучить «налётчиков в жарком бою», «бить фашистов, не зная пощады в борьбе». Поэт, уверенный в победе, прямо и смело глядит в будущее страны. Смело потому, что его дела, мысли, творческая работа всегда находились в состоянии полной слитности с душой народа.

        С началом войны Суркову не пришлось долго перестраиваться на военный лад, хотя его, как, впрочем, и других поэтов ждали немалые духовные испытания и творческие затруднения. Он был одним из тех писателей, кто задолго до войны уже готовился к бою с фашизмом. 

        - Давайте не будем забывать,  - призывал он коллег на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, -  что не за горами то время, когда стихи со страниц толстых журналов должны будут переместиться на страницы фронтовых газет и дивизионных полевых многотиражек. Будем держать лирический порох сухим.
        В этих словах Суркова звучат горьковские мотивы в решении оборонной темы.
        И всё-таки и Сурков, и другие поэты, прежде чем стать тем, кем они стали для своих воюющих соотечественников, прошли нелёгкий путь исканий, поисков своей «отправной точки».


В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягаю победой твои боевые сыны.

Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе-

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

Наше сердце – каленая сталь штыка.

Наше сердце – стремительный взмах клинка.

Крепко держит винтовку рука.

Слышишь, Родина! Гулом наполнились стены и горы-

Это соколы наши для боя заводят моторы.

Слышишь, Родина! Гром загудел по оврагам-

Это танки выходят на бой сокрушительным шагом.

Слышишь, Родина! Залпывскипают- грозны-

Это пушки запели победную песню войны.

Видишь, Родина! Пыль над полями легла-

Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

Видишь – пыль поднялась, на карьере звенят стремена-

Это конница наша несется, как шторм океанский грозна.

Слышишь голос сирен – это вышли в морские просторы

Крейсера и эсминцы, подводные лодки, линкоры.

Слышишь – сталь, созревая в мартенах, поет,

Слышишь – трактор по полю, на юге, комбайны ведет-

Это встал для победного боя советский народ.

Грозным взглядом окинул бессмертную ширь

Закалённый в сражениях советский народ-богатырь.

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою.

Мы раздавим коричневую змею.

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!

Москва. 22 Июня 1941 г




Вопросы :

-Какие образы рисуются у вас после прослушивания стихотворения?

-Какие ключевые слова прозвучали?



Б) Музыкальное искусство. Жанр ПЕСНЯ.


Творческая работа ученика:

"Музыкальная эмблема Великой Отечественной войны."


Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..


Эта песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача стала эмблемой Великой Отечественной войны. С Белорусского вокзала начала она свой путь и прошла вместе с Советскими воинами через все беды и потери к Победе. В ней авторам удалось воплотить боевой дух воинов, их мужество и героизм, их нравственную силу. С нею шли в бой, погибали и побеждали.

Её суровость, чеканная мелодия в ритме марша так захватила всех присутствующих, что песню пришлось повторять пять раз!



















А сейчас - несколько слов о композиторе Александрове.

 Александров Александр Васильевич – композитор, хоровой дирижёр, педагог. Закончил Петербургскую консерваторию. Главным делом его жизни явилось создание Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров начал работу в 1928 году с небольшой группой, к началу 30-х годов выросшей в большой коллектив, в котором был мужской хор, оркестр и танцевальная группа. В работе с ансамблем особенно широко развернулось композиторское дарование Александрова, написавшего в 30-е – 40-е годы ряд известных песен. Событием стала песня «Священная война», прозвучавшая впервые в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала Москвы, перед уходившим на фронт эшелоном. Она выразила чувства, которые владели тогда миллионами советских людей. Александров – автор музыки Государственного гимна России (тогда СССР). Александров – народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР. Дело его жизни продолжает жить в его песнях, ставших классическими, и в искусстве музыкальных коллективов, пошедших по проложенному пути.

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни “Священная война” на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней — «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»


Песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их.

Песня это прежде всего взволнованная речь».

Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года. стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.



Прослушивание песни Александрова на стихи Лебедева-Кумача «Священная война».







Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.


Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся.
Они — за царство тьмы.


Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!


Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!


Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб!


Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!


Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Вопросы для анализа----





Народное творчество


Учитель: В первые дни и месяцы войны, когда страх и неопределенность, смерть и потери шли рядом друг с другом, необходимо было поднимать настроение солдат на войне, давать надежду, что Победа придет и их с любовью дождутся дома -тогда и артисты и театры выступали на фронтах с концертами. Она была любимицей публики.

(На экране фотография Л. Руслановой)

Вопрос классу: Вы узнаете эту певицу? Как её имя?

Лидия Русланова. Она была всенародно любимой исполнительницей русских песен. Всю войну ездила Лидия Андреевна с концертами по фронтам, везде её принимали с радостью и восторгом.

Сообщение ученика о Л. Руслановой.

Ли́дия Андре́евна Русла́нова

Уроженка Саратовская губернии — российская и советская певица. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей, а её исполнение русских народных песен считают эталонным..

Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных её песен: «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие. Лидия Русланова исполняла и песни советских композиторов. Одной из первых исполнила «Катюшу».

Детство и юность

Агафья Лейкина, будущая певица Лидия Русланова, родилась 14 октября 1900 года в бедной крестьянской староверческой семье

В то время на селе много пели: на полевых работах, на посиделках и на гуляниях. «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь и заплачек, и песен радости», вспоминала впоследствии певица. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка. Русланова вспоминает:

«Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила — «на кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?» Бабушка не зря убивалась.»

Агафье едва исполнилось шесть лет, когда умерла её мама

Заботы о семье легли на Агафью и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали. Агафья пела, кричала зайцем и лягушкой, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Агафье было на тот момент семь лет.

Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счёт пристроить детей по приютам. На каждого писала прошение, ходила по инстанциям и добилась того, что все дети были пристроены. Старшую удалось определить в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки — Агафья Лейкина — выдавало её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: Лидия Русланова.

В приюте Лидия поступила в первый класс церковно-приходской школы. Была принята в хор и сразу стала солисткой. Пела на праздниках и похоронах. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант. На рукоделии, которое ей не давалось, подружки выполняли её урок, только бы послушать тут же сочинённые «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь.

Регент хора уделял Лиде особое внимание.

В 1916 году Лидия Русланова отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и до октября 1917 года служила в санитарном поезде.

На сцену Лидия Русланова выходила в крестьянской одежде — нарядной панёве, душегрейке и в лаптях, волосы скрывал платок. Концерты обычно завершались «Саратовскими страданиями», после чего Русланова величественно кланялась земным поклоном, и степенно уходила. Её называли в то время «Саратовской птицей».






В 1921 году Лидия переехала в Москву на профессиональную артистическую работу.

В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, подборе концертных костюмов. В театрально-сценической коллекции, которую она собирала на протяжении всей жизни, было множество ярко вышитых сарафанов, нарядных панёв, плисовых душегреек, цветастых платков и шалей

В 20-е — 30-е годы грампластинки становятся доступными для массового слушателя. Пластинки с записями Руслановой выходили огромными тиражами. Её голос звучал по радио, которое также стремительно завоёвывало себе аудиторию. Особой популярностью пользовалась Русланова у военных.

В 1930-е годы Лидия Русланова ездила с гастролями во всему Советскому Союзу.

Заработанные деньги она тратила на коллекционирование картин русских художников, икон, старинной мебели, украшений, фарфора, любила красиво и дорого наряжаться.

Великая Отечественная война

Лидия Русланова на фронтовом концерте. Южный фронт. 1941 год

С первых дней Великой Отечественной войны Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад

Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведёт, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца.

Певица Тамара Ткаченко, работавшая в той концертной бригаде, вспоминала, что за семнадцать дней дали пятьдесят один концерт. Несмотря на близость фронта, артисты не отказались ни от одного выступления. Концерты проходили с успехом, артистов тепло принимали.

В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях — под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях.

Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Один из его участников, Борис Уваров, вспоминал:

Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…

Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой — у рейхстага и у Бранденбургских ворот.

Великая отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1 120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну».


Лидия Русланова в 1963 году

21 сентября 1973 года Лидия Андреевна Русланова скончалась от сердечного приступа. На сердце Руслановой нашли следы нескольких инфарктов. В последний путь её пришло проводить большое количество людей

«Валенки»          /Прослушивание/.

Вопросы классу


  1. Своим творчеством Л. Русланова решала задачу по подъему патриотизма? (Несомненно это был госзаказ, демобилизовать все силы и средства, в том числе и песенный народный жанр для поднятия духа и патриотизма )

  2. Как вы думаете, солдат после такого концерта с выступлениями артистов, идя в бой, верил в Победу? (думал с любовью о семье, знал кого он защищает и с надеждой и верой, что дома его ждут и верят в него)


Изобразительное искусство. Живопись. Жанр Графика. ПЛАКАТ


В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.



Итак, первые дни войны, год 1941. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы –Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) ( Кукрыниксы -псевдоним по первым слогам фамилий)





Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.


Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа- выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага.



Задание классу:

для художников самой ответственной и главной задачей было воздействие на патриотические чувства людей средствами наглядно-изобразительная агитации. Подумайте, какими средства художественной выразительности использует И.Тоидзе для создания образа Родины-матери? Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат? Ответ запишите.




Роль саратовских художников -плакатистов


3 июля 1941 года саратовские художники начали выпуск политических и агитационных плакатов. «Агитокно» - так назывался  орган Саратовского  городского комитета ВКП (б). За годы войны было выпущено более 170 плакатов, часть из которых представлена на выставке.


Протоклитов Б.А. Художник.



 

Эскиз к плакату, 1941.



Эскиз к плакату, 1941.


Таким образом, главными особенностями плаката можно назвать: лаконичность изображения, мгновенность его восприятия, небольшое количество цветов, наличие среди них ведущих: красный, белый, черный Крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали, призывность текста, ярко выраженная авторская позиция, убедительность плаката, актуальность выбранной темы.



  1. К какому жанру изобразительного искусства относится плакат. (Графика.)

  2. Чем плакат отличается от картины. (Плакат выполняется в ограниченной цветовой палитре. Выполняется простыми формами и образами. .Главное – плакат должен призывать. Приковывать внимание и звать к определенной цели.)

3. Что первое воспринимается, когда смотрим на плакат? (слова-призыв, выражение лица, суровый взгляд)

5. Какие цвета и почему являются ведущими в плакате?




Изобразительное искусство

Жанр ЖИВОПИСЬ

Картины


В живописи военных лет тоже были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «живописная зарисовка». Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

Быстрота зоркого наброска, этюда не исключала серьезности и глубины мысли

Так, эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К.Ф. Юона (1942), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение – и почти все погибли.

Лаконизм, простота изобразительных средств, но и досадная прямолинейность отличают сюжетные картины










В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову.


Учитель показывает для сравнения картину Валентина Александровича Серова «Октябрь.Домотканово».


Вопросы классу:

  1. Что изображено на картине?

  2. Какое первое впечатление вызывает у вас картина?


Учитель показывает картину А.А.Пластова «Фашист пролетел».


Вопросы классу:

1. Что изображено на картине?

2. Какое первое впечатление вызывает у вас картина?



Оба жанра как бы объединены в его картине «Фашист пролетел» (1942): молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Говорят, зрители застывали перед этой картиной, когда она была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 г.



Вопросы классу:

1.Какое эмоциональное воздействие вы ощущаете, глядя на картины?

2. Вовлекаетесь ли вы во взаимодействие с изображенным на картине или отстраненно созерцаете картину?


Свои мысли запишите

в творческом листе




Жанр –КИНО. Кинематография.


В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов - кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой. Иным, чем до войны, но по - прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные дни во время маневров. На экране неслись лавины танков, летели эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы... С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Однако постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию, но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче всего проследить, как постепенно углублялось в сознании документалистов понимание народного характера войны, и как с изменением взгляда на войну менялся стиль и характер документальных съемок . 



Просмотр кинохроники.

Вопросы обучающемуся:

    1. Какую цель ты ставил в ходе выполнения своей работы?

    2. На кадрах кинохроники могут быть и ваши деды и прадеды.

Какие чувства в данный момент вы испытываете?





Составление синквейна


Правила написания синквейна.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



(для задания даются слова «Война», «Подвиг», «Победа», «Россия»)


Обобщение темы урока:


Вопрос классу:

1. Что общего между этими произведениями искусства?


2.Назовите  произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня или те,  с которыми вы были знакомы ранее. Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились?


3.Какое значение  имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

(воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д)

Вспомните хотя бы одну современную песню, которая несла бы такую смысловую и эмоциональную нагрузку, как песни военных лет. ( Привести пример песни «День Победы» музыка Дмитрия Тухманова, сл. Виктора Харитонова в исполнении Льва Лещенко)


Предлагаю всем спеть куплет песни День Победы под фонограмму.


После войны были созданы великие творения мастеров советского периода- памятники архитектуры, скульптуры, искусства.




Заключительное слово учителя:



Сколько бы лет не прошло с тех страшных трагических событий 20 века, мы обязаны помнить подвиг наших дедов, которые подарили нам мир. Но мы должны помнить и тех, кто своим великим трудом-творчеством оставил нам данные произведения искусства, которые создавались в тот момент, когда фашистская орда бомбила наши города и убивала мирных жителей страны. Помните об этом, чаще соприкасайтесь с искусством военного периода и вы будете знать правду о войне и передавать её своим детям и внукам.


Главным для нас должно остаться неизменным – память. И произведения искусства, созданные в первые дни войны и послевоенные годы помогают нам сохранить её.

Спасибо всем за участие в работе урока.




Творческий лист

Задание 1 :

Почему в истории художественной культуры XX века выделяют искусство военных лет.________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2:

-Какие образы рисуются у вас после прослушивания стихотворения А.Суркова «Присягаем Победой»? Какие ключевые слова прозвучали?_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Какими средства художественной выразительности использует И.Тоидзе для создания образа Родины-матери? Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 .Перед вами картина А. Пластова «Фашист пролетел». Рассмотрите её внимательно. Из каких составляющих складывается композиция картин?______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Какое эмоциональное воздействие вы ощущаете, глядя на картину

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________


Задание 5. Подумайте, какие новые темы и образы родились в советской культуре в период Великой Отечественной войны? Как искусство помогало советскому народу выстоять в столь тяжелых испытаниях? Свои мысли запишите.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Имеют ли значение эти произведения для вас, «наследников» Великой Победы? Свои мысли запишите. ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Роль искусства в первые дни Великой Отечественной войны"

Автор: Надежда Викторовна Шадаева

Дата: 23.08.2020

Номер свидетельства: 556287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ""Культура в годы Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(49) "kul-tura-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "103284"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402576747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Киноурок по фильму "Офицеры""
    ["seo_title"] => string(28) "kinourok-po-fil-mu-ofitsiery"
    ["file_id"] => string(6) "336987"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1467728403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства