kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Деревня моя деревянная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовый этап формирования у детей любви к малой Родине-накопление ими социального опыта жизни и познания своего села, деревни,приобщение к миру его культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Деревня моя деревянная"»

МКОУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа»

Щучанского района Курганской области











«Деревенька моя деревянная»

учебно-педагогический проект









Составитель: 5 класс

Руководитель: Ушакова Ирина Анатольевна,

учитель изобразительного искусства















с. Песчанское

2024 г







Паспорт проекта

Методический паспорт учебного проекта

Организация

исполнитель

МКОУ «Песчанская СОШ»

Руководитель

проекта

Ушакова И.А. учитель изобразительного искусства.

География

проекта

школа

Сроки

выполнения

Сентябрь-октябрь

Цель проекта


Изготовление коллажа из макетов русской избы



Управление и кадры, реализующие проект.

учитель, обучающиеся 5 класса

Содержание и механизмы реализации

Пособие для изучения по теме.

Финансовое обеспечение

проекта

Материально – техническая база школы, средства родителей, средства школы.

Объект исследования

  Русская изба


Предмет исследования

краеведческий материал о строительстве в селе (документы, фотографии) презентации, исследовательские работы выполненные по теме ранее , учебная и научная литература об истории строительства деревянного жилья




Цель исследования

Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере Русской избы.



Задачи


  1. Изучить учебную и научную литературу в аспекте исследования;

  2. Выявить традиции строительства русской избы;

  3. Установить, какие традиции деревянного зодчества сохранились в современном строительстве;

  4. Выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.

  5. Сделать коллаж на тему «Деревня моя деревянная»


Гипотеза



В устроении русской деревянной избы проявилась мудрость и богатый опыт русского народа, который нашёл своё продолжение в современном строительстве жилых домов.


Форма работы

Индивидуальная и групповая.

Введение

В последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти

В рамках предмета «Изобразительное искусство» обучающиеся 4 и 5 классов изучают тему «Истоки родного искусства», «Древние корни народного искусства», где изучают, как родилось строительное мастерство. Как веками накапливался опыт и передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала на Руси народная строительная мудрость деревянного зодчества.

Актуальность:

Тема проекта актуальна, значима и интересна. Нет на земле ничего дороже малой родины, села, где ты родился и живёшь. Родители имеют недостаточно знаний о своей деревне, не владеют достаточной информацией о родной деревне, селе. Не имея сведений и достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

В селах и деревнях строится новое современное жилье, обустраивается и ремонтируется старое. Деревянные дома не узнать. Они обшиваются сайдингом и другими пластиковыми материалами, Уходит в прошлое деревянная деревня, но ещё не поздно посмотреть внимательно на то, что еще осталось, обратиться к истокам и сохранить память о деревне об истории строительства деревенского жилья,его традиции, чтобы они своё воплощение нашли в современной жизни. Это нити, связывающие прошлое и настоящее. А мы прямые потомки и наследники крестьянской России.

Цель исследования:

Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере русской избы.

Задачи:

1.Изучить учебную и научную литературу в аспекте исследования;

2.Выявить традиции строительства русской избы;

3.Установить, какие традиции деревянного зодчества сохранились в современном строительстве;

4.Выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.

5.Сделать коллаж на тему «Деревня моя деревянная»

Предмет исследования:

История русской деревянной избы.

Гипотеза:

В устроении русской деревянной избы проявилась мудрость и богатый опыт русского народа, который нашёл своё продолжение в современном строительстве жилых домов.



Ожидаемые результаты:



Ожидаемые результаты:

Критерии оценки достижения результата.

Инструментарий

оценивания.

1.

Привлечь внимания к истории деревянного зодчества.

Количество участников проекта (14 учеников).

Активность участников в подготовке к проекту.

2.

Информирование окружающих о проекте.

Количество людей

осведомлённых о проекте

( 25 человек).

Опрос, беседа, презентация проекта.

3.

Работа в семье, уроки, внеклассные занятия по предмету.

Количество участников проекта

( 20 человек из них 6 учеников 5 класса).

Активность участников через участие.

4.

Презентация проекта.

Количество людей

осведомлённых о проекте.

30 чел.

Визуальная оценка окружения.



5. Территория, на которой осуществляется проект.

МКОУ «Песчанская СОШ», село Песчанское, деревня Утичье, деревня Ушаково, Щучанского района.

6. Целевые группы проекта.

Дети 5 класса ( 8 человек), семьи детей, классный руководитель 5 класса, учитель ИЗО, учитель технологии, руководитель школьного краеведческого музея

7. Направления деятельности по проекту.


Направления деятельности.

Цель.

Сроки проведения.

Описание деятельности.

Подготовительный этап.

Побудить учеников к проекту.

1-2неделя сентября.

Провести внеурочное занятие обсудить возможности, затраты. Заручились согласием на участие.

Проведение работ.

Приведения в порядок собранной информации.

1 -2 неделя октября

Подготовка оборудования для работы. Работа над построением рисунка, изготовление макета, собирание коллажа

Представление проекта.

Выставка работ.

Представление коллажа

2 -3неделя октября.

Оформление проекта.

Рефлексия.

Выяснить проблемы выполнения таких проектов.

4 неделя октября

Оценить результат, выявить недоработки и рассмотреть пути их устранения.

8. Участники проекта.

п\п

Ф.И.обучающихся

Адрес.

9. Прогноз развития проекта. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Будут сформированы знания основных традиционных элементов при постройке избы.

После завершения данного проекта, возможно, данная работа будет продолжена по теме «Убранство русской избы», «Из истории вещей в интерьере крестьянского жилья» собранные материалы будут использоваться для проведения уроков и внеклассных мероприятий в других классах нашей школы.

10. Формы представления и тиражирования результатов проекта.

Отчёт на МО творческой группы. Пособие на уроках изобразительного искусства в других классах. Экспонат в оформлении класса. Создание презентации.

11. Ограничения в проекте.

Недостаточная межпредметная связь в период подготовительных работ.

12. Рабочий план реализации проекта.

п\п

Наименование мероприятий

Дата проведения

Ответственные

сметы в бюджете

1.

Подготовительные работы.

Консультации.

Рассказывание на тему: «История дома, в котором я живу"


1неделя сентября

Учитель технологии

Родители.


2.

Экскурсия в школьный краеведческий музей

2 неделя сентября

рук. шк. краеведческого музея

3.

Встреча с педагогом выполнявшей исследовательскую работу «Село-сказка» об истории архитектурных построек в селе Песчанское

3 неделя сентября


4.

Знакомство с теоретическим материалом.

3 неделя сентября

Родители

Интернет ресурсы


5.

Урок по теме «Деревня – деревянный мир»

26.10.2023

Учитель изо

№4. №5 №6

6.

Выработка алгоритма памятки по изготовлению макета избы.

1 неделя октября

Учитель изо . Учитель технологии .

№4. №5

8.



Изготовление коллажа.


2 неделя октября

Учитель изо

№1,№2. №1 - №7






7.

Представление проекта обучающимся 5 класса к темам «Убранство русской избы».

«Внутренний мир русской избы».

«Конструкция и декор предметов народного быта».

октябрь

Учитель изо








13. Финансирование проекта.


п\п

Статья расходов.

Сумма (руб).

1.

Клей.

68 руб.

2.

Цветная бумага.

105 руб.

3.

Цветные карандаши.

80 руб.

4.

Альбом.

40 руб.

5.

Фломастеры.

85 руб.

6.

Акварельные краски.

80 руб.

7.

Ватман

100 руб.

Итог


553 руб



Заключение.

Таким образом, в результате работы можно сделать следующий вывод: Данная работа содержит в себе две основные стороны : теоретическую и практическую. Первая сторона заключается в изучении теоретического материала по вопросу, то есть когда возникло русское деревянное зодчество, какие правила соблюдались при строительстве, как народная мудрость проявилась в правилах строительства русской избы.

Вторую сторону работы представляет практическая часть: изготовление каждым учеником макета избы. Далее коллективная работа по изготовлению коллажа «Деревня деревянный мир».

Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края, узнать русские национальные традиции деревянного зодчества, убедиться в том, что в строительстве русской избы народ использует свои многолетний опыт, и неслучайно в последние годы деревянное зодчество обретает новую жизнь. Для русского человека дом – это не просто жилая постройка, это и родина, и семья, поэтому строительству дома и его обустройству наши предки всегда уделяли большое внимание. Изучение темы «История русской деревянной избы» даёт нам возможность понять, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому, которое передается нам из поколения в поколение. 

Рефлексия.

В ходе творческой и информационно-познавательной работы над проектом узнали много интересного о традициях строительства русской избы, и, наконец, сами поработать над созданием собственного макета русской избы. В ходе разработали инструкцию для создания макета русской избы для всех желающих приобщиться к истокам русской культуры.



Литература

Забелин И.Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

  • Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

  • Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

  • http://images.yandex.ru/

  • www.fondcultura.ru/htmls/method/

  • izba.dopinfo.com  

  • ru.wikipedia.org/wiki/Изба

  • rus-izba.narod.ru/vvedenie.htm

Приложение.

Теоретическая часть.

1. Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Несмотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек. Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса). Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох. На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т. д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей или жилая изба крохотных размеров , но непременно с печью. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только

решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов : то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Интересно почему? Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть.

Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана, коня или быка. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу. При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы-четырехстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки окладной венец состоял из пяти бревен. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. Пятистенка по размерам была примерно в два раза больше четырехстенки. 

Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее. 
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы бревна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями. Такие углубления преимущественно делались на теремах или чердаках и были иногда так малы и часты, что составляли кайму кровли, а иногда так велики, что на каждой стороне было их только по паре или по три, и в середине их вставлялись окна. В избах имеются окна. Правда они еще весьма далеки от современных, с переплетами, форточками и ясными стеклами. Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей  продолговатые и  узкие.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Шли столетия, а опыт построения крестьянской избы с ее домашней нехитрой утварью передавался из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Инструкция. Выполнение макета русской избы .

Для выполнения макета русской избы потребуется белая и цветная бумага, гофрированный картон (брёвна) ножницы, клей, карандаш, линейка.

Прежде чем начать рисовать дом, нужно определиться : высокий он или низкий, где расположена дверь, сколько в доме окон. Обратим внимание на крышу дома.

Шаг 1.

Работу начнём с рисования общей формы дома, с его фасада (то есть вида дома, когда смотришь на него прямо и видишь только одну стену и крышу). Наметим высоту и длину дома. Так как это деревенский дом на фасаде дома бревна. Из гофрированного картона вырезаем сруб – здание, состоящее из четырёх стен из брёвен.

Шаг 2

Теперь можно нарисовать  окна. Наметим размер окон и их место. Следи, чтобы линии окон, нижний край крыши и основание дома были горизонтальными. Окна можно нарисовать в виде клеточек прямыми линиями сверху вниз и слева направо. Окна с наличниками и ставнями, приклеиваем их к срубу.

Шаг 3 . Вырезаем крышу, Приклеиваем лобовую доску, конек крыши с охлупенью

Шаг 4 .Украшаем избу ажурными причелинами, полотенцами .

Макет русской избы готов.

Вводная беседа

Проблемные вопросы.

1. Почему надо изучать историю своей малой Родины?

1. Какой было село и деревни ? Что сохранилось до наших дней?

2.Почему наши село и деревни, мы называем малой Родиной?

2. Почему наша деревня называется Утичье, Николаевка?

Почему наше село называется Песчанское?

3. Почему место, где мы родились, нам так дорого?

4. Каких местных авторов и их произведения о родине знаем?

5. Что можно сказать о сегодняшнем облике деревни?

6. Какую память о нашей деревне мы оставим своим потомкам?

7. Кого можно называть патриотом, гражданином своей Родины?
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Деревня моя деревянная"

Автор: Ирина Анатольевна Ушакова

Дата: 21.02.2024

Номер свидетельства: 646141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема проекта "Плоская резьба по дереву" "
    ["seo_title"] => string(43) "tiema-proiekta-ploskaia-riez-ba-po-dierievu"
    ["file_id"] => string(6) "245065"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446049938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Проект по краеведению "Частушки нашего села""
    ["seo_title"] => string(48) "proiektpokraieviedieniiuchastushkinashieghosiela"
    ["file_id"] => string(6) "312038"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459274970"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "«Кузбасс-мой край родной» (сценарий внеклассного мероприятия) "
    ["seo_title"] => string(64) "kuzbass-moi-krai-rodnoi-stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia"
    ["file_id"] => string(6) "138684"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417591882"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Проект "Деревенская ласточка""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt_dierievienskaia_lastochka"
    ["file_id"] => string(6) "438646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510596546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства