Просмотр содержимого документа
«Натюрморт при боковом освещении. /контрастные тональные отношения/»
Конспект урока.
Выполнила преподаватель в/к Забировой Т.Н.
МОУ ДО «БДШИ»
г. Бугульма 16. 04. 2020г.
Тема 3.4 Натюрморт при боковом освещении.
/контрастные тональные отношения/
2 класс.
Предмет: живопись. 9часов.
Тема урока:«Натюрморт при боковом освещении. Контрастные тональные отношения».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
показать технические приемы работы акварельными красками, выполнить подготовительный рисунок.
Задачи урока:
обучающие – освоить технические приемы заливки цветными мазками в один прием и работу по предварительно увлажненной бумаге;
воспитательные – научить видеть, понимать и изображать окружающий мир;
развивающие – формирование умения видеть, анализировать увиденное, находить в нём главное с привычкой к постоянному контролю над своими действиями, к сравнению изображения с натурой.
7. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, методы самостоятельной работы и работы под руководством.
8. Материальное обеспечение урока: наглядные пособия по теме, образец выполнения задания (Основы живописи Н.М. Сокольникова, Акварель для начинающих Ф.А. Сервер, Школа акварели В. Либралато); постановка для практического закрепления полученных знаний бидон, яблоко; оборудование для учащихся: бумага формата А-3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисти.
План первого урока
Организационный момент 1-2 мин.
Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний. 5мин
Ознакомление с новым материалом. 10 мин.
Практическая работа.18 мин.
Анализ работ.10 мин.
План второго урока
Организационный момент 1-2 мин.
Практическая работа.33 мин.
Анализ работ.10мин.
План третьего урока
Организационный момент 1-2 мин.
Практическая работа
Анализ работ.10 мин.
План 4-9 урок.
Организационный момент 1-2 мин.
Практическая работа 33 мин.
Анализ работ.10мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
Задачи:
- сформировать умение организовывать свою деятельность;
- активизировать внимание, мышление учащихся;
- осознать тему урока;
- создать доброжелательную атмосферу урока.
Методы:
- словесный;
- наглядно-демонстрационный.
Преподаватель приветствует учащихся. Учащиеся подготавливают рабочее место. Преподаватель отмечает отсутствующих, сообщает тему и план урока.
2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.
Цель: обеспечить эффективное освоение учебного материала.
Задачи:
- повторить основные свойства цвета;
- вспомнить последовательность ведения живописной работы.
- отчётливое понимание и усвоение основных характеристик цвета;
Методы мотивирования:
- поощрение;
- создание наглядно образных представлений;
- взаимопроверка.
Преподаватель проводит опрос учащихся по следующим вопросам: влияние освещения на восприятие цвета (цветовой спектр); ахроматические и хроматические цвета; тёплые и холодные цвета; основные, составные и дополнительные цвета; цветовой круг; основные свойства цвета; последовательность ведения живописной работы.
Затем, преподаватель, используя наглядные пособия, повторяет пройденный материал для лучшего закрепления знаний учащимися и проводит тестирование учащихся.
3. Ознакомление с новым материалом.
Цель: донести до учащихся понятие локального цвета и о его изменениях в зависимости от формы освещенности и влияния окружающей среды.
Задачи:
- научить видеть форму и цветовые особенности натуры;
- научить применять полученные знания на практике;
- осмысленность использования специальной терминологии;
- мотивация на деятельность.
Методы мотивирования:
- познавательный интерес;
- предъявление учебных требований;
- выполнение учебных заданий;
- стимулирование оценивания;
- поощрение.
Объяснение нового материала: изложение темы с демонстрацией наглядных пособий.
Рассмотрите предметы в классе. Все , что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить. Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.
Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков. Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.
При рисовании с натуры, надо передавать характерные особенности локального цвета предметов в зависимости от его формы, освещения, и влияния от взаимного расположения предметов.
Под влиянием света, воздуха и отраженных цветов от других предметов, тот же локальный цвет приобретает различный тон в тени и на свету. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.
Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.
Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой падающей тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета и синий тон.
Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть, собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.
Из сказанного следуют выводы: каждый предмет обладает своим собственным или локальным цветом; локальный цвет может изменяться под воздействием источника света и цветовой среды; освещённая часть предмета приобретает оттенки источника света; локальный цвет поверхностей приобретает цветовые оттенки рядом расположенных предметов, фона и предметной плоскости; все цвета натуры взаимообусловлены и находятся в определённой зависимости друг от друга, в определённых цветовых отношениях; реалистически правдиво изобразить натуру – значит передать пропорциональные натуре отношения между предметами по цветовому тону, насыщенности и светлоте, передать их цветовые различия.
Итак, мы уже знаем цветовые, тоновые изображения предметов и их отдельных частей в свету, в тени, в полутени. А какие виды мазков кистью мы можем использовать? Лессировка – это многослойное нанесение прозрачных тонов; и техника раздельными мазками «сырой по сухому» и «сырой по мокрому».
Тест по цветоведению.
Преподаватель показывает пример выполнения данного задания. Учащиеся выполняют упражнения на определение локальных цветов.
4. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Цель: закрепление пройденной темы.
Задачи:
- изучить натурный материал;
- закомпоновать бидон и яблоко - выполнить цветовые поиски набросков;
-работа цветом в технике лессировка и мазками «сырой по сухому» и «сырой по мокрому».
- соблюдение правил построения подготовительного рисунка под акварель.
Методы реагирования:
- метод практико-ориентированной деятельности;
- словесный метод;
- наглядный метод.
Натюрморт (от французского nature morte – «мёртвая природа») – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Этюд (фр. étude) – подготовительный набросок для будущего произведения.
Первый шаг – внимательно рассмотрите натюрморт. С какой точки зрения его наиболее выгодно было изобразить? Как построить композицию – по горизонтали или по вертикали?
Этот этап работы направлен на выполнение заданий, на достижение поставленных целей урока.
Учащимся предлагается охарактеризовать локальные цвета предметов натюрморта и их изменения.
Преподаватель показывает выполнение композиционных и цветовых поисков. Затем учащиеся выполняют работу цветом.
Второй шаг – построение предметов натюрморта в листе.
Натюрморт необходимо начинать с легкого рисунка композиции предметов в пространстве листа. На листе бумаги мы должны отразить горшок и яблоки на фоне таким образом, чтобы они все вошли на лист и им не было в этом пространстве тесно. У нас не должно возникать желания переместить предметы в какую-либо сторону или отрезать часть листа. Композиция обычно занимает среднюю часть листа и примерно 2/3 его площади.
Третий шаг – начальный этап работы над этюдом, заливка предметов локальными цветами.
Определение основных цветовых пятен натюрморта. Прокладка локальных цветов предметов, с учетом светотеневых и цветовых взаимодействий предметов натюрморта друг с другом.
Четвертый шаг – заключительный этап работы над этюдом. Максимально точно передать освещение, цвет и объем предметов натюрморта на бумаге. Проработка деталей натюрморта.
Практическая работа
Закомпоновать предметы натюрморта из бидона и яблока на светлом фоне в листе и выполнить поэтапно проведение всей работы – от начала до завершения.
1. Рисунок предметов натюрморта.
Выполняя рисунок предметов натюрморта, выверте правильность пропорций, перспективы, а так же масштабность предметов. Обязательно нанесите наиболее характерные детали и планы.
Обратите особое внимание на переходы от света к полутени и от полутени к тени. В свету мы видим так называемый блик, а в тени рефлекс. Блик и рефлекс ярче на предметах с глянцевой поверхностью и менее очевидны на предметах, имеющих матовую поверхность.
Кроме собственных теней мы обнаружим ещё падающие тени. Каждый из предметов имеет свой свет, свою полутень и тень. Все это нам предстоит передать в своей акварели.
2. Работа с красками, начальный этап работы над этюдом. Учитывая особенности акварельной живописи, можно начать с предметов, имеющих яркую определенную окраску. В нашей постановке такими являются бидон и яблоко, поэтому в нахождении их цвета легче избежать ошибок. Кувшин, будучи зеленым имеет разные оттенки: в свету – одни, в полутени – другие, в тени цвет уже другой. Поэтому, чтобы эти различия установить вернее, старайтесь все время видеть весь бидон. Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. Старайтесь путем сравнения найти цветовые различия. Прописав бидон или часть его, таким же образом пропишите яблоко.
Если не следовать системе в наблюдении натуры, слабо-окрашенные тона будут восприниматься вами то теплыми, то холодными, в зависимости от того, на какой цвет перед этим вы смотрели. Поэтому рекомендуется нейтральные цвета сравнивать с нейтральными.
3. Заключительный этап работы над этюдом.
Проложив последовательно цветом весь этюд, проверьте его на расстоянии сравнив с натурой. Следите, чтобы наносимая краска ложилась по сухому, не тревожила, не размывала нижележащий слой.
Цвет призван выражать форму, поэтому каждый мазок краски кладите, сообразуясь с рисунком, с характером поверхности предметов. Очень важно, работая с цветом, с первых шагов приучать себя к порядку в работе, Необходимо устанавливать связь между всеми цветами, руководствуясь методом одновременного сравнения. Нужно также следить за величиной и формой каждого цветового пятна и мазка кисти. Найденный цвет должен максимально точно выражать форму, обуславливаться границами рисунка.
Во время самостоятельной работы преподаватель указывает на ошибки, оказывает индивидуальную помощь каждому учащемуся.
4. Подведение итогов занятия.
Методы мотивирования:
- метод поощрения;
- метод создания ситуации успеха;
- метод творческого подхода к выполнению учебного задания.
Результаты в ходе урока:
- соответствие умений и навыков программным требованиям;
- отсутствие затруднений в выполнении этапов задания;
- возникновение интереса к дальнейшей работе над заданием;
- осмысленность использования специальной терминологии.
По окончании урока преподаватель озвучивает домашнее задание (наброски овощей и фруктов в разных акварельных техниках). Преподаватель проводит просмотр и анализ работ учащихся.
5.Список рекомендуемой литературы.
1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..
2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения для.художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..
3.Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..
4.Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г.
5.Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г.
Приложение 1.
Этапы выполнения этюда яблока.
Приложение 2.
Тест.
« Основы цветоведения»
Текст взят из издания «Изобразительное искусство: занимательные материалы, терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины для 6--10 классов». Серия « В помощь преподавателю». Автор-составитель О. В. Павлова. Издательство «Учитель», Волгоград 2010г.
1 Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется ____________).
Материал, изготовляемый из равномерно обожжённых тонких веток, называется____________
___________- это материал для письма и рисования, изготовляемый из древесной и тряпичной массы.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту цвета. (Гуашь, темпера, акварель)
Маркировка на карандашах (ТМ, Т, 2М и т.д.) обозначает. ( Степень оттенка цвета, код производителя, степень твёрдости или мягкости).
К основным цветам относятся:
а) красный, синий, зелёный;
б) жёлтый, зелёный, красный;
в) красный, жёлтый, синий.
4. К тёплым цветам относятся:
а) голубовато-зелёный, голубой;
б) красный, жёлтый;
в) сине-зелёный, синий.
5. Цвета, в цветовом круге , которые находятся напротив друг друга и дающие при смешивании ахроматический цвет, называются:
а) нейтральными;
б) оптическими;
в) дополнительными.
2 Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
Акварель - это …..
Холст – это
Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на какую-либо поверхность называется …
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Холст изготавливают из (целлюлозы, шерстяных волокон, льняного волокна).
Из пластичного природного материала, имеющего разную окраску, скульпторы лепят скульптуры малых форм или делают эскизы для больших скульптур. ( Пластилин, глина, базальт).
Фиолетовую краску можно получить, смешав:
а) синюю и красную;
б) красную и зелёную;
в) синюю и зелёную.
4. Суть ахроматического контраста заключается в том, что:
а) светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё светлее;