Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии – современный урок»
Мастер – класс
«Современные образовательные технологии – современный урок»
педагога-наставника
Маркеевой Александры Николаевны
Цель: сформировать навыки применениясовременных образовательных технологий на музыкальных занятиях, предметах искусства.
Задачи:
систематизировать теоретические знания о современных образовательных технологиях;
проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей;
обменяться имеющимся опытом работы, показать фрагмент занятия с использованием современных образовательных технологий;
создать условия для активного взаимодействия с участниками мастер - класса.
Целевая группа: молодые и малоопытные педагоги.
Продолжительность: 20 минут.
Вид: практико-ориентированный.
Краткое описание ожидаемого результата
Работа участников мастер - класса будет способствовать:
• систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для учащихся на занятиях;
• получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их обучения и воспитания;
• овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности, нахождению путей по ее совершенствованию.
Оборудование:
компьютер, медиа-проектор, медиа-экран;
презентация «Современные образовательные технологии - современный урок»;
музыкальные инструменты – ложки, фонограмма.
Ход мастер - класса
Организационный момент
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Прошу внимания,
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Меня зовут Александра Николаевна, я педагог дополнительного образования, руководитель вокального творческого объединения «Гармония» и ансамбля ложкарей «Русская мозаика» Центра дополнительного образования «Созвездие».
Мы сейчас много говорим о том, что каждый урок, каждое занятие должны отвечать современным требованиям.
А какой урок имеет право называться современным?
Существует три постулата, лежащие в основе современного урока: 1. Урок это поиск истины в совместной деятельности воспитанников и педагога. 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
То есть современный урок или занятие - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
Тема моего мастер – класса «Современные образовательные технологии – современный урок»
Для себя я определяю современное занятие так: каждое занятие должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся – одним словом, то, что останется в их памяти надолго. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Современные педагогические технологии предоставляют широкие возможности для овладения приемами работы с информацией. Педагогическая технология - это область исследования теории и практики, последовательность определенных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.
Одна из главных задач нас, как педагогов - повышение педагогического мастерства путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Занятия музыкой – это занятия творчеством, и на таком занятии может быть применима не одна технология. Применение нескольких технологий помогает сделать занятие занимательнее, расширить кругозор учащихся, горизонты исполнительской деятельности, развить музыкальные способности детей, сформировать навыки активного восприятия музыки, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей.
В своей педагогической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:
1Технологию развития ассоциативно – образного мышления.
2.Технологию проблемного обучения.
3. Здоровьесберегающую технологию.
4. Проектной деятельности.
5. Развития критического мышления.
6. Информационно - коммуникативные технологии.
7. Игровые технологии.
8. Технологию обучения в сотрудничестве.
9. Технологию продуктивно-творческой деятельности.
И остановиться подробно я хочу сейчас на технологии продуктивно-творческой деятельности.
Данная технология строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
принципе увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
принципе культуросообразности;
принципе природосообразности (от игры к творчеству);
принципе единства воспитания и образования,
принципе преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
комплексном подходе к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
одновременной работе всех анализаторов (зрения, слуха, осязания).
В основе данной технологии лежат коммуникативность и сотрудничество. Важными аспектами здесь являются креативность, обмен знаниями и идеями, обсуждение сложившихся ситуаций. Основная идея – это учиться вместе, а не выполнять что-то вместе, чтобы каждый участник команды получил необходимые знания, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Продуктивные технологии – это постоянное обучение через диалог и общение, а результат – переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся.
В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основной принцип подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе «от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.
Итак, формула продуктивности занятий с применением продуктивно-творческой деятельности – это:
1) Занятие, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2) Занятие, содержащее разные виды деятельности.
3) Занятие, на котором комфортно.
4) Занятие, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ребенка.
5) Занятие, которое воспитывает думающего учащегося.
6) Занятие, которое предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Попробуем эти принципы применить на практике.
И займемся мы сегодня…, а впрочем, догадайтесь сами:
«Сначала ими щи хлебают, потом на них играют?» Что это?
Или другая загадка: «Они расписные по свету славятся, играть начнешь, и всем нравится?». Отгадали?
Ну конечно – ложки.
И сегодня я расскажу об этом интересном музыкальном инструменте и покажу, как играть на нем.
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее называться народными музыкальными инструментами. Кто и когда впервые додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек.
Знаете ли вы, кто были первые исполнители на ложках?
Ответ: скоморохи.
Правильно, это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали и развлекали простых людей. В сведениях, сохранившихся до наших дней, говорится, что первые ложки, на которых играли, были с бубенцами или колокольчиками. К 18 веку ложки уже широко употреблялись в народной музыке. Игрой на ложках сопровождались песни и пляски. Сойдя со стола и оказавшихся в руках мастеровых людей, они приобрели новую значимость, хлестко отстукивая зажигательные ритмы, сверкая радужной росписью в замысловатых движениях рук исполнителей. Специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт – различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте.
Как вы считаете, какую роль в современном мире занимает такой вид искусства, как игра на ложках? Можно ли считать этот вид искусства современным или забытым?
Ответ: Это практически забытый вид искусства.
И я думаю, что каждый из вас со мной согласится, что этот вид искусства незаслуженно забыт. Давайте подумаем, какие варианты решения этой проблемы можно найти?
Ответ: Нужно создавать как можно больше ансамблей ложкарей.
И сегодня мы попробуем научиться играть на ложках и создадим свой ансамбль ложкарей.
Обычноᡃ в игре одного исполнителяᡃ используют две, три илиᡃ четыре ложки среднего размера.ᡃ Освоение игрыᡃ на ложках требует определенногоᡃ труда и терпения.
А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ очень интересный и разнообразный по игровым приемам.
Исполнитель держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцами, второй между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями. Играют при такой постановке сидя. Удары парой ложек в этом способе игры часто называют хлопками, так как ложки во время удара касаются о левую ладонь или другую точку корпуса своей открытой стороной - емкостью, совершая как бы хлопок. Давайте послушаем, как они звучат.
В этом способе удары или хлопки совершаются парой ложек о плечи, колени и ступни ног, по ладони, о локоть и т.д.
Ну, а теперь давайте поиграем. Я буду играть, а вы движения повторяйте за мной. Сядьте ровно, выпрямите спину, голову держим прямо. Играем - колено, другое колено, ладонь, а теперь по два удара (игра четвертными длительностями, затем восьмыми).
Получилось? А теперь давайте поиграем переменные удары. Поднимем левую руку горизонтально полу, левая рука у нас больше не двигается. А правая рука скачет вниз – вверх, вниз – вверх, попеременно совершая удары.
Ну, а быстрое чередование ударов называется тремоло, давайте попробуем сыграть тремоло. Тремоло можно играть по коленям, по плечу и даже по локтю.
Кроме ударов, существует еще такой прием игры, как дробь - скользящее чередование ударов от руки к правой ноге. Давайте попробуем сделать скользящее движение ложками от ладони левой руки и по двум коленям, затем делаем большой круг и опять движение от руки и по двум коленям – раз, два…
Конечно, с непривычки пальцы правой руки могут болеть, но если систематически тренироваться в игре на ложках, то неприятные ощущения обязательно пройдут.
Чтобы наша игра выглядела выигрышнее и интереснее, я предлагаю сейчас разучить и исполнить пьесу «Как у наших у ворот», движения повторяйте за мной.
Разбор и исполнение пьесы «Как у наших у ворот».
Надеюсь, что я заинтересовала вас таким замечательным инструментом, как ложки.
Рефлексия.
Итак, мой мастер-класс подошел к концу.
Уважаемые участники! Предлагаю вам оценить совместную работу на мастер-классе. Рефлексия «Мишень».
Использование новых образовательных технологий и ассоциативных связей между различными видами искусств, придают музыкальным занятиям оживлённый характер, способствуют созданию определённого ритма и настроения. Ибо, «чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность, его воображение» (Л. Выготский)
Наука вручила нам много новых образовательных технологий, а какие выбрать из них – наша задача.