Просмотр содержимого документа
«Танцевальный фольклор на современной сцене»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие»
г. Балашова Саратовской области»
«Танцевальный фольклор на современной сцене»
публикация
Автор: Степанова Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования
Балашов 2019
Танцевальный фольклор на современной сцене.
Ярким проявлением художественного творчества русского народа является его музыкально-хореографическая культура. Чрезвычайно многообразная, она включает в себя хороводы, пляски, танцы.
Для народного творчества важным фактором является массовое участие самого народа в творчестве. Связующим фактором между исполнителями и зрителем является танец, танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения. Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
Культурно - этнический образ России характеризуется огромным разнообразием, обусловленный огромной территорией, природными, географическими различиями и др.
На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.
Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям. Получается, не танец, а поединок - но не бой, а искусство!
Специфика танцевального фольклора в том, что является пластическим образной формой, отражение и освоение действительности. Главное выразительное чувство – жест, поза, движение. Фольклорный танец – это памятник культуры, который нужно сохранять, т.е. собирать, изучать и пропагандировать, перенося на сцену.
Внутри одного села, края, города танец имеет свои особенности, сохраняя при этом общенациональные черты,
Танец - это особый вид народного искусства. В России огромное разнообразие народной хореографии. Русская народная хореографическая культура одного региона имеет свои характерные особенности.
Сценическая обработка фольклора
Фольклорный танец в том виде, в котором он существует в народе на сцену выносить нельзя, он требует обработки по многочисленным причинам:
В народе танцевальное действие несёт импровизационный характер, необходимость многократного исполнения на сцене требует организации исполнителей, закрепление на сцене постоянной композицией.
Танец в народе исполняется обычно в кругу, для себя и не рассчитан на зрителей. Перенося на сцену нужно перестроить композицию раскрыть рисунки, но не злоупотреблять, не ломать традиционного построения.
Следует совершенствовать, но не искажать, а сохранять основу фольклорного танца (кадриль, перепляс, пляска) сохранять особенности.
В фольклорном танце не выражена соразмерность частей во времени, отсюда сильные длинноты в исполнении отдельных фигур, движения многократно повторяются, что не может иметь место в сценическом варианте. Требуется сокращение его продолжительности, введение в определённые временные рамки всех его частей и композиции в целом. Балетмейстер должен постараться вместить в короткое сценическое время всё лучшее и типичное для первоисточника.
При сценической обработке балетмейстер должен учитывать построение танца по законам драматургии.
Фольклорные варианты имеют много примитивных движений, которые часто повторяются, поэтому их нужно усложнить, сделать более выразительными и разнообразными. Но усложняя лексику нужно сохранять её особенности не искать манеры и характера исполнения, не вносить чуждых элементов.
В народном варианте нет единства в исполнении, в таком виде танец не будет иметь успеха у зрителей, поэтому требуется обработка .
Балетмейстер вправе обогатить фольклорный образец привнесением определённого сюжета. Важно чтобы он был основан на обрядах или обычаях народа, либо раскрыв народные образы.
Музыкальный материал, на котором строится фольклорный танец, как правило, содержит лишь основную мелодию, лишённую развития. Необходимо сделать музыкальную обработку, инструментовку, но сохранить характер, стиль, типичную форму первоисточника.
Костюм варьируется в пределах допустимого, оставить основные линии кроя, туже цветовую гамму, но приспособить к движению. Сочетание цветов для сцены можно сделать ярче, какие-то детали укрупнить.
Уловить в первоисточнике и отразив в произведении эмоциональность и образный строй народного фольклорного танца.
У балетмейстера есть право на :
Художественную обработку, трансформацию, видоизменения с учётом своего видения, замысла и закона сцены.
Стилизацию.
а) создания по мотивам фольклора, качественного отличной формы от первичной.
б) синтез народной лексики с другими пластическими элементами, классический танец, свободная пластика, спортивные движения, элементы бального танца, танца модерн.
в) театрализованный синтез форм фольклора и эстрады.
В стилизации, то есть в отходе от подлинного это и есть положительные элементы. Способ стилизации уводит сценическую постановку от первоисточника, зато приближает её к современному зрителю, позволяет учесть его изменяющиеся вкусы требования мироощущения. Современные звучания танца важная задача. Если это не учитывается, то произведения могут выглядеть наивными и упрощёнными. Поэтому и нужна трансформация фольклора.
Вплетение элементов комического (в народном танце наблюдались, а были танцы игровые).
Ограниченный диапазон эмоции или весёлость или лирика, а в подлинно-народной пляске выражается множество эмоций и их оттенков (кокетство, робость, застенчивость и т.д.).
Преобладает 2 вида плясок:
- шуточный;
- молодёжный.
6. Очень популярны фронтальные композиции, а пляски присуще и бойкая стихия, и картинная статика, и многоголосная импровизация.
Сочинению номера на фольклорной основе должно предшествовать:
Читаются книги о данном крае, народе (обычаи, традиции и т.д.);
Слушается народная и профессиональная музыка.
Изучаются картины художников, запечатлевают быт и отражение данного народа.
Изучается устное народное творчество (сказки, песни).
Некоторые элементы хореографии имеют одну основу, но различны из-за географических, социально - культурных, политических особенностей того или иного региона. Сохранение и трансляция самобытного народного наследия, которое осталось нам от наших предков, может быть осуществлено лишь посредством обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего- фольклора.