Развитие творческих способностей детей с ОВЗ при обучении вокальному искусству
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ при обучении вокальному искусству
Представлен опыт преподавателя хоровых дисциплин по обучению детей с особыми образовательными потребностями в рамках адаптированных общеразвивающих программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ при обучении вокальному искусству»
Т.В. Акимова
МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №3"
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
при обучении вокальному искусству
Хочу предоставить вашему вниманию свой педагогический опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В моем классе занимаются дети с различной нозологией. Две девочки с расстройством аутистического спектра, мальчик с ДЦП, две девочки с тотальной слепотой и девочка с нейросенсорной тугоухостью. Работаю с "особенными" ребятами восемь лет. Начинала свою работу, опираясь, прежде всего на свой жизненный опыт, информацию от родителей, педагогов, занимающихся с ребятами в общеобразовательной школе. В 2023 году я прошла обучение в Москве в центре социальной интеграции Дианы Гурской.
Работа ведется по разработанным адаптированным общеразвивающим программам, рассчитанным на 5 лет обучения. Урок носит комплексный характер, в нем интегрируются предметы: слушание музыки, элементы сольфеджио, вокальная работа, ритмические упражнения. Каждый из ребят имеет свои психофизические возможности, и поэтому мы выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут под каждого воспитанника. Данным детям пока трудно, а некоторым невозможно заниматься в группе, поэтому индивидуальные занятия с одним педагогом, к которому уже привыкли, приемлемы для детей с ОВЗ.
Прежде чем начать обучение с данной категорией детей, нужен подготовительный этап, на котором устанавливается контакт с родителями (как правило, это мама), этот человек наиболее близкий к ребенку. На первой встрече я делюсь свой жизненным опытом, который располагает родителя к диалогу. Родители очень близки со своими детьми, приходя в школу, они знают, на что способны их дети, и где их талант более всего проявляется. Такая беседа позволяет мне узнать о характере, предпочтениях, индивидуальных особенностях моего будущего ученика. По мере необходимости родители могут присутствовать на занятиях.
Следующий этап - это знакомство с ребенком. Этот этап очень важен, поскольку из него вытекает дальнейшее проектирование развития "особенного" ученика. При установлении контакта, главное расположить ребенка к себе: внушить безопасность, доверие, заинтересовать, вызвать положительные эмоции, так как музыка должна нести арттерапевтическую, здоровье сберегающую функции. Ребенок должен освоить новую для него обстановку класса. В общении с детьми речь должна быть немногословной, тон доброжелательный, эмоционально ровный, спокойный. Ни в коем случае не торопить ребенка, быть терпеливым и наблюдательным. На подготовительном этапе ребенок может по-разному реагировать на музыку, даже игнорировать, а то и вовсе отказаться от занятия. Одна из главных задач педагога- соблюдать спокойствие.
Как же строится наше занятие?
Начинаем мы урок с любимой попевки "Прозвенел звонок, начался урок", исполняемой на пяти звуках, шагающих поступенно вверх, вниз. Это организационный момент, который настраивает на работу. На уроке мы используем следующие формы работы:
1. Пение попевок-распевок.
2. Работа с интерактивным столом (элементы сольфеджио)
3. Исполнение выученных песен
4. Разучивание нового песенного материала
5. Слушание музыки
На каждом этапе работы следует четко дозировать время, чтобы не допустить перенапряжения, эмоционального перенасыщения. Необходимо следить за психофизическим состояние ребенка, по мере усталости устраивать "минутки бодрости". Можно встать, сделать дыхательную гимнастику пальчиковые упражнения, поиграть. Главное – это следовать за учеником, стараться приблизиться к его внутреннему миру и уже вместе развиваться дальше.
Выполнению того или иного задания помогают следующие приемы:
Пение попевок: ребенок достает из "волшебного сундучка" листок с записанным названием попевки.
1. Педагог исполняет попевку.
2. Педагог исполняет попевку с ребенком под проигрывание мелодии на фортепиано
3. Ребенок исполняет попевку самостоятельно.
Работа с вокальным произведением:
1. прослушивание произведения в оригинальном исполнении;
2. разучивание мелодии с пропеванием с оригиналом;
3. пение в паре с педагогом;
4. пение под фонограмму.
Работа с нотной грамотой:
Дети ненавязчиво, в игровой форме знакомятся с нотной грамотой, используя интерактивный тренажер "Маленький Моцарт" при помощи интерактивного стола, в основе системы лежит "цветовой" принцип восприятия музыки. Мы раскрасили семь нот в семь цветов радуги и таким образом у каждой ноты, появился свой цвет. Благодаря цветовому восприятию нот ребенок осваивает адаптированную цветную нотную запись, происходит знакомство с музыкальными инструментами, что способствует развитию музыкальных способностей.
Иногда особенного ученика очень трудно организовать на занятие по предмету. В работе с ребятами помогает такой способ, как визуализация.
Для этого я использую Метафорические ассоциативные карточки, ребенок выбирает картинку, которая ассоциируется с его текущим настроением, и картинку, в которой отображается, что он ожидает по окончанию занятия. Такой способ стимулирует ученика на работу.
Также используем карточки с заданиями, раскладываем их на столе и ребенку интересно, какое задание попадется.
К разучиванию нового материала подходим с определенной тактикой: песни должны нравиться ученику, если ребенок боится учить новое, то пою песню сама, а ребенку предлагаю исполнить со мной только припев. Песни подбираются в соответствии с характером ученика. Или же отталкиваемся от того, что нравится маме и разучиваем для неё.
Слушание музыки должно также вызывать приятные эмоции. На своих занятиях мы слушаем музыку классиков Моцарта, Чайковского, Баха, Вивальди, Шумана. Звучащие картины Рахманинова. Рисуем под музыку Дебюсси.
По окончании занятий всегда проводим рефлексию. Совместно анализируем поведение и успехи на уроке, выставляем отметку в дневник. Обязательным ритуалом поощрения служит угощение конфетой.
На занятиях с девочками, в диагнозе которых тотальная слепота, мы используем практически такие же формы работы. В занятиях опираемся на слуховые способности. Нужно отметить, что такие дети обладают абсолютным слухом.
Опыт работы с особенными ребятами показал, что эти дети могут учиться и развиваться, если им оказывать помощь и поддержку.
Наши ребята не только учатся, но еще и являются активными участниками школьных мероприятий. Участвуют в концертах и конкурсах, театральных постановках. Ежегодно ребята принимают участие и становятся лауреатами городских конкурсов "Шаг на встречу", "Солнце для всех", "Ангелы надежды". В прошлом году впервые две ученицы приняли участие в международном конкурсе "Абилимпикс", одна из них заняла 2 место.
В заключение хочу отметить, какими качествами должен обладать педагог, занимающийся с особенными детьми:
- любить ученика;
- не проявлять "жалость" к ребенку, относится к нему как к здоровому, полноценному человеку;
- обладать огромным терпением;
- владеть профессиональной методикой своего предмета;
- уметь применять нестандартные приемы и методы;
- иметь знания об особенностях детей;
- обладать педагогической интуицией;
- уметь импровизировать на уроке;
- быть щедрым на похвалу.
И обязательно нужно помнить, что основная задача педагога не только научить, но и помочь детям с особенными образовательными потребностями социализироваться и адаптироваться в обществе.