Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Жостовские подносы. Истоки и развитие промысла"»
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Учитель ИЗО Черемных Лариса Витальевна
Тема урока: Жостовские подносы. Истоки и современное развитие промысла.
цель урока: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
Организационный этап.
Этап мотивации и актуализации знаний
-Всю четверть мы говорим о народных художественных промыслах. Вспомним, с какими промыслами уже познакомились.
3. Выявление места и причины затруднения.
-Скажите, что за предмет у меня в руках? (поднос)
В Подмосковье есть ещё один центр народного промысла – село Жостово, где изготавливали эти подносы. Догадались, как они называются?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. -Как же будет звучать тема урока? (жостовские подносы).
-Какова цель сегодняшнего урока?
-Что мы можем узнать о жостовских подносах? -А какие задачи мы можем решить? Познакомиться с историей развития и особенностями росписи ещё одного народного художественного промысла России – Жостовского. 5. Открытие учащимися новых знаний.
Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос
Внимательно вслушайтесь в строки стихотворения
Вот жостовский чёрный изящный поднос С букетом из лилий, пионов и роз. В нём бликами летнее солнце играет, Каймой золотистой по краю сверкает. Чтоб круглым и гладким поднос получился, Сначала жестянщик усердно трудился. Он долго шпаклёвкой его грунтовал – И лаком поверхность не раз заливал. Чтоб роспись художник нанёс по металлу, Фон чёрным на нём должен быть или алым. Букеты цветов из сада и луга Кисть живописца выводит по кругу. Вальсирует ловко и быстро кружится, Мазками упругими краска ложится. Смотри: разлетелись по чёрному лаку Пионы, ромашки, розаны и маки. Когда за окном снегопад и мороз, Живыми цветами усыпан поднос. Посмотришь с улыбкой на дивный букет И, кажется, лето нам шлёт свой привет.
-Вы послушали стихотворение "Подарок из Жостова", а сейчас проверим насколько вы были внимательны: - Из какого материала изготавливают подносы? – металл; - Каковы основные мотивы росписи? - преимущественно цветочные мотивы;
- Какого цвета фон подносов?
Жостовский поднос знают почти во всём мире. В Подмосковье, в селе Жостово, около 200 лет назад возник народный художественный промысел – изготовление металлических подносов, расписанных масляными красками по чёрному или цветному фону. Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Самое главное для мастера этих изделий - создать совершенный рисунок, одинаково красивый с разных точек зрения: и когда на столе, и когда на стене, и в руках хозяйки. Роспись подносов привлекает своей пышной декоративностью, красивыми, нарядными цветовыми сочетаниями, особой сочностью, звучностью красок, отточенным тонким рисунком цветов. Неисчерпаемая творческая фантазия народных мастеров, разнообразие живописных манер делает каждый поднос неповторимым.
Классический стиль этого искусства предполагает несколько цветочных композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли: - "букет собранный" -«венец» -«букет в круге» «букет из угла»
6.Проверка и закрепление нового материала.
- Какой может быть форма подноса? - Прямоугольная, круглая, овальная, фигурная.
- Какие цвета фона выбирают жостовские мастера? - не только чёрный и алый, с развитием промысла появились и другие цвета: синий, бежевый, коричневый, ярко – зелёный, белый Мы будем составлять цветочную композицию. Букет, украшающий поднос, вписан в форму предмета. Посмотрите, какие основные приемы использовали мастера при росписи подносов. (Показ приемов на доске)
8.Творческая практическая деятельность.
Перед вами формы подносов из цветного картона, разной формы. Придумайте цветочную композицию и нанесите ее на поднос. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок.Подведение итогов. - Смогли ли мы реализовать цели нашего урока? - В чём особенности жостовской росписи? - Почему много лет живёт и не угасает это искусство? - Где вы в дальнейшем можете использовать полученные знания?