kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Социокультурное развитие детей школьного возраста в условиях театрального коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье расмматриваются возможности  тетарльного исусства ка инструментария для формирования и становления социокультурной компетентности индвивдуума.

Просмотр содержимого документа
«"Социокультурное развитие детей школьного возраста в условиях театрального коллектива"»

Социокультурное развитие детей школьного возраста

в условиях театрального коллектива

Театральное искусство, как и искусство в целом, является ведущим фактором, влияющим на формирование и становление социокультурной компетентности индивидуума, и, в особенности, его эстетического воспитания. Именно оно создаёт прочный фундамент для духовно-нравственного роста личности, формируя внутренний мир человека, а также способствует социальной адаптации, что особенно актуально для творческой деятельности в условиях театрального коллектива, где участники посредством актёрского перевоплощения работают над качественным и результативным взаимодействием со сверстниками и внешним миром. И здесь целесообразно подчеркнуть значение потребности детей школьного возраста в приобретении опыта в социальной сфере, ведь именно в этот жизненный период ребёнок нуждается в наличии равных себе по возрасту товарищей, которые бы разделили его мысли и взгляды на мир. Это и обуславливает желание ребёнка получить признание в кругу ровесников, иметь определённый жизненный статус, что, как правило, происходит именно в творческой работе.

В этом плане театральный коллектив является идеальной средой для самореализации личности, воплощения творческих идей, в отличие от большинства современных образовательных и специализированных учебных организаций, где, как показывает практика, имеются минимальные и неудовлетворительные условия для полноценного раскрытия творческого потенциала. В контексте избранной проблематики, несомненно, стоит упомянуть и специфику самого процесса обучения и воспитания подрастающего поколения – вместо должного разностороннего развития детей школьная жизнедеятельность сводится к банальному и ограниченному усвоению конкретных знаний по соответствующим дисциплинам, а особенно, начиная с 6 года обучения.



Так, большинство преподавателей-практиков общеобразовательных школ не имеют полноценного представления о превалирующей роли театрального искусства в плане становления ребёнка как полноценной целостной личности. То же касается и родительской аудитории, где в соответствии с приведёнными в работе статистическими данными различных опросов, 58 % крайне редко совершают совместные с детьми походы на культурные мероприятия, 26 % считают занятия искусством лишней нагрузкой, а 17 % опровергают положительное влияние театральной деятельности на школьную успеваемость. Подобная атмосфера сужает у школьников рамки восприятия не только окружающего мира, но и самого себя, ведь в этом возрасте дети довольно часто страдают от заниженной самооценки, неуверенности в своих силах и пр. Поэтому, ввиду оговоренного выше вопроса, театральная деятельность, бесспорно, является необходимым условием для коммуникативного взаимодействия ровесников-единомышленников, направленного на публичные индивидуальные и коллективные достижения, качественную мотивацию к стремлению личностного и профессионального роста, и, самое главное, реализации собственных креативных творческих идей.

Таким образом, первостепенное значение в процессе социокультурного развития детей школьного возраста принадлежит внешкольным образовательным заведениям, а в частности, театральным коллективам, работа которых основана на актёрском перевоплощении, воссоздающем поведение в той или иной ситуации – всё это положительно влияет на приобретение опыта в социокультурной сфере. Невозможно не упомянуть о главных средствах выразительности театрала – мимике и жестах, которые в совокупности с повседневными коммуникативными средствами также имеют своё влияние на развитие личности. А в плане самовыражения и самореализации ведущая роль принадлежит собственному восприятию авторского замысла того или иного произведения с последующим его воспроизведением, а также непосредственное участие в процессе постановки театрального действа.

Говоря о собственном видении ученика того или иного явления в театральном искусстве, важно отметить корректность семантического восприятия, чёткое разделение разноплановых понятий, владение профессиональной терминологией и основами сценического движения. Безусловно, ведущая роль в процессе освоения школьниками знаний, умений и навыков принадлежит высококвалифицированному руководителю-режиссёру, не только знающему методические рекомендации, но и умеющему найти им правильное практическое применение. И здесь важно оговорить не только правильное построение занятия, но и индивидуальный подход к каждому участнику группы, в т. ч. и в плане возрастной психологии – так преподаватель создаст устойчивый базис для дальнейшего раскрытия творческого потенциала индивидуумов.

Чтобы занятия театральным искусством были результативными в плане формирования социокультурной компетентности школьников, важно обеспечить заинтересованность подрастающего поколения в собственной деятельности, что особенно проблематично в подростковой и старшей возрастной категории. Синтетичность, как главная характерная черта театра, облегчает педагогу эту задачу, поскольку через связь с различными видами искусств гораздо проще определить сферу интересов участника и вовлечь его в общий коллективный процесс, тем более, что психология детей подразумевает потребность в совместной групповой деятельности и последующее эстетическое наслаждение результатом собственного вклада в работу.

Немаловажно оговорить правильность применимых педагогом форм работы в театральном коллективе, способствующих социокультурному развитию и воспитанию детей, например, методику усвоения учениками профессиональной терминологии. Качественный процесс театральной деятельности немыслим без параллельного изучения тех или иных понятий, которые при неправильной педагогической подаче могут грозить потерей интереса ребёнка, однако если участник пропустит определение через собственное зрительное и телесное восприятие, то указанная выше проблема исключается сама собой. Весомая роль отводится также воспитанию зрительского и слухового внимания, мысленной концентрации на образе, быстрому эмоциональному переключению, развитию речевого аппарата через ритмику и моторику, формированию художественного мышления с помощью, например, программной классической музыки и пр.

Для успешной продуктивной деятельности выбор литературной программы, как и форм работы, должен обязательно опираться на психологические особенности детей, например, сказка для младших школьников или же драма для подростков и пр. Кроме всего вышеуказанного, руководитель-режиссёр обязан способствовать формированию в личности школьника здорового оценочного компонента собственной и коллективной деятельности, а также умения принимать компетентную профессиональную критику со стороны. В этом плане важно упомянуть и об умении учащимися сравнивать различное актёрское воплощение образа и режиссёрское видение содержания одного и того же литературного произведения с последующим анализом увиденного и определением наиболее уместного варианта. Для этого руководитель обязан пояснить значение правильного толкования авторского замысла, важность изучения исторических особенностей эпохи театрального действа, биографические обстоятельства, в которых создавалось произведение, а также научить ребёнка правильно видеть подтекст. Всё это способствует будущей адаптации подрастающего поколения в социуме, а также росту их культурного уровня.

Отдельного внимания в процессе воспитания личности посредством театра заслуживает формирование умения коллективной работы, и в этом плане педагог должен обратить внимание не только на межличностные отношения участников, но и их взаимодействие с членами семьи. Самый действенный метод сплочения театрального коллектива – это совместный организованный поход на какой-либо спектакль с просветительской целью. Обязательным итоговым моментом является дальнейшее коллективное обсуждение особенностей актёрской игры и режиссёрского видения с детальным анализом и применением профессиональной терминологии, а возможно, и последующим воплощением собственной творческой инициативы – а как бы это показал я? Другой метод сближения сверстников – совместная подготовка какого-либо фрагмента или целого литературного произведения, где есть место для проявления креативности каждого участника. Также действенны поездки на такие мероприятия, как конкурсы, фестивали и мастер-классы, причём в организационных моментах желательно задействовать и родителей. Подобные формы работы решат сразу несколько проблем – сближение участников группы, воспитание зрительской и исполнительской культур, практические применение теоретических знаний и умений, формирование оценочно-критического компонента, удовлетворение потребности в самореализации, воспитание чувства ответственности перед зрителем и коллегами.

Таким образом, все вышеперечисленные моменты воплощаются на практике с помощью определённых социально-психологических механизмов, в числе которых подражание, идентификация, рефлексия, интериоризация, экстериоризация, а также и социально-педагогических, включающих традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный компоненты. Опираясь на многочисленные исследования в этой области представителей отечественной педагогики, таких как C. B. Гиппиус, П. М. Ершова, Б. Е. Захавой, М. О. Кнебеля, В. И. Немировича-Данченко, C. B. Образцового, К. С. Станиславского, М. С. Щепкина, A. M. Эфроса и др., можно констатировать прямую зависимость результативности социокультурного развития детей школьного возраста от занятий искусством, в данном случае – от творческой деятельности театрального коллектива, где руководитель-режиссёр является эталонным примером. Выбор правильного педагогического подхода выступает гарантом успешности проведённой работы, а именно становлению социокультурной компетентности всесторонне развитого школьника, полностью адаптированного к общественной среде, обладающего нужным уровнем самостоятельности, а также умеющего радоваться коллективной победе и достижениям товарищей.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособ. для вузов. – Изд.3-е, испр. и доп. – Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 704 с.

2. Акимов Н. П. Театральное наследие. : В 2-х т. Т.2 О режиссуре. Режиссерские экспликации и заметки / под ред. С. Л. Цимбала, сост. и комм. В. М. Миронова. – Л: Искусство, 1978. – 287 с.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошенко Татьяна Николаевна, Дорошенко Сергей Сергеевич

Дата: 08.02.2021

Номер свидетельства: 572534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Проспект программы курса внеурочной деятельности.Литературно-драматический кружок "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(106) "prospiekt-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-litieraturno-dramatichieskii-kruzhok-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "184242"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426009664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства