Просмотр содержимого документа
«Царица музыки мелодия и лад»
«Мелодия и лад»
Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
.
Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня: Шаинский «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг друга? – Мелодия. А что такое мелодия? – Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд.
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке.
Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.
Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.
Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный.
Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно весело. Правильно. А как вы определили? Потому что музыка звучала. То печально, то радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.
Презентация грустно весело
-Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? (мажор, минор)
-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?
-Какой оттенок придает музыке минорный лад?
-Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах ,я употребила слово «оттенок»?
В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»?
- В изобразительном искусстве
- Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?
-А почему?
- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил музыкальное произведение, которое назвал «сентябрь».
Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер и в каком ладу она написана.
-А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.
-Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?
П.И.Чайковский сочинил такое произведение. Сейчас мы его послушаем и определим характер и лад, в котором оно написано.
Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»
Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.
(учащиеся высказывают свои мысли)
-Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора? (от настроения)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.
Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками.