kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Танцевальный фольклор и его педагогическое значение на занятиях хореографией

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены вопросы формирования
личности в контексте искусства хореографии. В исследовании дана оценка
воздействия занятий фольклорным танцем на личность участников
хореографических коллективов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Танцевальный фольклор и его педагогическое значение на занятиях хореографией»


Танцевальный фольклор и его педагогическое значение на занятиях хореографией


Мязитова Виктория Маратовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы формирования личности в контексте искусства хореографии. В исследовании дана оценка воздействия занятий фольклорным танцем на личность участников хореографических коллективов.

Ключевые слова: Танцевальный фольклор, Хореография



Features of formation of emotional culture of children of primary school age

Myazitova Viktoriia Maratovna

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia e-mail:



Abstract: In this article, the issues of personality formation in the context of the art of choreography are considered. The study gives an assessment of the impact of folklore dance classes on the personality of the participants of the choreographic collectives.

Keywords: Dance folklore, Choreography


Фольклор - старейший слой культуры народного творчества. Он воплощает высшую духовную силу народа, отражает элементы национального художественного сознания.

Первоначально термин «фольклор» использовался для обозначения как предмета исследования, так и соответствующей науки. Позже во многих странах термин «фольклор» стал применяться к науке. Постепенно понятие «фольклор» стало охватывать всю духовную, а иногда и материальную культуру масс.

А.С.Каргин определит фольклор как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее актера, отражающего, с одной стороны, самые большие события в жизни людей и государства, с другой - определенные циклы человеческой жизни, сезоны, трудовые занятия. В то же время фольклор является самостоятельной формой духовной практики, развивающейся в соответствии с ее законами и имеющей собственные возможности и средства влияния на историю человека, его мысли и действия [4. с.182].

В работах В.Е.Гусева фольклор определяется как культура народного творчества, сочетающая в себе все разнообразие форм народного творчества - устные поэтические, музыкально-инструментальные и песенные искусства, а также танцы, ритуалы, театральные представления, прикладное изобразительное искусство [2. с 409.].

На рубеже XIX-XX веков, когда фольклористика была уже достаточно развита, исследователи начали понимать, что существует целый слой особой культуры - детской. Частично дети выглядели как «люди», под которыми первые фольклористы понимали исключительно неграмотное крестьянство. М.Алексеевский, специалист по изучению современного фольклора, пишет: «Исследователи поняли, что в каком-то смысле дети похожи на тех наивных неграмотных крестьян, которых любили фольклористы XIX века. У них тоже есть своя мифология, они тоже неграмотные, то есть их культура не письменная, а преимущественно устная. У них есть свои верования, свои фольклорные тексты, которые бывают только в их среде и представляют ценность только там. У них есть свой ритуальный фольклор: от календарных закличек («Дождик, дождик, перестань») до «мирилок» («Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись»). Обнаружив буквально у себя под носом огромную «страну детей», фольклор которой можно изучать, исследователи с воодушевлением начали исследования в этой области, добившись наиболее значительных результатов в 1920-е гг.» [1].

Таким образом, в начале XX века термин «танцевальный фольклор» был введен в научное использование и стал предметом изучения. Наиболее значимые и полные исследования детского танцевального фольклора приходят в 1920-е годы (О.И.Капица, Г.С.Виноградов).

Танцевальный фольклор - как и любой другой народный вид искусства, не имеет конкретного автора, т. к. основано на творчестве самих людей и рождается в процессе коллективного творчества. Сегодня мы можем познакомиться с танцевальным фольклором только в условиях любительского фольклора и хореографического ансамбля. Фольклорный и хореографический ансамбль - это коллектив, который сохраняет традиции танцевальной культуры, уделяя внимание исследованию и обработке региональных особенностей хореографического фольклора, деятельность которого направлена на возрождение народных традиций, благодаря использованию народных хореографических элементов в танцах [6. с.8]

Обратимся к русскому народному танцу, как наиболее изученному и наиболее полно представленному в печатных изданиях.

Суть фольклорного танца можно понять по его происхождению. Истоки русской народной хореографии восходят к древним временам и происходят из древних ритуальных действий, посвященных языческим богам. Они четко отражают отношение человека к природе и чувства человека как части природы, то есть его гармонию внутри себя и гармонию с окружающим миром. Это гармония и порядок, лежащие в основе русского танца.

Хоровод - самая древняя форма народной хореографии, которая имеет круговую структуру. Прогрессивное, степенное, спокойное движение отражает зеркальную поверхность внутреннего мира танцовщицы. Равномерный шаг без резких изменений скорости движения создает особый образ хороводного танца. Музыкальное сопровождение для него - пение, исполнители которого ведут хороводный танец. В древности это были гимны, но постепенно тексты хоровых песен стала лирической.

Пляска - еще одна форма народной хореографии. Она передает ощущения и ритуальные действия, связанные с жизнью самого человека (свадебный цикл, военные традиции, охотничьи и похоронные обряды). Танец данного вида несет другой ритм, другой импульс. Если хороводный танец - шаг за шагом и вперед, то пляска - это деятельность, энергетический релиз, неограниченная эмоциональность человека. Это совершенно другое внутреннее проявление эмоционального состояния. Пляска более моторная, более подвижная, имеет неравномерный ритм. В смысле движения она разнообразна: есть приседания и хлопки. Само слово «пляска» - от слова брызг - хлопать в ладоши.

Между тем, в татарском фольклоре, со времени язычества, песня и танец были тесно связаны, часто дополняя друг друга, обогащая палитру выразительных средств народного искусства. Один из исследователей написал: «изгнание нечистых духов (окропление каждого дома и места Сабантуя), поклонение разгорающемуся весеннему солнцу - источнику всех земных благ, поклонение животным и жертвенные акты, магические песни, игрища и хороводы, - все это призвано было оказать благотворное воздействие на природу, будущий урожай» [5. с. 15].

Изучение и освоение хореографических фольклорных образцов уделялось незаслуженно мало внимания в течение длительного времени. Это было связано с тем, что взгляд на народное искусство сильно исказился. Как писала в своей статье «Фольклорное молодежное движение» этномузыковед Н.И.Жуланова - «низкий «рейтинг» всего «деревенского», инспирированный многолетней антикрестьянской политикой партии пролетариата, еще больше понижался из-за распространения официального, жизнерадостно-лакированного, удобного тоталитарному государству, а, в общем-то, упрощенного и фальсифицированного образа деревенского искусства» [3].

С 60-х годов начинается молодежное фольклорное движение по всей стране.

В результате расширился жанровый диапазон записей экспедиций, принесенных фольклористами и взрослыми членами ансамбля, были подготовлены новые коллекции фольклора на основе местных, недавно собранных материалов.

Во-вторых, возник вопрос: каковы способы привлечения городской молодежи в незнакомый мир традиционной крестьянской культуры. Необходимо было разработать специальные методы, которые синтезируют прогрессивные достижения современной педагогики. Старый, полузабытый опыт деревни и навыки обучения, найденные в молодежных фольклорных ансамблях и разработанные, адаптированные для проведения групповых ансамблей. Наконец, как создать (или воссоздать) благоприятную среду для естественного функционирования фольклорных произведений и легкого принятия их учениками. Начались практические поиски оптимальных форм фольклорного ансамбля, который сначала опирался на форму фольклорного ансамбля, испытанного в молодежном движении. Все эти проблемы решались одновременно научно-теоретическими и практико-педагогическими методами.

А.В.Самойлова, руководитель фольклорного ансамбля «Красная горка» (г. Казань) пишет, как важно заботиться о выборе методов обучения, «…способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. В педагогической теории и практике к таким методам относят: метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков эстетической культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире» [6. с.20]. При этом синкретизм фольклора выступает основной формой занятий. Переключение внимания воспитанников с одного вида деятельности на другой, позволяет сделать занятия более продуктивными.

Впоследствии появляются новые тенденции: преподавание фольклора становится сложным, оно связано с системой образования, переходит в школы, гимназии. Имеются проекты специализированных «школ народной культуры», которые находят успешное воплощение в Вологде, Екатеринбурге, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах. К середине 90-х годов педагогическое направление, ориентированное на традиционную культуру, превратилось в совершенно независимую область социокультурной деятельности, с собственным кругом контактов и ее проблемами, публикациями, конференциями и семинарами. Не забывайте, что он родился в лоне молодежного фольклорного движения. Ученики имели прямой, живой пример старших братьев и сестер, родителей и учителей, с энтузиазмом пения в фольклорных ансамблях [3].

Итак, мы видим, что до определенного времени танцевальный фольклор выпал из поля зрения исследователей, и только в начале двадцатого века нашел свое имя и стал предметом изучения. Методы этнопедагогики, основанные на фольклоре, стали внедряться в школы искусств, центры творчества. В стране сложилась многоступенчатая система овладения традиционной культурой.

Однако, для достижения эффективных результатов в работе хореограф должен грамотно строить процесс обучения и воспитания, правильно использовать методы и приемы, разработанные в области педагогики, в том числе и - народной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеевский, М. Детский фольклор. URL: https://postnauka.ru/faq/6001 (дата обращения: 23.04.2017)

  2. Гусев, В.Е. Фольклор: История термина и его современные значения /В.Е.Гусев. - СЭ, 1966. №2. - С.232–236.

  3. Жуланова, Н.И.«Молодежное фольклорное движение». URL: http://www.derbenevka.com/archive/articles/2276/ (дата обращения: 20.04.2017)

  4. Каргин, А.С. Народная художественная культура: Курс лекций / А.С.Каргин. - М.: Высшая школа, 1997. – с.182

  5. Мухаметзянов, Р. Фольклор башкирских татар / Р. Мухаметзянов. - Татарстан. - 1992., с. 15

  6. Организация работы самодеятельных фольклорных коллективов: методические рекомендации для работников социокультурной сферы / сост. Т.С. Чекмарева, А.Ф. Мингадеева. - Казань, 2013. – 37 с.8







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Танцевальный фольклор и его педагогическое значение на занятиях хореографией

Автор: Мязитова Виктория Маратовна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА  В ПРОЦЕССЕ  ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(59) "iskusstvokazakhskogonarodnogotantsavprotsiessieobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "315527"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459914159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства