Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для 6 класса»
Тема урока:Портрет матери.6 класс.
Цели: Создать условия для освоения умений в создании женского портрета, используя навыки и знания о пропорциях человеческого лица.
Задачи: Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи, того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир персонажа.
Обучающие: Совершенствовать навыки и умение в изображении человека, развивать навыки рисования по представлению.
Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; Воспитывать уважение к женщине, матери.
Организационный момент.
Мама… Мамочка…
Бесконечна твоя доброта, И забота не знает усталости, Материнской души красота.
Неподвластна невзгодам и старости, Пусть идут чередою года, И ложатся морщинки упрямо…
Воспевать имя матери Будем всегда.
Учитель: В искусстве есть великие и вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание. Сегодня тема нашего урока – «Материнство». От века к веку эта тема волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. На данном уроке мы будем рисовать портрет мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Главное в портрете мамы – не внешние сходства, главное – передать свои чувства к ней.
Эпиграфом нашего урока я взяла слова французского писателя Оноре де Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».
- Как вы объясните эти слова?
- Что значит «бездна»?
Ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама».
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа. Это – искра первого сознанья, Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет, В нём сокрыто жизни существо, В нём исток всего, Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: Мама.
Учитель: Ребята, когда вы встали при произношении слова «мама», вы ещё раз доказали своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.
Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».
«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.
Прочитайте пословицы о матери и объясните их значение:
Сердце матери лучше солнца греет.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Материнская ласка конца не знает.
Ответы учащихся.
Учитель: Материнская любовь оберегает нас всегда. Когда вы ещё не появились на свет, вы чувствовали тепло своей матери нежность, доброту вы получали с её молоком. Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.
Демонстрируются слайды с картинами Пикассо «Мать и дитя», Сидоркина «Колыбельная», Неменского «Тишина».
Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани, В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой, Солнце скрылось за водой, Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать?! Али звёзды ты считал?
Али волны ты гонял?»
«Не гонял я волн морских, Звёзд не трогал золотых, Я дитя оберегал, Колыбельную качал!»
Учитель: В разные времена в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные образы своего времени.
Для многих народов образ матери идеализирован в иконе «Владимирская богоматерь» и не менее знаменит образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником – Рафаэлем.
Всмотритесь в эти образы и поделитесь своими впечатлениями.
Демонстрируются слайды с иконой «Владимирская богоматерь» и картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Ответы учащихся.
Учитель: Икона – это один из древних образов. Образ матери одухотворён нежностью. Её лицо прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое.
Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.
Каждая мать несёт свой бесценный груз – своего ребёнка к людям, к радости и трудностям жизни. Сколько скорби и сострадания выпадает на материнское сердце.
И как уберечь, сохранить своё дитя в трудное военное время?
Посмотрите репродукции картин С.Савицкого «Партизанская мадонна» и Петрова-Водкина «Петроградская мадонна».
Внимая ужасам войны, Святые искренние слёзы… Слёзы бедных матерей оставляют глубокий отпечаток на лице матери.
Учитель: Женщина – мать даёт жизнь. Она и защищает. Это большая сила. Ни война, ни смерть – ничто не победит её.
Сегодня на уроке мы создадим образ своей мамы.
Задумайтесь и представьте лицо своей мамы. Загляните в её глаза в своём воображении, попытайтесь передать её и свои чувства.
Физминутка.
Я своими нежными руками вышиваю рушничок для мамы.
В синей нитке птицы пролетают, в красной нитке – маки расцветают.
Учитель: Нарисуйте маму в её любимом платье, подумайте, на каком фоне вы её изобразите. Главное – не внешнее сходство, главное – передача своих и её чувств.
Начните работу с построения, уже освоенной схемы, схематическое построение, в последующим позволяет учащемуся сосредоточится над образом, замыслом.
Учитель. Я предлагаем вам сделать портрет человека, которого вы знаете лучше всех на свете, – портрет вашей мамы!
- Сначала подумаем о том, каким он будет, что вы расскажете о ней. Можно изобразить маму праздничной, нарядной, с красивой прической, со счастливой улыбкой и цветами. Или нарисовать её заботливой хозяйкой. В вашей работе мама может отдыхать с книжкой, вязаньем или кошкой. Возможно вам захочется нарисовать маму на работе, и тогда на портрете она будет врачом, продавцом, инженером. Здесь вам понадобится изобразить вещи, которые помогут зрителю понять, чем именно занимается ваша мама, то есть АТРИБУТЫ! Маме-художнику нужны кисти и краски, инженеру – чертежи, рабочей – инструменты и так далее и тому подобное, в зависимости от профессии. Подумайте об этом сами.
- Вы решили, какой будет мама на портрете? Теперь поразмышляем о том, как его нарисовать.
Портреты бывают подгрудные, по пояс, поколенные и во весь рост человека. На портрете герой может быть изображен стоящим, сидящим или занятым каким-нибудь делом.
Очень большое значение в портрете играет ФОН. Он служит художнику для того, чтобы выделить главное в своей работе. Фоном для портрета может служить какой-нибудь цвет, но он не должен совпадать с цветом лица или одежды, – иначе они сольются, и человек на портрете будет незаметен.
Фон может дополнить рассказ о вашей маме и показать где, в каком месте она изображена: в комнате, на кухне, на работе, на улице или на природе. Он поможет показать настроение мамы: яркий, разноцветный фон передаст зрителю её радость, а серый, тёмный – грусть
- Какие правила написания портрета? (Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, чуть выше середины будет проходить линия глаз. Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа.
Учащиеся приступают к построению пропорций портрета уже по освоиным навыкам. Схема учителем выполняется на доске по этапно с учащимися, что позволяет отрабатывать эти действия до автоматизма, компенсируя возникшие пробелы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполняемой работы.
Самостоятельная работа учащихся по созданию образа мамы. После завершения работы устраивается выставка работ. Работы вывешиваются на доску для просмотра. Урок заканчивается
Ученица читает стихотворение С. Острового «Песня о женщине».
Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
От любой напасти заклиная, (Ей-то уж добра не занимать!) Нет, не богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках, Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Всё на свете метится следами, Сколько б ты ни вышагал путей, Яблоня – украшена плодами, Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин –