Чем отличается игра человека от игры машины? Машина может сыграть все ноты четко, чисто и безупречно. Но это будет бездушная и неживая музыка.
Человек, играя музыку, может очень тонко изменять её и эти тончайшие изменения, часто невозможно описать на бумаге или компьютерным языком.
Одна из возможностей вдохнуть жизнь в музыку — это варьировать динамику. Тогда ваша игра будет гораздо интересней. Что такое динамика в музыке? Это оттенки громкости.
Современная музыка для гитары пишется для одного, двух, трех и четырех голосов. В отдельных случаях они могут быть усилены аккордами из пяти и шести звуков. Все звуки, за исключением не имеющих унисонных повторений, можно исполнить на различных струнах. Избираются струны в зависимости от удобства исполнения либо от задачи получения соответствующего тембра.
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же, о силе звука, одном из четырех параметров музыкального звука в целом.
Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики. В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты. В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.
Итак, на нашем уроке мы посмотрим, какие задачи при расстановке динамики ставятся перед учащимися, разберем – какие при
этом возникают проблемы и постараемся найти способы их решения.
Так же в ходе урока учащаяся сможет посмотреть видеозапись
и услышать, каких результатов можно достичь при регулярной работе над
техническими упражнениями.
Материалом для сегодняшнего урока послужит произведение Дж. Вестфилда из английской лютневой музыки XVI века «Танец охотников», которую изучают в переложении Маргариты Александровой.
Основные задачи, стоящие перед учащейся – контроль за посадкой и постановкой рук, закрепление аппликатуры в I позиции ритмически и динамически правильно. Чтобы грамотно расставить динамику, нужно найти кульминацию произведения, то есть высшую точку развития. Она, как правило, исполняется «на форте». Работа над динамикой – это одна из самых важных работ над произведением. Ведь мало самому чувствовать характер, необходимо и до слушателя донести эти чувства. Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика. Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки. Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения. При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания. На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить. Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки..
Учитывая возможности учащейся ставятся задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой части отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приѐмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).
Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.
Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.
Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.
Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.
После окончания данной работы узнаем у учащейся, с какими
трудностями она столкнулась, и какие видит пути решения.
По мере усложнения репертуара больше требований предъявляется и к
технической подготовке учащегося. Для учащейся 3 класса основная техническая сложность – стабильность исполнения и выносливость.
Далее начинается работа по выработке выносливости пальцев левой
руки. Исполнять гаммообразные пассажи следует apoyando.
Приобретенный навык, учащаяся демонстрирует в исполнении отрывка из
Произведения В.Калинина «Золотые рыбки»
В конце занятия учащаяся оценивает свои достижения, намечаются пути
работы над недостатками и возможности применения полученных навыков в
работе над произведениями.
Итак, из проведенного занятия становится ясно, что важно не просто
выучить произведение и поиграть его, но и донести собственные эмоции слушателю с помощью динамических оттенков.
Список использованных источников
Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004.
Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI,
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М.
Григоренко. – М.: Кифара, 2002.
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский